Научная статья на тему 'К вопросу об административно-правовом обеспечении управленческой деятельности в территориальном органе МВД России на районном уровне'

К вопросу об административно-правовом обеспечении управленческой деятельности в территориальном органе МВД России на районном уровне Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
148
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управленческая деятельность / штабное подразделение / административно-правовое обеспечение управленческой деятельности / management activities / headquarters division / administrative-legal provision of management activity

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юлия Юрьевна Орлова

Рассматриваются вопросы административно-правового обеспечения управленческой деятельности в территориальном органе МВД России на районном уровне

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юлия Юрьевна Орлова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of administrative and legal support for management activities in the territorial body of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the district level

This article discusses the issues of administrative-legal support of management activities at the territorial body of the MIA of Russia at the district level

Текст научной работы на тему «К вопросу об административно-правовом обеспечении управленческой деятельности в территориальном органе МВД России на районном уровне»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342.951 ББК 67.401.133

К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОРГАНЕ МВД РОССИИ НА РАЙОННОМ УРОВНЕ

ЮЛИЯ ЮРЬЕВНА ОРЛОВА,

соискатель факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

E-mail: orL55@mailru

Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент В.В. Кардашевский

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются вопросы административно-правового обеспечения управленческой деятельности в территориальном органе МВД России на районном уровне.

Ключевые слова: управленческая деятельность; штабное подразделение; административно-правовое обеспечение управленческой деятельности.

Annotation. This article discusses the issues of administrative-legal support of management activities at the territorial body of the MIA of Russia at the district level.

Keywords: management activities; headquarters division; administrative-legal provision of management activity.

В 2011 г. начались активные преобразования системы МВД России, охватившие практически все направления деятельности органов внутренних дел. Был принят ФЗ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (далее — закон «О полиции»), подписан ряд Указов Президента Российской Федерации, создавших новую систему МВД России.

Однако, как показывает анализ статистики за четыре года реформы1, результаты, ожидаемые обществом, достигнуты далеко не в полном объеме.

Государственное управление в сфере внутренних дел не всегда в полной мере оправдывает ожидания общества2. Качество правоохранительных услуг существенно не повысилось, уровень доверия граждан к полиции по-прежнему остается недостаточно высоким. Нарушения законности, дисциплины в органах внутренних дел продолжают иметь место3. Продолжается рост отдельных видов преступлений. Это не может не вызывать серьезного беспокойства в обществе, поскольку создает настороженное отношение к государству, которое оказывается не в состоянии в полной мере обеспечить безопасность личности, права, свободы и законные интересы граждан, общественную безопасность, охрану общественного порядка.

Одной из причин роста преступности можно считать недостаточный уровень управленческой деятельности в системе МВД России. Для эффективного функционирования вновь построенной системы следует выработать пути повышения эффективности административно-правового обеспечения ее управленческой деятельности.

По мнению автора, в органах внутренних дел под административно-правовым обеспечением управленческой деятельности следует понимать систему организационно-правовых мер, реализуемых специально уполномоченными субъектами и направленную на создание или совершенствование механизма административно-правового регулирования управленческой деятельности.

Для уяснения места и роли административно-правового обеспечения управленческой деятельно-

1 Статистика. Архивные данные // URL: http://vnii-mvd.ru//

2 Отчет ВНИИ МВД России о научно-исследовательской работе «Исследование общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» (2012), содержащий комплексный анализ работ по изучению общественного мнения, проведенных ОАО «ВЦИОМ» по заказу МВД России // URL: http://vnii-mvd.ru/node/1860

3 Дорожная карта дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации // URL: http://mvd.ru//

218

Вестник Московского университета МВД России

№ 6 I 2017

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

сти в органах внутренних дел следует рассмотреть процесс управления. При рассмотрении его сущности необходимо отметить, что «процесс управления имеет место только в сложных динамических системах»4. Продолжая эту мысль применительно к органам внутренних дел, автор подчеркивает, что управленческий процесс определяет динамизм организации и функционирования органов внутренних дел в соответствии с поставленными целями, он связан с поиском гибких форм согласования и упорядочения совместной управленческой деятельности, реализацией функций управления.

По мнению ряда ученых, процесс управления представляет собой:

♦ «совокупность действий организационного и функционального характера, обеспечивающих процесс воздействия на социальную действительность»5;

♦ «особые виды специализированной управленческой деятельности, выделившиеся в процессе разделения управленческого труда»6;

♦ процесс управленческого воздействия компетентных органов государства и общественности на деятельность управляемых субъектов с помощью права в целях создания общественно полезных ре-зультатов»7.

Данные утверждения дополняют друг друга, наиболее точно раскрывая и характеризуя систему реализации государственно-властных полномочий, которая невозможна без административно-правового обеспечения, объектом которой выступает управленческая деятельность.

Проведенный анализ нормативных правовых актов показывает, что на современном этапе в органах внутренних дел не все направления управленческой деятельности регламентированы.

Так, отсутствует нормативный правовой акт, регламентирующий информационно-аналитическую деятельность.

В территориальном органе МВД России на районном уровне штабное подразделение должно обеспечить руководителя реальной информацией, полученной из нескольких источников, о состоянии дел в подразделении.

Полученные данные подлежат анализу. Благодаря этому, достигается реальная картина действительности и, как следствие, возможность правильно определить цель и найти лучшие методы для ее до-

стижения. Результаты аналитической деятельности являются исходным материалом для принятия управленческого решения.

Соглашаясь с мнением Г.А. Туманова, что «достаточный объем качественной информации и научно обоснованные методы ее обработки, анализа и синтеза составляют основные предпосылки принятия эффективных управленческих решений»8 и на основании вышесказанного автор считает, что информационно-аналитическая деятельность в органах внутренних дел, являясь одним из основных направлений управленческой деятельности, нуждается в административно-правовом ее обеспечении. Необходим приказ или инструкция, регламентирующая сотрудникам, отвечающим за сбор, фиксацию информации, анализ полученных данных правильно, не нарушая норм права, заниматься указанной деятельностью. В рамках взаимодействия, сотрудничества, целесообразны совместные приказы (с органами исполнительной власти, другими органами право-охраны и т.п.) для предоставления необходимой информации.

В территориальных подразделениях внутренних дел МВД России на районном уровне недостаточно внимания уделяется прогнозированию управленческих решений. Указанное направление управленческой деятельности не регламентировано, а ведь не полностью продуманное управленческое решение может нанести существенный вред.

Прогнозированию управленческой деятельности необходимо административно-правовое ее обеспечение. Для того, чтобы сотрудник, в чей должностной регламент (должностные обязанности) входит данный вид деятельности, работал, в соответствии с законом, не допуская его нарушений.

Существенное влияние на административно-правовое обеспечение управленческой деятельности оказывает система планирования. Данное направление деятельности не совсем детализировано. В приказе МВД России от 26 сентября 2012 г. № 890 «Об орга-

4 Бахрак Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М.: Норма, 2002. С. 1.

5 Тихомиров Ю.А. Механизм управления в развитом социалистическом обществе. М., 1978. С. 45.

6 Лафта Дж.К. Теория организации. М., 2003. С. 355.

7 ДюрягинИ.Я. Право и управление. М., 1981. С. 57; Слепен-ков И.М., Аверин Ю.П. Основы теории социального управления. М.: Высшая школа, 1990. С. 23—26.

8 Туманов Г.А. Организация управления в сфере охраны правопорядка. М.: Юрид. лит., 1972. С. 131.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

низации планирования в органах внутренних дел Российской Федерации» определены:

♦ виды планов, подлежащих разработке;

♦ организация планирования, основные требования, предъявляемые к содержанию и структуре планов;

♦ сроки подготовки и утверждения проектов планов, подразделения, ответственные за их разработку;

♦ организационное обеспечение выполнения плана.

В Приложении к Инструкции по организации планирования в органах внутренних дел Российской Федерации структура плана работы отдела МВД России по району не определена.

По нашему мнению, план работы отдела МВД России на районном уровне может содержать следующие разделы.

I. Краткие выводы из анализа оперативной обстановки и основные задачи на предстоящий период.

II. Мероприятия по предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, охране общественного порядка, защите прав и свобод граждан.

III. Обеспечение техническими средствами.

IV. Внедрение в практику передового опыта.

V. Информационно-аналитическая работа.

VI. Совершенствование контроля и укрепление исполнительской и учетно-регистрационной дисциплины.

VII. Работа с кадрами, укрепление законности, соблюдение прав граждан.

Составление кратких выводов из анализа оперативной обстановки и первый раздел плана являются наиболее сложным. В выводах на основе оценочных характеристик состояния правопорядка и результатов деятельности органа за предшествующий период выявляются проблемные вопросы, которые касаются организации службы конкретных служб и исходя из этого определяются приоритетные направления деятельности подразделения. В последующих разделах планируют комплексные организационные мероприятия по выполнению основных оперативно-служебных задач. Рекомендуется также по каждому мероприятию указывать основание его включения в план.

Качественное осуществление планирования способствует равномерному распределению работы в течение планируемого периода, максимально эффективному использованию сил и средств органа

внутренних дел, организует взаимодействие и повышает ответственность исполнителей. Наличие плана облегчает организацию контроля и оценки деятельности органа по выполнению поставленных задач.

Стержнем управленческой деятельности, по мнению автора, является разработка и осуществление конкретных мер по реализации принятого решения; т.е. организация. Основное назначение ее сводится к обеспечению структурных связей и согласованию всего комплекса управленческих функций на всех стадиях управленческого цикла.

На практике в процессе ее осуществления субъект управления чаще всего сталкивается с множеством организационных, технических и психологических проблем и трудностей. От его умения решать возникшие трудности зависят эффективность его управленческой деятельности, степень достижения конечных результатов. Сложность организации обуславливает внедрение научных методов ее осуществления.

В процессе решения организационных задач необходимо административно-правовое ее обеспечение. Следует использовать различные средства (нормативные правовые акты (правила) и конкретные предписания, с помощью которых формируются и закрепляются нужные для нормального функционирования системы управления организационные отношения). Так, посредством нормирования определяются необходимые затраты материальных и людских ресурсов, ведь без нормирования практически невозможна действенная организация.

В процессе организации субъектам управления необходимо сделать следующее: произвести подбор исполнителей; осуществить (при необходимости) специальную подготовку исполнителей для выполнения задания; довести задания и сроки выполнения до каждого объекта управления; выбрать методы для достижения поставленной цели; обеспечить материальное, техническое и иное обеспечение исполнителей для выполнения поставленной задачи.

Происшедшие изменения условий и обстановки, в которых реализуется управленческое решение, могут потребовать от субъекта регулирования системы управления.

Потребность в регулировании возникает из-за постановки новых задач управления, т.е. из-за перехода системы в новое состояние. С помощью данной деятельности осуществляется оперативное управление системой; без регулирования невозможно целена-

220

Вестник Московского университета МВД России

№ 6 / 2017

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

правленное поведение объекта управления в соответствии с поставленными задачами. Административно-правовое обеспечение регулирования может происходить разными способами (например, запреты, индивидуальные предписания и др.), в зависимости от специфики объекта управления. Механизм обеспечения может быть различным: правовым, экономическим и т.п.

Управленческая деятельность по регулированию в органах внутренних дел направлена на нейтрализацию трудностей, возникающих на пути исполнения управленческого решения. Она будет эффективна только тогда, когда будет дополняться повседневным оперативно-техническим регулированием поведения управляемого объекта.

Система контроля в органах Министерства внутренних дел Российской Федерации громоздка — это и предварительный контроль, текущий контроль, заключительный контроль, особый, зональный, отраслевой и т.д. А если рассмотреть в совокупности все формы и виды контроля с учетом всех структурных подразделений, осуществляющих контрольные функ-

ции, то получается, что объекты управления не могут проявить инициативу, лишены самостоятельности, что в конечном итоге приводит к негативным последствиям.

Таким образом, для нормального функционирования системы контроля, на наш взгляд, следует: упорядочить схему контроля, выделив субъектов контроля, виды контроля, сроки проведения; создать информационный массив по результатам контроля в штабном подразделении территориального органа внутренних дел МВД России на районном уровне, для того, что руководитель имел полное представление о результатах контроля, независимо какими структурными подразделениями он проводился.

Такми образом, автор приходит к следующим выводам: не все направления управленческой деятельности регламентированы; имеющиеся в арсенале нормативные правовые акты нуждаются в доработке; нет системного подхода к административно-правовому обеспечению управленческой деятельности в органах внутренних дел.

Правовое обеспечение организации работы с кадрами в органах внутренних дел: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / [Е.В. Климкина и др.]; под ред. К.К. Гасанова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. 127 с.

Рассмотрены направления работы с кадрами органов внутренних дел, требования к ее организации, а также технологии, применяемые в работе с личным составом в ОВД. Особое внимание уделяется организационно-правовой характеристике субъектов, осуществляющих работу с кадрами в органах внутренних дел.

Для курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, а также практических работников подразделений по работе с личным составом ОВД.

ю н и т и UNITY

ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА» Адресредакции: 123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1. Тел./факс: 8-499-740-60-14, 8-499-740-60-15 E-mail: [email protected], www.unity-dana.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.