Научная статья на тему 'О концепции совершенствования административной деятельности участкового уполномоченного полиции по профилактике правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений'

О концепции совершенствования административной деятельности участкового уполномоченного полиции по профилактике правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений / участковый уполномоченный полиции / правоохранительные органы / здоровье населения / семейно-бытовое насилие / защитное предписание / специальная коррекционная программа / член семьи / offenses in the sphere of family and household relations / local police commissioner / law enforcement agencies / public health / family and domestic violence / protective order / special correctional program / family member

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юрий Ильич Попугаев, Владислав Андреевич Струков

Обосновывается актуальность исследования деятельности участкового уполномоченного полиции по профилактике правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений. Полученные результаты исследования указывают на необходимость и возможность оптимизировать административно-правовые механизмы деятельности не только участкового уполномоченного полиции по противодействию правонарушениям в сфере семейно-бытовых отношений, но и других правоохранительных органов, органов исполнительной власти, судей, представителей общественности с учетом закономерностей их функционирования и тенденций развития на основе системного подхода, системных свойств, новых интегральных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юрий Ильич Попугаев, Владислав Андреевич Струков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the concept of improving the administrative activities of the district police commissioner for the prevention of offenses in the field of family and household relations

The relevance of the study of the activities of the district police commissioner for the prevention of offenses in the field of family and household relations is being substantiated. The results of the study indicate the need and the possibility to optimize the administrative and legal mechanisms of the activities of not only the district police commissioner for countering offenses in the field of family and household relations, but also other law enforcement agencies, executive authorities, judges, members of the public, taking into account the laws of their functioning and development trends based on a systematic approach, systemic properties, new integral qualities.

Текст научной работы на тему «О концепции совершенствования административной деятельности участкового уполномоченного полиции по профилактике правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 34:351.74

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-201-204 EDN: https://elibrary.ru/zdagku NIION: 2003-0059-6/23-863 MOSURED: 77/27-003-2023-06-062

О концепции совершенствования административной деятельности участкового уполномоченного полиции по профилактике правонарушений

в сфере семейно-бытовых отношений

Юрий Ильич Попугаев1, Владислав Андреевич Струков2

1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, popugaev@list.ru

2 Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия, bull_dogg2006@mail.ru

Аннотация. Обосновывается актуальность исследования деятельности участкового уполномоченного полиции по профилактике правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений. Полученные результаты исследования указывают на необходимость и возможность оптимизировать административно-правовые механизмы деятельности не только участкового уполномоченного полиции по противодействию правонарушениям в сфере семейно-бытовых отношений, но и других правоохранительных органов, органов исполнительной власти, судей, представителей общественности с учетом закономерностей их функционирования и тенденций развития на основе системного подхода, системных свойств, новых интегральных качеств.

Ключевые слова: правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, участковый уполномоченный полиции, правоохранительные органы, здоровье населения, семейно-бытовое насилие, защитное предписание, специальная коррекционная программа, член семьи

Для цитирования: Попугаев Ю. И., Струков В. А. О концепции совершенствования административной деятельности участкового уполномоченного полиции по профилактике правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 6. С. 201-204. https://doi. org/10.24412/2073-0454-2023-6-201-204. EDN: ZDAGKU.

Original article

About the concept of improving the administrative activities of the district police commissioner for the prevention of offenses in the field of family and household relations

Yury I. Popugaev1, Vladislav A. Strukov2

1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

popugaev@list.ru

2 St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg, Russia, bull_dogg2006@mail.ru

Abstract. The relevance of the study of the activities of the district police commissioner for the prevention of offenses in the field of family and household relations is being substantiated. The results of the study indicate the need and the possibility to optimize the administrative and legal mechanisms of the activities of not only the district police commissioner for countering offenses in the field of family and household relations, but also other law enforcement agencies, executive authorities, judges, members of the public, taking into account the laws of their functioning and development trends based on a systematic approach, systemic properties, new integral qualities.

Keywords: offenses in the sphere of family and household relations, local police commissioner, law enforcement agencies, public health, family and domestic violence, protective order, special correctional program, family member

For citation: Popugaev Yu. I., Strukov V. A. About the concept of improving the administrative activities of the district police commissioner for the prevention of offenses in the field of family and household relations. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(6):201-204. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-201-204. EDN: ZDAGKU.

© Попугаев Ю. И., Струков В. А., 2023

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений являются часто встречающимся явлением фактически во всех сегментах жизнедеятельности человека. При этом наибольшую значимость проблемы правонарушений в области семейно-бытовых отношений и, в частности, наиболее общественно опасных -насильственных, приобретают в периоды радикальных исторических трансформаций и революционных изменений, сопровождающихся коренной ломкой традиционных общественных укладов. По всеобщему признанию, нынешнее человечество в начале нового столетия переживает именно подобный переходный этап модификации «цивилизационных вех». Насилие носит не только физически деструктивный, но и морально-нравственный разлагающий характер, причиняет урон этическому и моральному здоровью, как обществу в целом, так и отдельным его индивидам. По этой причине насилие отрицается передовыми слоями общества, учеными самых разных сфер и областей, мировыми религиями.

Правоохранительные органы, в том числе полиция, и суды вторгаются в семейные конфликты в крайнем случае, едва лишь тогда, когда дело доходит до тяжкого физического вреда [1, с. 221-253]. Психический вред вообще, как правило, не принимается во внимание и почти не имеет юридической оценки. Исключением являются лишь угрозы убийством и оскорбления, однако и дела аналогичного рода почти не доходят до судебной инстанции. Так, подавляющее большинство дел о семейно-бытовом насилии над несовершеннолетними детьми в семье не доходят и до полиции по различным причинам. Отцы и матери отказываются от ранее данных показаний. Помимо этого констатируется крайне низкая общественная ответственность соседей, близких родственников - тех, кто имеет реальную возможность увидеть или услышать, как ребенку причиняется вред. Сами дети научены, что любая семья лучше приюта, а также боятся потерять благосклонность отрицательно характеризующихся родителей, к которым они продолжают хорошо относиться. Безжалостное обращение с несовершеннолетними начинает интересовать систему правосудия исключительно в тех случаях, когда наличествуют тяжкие последствия. В подобных обстоятельствах инициатором возбуждения уголовного дела выступают органы здравоохранения, которые при выявлении следов побоев извещают полицию.

Федеральный закон «О профилактике насилия в семье», о котором говорится более 25 лет, так и не принят. Это осложняет работу судов и административную деятельность правоохранительных органов, так как в отсутствие необходимой правовой регламентации почти невозможно изолировать совершившего насилие. Чаще всего именно жертва уходит из дома, ищет убежище, а виновник остается на своей территории. Как правило, рассмотрение дел в судах затягивается

на месяцы и годы, что предопределяет, безусловно, дополнительный стресс жертве.

Дефиниция содержания семейного насилия, его форм и разновидностей, по мнению многих современных исследователей, - первоочередная научная и законодательная задача, без решения которой неосуществимо не только противостоять актам насилия в семейных взаимоотношениях, но даже установить реальный масштаб этой общественной проблемы [2, с. 123-130].

Актуальность данного направления работы обусловлена также и тем, что к настоящему времени не работают такие общественные институты, как товарищеские суды, советы общественности; во многих населенных пунктах отсутствует инфраструктура учреждений и служб, реализовывающих деятельность по оказанию психологической, педагогической, общественной, врачебной, юридической, финансовой помощи семьям по предупреждению семейного неблагополучия, а также социальной реабилитации семей и несовершеннолетних детей, которые находятся в социально-трудном положении.

Обращаясь к деятельности полиции, многие ошибочно полагают, что главной ее задачей является розыск правонарушителей, совершивших различного рода противоправные посягательства, но в подобных случаях вред общественным интересам фактически уже причинен, и, следовательно, приоритетным направлением деятельности полиции является предотвращение совершения правонарушений, что реализуется путем проведения постоянной превентивной работы. Причем, основная нагрузка по профилактике ложится на плечи участковых уполномоченных полиции.

Так, в 2020 г. участковыми уполномоченными полиции установлено каждое четвертое лицо (23,6 %), совершившее преступление в семейно-бытовой сфере, пресечено более трети (37,7 %) административных правонарушений в семейно-бытовой сфере, рассмотрено порядка 40 % всех обращений, поступивших в органы внутренних дел (при этом только одним представителем данных подразделений в год разбирается около 277 заявлений) [3].

Учитывая недостаточную эффективность деятельности службы участковых уполномоченных полиции по предупреждению насилия в семье и актуальность проблем организации предупреждения насилия в семье, необходимо объединить усилия ученых и практических работников в направлении решения этих проблем.

Следует отметить, что по перечисленным выше актуальным проблемам в рассматриваемой сфере отношений было выполнено диссертационное исследование на кафедре административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. При проведении исследования, формулировании вы-

JURISPRUDENCE

водов и рекомендаций нами предложена концепция совершенствования административной деятельности участковых уполномоченных полиции по профилактике правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений, которая включает в себя три направления.

Первое направление. В предложениях по совершенствованию общетеоретических вопросов административной деятельности участкового уполномоченного полиции по профилактике правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений:

1. Сформулировано несколько авторских понятий:

• «семейно-бытовые отношения»; «члены семьи»; «лица, приравненные к членам семьи»; «семейное насилие» и «административные правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений»;

• административная деятельность участковых уполномоченных полиции по профилактике правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений - это перманентная, планомерная, целенаправленная, подзаконная, государственно-властная, внешненаправленная правоохранительная деятельность, основанная на нормах административного права, носящая исполнительно-распорядительный характер, осуществляемая в административно-правовых формах с использованием административно-правовых методов с целью реализации основных функций участковых уполномоченных полиции по обеспечению прав, свобод и интересов граждан в области семейно-быто-вых отношений, по профилактике правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений, привлечению виновных лиц к ответственности, недопущению повторного совершения противоправных деяний.

2. Аргументировано:

а) формирование в России центров помощи жертвам насилия в семье на основе картографического метода, который целесообразно применять и в деятельности участковых уполномоченных полиции по профилактике и пресечению внутрисемейного насилия;

б) использование «защитного предписания», запрещающего лицу, совершившему насилие в семье, совершать определенные действия или наоборот требующего от него совершения определенных действий.

Второе направление. В предложениях по модернизации практического направления административной деятельности участкового уполномоченного полиции по профилактике правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений:

1. Научно обосновано создание на базе ВНИИ МВД России структурного подразделения (отдела, секции) по исследованию и решению проблем профилактики правонарушений в семейно-бытовой сфере.

2. Доказана необходимость открыть на базе не-

скольких высших учебных заведений системы МВД России курсы повышения квалификации участковых уполномоченных полиции, где должен обязательно изучаться спецкурс «Профилактика правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений». В дополнение предлагается создать научно-практическую секцию из числа преподавателей и научных сотрудников учебных организаций системы МВД России с аналогичным названием, на которой ее членами, другими специалистами по превенции правонарушений в семейном быту будут рассматриваться материалы нормативно-правового, научно-практического, учебно-методического характера по рассматриваемой проблематике.

3. Аргументировано создание и запуск единого интегрированного федерального информационно-аналитического банка данных «Семейное насилие».

Третье направление. В предложениях по оптимизации законодательного направления административной деятельности участкового уполномоченного полиции по профилактике правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений:

1. Обосновывается доработка, обсуждение и принятие федерального закона «О профилактике насилия в семье»; аргументируется дополнение федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» подпункта 17 п. 1. ст. 6, где перечисляются основные направления профилактики правонарушений, диспозицией: «предупреждение насилия в сфере семейно-бытовых отношений»; доказана необходимость закрепления в федеральном законе «О полиции» в ст. 2 дополнительного направления административной деятельности полиции: «Профилактика насилия в сфере семейно-бытовых отношений».

2. Доказана необходимость принятия приказа МВД России «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных полиции по профилактике правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений».

3. Приведены доводы по инноватизации КоАП РФ: обосновывается положение о том, что совершение административного правонарушения в отношении членов семьи и лиц, приравненных к ним, целесообразно включить пунктом 7 в статью 4.3 КоАП РФ «Обстоятельства, отягчающие административную ответственность»; кроме того следует дополнить КоАП РФ ст. 6.1.2. «Совершение насилия в семье, не причинившего физическую боль, невыполнение защитного предписания или не прохождение специальной кор-рекционной программы».

Полученные результаты исследования указывают на необходимость и возможность оптимизировать административно-правовые механизмы деятельности не только участковых уполномоченных полиции по противодействию правонарушениям в сфере семейно-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

бытовых отношений, но и других субъектов, а именно: других правоохранительных органов, органов исполнительной власти, судей, представителей общественности с учетом закономерностей их функционирования и тенденций развития на основе системного подхода, системных свойств, новых интегральных качеств.

Список источников

1. Административная деятельность полиции. Курс лекций. 2-е изд., испр. и доп. // под ред. В. А. Кудина / С. С. Лампадова, А. А. Беженцев, О. В. Воронина и др. Санкт-Петербургский университет МВД России. СПб, 2016.

2. Беженцев А. А. Административная деятельность по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Монография. 2-е издание, исправленное и дополненное. СПб : СПб ун-т МВД России, ООО «Р-КОПИ», 2017.

3. Сведения об административной практике органов внутренних дел Российской Федерации за 2020 г. : статистический сборник. Москва :

ГИАЦ МВД России, 2020. URL: Ьйр8://мвд.рф/ dejatelnost/results/annualreports (дата обращения: 25.02.2023).

References

1. Administrative activities of the police. Lecture course. 2nd ed., rev. and additional // ed. by V. A. Kudin / S. S. Lampadova, A. A. Bezhentsev, О. V. Voronina and others. St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. St. Petersburg, 2016.

2. Bezhentsev A. A. Administrative activities for the prevention ofjuvenile delinquency. Monograph. 2nd edition, corrected and supplemented. St. Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, R-KOPI LLC, 2017.

3. Information on the administrative practice of the internal affairs bodies of the Russian Federation for 2020: a statistical compendium. Moscow: GIAC of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2020. URL: https://mvd.rf/dejatelnost/results/annual_ reports (accessed: 25.02.2023).

Информация об авторах

Ю. И. Попугаев - начальник кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, доцент;

В. А. Струков - преподаватель кафедры административной деятельности Санкт-Петербургского университета МВД России.

Information about the authors

Yu. I. Popugaev - Head of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Associate Professor;

V. A. Strukov - Lecturer of the Department of Administrative Activities of the St. Petersburg University of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 30.10.2023; одобрена после рецензирования 27.11.2023; принята к публикации 06.12.2023.

The article was submitted 30.10.2023; approved afterreviewing 27.11.2023; acceptedforpublication 06.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.