Научная статья на тему 'МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ'

МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
129
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНУЖДЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / МЕРЫ / УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ МЕРЫ / ОГРАНИЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трегубов Игорь Сергеевич

Рассмотрены сущность и правовая природа мер административно-процессуального принуждения. Определено место данных мер в институте административного принуждения. Выявлено соотношение административно-процессуального принуждения с уголовно-процессуальными мерами; определены ключевые признаки, обеспечивающие административное принуждение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES OF ADMINISTRATIVE AND PROCEDURAL COERCION

The essence and legal nature of administrative and procedural coercion measures are considered. The place of these measures in the institute of administrative coercion has been determined. The correlation of administrative-procedural coercion with criminal-procedural measures is revealed; the key features ensuring administrative coercion are identified.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 342.951

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-3-200-202 EDN: https://elibrary.ru/opxhub NIION: 2003-0059-3/23-699 MOSURED: 77/27-003-2023-03-898

Меры административно-процессуального принуждения

Игорь Сергеевич Трегубов

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, kiber1817@mail.ru

Научный руководитель: доктор юридических наук Ю. И. Попугаев

Аннотация. Рассмотрены сущность и правовая природа мер административно-процессуального принуждения. Определено место данных мер в институте административного принуждения. Выявлено соотношение административно-процессуального принуждения с уголовно-процессуальными мерами; определены ключевые признаки, обеспечивающие административное принуждение.

Ключевые слова: принуждение, административное наказание, административное судопроизводство, меры, уголовное судопроизводство, процессуальные меры, ограничение

Для цитирования: Трегубов И. С. Меры административно-процессуального принуждения // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 3. С. 200-202. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-3-200-202. EDN: OPXHUB.

Original article

Measures of administrative and procedural coercion

Igor S. Tregubov

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

kiber1817@mail.ru

Research supervisor: Doctor of Legal Sciences Yu. I. Popugaev

Abstract. Annotation. The essence and legal nature of administrative and procedural coercion measures are considered. The place of these measures in the institute of administrative coercion has been determined. The correlation of administrative-procedural coercion with criminal-procedural measures is revealed; the key features ensuring administrative coercion are identified.

Keywords: coercion, administrative punishment, administrative proceedings, measures, criminal proceedings, procedural measures, restriction

For citation: Tregubov I. S. Measures of administrative and procedural coercion. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(3):200-202. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-3-200-202. EDN: OPXHUB.

Доктринальный и практический вопрос мер административно-процессуального принуждения не является чем-то кардинально новым и не изученным, но современная практика реализации мер административного наказания позволяет не только по-новому взглянуть на данные меры, но и поднимает вопросы уже о современном доктринальном урегулировании мер процессуального принуждения.

Актуальность вопросов применения мер административно-процессуального принуждения является открытой еще с советского периода; так, Д. Н. Бахрах в своих научных трудах утверждал, что меры административно-процессуального принуждения состоят из обеспечительных мер, которые оказывают содей© Трегубов И. С., 2023

ствие административному судопроизводству, и пре-секательные меры, которые, как видно из самого названия, обеспечивает пресекательную функцию и профилактируют совершение новых правонарушений [1]. По данной классификации видно, что уже в советский период данные меры были разделены по признакам, что давало объективное понимание каждой отдельной меры.

Так же надо отметить, что серьезный вклад в развитие доктринальной части мер административно-процессуального решения был сделан именно наукой уголовно-процессуального права, так как именно уголовное судопроизводство имеет серьезную доктринальную и материальную основу, тем

JURISPRUDENCE

самым влияя на развитие и административного судопроизводства. В подтверждение данной доктрины В. А. Михайлов в свое время писал, что именно уголовно-процессуальное принуждение способно создать благоприятную среду для доказательной базы и разграничить ошибочно привлеченных лиц по уголовному делу, тем самым обеспечивая законность и объективность проведениях данных мер. Не менее важное то, что уголовно-процессуальное принуждение решает профилактические задачи в уголовном судопроизводстве [5, с. 6].

Прежде всего, надо понять, что меры административно-процессуального принуждения и меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, это две разные категории, которые имеют свои цели, задачи и признаки. Меры административного процессуального принуждения являются более широкой категорией и охватывают значительно больше общественных отношений, по сравнению с мерами обеспечения производства, но последние (меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях) имеют более детальную и серьезную доктринальную урегу-лированность среди норм по обеспечению процессуального принуждения.

При определении сущности, мер административно-процессуального обеспечения, можно согласиться с В. А. Мельниковым, который считал, что данные меры являются совокупностью приемов материального воздействия в отношении лиц, к которым применяются правовые ограничения с целью административного судопроизводства [4, с. 46].

В нынешнем законодательстве, мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях выделена гл. 27 КоАП РФ. В данной норме законодатель выделяет 13 мер и при рассмотрении исторического аспекта данной нормы, можно понять, что эти меры не являются исчерпывающими и с годами их становится все больше. Таким образом вопрос урегулированности административно-процессуальных норм хоть и является классическим, но все равно продолжает быть открытым.

При более детальном рассмотрение данных мер, которые закреплены в гл. 27 КоАП РФ, можно выявить тенденцию, согласно которой законодатель не определил сущность данных мер, а лишь только закрепил лиц, которые уполномочены производить данные меры. Ярким примером может служить

ст. 27.15 КоАП РФ — привод; сущность данной меры принуждения можно увидеть только в ст. 113 УПК РФ, где привод определяется как принудительное доставление лица к дознавателю, следователю или в суд. Так, В. Р. Кисин по данному поводу считает, что отсутствие сущности определения дает возможность правоохранительным органам разное толкование данной нормы [3].

Применение каждой меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях регламентируется своей целью, к примеру, самое распространенная мера, административное задержание, производится с целью своевременного рассмотрения дела.

Таким образом, меры административно-процессуального обеспечения — способы, приемы и действия — обеспечивают административное судопроизводство и целью данных мер является поиск материальные следов по административному правонарушению, а также обеспечение доказательной базы. Данное определение также можно увидеть в трудах А. И. Каплунова [2, с. 44].

В заключение важно отметить, как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, так и меры процессуального принуждения достаточно тесно связаны и их взаимосвязь обеспечивает своевременное и законное проведение административного судопроизводства.

Список источников

1. Бахрах Д. Н. Административно-процессуальное принуждение // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1989. № 4. С. 60.

2. Каплунов А. И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел: авто-реф. дисс. ... д-ра юрид. наук. М., 2005.

3. Кисин В. Р. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: юридическая природа и недостатки правового регулирования // Административное право и процесс. 2018. № 1. С. 32.

4. Мельников В. А. Административно-правовое ограничение прав граждан и механизм его реализации органами внутренних дел: автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. Краснодар, 2015.

5. Михайлов В. А. Уголовно-процессуальные меры пресечения в судопроизводстве Российской Федерации. М., 1997.

№ 3 / 2023 - Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia - 201

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

References

1. Bakhrakh D. N. Administrative and procedural coercion // News of higher educational institutions. Jurisprudence. 1989. № 4. P. 60.

2. Kaplunov A. I. Administrative coercion applied by internal affairs bodies: abstract. diss. ... doctor of legal sciences. M., 2005.

3. Kisin V. R. Measures to ensure proceedings on cases of administrative offences: legal nature and draw-

backs of legal regulation // Administrative Law and Process. 2018. № 1. P. 32.

4. Melnikov V. A. Administrative and legal restriction of citizens' rights and the mechanism of its implementation by internal affairs bodies: abstract. diss. ... doctor of legal sciences. Krasnodar, 2015.

5. Mikhailov V. A. Criminal and procedural measures of restraint in legal proceedings of the Russian Federation. M., 1997.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

3-е изд., перераб. и доп. Учебник

Предупреждение

преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел

Раскрыты основные теоретические и практические положения организации и осуществления деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений. Показаны ее правовые, организационные и тактические основы, вопросы предотвращения, профилактики и пресечения противоправных деяний, входящие в предупредительную компетенцию органов внутренних дел. Определена полицейская специфика общей, индивидуальной и виктимологической профилактики правонарушений. Особое внимание уделено предупреждению полицией преступлений и административных правонарушений несовершеннолетних; насильственных преступлений против личности; правонарушений в сфере экономики; рецидивной, профессиональной и организованной преступности; террористической и экстремистской преступной деятельности; преступлений и правонарушений, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, с незаконным оборотом оружия, с миграционными процессами; преступлений и правонарушений коррупционной направленности; дорожно-транспортных правонарушений и др. Дана оценка перспективам развития ведомственной системы предупреждения преступлений и административных правонарушений, обоснованы стратегические направления предупредительной деятельности ОВД.

Для курсантов, слушателей, адъюнктов и преподавателей образовательных учреждений МВД России, студентов, аспирантов и преподавателей юридических образовательных учреждений, практических работников правоохранительных органов.

Информация об авторе

И. С. Трегубов — адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author

I. S. Tregubov — Adjunct of the Faculty of Training of Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 26.02.2023; одобрена после рецензирования 14.04.2023; принята к публикации 31.05.2023.

The article was submitted 26.02.2023; approved after reviewing 14.04.2023; accepted for publication 31.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.