ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Научная статья УДК 34
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-7-66-68 NIION: 2003-0059-7/23-896
EDN: https://elibrary.ru/mjbztt MOSURED: 77/27-003-2023-07-095
К вопросу об административно-правовом обеспечении реализации техноэкономических проектов
Сергей Николаевич Бочаров1, Юрий Ильич Попугаев2
1,2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, rados108@mail.ru
Аннотация. Рассматривается характеристика состояния и перспективы административно-правового сопровождения реализации современных моделей теории техноэкономнкн, разработчики которой, стремясь изменить механизм управления социально-экономической сферой, предлагают освободиться от транзакцнонных издержек, включая сокращение регулятивного н контрольно-надзорного сегмента нснолннтельно-расноряднтельной деятельности субъектов управления, выраженного в различных админнстратнвно-нравовых институтах.
Ключевые слова: техноэкономнка, транзакцнонные издержки, нублично-нравовое сопровождение экономических проектов, админнстратнвно-нравовые институты
Благодарности: статья подготовлена прн информационной поддержке СПС «КонсультантПлюс».
Для цитирования: Бочаров С. Н., Попугаев Ю. И. К вопросу об адмнннстратнвно-правовом обеспечении реализации тех-ноэкономнческнх проектов // Вестннк Московского университета МВД Росснн. 2023. N° 7. С. 66-68. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-7-66-68. EDN: MJBZTT.
Original article
On the issue of administrative and legal support for the implementation of techno-economic projects
Sergey N. Bocharov1, Yuri I. Popugaev2
'■2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,
rados108@mail.ru
Abstract. The characteristic of the state and prospects of administrative-legal support for the implementation of modern models of the theory of technoeconomics, the developers of which, seeking to change the mechanism of management of socio-economic sphere, offer to get rid of transaction costs, including the reduction of regulatory and control and supervisory segment of executive-administrative activity of management subjects, expressed in various administrative-legal institutions is considered.
Keywords: technoeconomics, transaction costs, public legal support of economic projects, administrative and legal institutions
Acknowledgements: the article was prepared with the information support of the SPS «ConsultantPlus».
For citation: Bocharov S. N., Popugaev Yu. I. On the issue of administrative and legal support for the implementation of techno-economic projects. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(7):66-68. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-7-66-68. EDN: MJBZTT.
Ознакомление с теорией техноэкономики, нацеленной на решение актуальных и важных вопросов оценки экономического состояния нашей страны, на определение путей и способов его ближайшего и перспективного развития с учетом совокупности комплекса внутренних и внешних факторов, влияющих на данное состояние и процесс, нельзя было не обратиться к классикам философии и политэкономии и который раз задаться вечными вопросами соотношения категорий: материя — сознание, базис — надстройка.
В свое время в Предисловии «К критике политической экономии» К. Маркс заметил, что «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» [2, с. 7]. Известно, что это самое общественное бытие сложно сконструировано, предусматривая в своем содержа© Бочаров С. Н., Попугаев Ю. И., 2023
нии дифференциацию населения на различные социальные общности (группы, классы и т. п.), в которых с учетом характера труда и занятости в процессе производства, а также в зависимости от отношения к средствам производства в самом первом приближении можно выделить собственников (хозяев), работников и различного рода управленцев от государства, функционирующих как в экономической, так и в неэкономических сферах, обладающих нормотвор-ческой, распорядительной, контрольно-надзорной и юрисдикционной компетенцией, относящихся согласно авторитетному высказыванию С. Б. Черны-шова к агентам институтов рынка [3].
Все названные категории населения участвуют в реализации основных рыночных институтов производства, распределения и обмена по-разному, Кроме
того, значимость, масштабность и содержание подобного участия — величины переменные, параметры которых зависят от многих факторов, их обусловливающих, и посему требующих своего учета в процессе совершенствования современного экономического механизма, нуждающегося по мнению ученых экономистов и специалистов управленцев в серьезной качественной перезагрузке в виде перехода посредством реинжиниринга имеющихся рыночных институтов к их техноэкономическому перевоплощению в качественно новый способ хозяйственной деятельности.
По мнению специалистов рабочей группы, разрабатывающей техноэкономические модели, действующей под эгидой Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов, основным содержанием техноэкономики является поэтапное снятие транзакций так называемых «невидимых рук» [1], порожденных институтами собственности и капитала, которые, на их взгляд, влекут излишние финансовые, временные и прочие непроизводительные затраты, путем передачи их функций экономическим платформам.
При этом, не секрет, что немало подобных тран-закционных издержек опосредовано правом в части:
♦ регулирования статуса субъектов, реализующих указанные экономические институты;
♦ решения вопросов учета, отчетности, регистрации всей деятельности и ее отдельных этапов;
♦ оформления специальных разрешений и прочих индивидуальных правовых актов, обеспечивающих субъектам легитимность и комфортность функционирования;
♦ установления ответственности субъектов за неисполнение принятых на себя обязательств, несоблюдение ограничений и запретов в ходе их реализации.
Казалось бы, что плохого в таком правовом регулировании процесса государственного участия в организации и осуществлении управления промышленностью, торговлей, финансами, строительством, транспортом и иными областями и сферами экономики, тем более, принимая во внимание наличие здесь большого количества и высокой степени различных рисков, опасностей и угроз. Однако сторонники техно-экономических перемен, судя по их публичным заявлениям, настроены весьма решительно и категорично, заявляя, что «единственная добродетель административной системы — власть и ее умение централизованно распределять — бессильна, так как источник подлежащих распределению материальных и духовных благ, и без того изначально скудный, иссякает на глазах».
Мы далеки от мысли, что в государственном управлении экономикой все идеально. Действительно, многое нуждается в переформатировании, дабы исключить условия для бюрократии и коррупции, максимально рационально использовать финансовые, материальные, человеческие и прочие ресурсы, защитить права и законные интересы как потребителей, так и производителей. Но есть опасение, что сгоряча «вместе с грязной водой можно выкинуть и ребенка», так как социальная значимость административно-правового упорядочения отношений в рассматриваемой сфере в части обеспечения различных сегментов национальной безопасности (личной, общественной, экологической, информационной, экономической и пр.) продолжает оставаться весьма высокой.
В данном случае речь идет о сохранении и упрочении таких административных правовых институтов, выступающих самостоятельными методами государственного управления, как институты технического регулирования (метрология, сертификация, стандартизация); институты разрешений (лицензирование, аттестация, аккредитация, допуск к работе, выдача патента); институт государственного заказа; институт квотирования; институт таможенной и государственной границы; институт административной ответственности.
В подтверждении сказанного достаточно вспомнить прошлогоднюю трагедию со взрывом газа в одном из многоквартирных домов Новосибирска, где ремонтно-эксплуатационные работы с использованием несертифицированного оборудования проводили «специалисты», не имевшие на это соответствующего разрешения; многочисленные случаи загрязнения промышленными предприятиями окружающей среды и применения для утепления при строительстве как индивидуальных, так и многоквартирных жилых домов легко воспламеняющихся материалов; значительное количество мошенничеств, совершаемых с использованием поддельных электронных подписей, посредством средств мобильной связи и компьютерных технологий, совершаемых в том числе из за рубежа.
Наглядным примером актуальности затронутой проблемы могут служить также тематика и результаты состоявшегося 16 февраля 2023 г. в Екатеринбурге форума «Кибербезопасность в финансах», где в выступлениях и дебатах главы Центробанка России Э. Набиулиной, председателя комитета по финансовым рынкам Государственной Думы Российской Федерации А. Аксакова и 1-го заместителя председателя Сбербанка России С. Кузнецова подчеркивалось, что
JURISPRUDENCE
№ 7 / 2023
Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
67
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
по сведениям лаборатории Касперского в 2022 г. преступники незаконно завладели 1,5 млрд данных, содержащихся в банковских учетных базах. Особо отмечено, что подобной ситуации способствовал в том числе недостаток правовых инструментов, который продолжает сохраняться и сейчас, а также недостаточно быстрое реагирование служб безопасности банков на действия мошенников. Замечено, что в качестве стимула для нейтрализации указанных негативных факторов может выступить известный правовой институт страхования киберрисков, способный обеспечить возврат банками клиентам похищенных у них средств, механизм которого нуждается в законодательном закреплении, по примеру законодательного предоставления финансовым учреждениям полномочий на блокирование счетов клиентов, участвующих в подозрительных транзакциях. Требует также правового разрешения проблема свободного преобразования наличных или безналичных денег в криптова-люту, которое пользователь системы может совершить даже без предъявления паспорта.
Для активизации противодействия, упомянутым видам правонарушений с позиции техноэкономики предполагается объединить на цифровой основе планы и долевые возможности участвующих в этом игроков финансового рынка с тем, чтобы не только максимально использовать потенциал каждого из них в решении персональных, корпоративных и общих (групповых) задач, но и обеспечить гарантированную защиту как самих банков, так, естественно, и их клиентов, сохранив при этом незыблемым баланс интересов. Кроме того, в практике оформления финансо-
выми организациями кредитов в качестве эксперимента предпринимаются нелегитимные попытки задействовать для проверки лояльности клиентов возможности нейросети ChatGPT.
Вместе с тем, подчеркивая значимость технологического сегмента в достижении целей техноэконо-мики, полагаем, что без должного юридического сопровождения осуществляемых масштабных преобразований сегодня не обойтись. В КНР, например, во избежание возможных рисков, для материалов (документов), подготовленных с помощью искусственного интеллекта, даже установлена специальная маркировка, что предоставляет пользователям таких материалов (документов) и работающих с ними правоприменителям при оценке истинности содержащейся в них информации возможность усмотрения и последующего выбора соответствующего оптимального варианта поведения.
Список источников
1. Кроуз Р. Природа фирмы // Economica. 1937. Vol. 4. No. 16.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 13.
3. Чернышов С. Б. Новые вехи // Знамя. 1990. № 1. С. 154-163.
References
1. Coase R. The nature of the firm // Economica. 1937. Vol. 4. № 16.
2. Marks K., Engels F. Essays. 2nd ed. Vol. 13.
3. Chernyshov S. B. New milestones // Znamya. 1990. № 1. Р. 154-163.
Информация об авторах
С. Н. Бочаров — профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, профессор;
Ю. И. Попугаев — начальник кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, доцент.
Information about the authors
S. N. Bocharov — Professor of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Professor;
Yu. I. Popugaev — Head of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Associate Professor.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 20.11.2023; одобрена после рецензирования 01.12.2023; принята к публикации 14.12.2023.
The article was submitted 20.11.2023; approved after reviewing 01.12.2023; accepted for publication 14.12.2023.