Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН'

ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
35
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ГРАНТОВАЯ ПОДДЕРЖКА / ФЕРМЕРСКИЕ ХОЗЯЙСТВА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КООПЕРАТИВЫ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Нигматуллин Ришат Вахидович, Никитина Анжелика Александровна

В условиях санкционного давления одним из приоритетных направлений развития национальной экономики является продовольственный сектор. В этой связи малый бизнес играет важную роль в развитии агропромышленного комплекса и обеспечении национальной продовольственной безопасности, способствует росту занятости сельского населения и формированию валового внутреннего продукта страны. Благодаря небольшим размерам малые формы хозяйствования легко адаптируются к изменениям внешней и внутренней среды, конъюнктуры рынка, новациям и позволяют в значительной мере обеспечивать потребности населения в продовольствии. Данная статья посвящена вопросам повышения эффективности деятельности малых форм хозяйствования в сфере агропромышленного комплекса. Авторами статьи определен круг проблем, препятствующих эффективному развитию малых форм хозяйствования, намечен комплекс мероприятий, которые в дальнейшем будут способствовать росту объемов производства в сельском хозяйстве. Отмечено, что ключевой проблемой, препятствующей развитию малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, является недостаточная поддержка начинающих предпринимателей. В этой связи авторы статьи предлагают внести изменения в нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок предоставления грантов на поддержку малых форм хозяйствования. Мероприятия, предложенные авторами, должны быть реализованы при непосредственном участии органов государственной власти региона и России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AND ECONOMIC ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESSES IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

In the conditions of sanctions pressure, one of the priority directions of the development of the national economy is the food sector. In this regard, small business plays an important role in the development of the agro-industrial complex and ensuring national food security, as well as contributes to the growth of rural employment and the formation of the gross domestic product of the country. Due to their small size, small forms of management easily adapt to changes in the external and internal environment, market conditions, innovations and allow them to largely meet the needs of the population for food. This article is devoted to the issues of improving the efficiency of small business entities in the field of agro-industrial complex. The authors of the article have identified a range of problems that hinder the effective development of small forms of management, outlined a set of measures that will further contribute to the growth of production in agriculture. It is noted that the key problems hindering the development of small forms of management in the agro-industrial complex are insufficient support for start-up entrepreneurs. In this regard, the authors of the article propose to amend the regulatory legal acts regulating the procedure for granting grants to support small businesses. The measures proposed by the authors should be implemented with the direct participation of the state authorities of the region and Russia.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН»

УДК 338.432

ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Р.В. Нигматуллин, А.А. Никитина

В условиях санкционного давления одним из приоритетных направлений развития национальной экономики является продовольственный сектор. В этой связи малый бизнес играет важную роль в развитии агропромышленного комплекса и обеспечении национальной продовольственной безопасности, способствует росту занятости сельского населения и формированию валового внутреннего продукта страны. Благодаря небольшим размерам малые формы хозяйствования легко адаптируются к изменениям внешней и внутренней среды, конъюнктуры рынка, новациям и позволяют в значительной мере обеспечивать потребности населения в продовольствии.

Данная статья посвящена вопросам повышения эффективности деятельности малых форм хозяйствования в сфере агропромышленного комплекса. Авторами статьи определен круг проблем, препятствующих эффективному развитию малых форм хозяйствования, намечен комплекс мероприятий, которые в дальнейшем будут способствовать росту объемов производства в сельском хозяйстве. Отмечено, что ключевой проблемой, препятствующей развитию малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, является недостаточная поддержка начинающих предпринимателей. В этой связи авторы статьи предлагают внести изменения в нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок предоставления грантов на поддержку малых форм хозяйствования. Мероприятия, предложенные авторами, должны быть реализованы при непосредственном участии органов государственной власти региона и России.

Ключевые слова: малые формы хозяйствования; сельское хозяйство; агропромышленный комплекс; региональные особенности; эффективность; грантовая поддержка; фермерские хозяйства; индивидуальные предприниматели; сельскохозяйственные потребительские кооперативы; нормативно-правовое регулирование.

R.V. Nigmatullin, A.A. Nikitina. LEGAL AND ECONOMIC ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESSES IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

In the conditions of sanctions pressure, one of the priority directions of the development of the national economy is the food sector. In this regard, small business plays an important role in the development of the agro-industrial complex and ensuring national food security, as well as contributes to the growth of rural employment and the formation of the gross domestic product of the country. Due to their small size, small forms of management easily adapt to changes in the external and internal environment, market conditions, innovations and allow them to largely meet the needs of the population for food.

This article is devoted to the issues of improving the efficiency of small business entities in the field of agro-industrial complex. The authors of the article have identified a range of problems that hinder the effective development of small forms of management, outlined a set of measures that will further contribute to the growth of production in agriculture. It is noted that the key problems hindering the development of small forms of management in the agro-industrial complex are insufficient support for start-up entrepreneurs. In this regard, the authors of the article propose to amend the regulatory legal acts regulating the procedure for granting grants to support small businesses. The measures proposed by the authors should be implemented with the direct participation of the state authorities of the region and Russia.

Keywords: small forms of management; agriculture; agro-industrial complex; regional peculiarities; efficiency; grant support; farms; individual entrepreneurs; agricultural consumer cooperatives; regulatory regulation.

Создание условий для активного развития малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) на селе является одним из приоритетных направлений российской государственной политики в сфере агропромышленного

комплекса (далее - АПК), осуществляемой в соответствии с международными стандартами. Вторая из семнадцати целей в области устойчивого развития, провозглашенная Организацией Объединенных Наций (далее - ООН)

48

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2022. № 4(50)

25 сентября 2015 г. на заседании Генеральной Ассамблеи ООН, гласит: «Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства».

В Российской Федерации уделяется большое внимание развитию сельского хозяйства. Так, в Республике Башкортостан проводится определенная работа в рамках реализации федеральной программы «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», которая рассчитана до 2025 г.

В результате реализации «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» должна возрасти доля малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте (до 40 %), должен увеличиться оборот (в 2,5 раза), а также доля количества занятых в общей численности занятого населения (до 35 %). Предусматривается также, что доля обрабатывающей промышленности составит 20 % [4].

В наращивании объемов производства продукции сельского хозяйства существенную роль играют малые формы хозяйствования. За 9 лет доля фермеров в выпуске сельскохозяйственной продукции выросла в 2,5 раза - с 5,8 % в 2012 г. до 15 % в 2021 г К 2030 г. правительство региона планирует увеличение крупных хозяйств населения в количестве, обеспечивающем 20 % долю крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - КФХ) в валовой продукции сельского хозяйства.

В целях системного развития малого предпринимательства в Республике Башкортостан осуществляется ряд мероприятий с объемом финансирования, который в 2021 г составил 619,7 млн руб. прямых мер господдержки. За 2019-2021 гг. создано 1 177 рабочих мест (в т. ч. в 2019 г - 626, в 2020 г - 355, в 2021 г. - 19б).

В статье изучены правовые и научные основы, посвященные вопросам развития малых форм хозяйствования в сфере агропромышленного комплекса. Для реализации данного научного исследования были использованы следующие методы: метод научного познания, метод сравнения, абстрактно-логический, монографический, логико-семантический, экономико-аналитический методы, метод системного анализа, индуктивные и частнонаучные методы.

Материалами для проведения исследования послужили публикации по теме исследования Л.Р. Давлетбаевой, А.А. Никитиной [3], Е.В. Жилиной, А.А. Никитиной, А.Ф. Мухаме-дьяновой [4], А.К. Мухамадияровой, Ф.А. Ту-

каевой [7], А.А. Никитиной [6; 8], Р.Р. Сулейма-новой [10], а также материалы информационно-аналитического отдела Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан.

«По количеству малых и средних предприятий Республика Башкортостан занимает 3 место среди регионов Приволжского федерального округа и 11 место в Российской Федерации.

Положительные показатели развития предпринимательства позиционируют республику как стабильную территорию, где существуют благоприятные условия для развития бизнеса.

Республика Башкортостан относится к уровню удовлетворенности категории «В» -догоняющий регион с большой вероятностью вхождения в группу лидеров в краткосрочной перспективе при условии активной работы региональных властей по улучшению условий для развития малого и среднего бизнеса» [4, с. 34].

По данным Федеральной службы государственной статистики, «большинство малых предприятий работают в сфере оптовой и розничной торговли (57 %), обрабатывающих производств (10,6 %), строительства (7,5 %), научной деятельности (8 %), сельского хозяйства и рыболовства (5,3 %)» [4, с. 32].

В настоящее время в Республике Башкортостан насчитывается более 7 тыс. фермерских хозяйств, которые в основном специализируются на производстве продукции растениеводства (доля в валовой продукции - 71,5 % по итогам 2020 г.). Занимая лишь 16 % площади сельскохозяйственных угодий, фермерами производится до 35 % зерна, 19 % сахарной свеклы, 78 % овощей защищенного грунта, 12 % молока и 6 % мяса.

Безусловно, развитию деятельности фермерских хозяйств в регионе способствует эффективная работа в рамках федеральных и региональных программ. За 2019-2021 гг. общий объем государственной поддержки составил 2 271 млн руб. Эти средства были израсходованы на приобретение крупного и малого рогатого скота в количестве 21,4 тыс. голов, птицы - 7,8 тыс. голов, пчелосемей - 914 ед., тракторов - 428 шт., техники и оборудования - 2119 ед., специального транспорта - 383 ед.

Прежде всего, это было осуществлено по программе реализации мероприятий регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», который включает меры:

- по развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

- по финансированию деятельности Центров компетенций;

- по грантовой программе «Агростартап».

На реализацию этих мероприятий за 20192021 гг. было направлено почти 821 млн руб. бюджетных средств. В 2021 г. региону было выделено 4,5 %, или 232 млн руб., от общероссийского объема федеральных средств на данные мероприятия.

В рамках регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» за 2019-2021 гг. создано 232 новых фермерских хозяйства; оказано 10 144 консультационных услуг (в т. ч. подготовлено 364 проекта для участия в программе «Агро-стартап»); вовлечено 5 753 чел. в потребительскую кооперацию; 77 сельскохозяйственному потребительскому кооперативу (далее - СПоК) оказана государственная поддержка.

За 2021 г. были достигнуты следующие результаты в ходе реализации региональных проектов:

- увеличение численности работников до 81 чел. в расчете на 1 субъекта МСП, получившего комплексную поддержку в сфере АПК, накопленным итогом (в 2,3 раза превышение планового показателя);

- в сельскохозяйственную потребительскую кооперацию вовлечено 1 500 новых членов из числа субъектов МСП в АПК и личных подсобных хозяйств (100 % от плана);

- 89 субъектов МСП в АПК получили комплексную поддержку с момента начала предпринимательской деятельности до выхода на уровень развития, который предполагает интеграцию в более крупные единицы бизнеса (118 % от плана).

По программе «Семейная ферма» 364 фермерских хозяйства смогли реализовать свои проекты, направленные на развитие ферм. За

2019-2021 гг. было выделено 711 млн руб. бюджетных средств на модернизацию и строительство 19 молочных ферм, приобретение 11,7 тыс. голов скота, создание 194 новых рабочих места.

По программе улучшения материально-технической базы кооперативов за 2015-2021 гг. было выделено 383 млн руб. Гранты на развитие материально-технической базы направлены 27 сельскохозяйственным потребительским кооперативам [8]. Участниками программы за 2016-2021 гг. приобретено:

- 119 ед. оборудования и техники для производственных объектов;

- 383 ед. специализированного транспорта, фургонов, прицепов, контейнеров для перевозки.

Семейными фермами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, получившими грантовую поддержку в 2021 г., создано 115 новых рабочих мест. Ежегодный прирост выручки грантовиков составляет более 10 %.

В 2022 г. в Республике Башкортостан был открыт конкурс по новому федеральному направлению развития малых форм и кооперации -«Агротуризм». По трем проектам уже получено предварительное одобрение Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Так, например, проект «На ферме у барона» (экоферма «Айгырбаткан») (глава КФХ -А.И. Фаттахов, Абзелиловский районе) основан на развитии сельского туризма в сочетании с традиционными отраслями региона -коневодством, кумысолечением, иппотерапи-ей. Сумма гранта по проекту - 7 400 млн руб.

Проект ООО «Дикий мед» (директор -Р.Р. Гумеров, Кугарчинский район) включает знакомство с бортевыми пасеками, экомага-

Таблица 1

Общий объем государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, занятых сельскохозяйственным производством в Республике Башкортостан, млн руб.

Наименование мероприятия Объем финансирования, млн руб.

2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

Всего на развитие малых форм хозяйствования 922,4 729,3 619,7 728,5

Начинающий фермер 56,4 124,6 - -

«Агростартап» 301,6 211,5 154,3 125,4

Субсидирование СПоК 13,6 49,4 79,5 173,0

«Агропрогресс» - - 29,8 30

Семейные фермы 219,1 238,8 253,1 230,2

Развитие материально-технической базы СПоК 28,7 100 100 59,5

«Агротуризм» - - - 7,4

Доходогенерирующие проекты 300 - - 100

Примеч.: составлено авторами на основе данных Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан

зинами, апитерапию, демонстрацию ремесел, конные и пешие прогулки.

Проект развития агротуризма на базе рыболовного хозяйства (глава КФХ - РР. Хайретди-нов, Туймазинский район) включает рыбалку, прогулки на каяках, конные, пешие и велосипедные прогулки.

На стадии разработки и подготовки к внедрению находятся еще 4 проекта:

1. Глэмпинг «Ранчо на Урале» (глава КФХ - Х.С. Идиятуллин, Иглинский район) предполагает ознакомление с традиционным бытом коневодов, табунным коневодством, домашним зверинцем, конные прогулки;

2. «Барский Урюш» (деревня Красный Урюш Караидельского района) - ознакомление с традиционным бытом коневодов, табунным коневодством, производством кумыса и т. д.;

3. «Глэмпинг парк Покровка» (индивидуальный предприниматель (далее - ИП) К.А. Дерябина, Куюргазинский район) - знакомство с сельским бытом, банная терапия с травами, прогулки по тропе здоровья, рыбалка и приготовление улова;

4. База отдыха «Кирель» (глава КФХ -И.М. Харунов, Белорецкий район) - экскурсия на молочную ферму, пасеку, дегустации, прогулки, конные туры на вершину горы Ки-рель.

В правительстве Республики Башкортостан особое внимание уделяется развитию инновационного предпринимательства. Во многих регионах в рамках «Инвестиционного часа» обсуждаются наиболее приоритетные проекты, требующие государственного субсидирования. Так, в Республике Башкортостан рассмотрен 141 инвестиционный проект по АПК плановой стоимостью 273 млрд руб., 23 из них -проекты малых форм хозяйствования (общая стоимость - 6,6 млрд руб), 11 проектов - это проекты фермерских хозяйств (общая стоимость - более 2 млрд руб.). Реализация этих проектов позволит создать 277 новых рабочих мест.

Данный механизм уже позволил реализоваться 5 проектам:

1) создание современной роботизированной молочной фермы с содержанием племенного скота (глава КФХ - Т.Я. Латыпов, Мия-кинский район, село Миякитамак);

2) создание цеха для забоя скота и переработки мяса (глава КФХ - Ф.Г. Халимов, Бай-макский район, деревня Исяново);

3) строительство сушильно-сортироваль-ного комплекса с хранилищем силосного типа объемом 30 тыс. т, автовесами, цехом по подработке, упаковке и отправке зерна на экспорт,

помещениями административно-бытового назначения (глава КФХ - Ш.М. Хабибрахманова, Буздякский район, село Буздяк);

4) реконструкция молокозавода мощностью переработки сырого молока 20 т в сутки (ИП Л.В. Ахмарова, Краснокамский район, деревня Саузово);

5) строительство зерносушильного комплекса и комплекса по фасовке и упаковке свежих грибов, зелени, овощей и фруктов (глава КФХ «Туймазыагрогриб» - М.О. Фаррахов, Туймазинский район, село Туймазы).

В рамках программы доходогенерирующих проектов в 2018-2019 гг. была оказана региональная поддержка 224 новым кооперативам (количество кооперативов в 2017 г. - 101, в 2020 г. - 325) на общую сумму около 600 млн руб. Было создано 720 новых рабочих мест. Ежегодный объем выручки потребительских кооперативов составляет около 1,5 млрд руб. [5; 10].

За 2018-2019 гг. в рамках реализации программы доходогенирирующих проектов в регионе создан 181 кооператив по переработке, в том числе по следующим направлениям: производство молока и молочной продукции - 54 кооператива; производство мясных полуфабрикатов - 46 кооперативов; переработка зерна - 31 кооператив; убойные цеха - 25 кооперативов; переработка трав, ягод, грибов - 18 кооперативов; переработка меда - 7 кооперативов [9]. Благодаря федеральной поддержке и действию региональной программы сегодня в Республике Башкортостан функционируют 374 СПоК. С 2022 г. в регионе вновь запущена программа доходогенирирующих проектов. Сумма гранта увеличена до 14 млн руб., участие собственных средств кооператива тоже увеличивается пропорционально сумме гранта.

Дополнительно кооперативы смогут компенсировать до 40 % стоимости приобретенного оборудования для переработки сельскохозяйственной продукции и получить субсидии на закупку плодово-ягодной продукции для производства безалкогольных напитков [9].

В рамках направлений развития малых форм хозяйствования в регионе необходимо внесение изменений следующие в нормативно-правовые акты, регламентирующие государственную поддержку малых форм хозяйствования [10]:

- постановление Правительства Республики Башкортостан от 30.04.2019 № 267 «Об утверждении порядков предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан в рамках реализации регионального проекта "Созда-

ние системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации"» [1].

- постановление Правительства Республики Башкортостан от 26.03.2020 № 188 «Об утверждении порядков предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования» [2]

Министерство Республики Башкортостан предлагает внести изменения, представленные в табл. 2, а также дополнительно оказать поддержку проектов из районов северо-востока и Зауралья Республики Башкортостан.

В регионе наметилась устойчивая тенденция сокращения доли хозяйств населения в производстве сельскохозяйственной продукции при одновременном росте производства в фермерских хозяйствах и объемов переработки в кооперативах [8].

В рамках реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт» Министерством сельского хозяйства Российской Федерации реализуется федеральный

проект «Экспорт продукции АПК». Он включает мероприятия по четырем направлениям:

- производство новой товарной массы продукции АПК, в том числе продукции с высокой добавленной стоимостью, путем технологического перевооружения отрасли и иных обеспечивающих мероприятий;

- создание экспортно-ориентированной товаропроводящей инфраструктуры;

- устранение торговых барьеров (тарифных и нетарифных) для обеспечения доступа продукции АПК на целевые рынки;

- создание системы продвижения продукции АПК.

В рамках федерального проекта «Экспорт продукции АПК» предусмотрены следующие механизмы государственной поддержки производителей и экспортеров продукции, которые возьмут на себя обязательства по увеличению реализации сельхозпродукции на внешних рынках:

- льготное кредитование;

- возмещение части затрат на мелиорацию;

- возмещение части затрат на транспорти-

Таблица 2

Проект изменений, вносимых в порядок предоставления грантов на поддержку малых форм хозяйствования, утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан

от 26.03.2020 № 188

До изменений После изменений

К категории «малые формы хозяйствования» относятся КФХ, СПоК, хозяйственные общества (товарищества, партнерства) и ИП, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции, годовой доход которых за отчетный финансовый год составил

до 150 млн руб. не более 200 млн руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Повторное получение гранта возможно через

24 месяца со дня полного освоения ранее полученного гранта 36 месяцев с даты получения предыдущего гранта

Плановые показатели деятельности по гранту «Агропрогресс»

количество новых постоянных рабочих мест и работников, по которым представляется отчетность в Пенсионный фонд России - сохранение созданных рабочих мест в течение 5 лет с даты их создания; - объем производства и реализации сельскохозяйственной продукции в денежных и натуральных показателях; - увеличение членской базы СПоК, получившего грант

Уточнены условия по показателям реализации проектов

не предусмотрено изменение плановых показателей по реализуемым проектам - при условии завершения реализации начатых проектов без изменения плановых показателей; - при условии внесения изменений в плановые показатели ранее реализованного проекта с участием средств гранта вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы не более чем на 10 %

Направления использования средств гранта: приобретение, создание и модернизация объектов, предназначенных для производства, хранения, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, комплектация указанных объектов техникой, транспортом и оборудованием, приобретение сельскохозяйственных животных (кроме свиней) и птицы

указаны в региональном акте указаны в федеральном и региональном актах

Примеч.: составлено авторами на основе [1]

ровку продукции АПК;

- возмещение части затрат на продвижение продукции АПК на внешних рынках;

- сертификация продукции [4].

В Башкортостане в рамках реализации федерального проекта «Экспорт продукции АПК» в 2022 г. выделено 20,6 млн руб. из бюджетов 2 уровней (федерального и республиканского), в том числе 5,8 млн на аккредитацию Башкирской научно-производственной ветеринарной лаборатории, 14,8 млн составила субсидия на прирост масличных культур. Положительная динамика по этому направлению обеспечивается слаженной работой Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан, Министерства внешнеэкономических связей и конгрессной деятельности Республики Башкортостан, республиканского Центра поддержки экспорта и обособленного подразделения АО «Российский экспортный центр» в городе Уфе.

Необходимость расширения экспортной составляющей российского АПК подтверждает создание в июле 2021 г. в структуре Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Департамента международного сотрудничества и развития экспорта продукции АПК. Выход агропродукции на международные рынки предполагает определенный уровень «узнаваемости» региона-производителя. Именно имидж территории региона, формирование его репутации в зарубежных и отечественных общественно-политических и деловых кругах является основой эффективного продвижения территории, успешного повышения привлекательности территориальных региональных продуктов и услуг на международном рынке [10].

Развитие малых форм хозяйствования является важной составляющей решения комплекса экономических, правовых и социальных проблем современного села. Проведенное исследование свидетельствует о стабильной и динамичной тенденции развития малых форм хозяйствования в Республике Башкортостан. Их развитие в регионе неразрывно связано с планомерной работой органов государственной власти и координацией их деятельности со стороны министерств и ведомств. Особенно это касается вопросов грантовой поддержки, ориентированной на создание новых и развитие уже функционирующих МФХ.

Создание благоприятных условий для развития малых форм хозяйствования в регионе должно осуществляться по следующим ключевым направлениям: государственное финанси-

рование, формирование культуры фермерства, продвижение имиджа профессии и усиление связей между научными разработками и производством.

Государственная политика в современных условиях должна обеспечить оптимальные условия, позволяющие достичь продовольственную безопасность региона, способствовать экспортно-ориентированному производству продовольственных товаров, в том числе и для усиления имиджа региона на международном рынке.

Благодарность

Авторы выражают благодарность заместителю министра сельского хозяйства Республики Башкортостан Ляле Рафимовне Дав-летбаевой за предоставленную возможность использовать аналитическую информацию по вопросам развития малых форм хозяйствования в сфере агропромышленного комплекса Республики Башкортостан.

Список литературы

1.Об утверждении порядков предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан в рамках реализации регионального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации»: постановление Правительства Республики Башкортостан от 30.04.2019 № 267 // Официальный интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан. URL: https://npa.bashkortostan.ru/23923/ (дата обращения: 08.11.2022).

2. Об утверждении порядков предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования (с изм. и доп.): постановление Правительства Республики Башкортостан от 26.03.2020 № 188 // Официальный интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан. URL: https:// npa.bashkortostan.ru/27733/ (дата обращения: 08.11.2022).

3. Давлетбаева Л.Р., Никитина А.А. Перспективы развития сельского хозяйства Республики Башкортостан // Экономика и предпринимательство. 2013. № 2 (31). С. 117-120.

4. Жилина Е.В., Никитина А.А., Мухамедья-нова А.Ф. Направления развития малого и среднего бизнеса в России с учетом зарубежного опыта // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2021. № 1 (50). С. 29-37.

5. Законодательное обеспечение развития агропромышленного комплекса России. М.: Издание Государственной Думы, 2020. 352 с.

6. Инновационные направления оценки реги-

онального ресурсного потенциала малых форм хозяйствования функционирующих в сфере сельского хозяйства Башкирии / А.А. Никитина [и др.] // Экономика и предпринимательство. 2021. № 1(126). С. 498-505.

7. Мухамадиярова А.К., Тукаева Ф.А. Состояние и тенденции развития аграрного производства в хозяйствах населения Республики Башкортостан // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2019. № 1 (42). С. 71-77.

8. Никитина А.А. Анализ эффективности функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств с учетом региональных особенностей Республики Башкортостан. Оренбург: ООО «Апробация», 2017. 188 с.

9. Сельскохозяйственный потребительский кооператив и эффективность бизнеса малых форм хозяйствования / А.А. Аскаров [и др.] // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2021. № 2 (71). С. 81-87.

10. Сулейманова Р.Р. Политический имидж Республики Башкортостан: состояние и перспективы // Евразийский юридический журнал. 2014. № 11 (78). С. 208-211.

11. Тукаева Ф.А. Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения как фактор расширения кооперативного движения // Вестник Российского университета кооперации. 2021. № 4 (46). С. 94-99.

References

1. Ob utverzhdenii poryadkov predostavleniya subsidiy iz byudzheta Respubliki Bashkortostan v ramkakh realizatsii regionalnogo proyekta «Soz-daniye sistemy podderzhki fermerov i razvitiye sels-koy kooperatsii» [On approval of the procedures for providing subsidies from the budget of the Republic of Bashkortostan as part of the implementation of the regional project «Creating a system to support farmers and developing rural cooperation»]: post-anovleniye Pravitelstva Respubliki Bashkortostan ot 30.04.2019 № 267 // Ofitsialnyy internet-portal pra-vovoy informatsii Respubliki Bashkortostan. URL: https://npa.bashkortostan.ru/23923/ (data obrash-cheniya: 08.11.2022).

2. Ob utverzhdenii poryadkov predostavleniya subsidiy iz byudzheta Respubliki Bashkortostan na stimulirovaniye razvitiya prioritetnykh podotrasley agropromyshlennogo kompleksa i razvitiye malykh form khozyaystvovaniya (s izm. i dop.) [On approval of the procedures for providing subsidies from the budget of the Republic of Bashkortostan to stimulate the development of priority sub-sectors of the agro-industrial complex and the development of small forms of business (as amended and supplemented)]: postanovleniye Pravitelstva Respubliki Bashkorto-

stan ot 26.03.2020 № 188 // Ofitsialnyy internet-portal pravovoy informatsii Respubliki Bashkortostan. URL: https://npa.bashkortostan.ru/27733/ (data ob-rashcheniya: 08.11.2022).

3. Davletbayeva L.R., Nikitina A.A. Perspe-ktivy razvitiya selskogo khozyaystva Respubliki Bashkortostan [Prospects for the development of agriculture in the Republic of Bashkortostan] // Ekonomika i predprinimatelstvo. 2013. № 2 (31). S. 117-120.

4. Zhilina E.V., Nikitina A.A., Mukhamediano-va A.F. Napravleniya razvitiya malogo i srednego biznesa v Rossii s uchetom zarubezhnogo opyta [Directions for the development of small and medium-sized businesses in Russia, taking into account foreign experience] // Vestnik BIST (Bashkirskogo instituta sotsialnykh tekhnologiy). 2021. № 1 (50). S. 29-37.

5. Zakonodatelnoye obespecheniye razvitiya ag-ropromyshlennogo kompleksa Rossii [Legislative support for the development of the Russian agro-industrial complex]. M.: Izdaniye Gosudarstvennoy Dumy. 2020. 352 s.

6. Innovatsionnyye napravleniya otsenki re-gionalnogo resursnogo potentsiala malykh form khozyaystvovaniya funktsioniruyushchikh v sfere selskogo khozyaystva Bashkirii [Innovative directions for assessing the regional resource potential of small forms of management operating in the field of agriculture in Bashkiria] / A.A. Nikitina [i dr.] // Ekonomika i predprinimatelstvo. 2021. № 1 (126). S.498-505.

7. Mukhamadiyarova A.K., Tukayeva F.A. Sos-toyaniye i tendentsii razvitiya agrarnogo proizvod-stva v khozyaystvakh naseleniya Respubliki Bashkortostan [The state and trends in the development of agricultural production in the households of the population of the Republic of Bashkortostan] // Vest-nik BIST (Bashkirskogo instituta sotsialnykh tekh-nologiy). 2019. № 1 (42). S. 71-77.

8. Nikitina A.A. Analiz effektivnosti funktsion-irovaniya krestianskikh (fermerskikh) khozyaystv s uchetom regionalnykh osobennostey Respubliki Bashkortostan [Analysis of the efficiency of the functioning of peasant (farm) farms, taking into account the regional characteristics of the Republic of Bashkortostan]. Orenburg: OOO «Aprobatsiya». 2017. 188 s.

9. Selskokhozyaystvennyy potrebitelskiy kooperativ i effektivnost biznesa malykh form kho-zyaystvovaniya [Agricultural consumer cooperative and business efficiency of small forms of management] / A.A. Askarov [i dr.] // Ekonomika. trud. upravleniye v selskom khozyaystve. 2021. № 2 (71). S. 81-87.

10. Suleymanova R.R. Politicheskiy imidzh Re-spubliki Bashkortostan: sostoyaniye i perspektivy

54

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2022. № 4(50)

[Political image of the Republic of Bashkortostan: state and prospects] // Evraziyskiy yuridicheskiy zhurnal. 2014. № 11 (78). S. 208-211.

11. Tukayeva F.A. Razvitiye krestianskikh (fer-merskikh) khozyaystv i khozyaystv naseleniya kak

faktor rasshireniya kooperativnogo dvizheniya [The development of peasant (farm) households and households as a factor in the expansion of the cooperative movement] // Vestnik Rossiyskogo univer-siteta kooperatsii. 2021. № 4 (46). S. 94-99.

НИГМАТУЛЛИН Ришат Вахидович - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой международного права и международных отношений. Институт права Уфимского университета науки и технологий. Россия. Уфа. E-mail: nigm2004@mail.ru.

НИКИТИНА Анжелика Александровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры международного права и международных отношений, Института права Уфимского университета науки и технологий. Россия. Уфа. E-mail: aa_nikitina@mail.ru.

NIGMATULLIN, Rishat Vakhidovich - Doctor of Law, Professor, Head of the Department of International Law and International Relations. Institute of Law of the Ufa University of Science and Technology. Russia. Ufa. E-mail: nigm2004@mail.ru.

NIKITINA, Angelika Aleksandrovna - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of International Law and International Relations. Institute of Law of the Ufa University of Science and Technology. Russia. Ufa. E-mail: aa_nikitina@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.