Научная статья на тему 'Субъекты, осуществляющие административно-правовое обеспечение управленческой деятельности в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне'

Субъекты, осуществляющие административно-правовое обеспечение управленческой деятельности в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
383
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MANAGEMENT ACTIVITY / РУКОВОДИТЕЛЬ / MANAGER / ШТАБНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ADMINISTRATIVE AND LEGAL SUPPORT MANAGEMENT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Орлова Ю.Ю.

Рассматриваются субъекты, осуществляющие административно-правовое обеспечение управленческой деятельности в территориальном органе МВД России на районном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Орлова Ю.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subjects of the administrative and legal support management activities in the territorial authority of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation at the district level

Described the subjects of the administrative and legal support management activities in the territorial authority of the Ministry of the Russian Federation at the district level.

Текст научной работы на тему «Субъекты, осуществляющие административно-правовое обеспечение управленческой деятельности в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

СУБЪЕКТЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОРГАНЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА РАЙОННОМ УРОВНЕ

ЮЛИЯ ЮРЬЕВНА ОРЛОВА,

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс Научный руководитель: В.В. Кардашевский, начальник кафедры административной деятельности органов внутренних дел,

кандидат юридических наук, доцент Рецензент: Г.Н. Суслова, доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел,

кандидат юридических наук, доцент E-mail: orl.55@mail.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

УДК 342.951 ББК 67.401.133

Аннотация. Рассматриваются субъекты, осуществляющие административно-правовое обеспечение управленческой деятельности в территориальном органе МВД России на районном уровне.

Ключевые слова: управленческая деятельность; руководитель; штабное подразделение; административно-правовое обеспечение управленческой деятельности.

Annotation. Described the subjects of the administrative and legal support management activities in the territorial authority of the Ministry of the Russian Federation at the district level.

Keywords: management activity; manager; administrative and legal support management activities.

Административно-правовое обеспечение подразумевает как опосредованное (через систему различных организационно-правовых мероприятий), так и непосредственное воздействие уполномоченных субъектов на механизм регулирования управленческой деятельности, выражающееся в выработке мер, направленных на повышение эффективности управленческой деятельности и совершенствование ее административно-правового регулирования.

Анализ нормативных правовых актов, регламентирующих основные направления деятельности органов внутренних дел МВД России позволяет выделить группы субъектов, осуществляющих административно-правовое обеспечение управленческой деятельности1.

К первой группе можно отнести субъекты, осуществляющие государственную власть: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Президент, будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, нормотворчествует, управляет, разрешает споры, осуществляет конституционный контроль. Выступает активным «творцом» правового порядка, проводником реформ, в том числе в правоохранительной сфере2.

Так, проведение реформы системы МВД России санкционировано именно президентскими указами3.

Согласно Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание — Парламент Российской

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы4. Законодательная ветвь государственной власти Российской Федерации посредством законодательства формирует правовые основы деятельности органов внутренних дел, тем самым выступая в роли субъекта административно-правового регулирования управленческой деятельности в органах внутренних дел.

Согласно Конституции Российской Федерации исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Оно реализует меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и т.д.5.

В соответствии с федеральным конституционным законом Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (ред. от 12 марта 2014 г.) «О Правительстве Российской Федерации», в Гл. III определены полномочия Правительства Российской Федерации. В ст. 13 говорится, что Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию (например, Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013—2020 годах» и др.); реализует предоставленное ему право законодательной инициативы (например, Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1222 «Об утверждении Правил обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных в соответствии с законодательством Российской Федерации к организациям»6 и др.); и т.д.7.

Решения Пленума Верховного суда Российской Федерации обязательны к исполнению. Верховный суд занимается правотворчеством, издает постановления.

В свете сказанного становится очевидным, что Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), суды Российской Федерации выступают как в роли субъектов административно-правового обеспечения управленческой деятельности на федеральной уров-

не, так и в роли субъектов управления, осуществляющих управленческое воздействие.

Вторая группа — субъекты, осуществляющие административно-правовое обеспечение управленческой деятельности в системе МВД России.

Данная группа охватывает: $ уровень Центрального аппарата (Министр внутренних дел Российской Федерации и его заместители, специально созданные подразделения системы МВД России); $ региональный уровень; районный уровень.

Министр и его заместители занимают особое место в числе субъектов административно-правового обеспечения управленческой деятельности, поскольку наделены полномочиями, позволяющими определять направления дальнейшего развития административно-правового обеспечения управленческой деятельности в органах внутренних дел.

Например, Министром утвержден от 6 мая 2013 г. № 1/4525 и в настоящее время реализуется план деятельности МВД России по реализации указов Президента Российской Федерации на плановый период 2014—2018 гг., в числе задач которого — совершенствование управленческой деятельности системы МВД России8.

Деятельность специально созданных подразделений системы МВД России (например, ОАД МВД России) направлена на обеспечение эффективного функционирования механизма административно-правового регулирования управленческой деятельности. Она связана с анализом практической реализации правовых норм и выработкой предложений по совершенствованию законодательства, анализом состояния управленческой деятельности, а также выработкой и реализацией ряда других мер.

На региональном и районном уровне — это лица руководящего состава, штабные (организационно-аналитические) подразделения территориальных органов внутренних дел.

В соответствии с приказом МВД России от 21 апреля 2011 г. № 222 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне» обозначена роль начальника территориального органа МВД России на районном уровне в управленческой деятельности. В п. 14 данного

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

приказа определена персональная ответственность начальника за выполнение задач и функций, возложенных на территориальный орган внутренних дел МВД России на районном уровне9.

В частности, начальник территориального органа внутренних дел МВД России на районном уровне в соответствии с приказом «утверждает положения о структурных подразделениях..., проводит работу по отбору, расстановке.. .кадров ...». Широкими правами наделен начальник по обеспечению деятельности исполнителей, так как он «распределяет и перераспределяет в пределах своей компетенции бюджетные ассигнования и материально-технические средства между структурными подразделениями территориального органа, обладает правом подписи финансовых документов.».

Кроме того, в указанном приказе определен, в частности, и ряд вопросов административно-правового обеспечения управленческой деятельности. Начальник территориального органа внутренних дел МВД России на районном уровне «организует правовое обеспечение оперативно-служебной деятельности территориального органа, издает в пределах своей компетенции правовые акты по вопросам организации деятельности территориального органа, обеспечивает контроль за их исполнением.»10.

Роль начальника в административно-правовом обеспечении управленческой деятельности определяется его персональной ответственностью. Обладая полномочиями, изложенными в вышеприведенном приказе, он может делегировать ряд из них штабному (организационно-аналитическому) подразделению и своим заместителям. Однако, основная роль в определении стратегического направления, методов и форм управленческой деятельности принадлежит ему.

Таким образом, начальник органа внутренних дел одновременно является субъектом, осуществляющим процесс административно-правового обеспечения управленческой деятельности, наделенный для этого определенными властными полномочиями, и субъектом управления, оказывающим управляющее воздействие.

В территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне на штабные (организационно-аналитические) подразделения возложены задачи по органи-

зации взаимодеиствия, координации деятельности служб и подразделении в целях наиболее эффективного выполнения задач.

Соглашаясь с мнением Г.Г. ЗуИкова и А.А. Аксенова в том, что «взаимодеИствие приобретает силу объективной необходимости ... деИствует только через субъективную деятельность начальников и штабов»11, автор подчеркивает, что в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне, выполняя решения начальника, именно штабное подразделение последовательно реализуют основные направления управленческой деятельности, на него возложены задачи по организации взаимодействия, координации деятельности служб и подразделений в целях наиболее эффективного выполнения задач.

Резюмируя вышесказанное, можно утверждать, что штабные (организационно — аналитические) подразделения являются как субъектом, непосредственно организующим и осуществляющим административно-правовое обеспечение управленческой деятельности, так и субъектами управленческой деятельности.

Третья группа — субъекты, которые непосредственно не входят в систему МВД России, но оказывают непосредственное влияние на механизм регулирования управленческой деятельности в органах внутренних дел. К таким органам можно отнести органы прокуратуры, органы исполнительной власти и другие государственные органы. Так, разработан и утвержден совместный приказ Федеральной миграционной службы и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 августа 2013 г. № 338/587 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и Министерством внутренних дел Российской Федерации, его территориальными органами государственной функции по контролю за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации»12. По инициативе прокуратуры республики Республики Северная Осетия — Алания разработан и подписан совместный приказ прокуратуры республики, МВД и Министерства здравоохранения РСО-Алания № 30 от 17 апре-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ля 2011 г. «Об утверждении инструкции о порядке взаимодействия лечебно-профилактических учреждений и органов внутренних дел РСО-Алания при поступлении (обращении) в лечебно-профилактические учреждения граждан с телесными повреждениями насильственного характера»13 и многие другие.

Подводя итог, автор приходит к выводу, что на сегодняшний момент субъектами, осуществляющими процесс административно-правового обеспечения управленческой деятельности в органах внутренних дел МВД России, и, в частности, в территориальных органах внутренних дел МВД России на районном уровне, являются:

Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации и суды Российской Федерации, которые издают нормативные правовые акты, обеспечивающие механизм административно-правового регулирования управленческой деятельности в целом; в системе органов внутренних дел: Министр внутренних дел Российской Федерации и его заместители, специально созданные органы и подразделения системы МВД России; лица руководящего состава, штабные (организационно-аналитические) подразделения территориальных органов внутренних дел на региональном, районном уровне. Они издают ведомственные нормативные правовые акты, посредством которых конкретизируются нормы, содержащиеся в законодательных актах федерального уровня, правовых актах субъектов, осуществляющих административно-правовое регулирование управленческой деятельности, определяется и разъясняется порядок их реализации, чем обеспечивается функционирование таких элементов механизма административно-правового регулирования управленческой деятельности, как толкование административно-правовых норм и применение административно-правовых норм, а также обеспечивается взаимодействие отдельных элементов механизма административно-правового регулирования управленческой деятельности; субъекты, непосредственно не входящие в систему МВД России, но оказывающие непосредственное влияние на механизм регулирования

управленческои деятельности в органах внутренних дел.

1 Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 249 (ред. от 15 января

2013 г.) «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 (ред. от 15 января 2013 г.) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации»); Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 252 (ред. от 19 сентября 2011 г.) «О предельной штатной численности органов внутренних дел Российской Федерации»; Указ Президента РФ от

1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции»; Приказ МВД России от 27 июня 2011 г. № 727 «Об утверждении Положения об организационно-аналитическом департаменте Министерства внутренних дел Российской Федерации»; Приказ МВД России от 21 апреля 2011 г. № 222 г. «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне»; Приказ МВД России от 12 февраля 1997 г. № 86 «Об утверждении временного наставления по службе штабов органов внутренних дел» и др.

2 Хесина Н.М. Административно-правовое обеспечение механизма формирования и функционирования режима законности и правопорядка в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М.: МосУ МВД России, 2005.

3 Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2009 г. 28 декабря. № 52 (1 ч.); Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 (ред. от 15 января 2013 г.) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации») и ряд других.

4 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля

2014 г. № 2-ФФКЗ). Ст. 94. URL: http://www. consultant.ru (Дата обращения 19 января 2015 г.).

5 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФФКЗ). Ст. 110, ст. 114. URL: http://www. consultant. ru (Дата обращения 19 января 2015 г.).

6 Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1222 «Об утверждении Правил обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных в соответствии с законодательством Российской Федерации к организациям». URL: http:// www.consultant.ru// (Дата обращения 25 января 2015 г.).

7 См.: Федеральным конституционным законом Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (ред. от 12 марта 2014 г.) «О Правительстве Российской Федерации».

8 См.: План деятельности МВД России по реализации указов Президента российской Федерации на плановый период 2014— 2018 годов. URL: https://mvd.ru/plan_mvd_2018 (Дата обращения 4 января 2015 г.).

9 Приказ МВД России от 21 апреля 2011 г. № 222 г. «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне».

10 См.: приказ МВД России от 21 апреля 2011 г. № 222 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне».

11 Зуйков Г.Г., Аксенов А.А. Штабы органов внутренних дел. М.: ВШ МВД СССР, 1974, С. 16.

12 См.: О вступлении в силу совместного приказа ФМС России и МВД России от 1 августа 2013 г. № 338/587. URL: https://mvd. ru // (Дата обращения 19 января 2015 г.).

13 См.: Прокуратурой, МВД и Министерством здравоохранения республики издан совместный приказ. URL: http://procurer-osetia.ru/news// (Дата обращения 19 января 2015 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.