Научная статья на тему 'Профессиональная культура преподавателя вуза как социокультурный феномен'

Профессиональная культура преподавателя вуза как социокультурный феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
751
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / КУЛЬТУРА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / САМОРАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / DEVELOPMENT / CULTURE / ACTIVITY / IDENTITY / SELFDEVELOPMENT / PROFESSIONAL CULTURE OF TEACHERS / SELFIMPROVEMENT / HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Елена Витальевна

В статье рассматриваются вопросы развития профессиональной культуры преподавателя высшей школы во взаимосвязи с социальными и культурными процессами, обусловленными расширением связей между государствами, глубоким осмыслением феномена культуры, становлением гуманистической парадигмы в качестве доминанты социокультурного процесса, усилением интегративных процессов в науке. Преподаватели вузов это не только субъекты профессиональной деятельности, ответственные за подготовку компетентных и востребованных на рынке специалистов, но и одна из важнейших социально-профессиональных групп активных участников происходящих в стране политических, экономических, социокультурных, научных процессов. Профессиональная культура преподавателя не создается сама по себе. Она проявляется как высшая степень развития профессиональной компетентности, сложное системное образование, представляющее совокупность общечеловеческих ценностей, профессионально-ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и технологий педагогической деятельности. В современном понимании профессиональная культура преподавателя вуза выступает одним из социально значимых показателей образованности человека, отражает совокупность его духовных и материальных ценностей, степень творческой самореализации и актуализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGH SCHOOL TEACHER PROFESSIONAL CULTURE AS A SOCIOCULTURAL PHENOMENON

In the article the questions of development of professional culture of teachers of high school in relation to social and cultural processes due to the expansion of ties between States, a deep understanding of the phenomenon of culture, the formation of a humanistic paradigm as the dominant socio-cultural process, intensification of integrative processes in science. University professors not only of professional actors responsible for the preparation of competent and marketable professionals, but also one of the most important socio-professional groups, active participants of the events in the country political, economic, sociocultural and scientific processes. The professional culture of a teacher is not created by itself. It manifests itself as the highest degree of professional competence development, complex system formation representing the totality of human values, professional values and personality traits, universal ways of cognition and technology teaching. In the modern sense of the professional culture of University teachers is one of socially significant indicators of literacy of a person, reflects the totality of its spiritual and material values, the degree of creative self-realization and actualization.

Текст научной работы на тему «Профессиональная культура преподавателя вуза как социокультурный феномен»

УДК 378

АНТОНОВА Елена Витальевна, Академия социального управления, г. Москва, Россия antonova_ev@bk. ш

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

В статье рассматриваются вопросы развития профессиональной культуры преподавателя высшей школы во взаимосвязи с социальными и культурными процессами, обусловленными расширением связей между государствами, глубоким осмыслением феномена культуры, становлением гуманистической парадигмы в качестве доминанты социокультурного процесса, усилением интегра-тивных процессов в науке. Преподаватели вузов - это не только субъекты профессиональной деятельности, ответственные за подготовку компетентных и востребованных на рынке специалистов, но и одна из важнейших социально-профессиональных групп активных участников происходящих в стране политических, экономических, социокультурных, научных процессов. Профессиональная культура преподавателя не создается сама по себе. Она проявляется как высшая степень развития профессиональной компетентности, сложное системное образование, представляющее совокупность общечеловеческих ценностей, профессионально-ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и технологий педагогической деятельности. В современном понимании профессиональная культура преподавателя вуза выступает одним из социально значимых показателей образованности человека, отражает совокупность его духовных и материальных ценностей, степень творческой самореализации и актуализации.

Ключевые слова: развитие, культура, деятельность, личность, саморазвитие, профессиональная культура преподавателей, самосовершенствование, высшая школа.

DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/1-119-122

ANTONOVA Elena V., Academy of Social Management Moscow, Russia antonova_ev@bk.ru

HIGH SCHOOL TEACHER PROFESSIONAL CULTURE AS A SOCIOCULTURAL PHENOMENON

In the article the questions of development of professional culture of teachers of high school in relation to social and cultural processes due to the expansion of ties between States, a deep understanding of the phenomenon of culture, the formation of a humanistic paradigm as the dominant socio-cultural process, intensification of integrative processes in science. University professors not only of professional actors responsible for the preparation of competent and marketable professionals, but also one of the most important socio-professional groups, active participants of the events in the country political, economic, soci-ocultural and scientific processes. The professional culture of a teacher is not created by itself. It manifests itself as the highest degree of professional competence development, complex system formation representing the totality of human values, professional values and personality traits, universal ways of cognition and technology teaching. In the modern sense of the professional culture of University teachers is one of socially significant indicators of literacy of a person, reflects the totality of its spiritual and material values, the degree of creative self-realization and actualization.

Keywords: development, culture, activity, identity, self-development, professional culture of teachers, self-improvement, high school.

Представления о сущности и смысле современного высшего образования как результата обучения и воспитания, профессионального становления и развития личности человека неразрывно связаны с осознанием огромной роли культуры и образования, личностно-творческой самореализацией преподавателя и студента. Характерные для общества XXI в. изменения во всех сферах жизни и деятельности человека, активное усвоение культурных ценностей объективно требуют превращения высшей школы в институт воспроизводства и создания высокого уровня профессиональной культуры преподавателей.

Как отмечается в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., необходимым условием для развития современного российского общества, формирования инновационной экономики XXI века является модернизация системы отечественного образования, позволяющая в условиях мировой глобальной конкуренции осуществлять качественную подготовку подрастающего поколения [1]. В этом ключе особенно важной становится проблема подготовленности преподавателя высшей школы к решению столь актуальных задач. Усиление взаимосвязи образования и культуры на рубеже веков связано с глубоким осмыслением феномена культуры, становлением гуманистической парадигмы в качестве доминанты социокультурного процесса, усилением интегративных процессов в науке.

Известный ученый А.М. Новиков в своем толковании сущности культуры понимал всю совокупность достижений человечества в исторически определенную эпоху развития общества и человека. При этом он объединял в единое целое как объективные, так и субъективные составляющие культуры, влияющие на развитие общества. В качестве объективных составляющих культуры он рассматривал результаты деятельности всех людей. Это машины, технические сооружения, результаты познания - книги, произведения искусства, нормы права и морали и т.д. К субъективным составляющим культуры он относил человеческие силы и способности каждого человека, реализуемые в деятельности. Это ощущения, восприятия, знания, умения, профессиональные навыки, направленность личности, развитие тех или иных способностей, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение, способы

и формы взаимного общения людей и т.д. Причем предметными результатами объективной деятельности человечества, по его мнению, являются также такие формы общественного сознания, как язык, обыденное сознание, политическая идеология, право, мораль, религия, искусство, наука, философия, а носителем общественного сознания являются общественные знания [6, с. 19].

В современном понимании профессиональная культура преподавателя высшей школы выступает одним из социально значимых показателей образованности человека, отражающим совокупность его духовных и материальных ценностей, степень творческой самореализации и актуализации. Складываясь исторически в ходе развития общественных систем, ценности фиксируются в педагогической науке как форме общественного сознания в виде идей, теорий, концепций, позволяющих преподавателям вузов в процессе своей деятельности овладевать этими ценностями, субъективируя их. При этом степень субъективации является показателем лич-ностно-профессиональной развитости преподавателя, его уровня профессиональной культуры.

Исследователи различных наук не раз подчеркивали уникальность и неповторимость личности. Так, вопросы создания условий для самовыражения личности волновали Дж. Дьюи, А. Маслоу рассматривал самореализацию как проявление таланта, способностей и дарования личности, К. Роджерс уделял внимание перспективам продуктивного личностного роста, Р. Бернс - формированию здорового самосознания и собственной позиции личности, овладению знаниями и опытом, способствующими профессионализму и развитию высокого уровня культуры. Известный английский педагог У. Берч обращается к проблеме профессиональной культуры преподавателя вуза, включающей в себя не только развитие способности к решению теоретических и практических задач, но и этических качеств ученого как совокупности представлений о ценностях профессиональной деятельности, определяющих его научно-исследовательский поиск и преподавание.

В современных концепциях деятельности все чаще внимание с внешней, предметной стороны, ориентированной на изменение человеком окружающего мира, перемещается на внутреннюю, направленную на изменение самого себя и своего отношения к миру (А.К. Абуль-ханова-Славская, О.С. Анисимов, Г.С. Батищев, А.В. Брушлинский, Ю.В. Громыко, В.П. Зинчен-ко, Н.С. Злобин, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, В.М. Розин, В.И. Слободчиков и др.). Это позволяет рассматривать развитие профессиональной культуры преподавателя с точки зрения его готовности к труду, саморазвитию и самосовершенствованию в связи с тем, что в центре педагогического образования становится «самодеятельность» преподавателя как процесс его самоизменения, принятия решений, определяющих выбор ценностей, целей и способов своей профессиональной жизнедеятельности.

При этом важными компонентами, способствующими эффективному развитию профессиональной культуры преподавателя, являются его психофизиологические способности, социально-психологические качества, психическая готовность к развитию своей профессиональной культуры как субъекта труда, выражающей, по сути, формирование и интеграцию востребованных трудом и обусловленных им личностно-профессиональных качеств, в совокупности характеризующих готовность и подготовленность успешно выполнять свои профессиональные функции.

Готовность к труду, как отмечается в исследованиях Е.А. Климова, А.К. Марковой и др., в значительной степени зависит от индивидуальных способностей человека [4, 5]. Причем психологическая готовность как компонент общей готовности к труду в исследовании рассматривается шире, чем психологическая готовность к профессиональной деятельности. Как показывают исследования, не каждый преподаватель сегодня готов к труду, но его психологическая готовность к профессиональной деятельности оценивается высоко. Это различие проявляется в структурном, содержательном и организационном компонентах и в настоящее время является одним из существенных противоречий, мешающих успешной продуктивной деятельности преподавателя и развитию его профессиональной культуры.

Всестороннее исследование феномена профессиональной культуры преподавателя и ее развития предполагает обязательное изучение таких вопросов, как генезис, современное состояние проблемы познания субъекта труда в системе образования и подготовки человека к нему, выявление положительного опыта исследования актуальных проблем и возможностей для его инновационного решения, разработка концепции развития профессиональной культуры преподавателей. Развитию личности в профессиональной деятельности различных современных наук уделяют значительное внимание, тем не менее проблема развития профессиональной культуры, в том числе и преподавателя вуза, в настоящее время остается по-прежнему актуальной, что подтверждается принятыми на государственном уровне решениями. Так, в 2014 г. принят модельный кодекс этики, представляющий собой свод общих принципов профессио-

нальной этики и основных правил поведения, которыми рекомендуется руководствоваться педагогическим работникам при выполнении трудовых обязанностей [3], в 2015 г. - профессиональный стандарт педагога, предъявляющий требования к обобщенным трудовым функциям преподавателей вузов [2].

Важным направлением, исследующим возможности активного включения преподавателей в созидательные процессы, способствующим развитию их профессиональной культуры, в настоящее время является идея непрерывности образования. Появившаяся в истории культуры еще в эпоху Платона и Аристотеля, она впервые была теоретически обоснована Я.А. Ко-менским в системе обучения «всех всему», начиная от материнской школы до академии. Идея пожизненной незавершенности и незавершимости образования для взрослого человека как объективно существующая для него необходимость постоянно оставаться в позиции ученичества. При этом непрерывное образование преподавателя высшей школы неразрывно связано с двумя аспектами: социально-образовательным, рассматривающим систему непрерывного образования как части социальной практики; психолого-андрагогическим, связанным с освоением самого человека нового жизненного, социального, профессионального опыта. В этом процессе важное место принадлежит самообразованию, как средству воспитания человека в процессе самостоятельного систематического приобретения знаний, способствующему выработке целеустремленности, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что профессиональная культура преподавателя высшей школы выступает одним из социально значимых показателей образованности человека, отражающей совокупность его духовных и материальных ценностей, степень творческой самореализации и актуализации. Ее развитию в современной социокультурной среде способствуют как общественно-государственные условия, создающие перспективы для его непрерывного образования и самообразования, так и психологическая направленность индивидуальных черт и качеств человека.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90601 (дата обращения: 01.12.2015)

2. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 № 38993) из информационного банка «Российское законодательство (Версия Проф)». URLhttp://

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=159471 (дата обращения: 01.12.2015)

3. Письмо Минобрнауки России от 06.02.2014 N 09-148 «О направлении материалов» (вместе с «Рекомендациями по организации мероприятий, направленных на разработку, принятие и применение Кодекса профессиональной этики педагогическим сообществом»).

URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=159471 (дата обращения: 01.12.2015)

4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Уч. пособие. - М.: Академия, 2004. - 304 с.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 1996. - 308 с.

6. Новиков А.М. Развитие отечественного образования. Полемические размышления. - М.: Эгвес, 2005. - 176 с.

REFERENCES

1. The decree of the RF Government from November 17, 2008 № 1662-R «Concept long-term socially-economic development of the Russian Federation for the period till 2020». Available at:

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90601 (accessed: 01.12.2015)

2. The order of the Ministry of labor of Russia from 08.09.2015 No. 608н «About approval of professional standard «Teacher of vocational training, professional education and additional professional education» (Registered in Ministry of justice of Russia on 24.09.2015 No. 38993). Available at:

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=159471 (accessed: 01.12.2015)

3. Letter of the Ministry of education and science dated 06.02.2014 N 09-148 «direction of materials» (together with «Recommendations on the organization of activities aimed at the development, adoption and application of the Code of professional ethics by the pedagogical community»). Available at:

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=159471 (accessed: 01.12.2015)

4. Klimov, E.A. Psychology of professional self-determination. [Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya]. The manual. Moscow: Academy, 2004. 304 p.

5. Markova, A.K. Psychology of professionalism. [Psikhologiya professionalizma]. Moscow: Znanie, 1996. 308 p.

6. Novikov, A.M. The development of national education. Polemical reflections . [Razvitie otechestvennogo obrazovani-ya. Polemicheskie razmyshleniya]. Moscow: Publishing House «Agues», 2005. 176 p.

Information about the author

Антонова Елена Витальевна, старший преподаватель, Академия социального управления, г. Москва, Россия, antonova_ev@bk.ru

Получена: 05.01.2016

Для цитирования статьи: Антонова Е.В. Профессиональная культура преподавателя вуза как социокультурный феномен. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 1. Часть 1. с. 119-122. doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/1-119-122

Информация об авторе

Antonova Elena V., Senior Lecturer, Academy of Social Management Moscow, Russia, antono-va_ev@bk.ru

Received: 05.01.2015

For article citation: Antonova E.V. High school teacher professional culture as a sociocultural phenomenon. [Professional'naya kul'tura prepo-davatelya vuza kak sotsiokul'turnyy fenomen]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Tom 8. No 1 . Vol. 1. Pp. 119-122.

doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/1-119-122

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.