Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПЕРЕДАЧУ ЗАПРЕЩЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ В СЛЕДСТВЕННЫЕ ИЗОЛЯТОРЫ'

К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПЕРЕДАЧУ ЗАПРЕЩЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ В СЛЕДСТВЕННЫЕ ИЗОЛЯТОРЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОД СТРАЖУ / СЛЕДСТВЕННЫЙ ИЗОЛЯТОР / ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ / ОБВИНЯЕМЫЙ / СРЕДСТВО МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ / ЗАПРЕЩЕННЫЕ ПРЕДМЕТЫ / ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА СИЗО / DETENTION / REMAND PRISON / SUSPECT / ACCUSED / MEANS OF MOBILE COMMUNICATION / PROHIBITED ITEMS / INTERNAL REGULATIONS OF THE PRE-TRIAL DETENTION CENTER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казак Игорь Брониславович, Моисеев Николай Дмитриевич, Павлов Петр Александрович

В статье рассматриваются вопросы, связанные с поступлением в следственные изоляторы предметов, вещей и веществ, запрещенных Правилами внутреннего распорядка. Приводятся статистические данные количества изъятых средств мобильной связи. Рассматривается вопрос административной ответственности за передачу средств мобильной связи на территорию следственного изолятора. Предложены пути решения рассматриваемой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Казак Игорь Брониславович, Моисеев Николай Дмитриевич, Павлов Петр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the issue of administrative responsibility for the transfer of prohibited items in detention centers

The article deals with the issues related to the admission to the detention facilities of objects, things and substances prohibited by the Internal regulations. The statistical data of quantity of the withdrawn means of mobile communication are resulted. The issue of administrative responsibility for the transfer of mobile communication to the territory of the detention center is considered. The ways of solving the problem are proposed.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПЕРЕДАЧУ ЗАПРЕЩЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ В СЛЕДСТВЕННЫЕ ИЗОЛЯТОРЫ»

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2019. № 9(177)

К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПЕРЕДАЧУ ЗАПРЕЩЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ В СЛЕДСТВЕННЫЕ ИЗОЛЯТОРЫ

КАЗАК Игорь Брониславович,

кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры организации оперативно-розыскной деятельности Академии ФСИН России, г. Рязань. E-mail: kafedraord@mail.ru;

МОИСЕЕВ Николай Дмитриевич,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры организации оперативно-розыскной деятельности Академии ФСИН России, г. Рязань. E-mail: kafedraord@mail.ru;

ПАВЛОВ Петр Александрович,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры организации оперативно-розыскной деятельности Академии ФСИН России, г. Рязань. E-mail: petr_pavlov62@mail.ru

Краткая аннотация: в статье рассматриваются вопросы, связанные с поступлением в следственные изоляторы предметов, вещей и веществ, запрещенных Правилами внутреннего распорядка. Приводятся статистические данные количества изъятых средств мобильной связи. Рассматривается вопрос административной ответственности за передачу средств мобильной связи на территорию следственного изолятора. Предложены пути решения рассматриваемой проблемы.

Abstract: the article deals with the issues related to the admission to the detention facilities of objects, things and substances prohibited by the Internal regulations. The statistical data of quantity of the withdrawn means of mobile communication are resulted. The issue of administrative responsibility for the transfer of mobile communication to the territory of the detention center is considered. The ways of solving the problem are proposed.

Ключевые слова: заключение под стражу, следственный изолятор, подозреваемый, обвиняемый, средство мобильной связи, запрещенные предметы, правила внутреннего распорядка СИЗО.

Keywords: detention, remand prison, suspect, accused, means of mobile communication, prohibited items, internal regulations of the pre-trial detention center.

В любом правовом государстве, следственные

за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения [1]. Заключение под стражу ограничивает подозреваемого или обвиняемого в некоторых правах, таких как: право на свободу передвижения, ограничение коммуникаций, общение с родственниками, соблюдение режима содержания под стражей и т.п., поэтому у лиц, заключенных под стражу возникает желание приобрести незаконным способом запрещенные предметы такие как: средства сотовой связи, алкогольные напитки, колюще-режущие предметы, наркотики и т.п.

изоляторы являются достаточно сложной и комплексной системой, в которой на основании требований законодательства, регламентирующего данную сферу деятельности, сотрудники обязаны оказывать на подозреваемых и обвиняемых руководящее воздействие, для выполнения задач поставленных перед ними. Среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются сотрудники учреждений при осуществлении своей служебной деятельности, является поступление в следственные изоляторы предметов, вещей и веществ, запрещенных Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста РФ от 14 октября 2005 г. № 189 (далее - ПВР СИЗО). Изначально поступление запрещенных предметов на территорию следственного изолятора является общественно опасным деянием, так как они могут способствовать совершению новых противоправных деяний, в том числе преступлений. Само по себе место заключения под стражу является объектом повышенной опасности, так как в нем содержатся лица, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, что изначально создает неблагоприятные условия для дальнейшего исправления и адаптации после содержания под стражей (отбывания наказания), а факт нахождения у рассматриваемой категории лиц запрещенных предметов осложняет криминогенную и оперативную обстановку в следственном изоляторе.

чень предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, а также продуктов питания, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках и передачах и приобретать по безналичному расчету. Это документ находится в открытом доступе и абсолютно все граждане могут с ним ознакомиться, однако, по состоянию на 1 января 2018 года при попытке доставки средств мобильной связи было изъято 4536 сотовых телефона, из них 4336 у лиц, делавших передачи продуктов питания, то есть в среднем 21 средство связи на один следственный изолятор. Опасность данного правонарушения заключается в том, что при наличии их у заключенного, он сможет информировать своих подельников за пределами следственного изолятора о том, что происходит в учреждении, может устанавливать связь с соучастниками и информировать их о ходе следствия, оказывать давление на других участников уголовного судопроизводст-

В приложении 2 ПВР СИЗО предусмотрен пере-

заключение под стражу в качестве меры пресече-

ния применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений,

Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

ва и другими способами мешать следствию. Так же лица, содержащиеся под стражей, с помощью средств сотовой связи могут совершать преступления мошеннического характера, например: самый массовый и трудно доказуемый вариант мошенничества, с которым сталкивался почти каждый владелец мобильного телефона SMS с просьбой: «У меня закончились деньги, пополни мой счет. Маша». Некоторые абоненты, особенно люди пенсионного возраста, пополняют счет мошенников, думая, что пишет кто-то из знакомых или близких людей. Далее с помощью систем «мобильный перевод» деньги переводятся на другие телефонные номера мошенников, чтобы нельзя было определить первый отображенный номер в телефонах многочисленных жертв [2]. Кроме того с помощью средств мобильной связи, лица, содержащиеся под стражей, могут контролировать и пополнять так называемый «общак» [3].

Нельзя не согласиться с мнением А.З. Арсланбе-ковой и Н.Г. Идрисовой, что основной целью административной ответственности является наказание, мерами данного вида ответственности, как правило, являются санкции, связанные с неблагоприятными последствиями личного характера [4, с. 55].

На сегодняшний день административная ответственность является основным видом юридической ответственности, установленным законодательством за передачу либо попытку передачи любым способом предметов, веществ или продуктов питания, приобретение, хранение или использование которых запрещено законом [5, с. 147].

Ранее, Федеральным законом от 23 февраля 2013 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в статью 19.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания) была усилена административная ответственность за передачу в учреждения УИС, следственные изоляторы и изоляторы временного содержания запрещенных предметов с 1-1,5 тысяч рублей до 3-5 тысяч.

В настоящий момент данная норма предусматри-

Библиография:

вает наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией запрещенных предметов, веществ или продуктов питания [6].

Резюмируя вышесказанное, становится вполне очевидным, что запрещенные предметы, а в особенности средства мобильной связи, в следственных изоляторах несут большую угрозу не только расследованию преступления по конкретному уголовному делу, но и обществу в целом.

Однако и данные положения не останавливают граждан пытаться передавать средства сотовой связи и другие запрещенные предметы в следственные изоляторы, так как сумма административного наказания от трех до пяти тысяч рублей является незначительной, т.к. лица за передачу запрещенных предметов могут получать вознаграждение от десяти до тридцати тысяч рублей. В связи с этим, мы предлагаем внести изменения в административное законодательство, увеличив штраф, предусмотренный в санкции статьи 19.12, и предложить ее в следующей редакции: Статья 19.12. ...

«Передача либо попытка передачи любым способом лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания и иных местах содержания под стражей, предметов, веществ или продуктов питания, приобретение, хранение или использование которых запрещено законом, -

влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией запрещенных предметов, веществ или продуктов питания».

Данная редакция статьи повысит правосознание граждан, совершающих попытки передачи запрещенных предметов на территорию следственных изоляторов.

Кроме того мы предлагаем обязать оперативные аппараты территориальных органов ФСИН России вести базы данных, в которые будет вноситься информация о лицах, ранее совершавших попытку передачи запрещенных предметов на территорию подведомственных учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, с целью дальнейшего предотвращения рассматриваемого правонарушения.

1. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.04.2019, с изм. от 17.04.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2019)

2. Блог «Правовые вопросы и ответы» [Электронный ресурс] / Режим доступа : http://niitek.ru дата обращения 20.03.2019 г.

3. » («воровская касса», «котел») - на уголовном жаргоне фонд взаимопомощи в среде преступного сообщества. Существуют две разновидности «об-щака» - в местах лишения свободы и вне мест лишения свободы. По «воровским законам», взносы в «общак» должны быть добровольными, хотя на практике это требование не всегда выполняется. «Общак» находится под контролем авторитетного преступного лидера, пользующегося доверием преступников («вор в законе», «положенец» или «смотрящий»). Нарушения правил сбора, хранения и использования «общака» строго наказываются.

4. Арсланбекова А.З. Финансово-правовая ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности / А.З. Арсланбекова, Н.Г. Идрисова // Юрид. вестн. Дагестанского гос. ун-та. - 2016. - № 1. С. 55.

5. Горбач Д.В. Ответственность за доставку запрещенных предметов в учреждения уголовно-исполнительной системы России: проблемы и пути их решения / Горбач Д.В.// Сборник: III Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 20-летию вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации): Сб. тезисов выступлений и докладов участников. В 8-ми томах. - 2017. - С. 147-150.

6. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 29.05.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.06.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.