Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ АКСЕЛЕРАЦИИ СУБЪЕКТОВ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА'

К ВОПРОСУ ОБ АКСЕЛЕРАЦИИ СУБЪЕКТОВ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Красова Н.Е., Лещенко Е.М., Рыжкова Э.Н., Рыжкова Е.В.

П р е д м е т. Организационно - правовые отношения, возникающие в процессе реализации региональных программ и проектов государственной поддержки субъектов малых форм хозяйствования. Т е м а . Исследование экономического и экспортного потенциала отраслей агропромышленного комплекса Воронежской области. Ц е л и . Анализ проблемных аспектов, сдерживающих развитие потенциала субъектов малых форм хозяйствования регионального агропромышленного комплекса. М е т о д о л о г и я . Использовались методы общеэкономического, логического анализа и синтеза, сравнения, научного обобщения, статистический и графический методы, системный, комплексный подход к оценке реализации исследуемых явлений. Р е з у л ь т а т ы . Определена роль субъектов малых форм хозяйствования в развитии регионального агропромышленного комплекса, изучена проблема значимости государственной поддержки через инструментарий механизма акселерации аграрного бизнеса. О б л а с т ь п р и м е н е н и я . Агропромышленный комплекс на мезоуровне. В ы в о д ы . Принятие комплекса мер, предусматривающих повышение доступа к формам финансовой поддержки в рамках региональных проектов, субсидирование затрат на производство высококачественного сельскохозяйственного сырья, формирование и развитие оптимальных логистических потоков сбыта позволят получить пролонгированный результат, предполагающий усиление экономического и экспортного потенциала агропромышленного комплекса Воронежской области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Красова Н.Е., Лещенко Е.М., Рыжкова Э.Н., Рыжкова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF ACCELERATION OF SMALL BUSINESS ENTITIES OF THE REGIONAL AGRO - INDUSTRIAL COMPLEX

S u b j e c t. Organizational and legal relations arising in the process of implementing regional programs and projects of state support for small business entities.. T o p i c . Research of the economic and export potential of the branches of the agro - industrial complex of the Voronezh region. G o a l s . Analysis of problematic aspects hindering the development of the potential of small business entities of the regional agro - industrial complex. M e t h o d o l o g y. The methods of general economic, logical analysis and synthesis, comparison, scientific generalization, statistical and graphical methods, a systematic, integrated approach to assessing the implementation of the studied phenomena were used. R e s u l t s . The role of small business entities in the development of the regional agro - industrial complex is determined, the problem of the importance of state support through the tools of the acceleration mechanism of agricultural business is studied. S c o p e o f a p p l i c a t i o n . Agro - industrial complex at the meso - level. C o n c l u s i o n s . The adoption of a set of measures providing for increased access to forms of financial support within the framework of regional projects, subsidizing the costs of producing high - quality agricultural raw materials, the formation and development of optimal logistics sales flows will allow to obtain a prolonged result, assuming the strengthening of the economic and export potential of the agro - industrial complex of the Voronezh region

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ АКСЕЛЕРАЦИИ СУБЪЕКТОВ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА»

региональная экономическая политика и механизмы ее реализации

УДК 338.436.33

К ВОПРОСУ ОБ АКСЕЛЕРАЦИИ СУБЪЕКТОВ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО

КОМПЛЕКСА

Коды JEL: R 11, R 12, R 58.

Красова Н. Е., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры математики, ВУНЦ ВВС «ВВА», Россия

E-mail: krasovanata@mail.ru SPIN-код: 5501-5963

Лещенко Е. М., доктор технических наук, профессор, профессор кафедры естественно-научных и социальных дисциплин, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия. Старший научный сотрудник ВУНЦ ВВС «ВВА», Россия. E-mail: l.e.m@bk.ru SPIN-код: 8174-2750

Рыжкова Э. Н., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры математики, ВУНЦ ВВС «ВВА», Россия

E-mail: emmais@yandex.ru SPIN-код: 4643-2490

Рыжкова Е. В., кандидат педагогических наук, доцент, старший преподаватель кафедры математики, ВУНЦ ВВС «ВВА», Россия E-mail: dikareva_ev@mail.ru SPIN-код: 6921-5590

Поступила в редакцию 21.09.2022. Принята к публикации 23.09.2022 Аннотация

Предмет. Организационно-правовые отношения, возникающие в процессе реализации региональных программ и проектов государственной поддержки субъектов малых форм хозяйствования.

Тема. Исследование экономического и экспортного потенциала отраслей агропромышленного комплекса Воронежской области.

Цели. Анализ проблемных аспектов, сдерживающих развитие потенциала субъектов малых форм хозяйствования регионального агропромышленного комплекса.

Методология. Использовались методы общеэкономического, логического анализа и синтеза, сравнения, научного обобщения, статистический и графический методы, системный, комплексный подход к оценке реализации исследуемых явлений.

Результаты. Определена роль субъектов малых форм хозяйствования в развитии регионального агропромышленного комплекса, изучена проблема значимости государственной поддержки через инструментарий механизма акселерации аграрного бизнеса.

Область применения. Агропромышленный комплекс на мезоуровне.

Выводы. Принятие комплекса мер, предусматривающих повышение доступа к формам финансовой поддержки в рамках региональных проектов, субсидирование затрат на производство высококачественного сельскохозяйственного сырья, формирование и развитие оптимальных логистических потоков сбыта позволят получить пролонгированный результат, предполагающий усиление экономического и экспортного потенциала агропромышленного комплекса Воронежской области

Ключевые слова: субъекты малых форм хозяйствования, агропромышленный комплекс, государственная поддержка, продовольственная безопасность, региональные проекты.

РЕГИОН: системы, экономика, управление № 3 (58), 2022

UDC 338.436.33

ON THE ISSUE OF ACCELERATION OF SMALL BUSINESS ENTITIES OF THE REGIONAL AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

JEL codes: R 11, R 12, R 58.

Krasova N. E., candidate of economic Sciences, associate Professor, Department of mathematics, MESC AF «AFA», Russia

E-mail: krasovanata@mail.ru SPlN-code: 5501-5963

Leshchenko E. M., doctor of technical Sciences, Professor Professor of the Department ofnatural science and social disciplines, Russian presidential Academy of national economy andpublic administration (branch of Ranepa), Voronezh, Russia E-mail: l.t.m@bk.ru SPlN-код: 8174-2750

Ryzhkova E. N., the candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Departmentof mathematics, MESC AF «AFA», Russia E-mail: emmais@yandex.ru SPIN code: 4643-2490

Ryzhkova E. V., candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, senior lecturer ofthe Department of mathematics, MESC AF «AFA», Russia E-mail: dikareva_ev@mail.ru SPlN-code: 6921-5590

Annotation

Subject. Organizational and legal relations arising in the process of implementing regional programs and projects of state support for small business entities..

Topic. Research of the economic and export potential of the branches of the agro-industrial complex of the Voronezh region.

Goals. Analysis of problematic aspects hindering the development of the potential of small business entities of the regional agro-industrial complex.

Methodology. The methods of general economic, logical analysis and synthesis, comparison, scientific generalization, statistical and graphical methods, a systematic, integrated approach to assessing the implementation of the studied phenomena were used.

Results. The role of small business entities in the development of the regional agro-industrial complex is determined, the problem of the importance of state support through the tools of the acceleration mechanism of agricultural business is studied.

Scope of application. Agro-industrial complex at the meso-level.

Conclusions. The adoption of a set of measures providing for increased access to forms of financial support within the framework of regional projects, subsidizing the costs of producing high-quality agricultural raw materials, the formation and development of optimal logistics sales flows will allow to obtain a prolonged result, assuming the strengthening of the economic and export potential of the agro-industrial complex of the Voronezh region

Keywords: small business entities, agro-industrial complex, state support, food security, regional projects.

DOI: 10.22394/1997-4469-2022-58-3-47-55

пая по многим параметрам крупнейшим мировым экономическим системам. Проводимая государственная политика России, предполагающая формирование многополярного равноправного торгово-экономического сотрудничества с зарубежными контрагентами, в насто-

Введение

С момента роста макроэкономических показателей в первой четверти XXI в. Российская Федерация уверенно создаёт базовую платформу достижения национальной конкурентоспособности на мировых рынках, не усту-

ящее время, впрочем как и раннее, вызывает ответную реакцию коллективного Запада через усиление политического давления, беспрецедентного по масштабам и по отраслевым сегментам экономики антироссийских санкций, эмбарго, таможенных ограничений, разрушая стабильность хозяйственных связей и внешнеэкономических отношений, товарно-материальных, инвестиционных, логистических и финансовых потоков, в том числе на потребительских рынках сельскохозяйственной продукции и продовольствия [1].

Негативная геополитическая ситуация на фоне передела глобального агропромышленного рынка, усиления угроз национальной безопасности Российской Федерации в условиях неопределённости мировой экономики подтверждает правильность прорывного курса инновационного обновления аграрных технологий, технической модернизации производственных мощностей, замещения зарубежных производителей в инфраструктурных отраслях агропромышленного комплекса (далее - АПК).

Вместе с тем, глобальные усиление вызовов внешнего окружения, повышение рисков антропогенного воздействия обостряет ряд проблем как в отраслях региональных АПК, так и в сфере аграрного предпринимательства, сдерживающих достижение темпов роста конкурентоспособности, внедрения ресурсосберегающих технологий, производство высококачественного сырья, сельскохозяйственной продукции, востребованных продовольственных товаров, инновационных продуктов с высокой добавленной стоимостью на внутреннем и внешнем рынках.

В создавшихся условиях в решении проблем особая роль принадлежит органам публичной власти субъекта РФ, которые не должны ограничиваться только финансовой поддержкой, но и совместно с гражданским обществом выступать организаторами вовлечения потенциала предпринимательской инициативы, в том числе в наиболее многочисленном отраслевом сегменте малых форм хозяйствования через инструментарий организационно-методического, нормативно-правового, информационного сопровождения, популяризации аграрного бизнеса, стимулирования к объединению субъектов в кооперативное движение, создания благоприятных условий для реализации инновационных проектов, развитию социальной инфраструктуры на селе [2].

Анализ показателей развития регионального АПК и определения комплекса мер поддержки субъектов малых форм хозяйствования

Проблемные аспекты в отраслевой инфраструктуре региональных агропромышленных

комплексов, в сфере государственного регулирования взаимоотношений с субъектами аграрного бизнеса различных организационно-правовых форм собственности и хозяйствования в субъекта РФ являются предметом исследования российских учёных и экспертов. К числу заслуживающих особое внимание, необходимо отнести научные труды таких авторов как С. В. Андреева, Р. В. Ахметова, О. С. Белокрыло-ва, В. А. Кундиус, И. В. Щетинина и др. [3—6] Однако, несмотря на значительный вклад учёных, для современных условий трансформации глобальных сельскохозяйственных потребительских рынков, переформатирования государственной аграрной политики ещё недостаточно чётко определены формы и конструкции принципиально новых адаптивных механизмов государственной поддержки и модели взаимодействия региональных органов публичной власти с субъектами малых форм хозяйствования.

В качестве объекта исследования нами выбрана отраслевая структура регионального аг -ропромышленного комплекса Воронежской области.

Мировая и отечественная практика доказывает, что в настоящее время наличие субъектов малых форм хозяйствования, их объединений и союзов в сельских поселениях является обязательным условием формирования здоровой конкурентной среды в АПК, развития отраслей сельскохозяйственного производства и его оптимальной диверсификации, обеспечения доходов и занятости населения в сельской местности. Пройдя достаточно длинный путь эволюции, в настоящее время сегмент малых форм включает юридических и физических лиц, в числе которых сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, индивидуальные предприниматели, самозанятые, в совокупности объединяющих достаточно высокий трудовой, земельный и ресурсный потенциалы. Так, согласно официально опубликованным данным Федеральной службы государственной статистики по итогам сельскохозяйственной микропереписи, проведённой впервые в 2021 г. на территории Воронежской области в отраслях АПК функционировало 404 субъекта малых сельскохозяйственных предприятий (микропредприятия, артели, потребительские кооперативы, их объединения и союзы), 2457 крестьянских (фермерских) хозяйств, 132 индивидуальных предпринимателя, 621 некоммерческое товарищество (огородническое, садовое, дачное и др.), 417 686 личных подсобных и др. хозяйств граждан, на долю которых приходилось в среднем на один

объект 4401,9 гектаров (га) земельных участков или 8,4 % от всей площади сельскохозяйственных угодий региона (5,2 млн га) [7].

В силу территориального размещения практически все субъекты малых форм хозяйствования задействованы в сельскохозяйственных отраслях регионального АПК, развитие которого в исследуемый период 2019—2022 гг. осуществлялось в сложных условиях, обусловленных влиянием природно-климатических, социально-демографических, политических, санитарно-эпидемиологических и др. негативных факторов. Однако, следуя государственной аграрной политике, региональные органы публичной власти оперативно реагируют на изменения и вызовы внешнего окружения за счёт адекватного обновления стратегических приоритетов в рамках региональной программы «Развитие сельского хозяйства производства пищевых продуктов и инфраструктуры агро-продовольственного рынка» (далее — Программа) [8]. Нормативно-правовой документ разработан во исполнение государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования потребительских рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [9], и содержит широкий перечень мероприятий с чёткой постановкой целей, задач, ответственности, детализации поддержки каждой структурной отрасли, целевые индикаторы её реализации, что в полной мере соответствует приоритетным направлениям Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов России [10].

Именно используемый системный подход государственного управления проектами и инструментарий Программы, включающий более сорока мер государственной поддержки из средств федерального и регионального бюдже-

тов в объёме 7 млрд 675 млн руб., в том числе двух млрд руб. на привлечение сельскохозяйственных производителей и перерабатывающих предприятий к инвестиционной деятельности, несмотря на значительный ущерб, нанесённый растениеводству аномальным воздействиям на посевы в 2021 г., позволил обеспечить динамичный рост макроэкономических показателей развития инфраструктурных отраслей регионального АПК в объёме 334,5 млрд руб. с ростом 127,5 % по отношению к 2020 г. (262,3 млрд руб.) [11]. По данному показателю в рейтинге субъектов РФ Воронежская область переместилась с пятой на четвёртую позицию, уступая Краснодарскому краю (549,5 млрд руб.), Ростовской (432,2 млрд руб.) и Белгородской (345,6 млрд руб.). Наибольший прирост сельскохозяйственной продукции получен в отрасли животноводства, составившего 7,1 % от уровня 2020 г. за счёт применения товаропроизводителями инновационных и ресурсосберегающих технологий по производству молока, свинины, говядины. Более того, создание благоприятных условий для аграрного бизнеса через развитие кластерной модели хозяйствования позволило обеспечить рост доли объёмов сельскохозяйственной продукции в общей структуре объёмов промышленного производства регионального комплекса до 40,5 % или на 6,6 процентных пунктов по отношению к уроню 2020 г., а снижение индекса цен сельскохозяйственных товаропроизводителей на 9 процентных пунктов способствовало стабилизации ценообразования на рынке продовольственных товаров.

Основные показатели развития отраслей регионального АПК за период 2019—2021 гг. согласно данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области сведены в табл. 1.

Таблица 1

Динамика изменения макроэкономических показателей развития отраслей АПК Воронежской области за период 2019—2021 гг.

Показатели Годы исследуемого периода Темп изменения, %

2019 г 2020 г 2021 г 2020 г. к 2019 г. 2021 г. к 2020 г.

Объем производства продукции сельского хозяйства, млрд руб. 221,9 262,3 334,5 118,2 127,5

Объём промышленного производства, млрд руб. 672,6 771,9 823,9 114,7 106,7

Доля объемов продукции сельского хозяйства в общей структуре объёмов производства регионального комплекса, % 32,9 33,9 40,5 103,0 119,4

Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции, % 94,2 119,7 109,0 127,0 91,0

Объём розничной торговли продовольственными товарами, млн руб. 244,3 252,1 278,2 112,3 110,3

Доля продаж розничной торговли продовольственными товарами, % 2,7 4,4 5,8 162,9 131,8

Обобщая статистические данные, можно констатировать, что отраслевая структура регионального АПК обеспечивает потребности Воронежской области в сельскохозяйственной продукции. При этом регион является не только поставщиком товаров, сырья, сельскохозяйственных товаров, продуктов питания на внутренние потребительские рынки России, но и выступает активным экспортёром на мировых рынках. В этой связи отметим, что реализация приоритетных стратегических направлений социально-экономического развития территории региона способствовала преумножению ресурсного, производственного, трудового, научного, инвестиционного, инновационного, инфраструктурного потенциалов для удовлетворения внутренних потребностей населения и активного участия бизнес сообщества во внешнеэкономической деятельности. С целью развития внешнеэкономических связей во исполнение федерального проекта (ФП) «Международная кооперация и экспорт», сформирована и функционирует эффективная инфраструктурная поддержка участников экспортных операций, реализуются региональный проект «Системные меры развития международной кооперации и экспорта», «Экспорт продукции АПК)» и др., внедрён инструментарий комплексного подхода, ориентированных на

В товарной структуре регионального АПК традиционно преобладала готовая продукция растениеводства, масложировой, мясомолочной, пищевой, перерабатывающей отраслей.

Достижение позитивной ситуация в отраслях АПК обеспечивалось не только за счёт экономического потенциала крупных сельскохозяйственных предприятий, но и при участии сегмента малых форм хозяйствования. Примечателен вклад субъектов малых форм хозяйствования в аграрную экономику региона, составивший 116,2 млрд руб. (34,7 % от общего объёма), в том числе 69,2 млрд руб. (20,6 %) за счёт личных подсобных хозяйств граждан,

стимулирование экспортной деятельности хозяйствующих субъектов всех организационно-правовых форм, в рамках Регионального экспортного стандарта версии 2.0. [12].

В результате предпринятых мер по созданию благоприятной среды для экспортёров по официальным данным Воронежской таможни, несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию, в 2021 г. достигнуты позитивные результаты внешнеэкономической деятельности предприятий регионального хозяйственного комплекса. Так, объём внешнеторгового оборота региона составил 981,2 млн долл. США, что 41,0 % выше показателя 2020 г., при этом достигнуто положительное сальдо торгового баланса в сумме 421,2 млн долл. США [13]. Необходимо обратить внимание на тот факт, что объём экспорта товарной продукции в 2021 г. составил 706,2 млн долл. США или на 48,8 % от уровня 2020 г. и представлен несырьевыми неэнергетическими товарами на 89,8 %, при установленном Президентом России показателе реального роста не менее 70 % по отношению к 2020 г.

В структуре экспорта преобладала позиция химической продукции, каучук — 43,4 %), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё — 37,8 %, машиностроительная продукция — 11,2 % (см. рисунок).

47,0 млрд руб. (14,0 %) — крестьянских фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей. Наибольшая доля сегмента в общем объёме сельскохозяйственной продукции приходилась на яйца (43,9 %), молока (19,3 %), мяса (1,4 %), при этом розничный товарооборот на 98,4 % формировался через стационарные торговые сети.

Принимая во внимание значимость, а также положения Указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2030 года», определяющего развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации

37,8

43,4

0,9

4,8 11,2

□ Продукция химической продукции,каучук

■ Продовольствие и сельскохозяйственное сырьё

□ Машиностроительная продукция

□ Металлы и изделия из них

■ Прочая продукция

Рис. Отраслевая структура экспорта Воронежской области в 2021 г., %

в качестве стратегического приоритета преобразований в отраслях АПК, во исполнение национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на территории Воронежской области сформирован и успешно реализуется комплекс мер поддержки малых форм хозяйствования в рамках правового поля регионального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельскохозяйственной кооперации» [14].

Комплекс мер программного документа направлен на поддержку субъектов малых форм хозяйствования с целью стимулирования прироста количества в отраслях АПК сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, повышения уровня конкурентоспособности продукции и создания условий для увеличения численности занятого населения через механизм вовлечения граждан в субъекты данного сегмента. Паспортом указанного проекта предусмотрены три основных направления поддержки, включая предоставление грантов «АгростартАп» на создание и развитие субъектов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, семейных ферм, индивидуальных предпринимателей. Реализация проекта предусматривает финансирование из бюджетных средств федерального и регионального уровня. при этом на эти цели выделено 712,2 млн руб. или на 1,03 процентных пунктов по отношению к предыдущему отчётному периоду (689,4 млн руб.). Основными направлениями поддержки являлись гранты на развитие материально-технической базы потребительских кооперативов, семейных ферм, гранты «Агростартап» начинающим предпринимателям, субсидии на развитие предприятий мясного скотоводства и элитного семеноводства, что составило около шестидесяти процентов от объёма финансирования. Так, в 2021 г. в рамках реализации регионального проекта «Акселерация малого и среднего предпринимательства» субъектам малых форм хозяйствования предоставлено 12 грантов «АгростартАп» в сумме 48,9 млн руб. на организацию начального этапа ведения аграрного бизнеса по разведению крупнорогатого скота, молочного и мясного производства, овцеводства, выращивания овощей и фруктов, производства органической и др. продукции в одиннадцати муниципальных образованиях. На поддержку в форме субсидирования пятидесяти процентов затрат по приобретению сельскохозяйственной техники и оборудования выделено 11,2 млн руб. четырём кооперативам, что позволило создать 14 новых рабочих мест и вовлечь 28 пайщиков из числа субъектов малого и среднего предприниматель-

ства. Следует отметить, что на начало 2022 г. в регионе было зарегистрировано 86 сельскохозяйственных потребительских кооперативов или на четыре субъекта больше. При этом наблюдается процесс объединения сельскохозяйственных потребительских кооперативов, позволяющего осуществлять совместную деятельность в части закупки сырья, необходимых материалов, посевного фона, средств защиты посевов, переработки, производства и реализации сельскохозяйственной продукции, увеличения доходов пайщиков и степени удовлетворения их потребностей как основной цели кооперативного движения [15—17].

Необходимо подчеркнуть, что исполнительными органами публичной власти региона особое внимание уделяется стратегическому планированию развития субъектов малых форм хозяйствования через инструментарий финансовой поддержки на основе заключения соглашений и социальных контрактов с гражданами. В этой связи для координации деятельности сегмента малых форм хозяйствования в регионе функционирует БУВО «Центр компетенций АПК» (далее — Центр), предоставляющий широкий спектр услуг и консультирование в подготовке документов на получение поддержки, краткосрочного кредитования инновационных проектов, финансовой аренды (лизинга), бухгалтерского и налогового сопровождения и т. д. В 2021 г. Центром проведено более пятисот консультаций по различным видам поддержки. Кроме того, на конкурсной основе Центром осуществлялась финансовая поддержка в виде грантов по субсидированию затрат на открытие своего дела (АгростартАп), приобретение оборудования, материалов, инвентаря, средств труда сельскохозяйственного назначения. При этом при активном участии Центра в рамках реализации региональных программ меры поддержки оказаны 1395 получателям из числа крестьянских (фермерских) хозяйств, семейных ферм, личных подсобных хозяйств, предприятий пищевой и перерабатывающей отраслей.

Следовательно, можно констатировать тот факт, что в целом система регулирования отношений с субъектами малых форм хозяйствования, их государственной поддержки заслуживает положительной оценке и в полной мере соответствует государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия», федерального проекта «Акселерация малого и среднего предпринимательства». Тем не менее, по нашему убеждению, требуется разработка и внедрение новых подходов и конструкций правового регулирования отношений с субъектами через укрепле-

ние потенциала сельскохозяйственных потребительских кооперативов посредством создания холдингов, совместных предприятий по переработке сырья, и производству сельскохозяйственной продукции, продовольственных товаров повседневного спроса, инновационных продуктов с заинтересованным субъектами различных организационно-правовых форм хозяйствования, вовлечения в них индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) личных подсобных хозяйств, самозанятых граждан и т. д. При этом целесообразно привлечение к решению проблем кооперативного движения организационного, информационного ресурса Областного союза потребительских кооперативов Воронежской области как руководящего органа системы потребительской кооперации.

Более того под влиянием политических элит коллективного Запада, а также ввиду нарушения по их требованию логистических цепочек, торгово-материальных, финансовых потоков с февраля 2022 г. на российских потребительских рынках приостановило функционирование и производство продуктов большинство зарубежных компаний сегмента FMCG-ритейла. Сложившаяся ситуация с одной стороны временно изменила соотношение баланса спроса и предложения из-за поиска альтернативных логистических товарных потоков, с другой — открыла рынок для новых компаний из дружественных и не поддерживающих санкции стран, создала условия для укрепления экономического потенциала действующих российский торговых сетей и формирование инфраструктуры новых участников. И такой процесс при поддержке государства, органов публичной власти всех уровней всесторонне реализуется на современном этапе, поскольку основная цель рынка состоит в недопущении дисбаланса в уровне качества жизни российских граждан во всех территориальных образованиях РФ [18].

Заключение

Несомненно, первоочередной приоритетной стратегической целевой задачей является обеспечение продовольственной безопасности России и её территориальных образований. В частности, учитывая сложившуюся кризисную ситуацию на мировых рынках продовольствия, Президент России стратегическим ориентиром определил приоритет насыщения качественными и доступными по цене продовольственными товарами российских граждан [19]. Обозначенный курс расширяет границы и спектр появления на рынках высококачественных инновационных продуктов повседневного спроса, в том числе по категории экологически чистых продовольственных товаров, через привлечение к инновационной деятельности не только крупных

субъектов пищевой промышленности и товаропроизводителей продовольственной продукции, но и субъектов малых форм хозяйствования, выступающими поставщиками сельскохозяйственной продукции, сырья и продуктов питания. В этой связи перед органами государственной исполнительной власти Воронежской области, БУВО «Центр компетенций АПК», АНО «Центр поддержки экспорта Воронежской области», Центрами «Мой бизнес» и др. заинтересованными организациями региональной инфраструктуры поддержки аграрного бизнеса, стоят ключевые задачи по решению ряда проблемных аспектов, сдерживающих развитие потенциала малых форм хозяйствования:

— активизация популяризации сегмента малых форм хозяйствования через средства массовой информации, социальные сети, Интернет;

— содействие в изготовлении привлекательной упаковки, регистрации товарного знака, обязательной маркировки средствами идентификации сельскохозяйственной продукции, сырья, продуктов питания в соответствии с требованиями российских и международных стандартов;

— повышение доступа к формам финансовой поддержки в рамках регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» на приоритетной основе;

— субсидирование затрат на производство натуральных эко-продуктов, натурального высококачественного сельскохозяйственного сырья;

— развитие системы информационной, маркетинговой поддержки с целью поиска новых рынков сбыта;

— создание и развитие региональной системы распределительных центров в муниципальных образованиях в территориальной доступности;

— формирование и развитие оптимальных логистических потоков сбыта продукции на внутреннем и внешнем рынках:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— содействие в понимании сущность идей, принципов бережливого производства, адаптированных моделей и систем lean-технологий и их особенности применения в практической деятельности субъектов малых форм хозяйствования в рамках ресурсосбережения и инновационных проектов в части внедрения передовых аграрных технологий.

Таким образом, предлагаемые мероприятия, по нашему мнению, позволят усилить экономический и экспортный потенциалы, как субъектов малых форм хозяйствования, так и отраслей агропромышленного комплекса Воронежской области в целом.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента РФ от 21.06.2020 [Электронный ресурс]: офиц. текст // Офиц. портал Президента РФ. — URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/63728

2. О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и признания утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 12 февраля 2022 г. № 164 (с измен. от 31 марта 2022 г.: офиц. текст // Официальный портал Правительства РФ. — URL: http://government.ru/docs/all/140184/

3. Ахметов Р. Г. Экономика предприятий агропромышленного комплекса : учебник для вузов / [Ахметов [и др.] ; под общ. ред. Р. Г. Ахме-това. — Москва : Юрайт, 2021. — 431 с.

4. Кравченко В. М. Управление энергосберегающей деятельностью предприятий : монография / В. М. Кравченко, В. А. Гречушкин, М. В. Бунеева ; под общей ред. В. А. Гречишки-на. — Липецк : Липецкий институт кооперации (филиал) АНО ВО БУКЭП, 2019. — 160 с.

5. Кундиус В. А. Экономика агропромышленного комплекса : учебник для вузов / В. А. Кундиус. — Москва : КНОРУС, 2013. — 631 с.

6. Щетинина И. В. Продовольственная безопасность России в условиях глобализации и ограничений : монография / И. В. Щетинина [и др.]. — Новосибирск : ИЭОПП СО РАН, 2019. — 264 с.

7. Оперативные итоги первой сельскохозяйственной микропереписи 2021 года [Электронный ресурс]: офиц. текст // Официальный портал Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстата). — URL: https://rosstat. gov. ru/agro2021/

8. Об утверждении государственной программы Развитие сельского хозяйства производства пищевых продуктов и инфраструктуры агропродовольственного рынка» [Электронный ресурс] : постановление правительства Воронежской области от 12.12.2013 № 1088 (в ред. от 22.06.2022 г. № 428): офиц. текст // Официальный портал правительства Воронежской области. — URL: https://www.govvrn.ru/

9. О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия: постановление Правительства РФ от 14.07. 2012 № 717 (в ред. от 02.09.2021 № 1474): офиц. текст // СЗ РФ. — 2021. — № 37, ст. 6506.

10. Об утверждении Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 12.4.2020 № 993-р (действующая ред.): офиц. текст // Официальный портал Правительства РФ. — URL: http:// government.ru/docs/

11. Воронежская область в цифрах. 2022 : стат. сб. — Воронеж : Воронежстат, 2022. — 84 с.

12. Стандарт по обеспечению благоприятных приятных условий для развития экспортной деятельности в субъектах Российской Федерации (региональный экспортный стандарт. Версия 2.0 [Электронный ресурс] : утвержден комитетом по нац. проекту «Международная кооперация и экспорт», протокол от 20 июля 2020 г. № 6 // Официальный портал Министерства промышленности и торговли РФ. — URL: https://minprom.government-nnov. т^=242807СТАНДАРТ.

13. Итоги внешнеэкономической деятельности Воронежской области [Электронный ресурс]: офиц. текст // Официальный портал Воронежской таможни Центрального управления Федеральной Таможенной службы. — URL: https://ctu.customs.gov.ru/

14. Паспорт регионального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельскохозяйственной кооперации» (Воронежская область) [Электронный ресурс] // Официальный портал департамента аграрной политики Воронежской области. — URL: https://apk. govvrn.ru

15. О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации : закон РФ от 19.06.1992 № 3085-I (в ред. от 21.04.2012 № 37-Ф3 // СЗ РФ. — 2012. — № 18. — Ст. 2129.

16. О сельскохозяйственной кооперации: федер. закон РФ закон РФ от 8 декабря 1995 г. № 193-Ф3 (с измен. и доп., в ред. от 28.11.2015 № 358-Ф3) // СЗ РФ. — 2015. — № 48 (часть I). — Ст. 6724.

17. О крестьянском (фермерском) хозяйстве : федер. закон РФ от 11.06.2003 № 74-ФЗ (с измен. и доп., в ред. от 25.12.2012 г. № 263-ФЗ) // СЗ РФ. — 2012. № 53 (часть I). — Ст. 7588.

18. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 21 января 2021 г. № 20 // СЗ РФ. — 2021. — № 4, ст. 345.

19. Национальные проекты России [Электронный ресурс]: офиц. текст // Официальный портал Правительства РФ. — URL: http:// government.ru/

LIST OF LITERATURE

1. On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2030 : Decree of the President of the Russian Federation of 06/21/2020 [Electronic resource]: official. text // Official. portal of the President of the Russian Federation. — URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/63728

2. On Amendments to the State Program for the Development of Agriculture and the Regulation of Markets for Agricultural Products, Raw Materials and the Recognition of Certain Acts of the Government of the Russian Federation as invalid [Electronic resource]: Decree of the Government of the Russian Federation of February 12, 2022 No. 164 (as amended on March 31 2022: official text // Official portal of the Government of the Russian Federation. — URL: http://government.ru/docs/all/140184/

3. Akhmetov R. G. Economy of enterprises of the agro-industrial complex: a textbook for universities / Akhmetov [et al.]; one common ed. R. G. Akhmetov. — Moscow : Yurayt, 2021. — 431 p.

4. Kravchenko V. M. Management of energy-saving activities of enterprises : monograph / V. M. Kravchenko, V. A. Grechushkin, M. V. Buneev ; under the general editorship. V. A. Grechishkin. — Lipetsk : Lipetsk Institute of Cooperation (branch) ANO VO BUKEP, 2019. — 160 p.

5. Kundius V. A. Economics of the agro-industrial complex: a textbook for universities / V. A. Kundius. — Moscow : KNORUS, 2013. — 631 p.

6. Shchetinina I. V. Russia's Food Security in the Context of Globalization and Restrictions : Monograph / I. V. Shchetinina [et al.]. — Novosibirsk : IEOPP SO RAN, 2019. — 264 p.

7. Operational results of the first agricultural micro-census in 2021 [Electronic resource]: official. text // Official portal of the Federal State Statistics Service of the Russian Federation (Rosstat). — URL : https://rosstat.gov.ru/agro2021/

8. On approval of the state program Development of agriculture, food production and infrastructure of the agro-food market [Electronic resource] : Decree of the Government of the Voronezh Region dated December 12, 2013 No. 1088 (as amended on June 22, 2022 No. 428): official. text // Official portal of the government of the Voronezh region. — URL: https://www.govvrn.ru/

9. On the state program for the development of agriculture and the regulation of markets for agricultural products, raw materials and food:

Decree of the Government of the Russian Federation of 14.07. 2012 No. 717 (as amended on 09/02/2021 No. 1474): official. text // SZ RF. — 2021. — No. 37, art. 6506.

10. On approval of the Strategy for the development of the agro-industrial and fishery complexes of the Russian Federation for the period up to 2030 [Electronic resource] : Decree of the Government of the Russian Federation dated 12.4.2020 No. 993-r (current edition): official. text // Official portal of the Government of the Russian Federation. — URL: http://government.ru/docs/

11. Voronezh region in numbers. 2022 : Stat. Sat. — Voronezh : Voronezhstat, 2022. — 84 p.

12. Standard for ensuring favorable favorable conditions for the development of export activities in the constituent entities of the Russian Federation (regional export standard. Version 2.0 [Electronic resource]: approved by the committee for the national project «International cooperation and export», protocol dated July 20, 2020 No. 6 // Official portal of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation. — URL: https://minprom. government-nnov.ru/?id=242807CTANDART

13. Results of foreign economic activity of the Voronezh region [Electronic resource]: official. text // Official portal of the Voronezh Customs of the Central Administration of the Federal Customs Service. — URL: https://ctu.customs.gov.ru/

14. Passport of the regional project «Creation of a support system for farmers and development of agricultural cooperation» (Voronezh region). [Electronic resource] // Official portal of the Department of Agrarian Policy of the Voronezh Region. — URL: https://apk.govvrn.ru

15. On consumer cooperation (consumer societies, their unions) in the Russian Federation: Law of the Russian Federation of 19.06.1992 No. 3085-I (as amended of 21.04.2012 No. 37-FZ // SZ RF. — 2012. — No. 18. — Art. 2129.

16. About agricultural cooperation: Feder. Law of the Russian Federation Law of the Russian Federation dated December 8, 1995 No. 193-FZ (as amended and supplemented, as amended on November 28, 2015 No. 358-FZ) // SZ RF. — 2015. — No. 48 (part I). — Art. 6724.

17. About the peasant (farm) economy: feder. Law of the Russian Federation of June 11, 2003 No. 74-FZ (as amended and supplemented, as amended of December 25, 2012 No. 263-FZ) // SZ RF. — 2012. — No. 53 (part I). — Art. 7588.

18. On approval of the Doctrine of food security of the Russian Federation : Decree of the President of the Russian Federation of January 21, 2021 No. 20 // СЗ RF. — 2021. — No. 4, art. 345

19. National projects of Russia [Electronic resource]: official. text // Official portal of the Government of the Russian Federation. — URL: http://government.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.