ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Научная статья УДК 342.9
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-6-88-90 NIION: 2003-0059-6/22-492 MOSURED: 77/27-003-2022-06-691
Генезис законодательства об административных правонарушениях городов федерального значения Российской Федерации
Анатолий Олегович Горлов
Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия, dorovskoyvlad@gmail.com Научный руководитель: доктор юридических наук, доцент Ю. И. Попугаев Рецензент: кандидат юридических наук, профессор С. Н. Бочаров
Аннотация. Базируясь на анализе исторических нормативных правовых актов, а также на основе современной нормативно-правовой базы прослеживается история становления и развития регионального законодательства об административных правонарушениях и, в частности, городов федерального значения Российской Федерации.
Ключевые слова: административно-деликтное законодательство, административная юрисдикция, законодательство об административных правонарушениях городов федерального значения Российской Федерации
Для цитирования: Горлов А. О. Генезис законодательства об административных правонарушениях городов федерального значения Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 6. С. 88-90. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-6-88-90.
Original article
Genesis of the legislation on administrative offenses of federal cities
of the Russian Federation
Anatoliy O. Gorlov
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Moscow, Russia, dorovskoyvlad@gmail.com
Scientific leader: Doctor of Legal Sciences, Associate Professor Yu. I. Popugaev Reviewer: Candidate of Legal Sciences, Professor S. N. Bocharov
Abstract. Based on the analysis of historical normative legal acts, as well as on the basis of the modern regulatory framework, the history of the formation and development of regional legislation on administrative offenses and, in particular, cities of federal significance of the Russian Federation is analyzed.
Keywords: administrative and tort legislation, administrative justice, legislation on administrative offenses of federal cities of the Russian Federation
For citation: Gorlov A. O. Genesis of the legislation on administrative offenses of federal cities of the Russian Federation. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(6):88-90. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2073-0454-2022-6-88-90.
Изучение генезиса административно-деликтного законодательства позволяет проследить специфику административной ответственности как правового института, что способствует в дальнейшем определению вектора развития законодательства об административных правонарушениях.
Так, одной эволюционной тенденции администра-тивно-деликтного законодательства является образование и практически завершенное уже в современно законодательстве формирование двухуровневой системы, а именно: федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации.
© Горлов А. О., 2022
Начиная от Постановления Всероссийского центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров РСФСР от 30 марта 1931 года и выделения указанного разделения в статье 1.1 уже КоАП РФ, для зарождения регионального законодательства потребовалось время. Этим Постановлением было утверждено «Положение об издании местными исполкомами и советами обязательных постановлений и о наложении за их нарушения взысканий в административном порядке» [1].
Данный нормативный правовой акт важен для развития административно-деликтного права, так как он до своей отмены 3 марта 1962 года установил механизм при-
JURISPRUDENCE
влечения к административной ответственности за несоблюдение постановлений местных исполкомов и советов в административном (внесудебном) порядке, в отличие от только судебного порядка в привлечении к ответственности за преступления. Что и показывает специфику разделения двух несмежных понятий.
Для исследуемой темы в данном случае важно обратить внимание на зарождение правового усмотрения на местном уровне. Также следует отметить этап возникновения местного административно-деликтного законодательства — прообраза законодательства об административных правонарушениях на современном этапе развития российского административного права, что само по себе является отправной точкой нашего исследования.
В рассматриваемом нормативном правовом акте определен круг вопросов, которые подпадают под предмет регулирования административных органов на местах. Так же данные органы подразделяются на уровни, что говорит о разветвленной структуре исполнительных органов того времени. Что же касается субъектов административной юрисдикции, то в Постановлении в их качестве указываются специальные комиссии, создаваемые для рассмотрения дел и вынесения решений о наложении одного из трех административных наказаний: предупреждения, штрафа или принудительных работ. При этом процессуальная деятельность по составлению протоколов возлагалась на работников милиции, членов советов, сельских исполнителей и других должностных лиц.
В рамках сравнительно-правового анализа с действующим административно-деликтном законодательством прослеживается историческое изменение регионального законодательства об административных правонарушениях, когда в современном своем обличии оно предусматривает только два вида наказания: предупреждения и штраф. Также отмечается пробельность в плане возможности составления протоколов сотрудниками органов внутренних дел (полиции) по составам правонарушений, предусмотренных региональным законодательством, в связи с отсутствием полномочий у местных органов власти наделять сотрудников федеральных органов полномочиями по составлению протоколов или рассмотрению определенной категории дел об административных правонарушениях. Таким образом, отмеченное позволяет констатировать определенные изменения в механизме деятельности исполнительных органов государственной власти и различия в нормативно-правовой базе на данном этапе развития административно-деликтного законодательства. Кроме того, до принятия нового федерального закона, регулирующего деятельность сотрудников органов внутренних дел (полиции), а именно Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», прежний нормативный правовой акт в виде Закона РФ от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции» не препятствовал органам государственной власти субъектов Российской Федерации наделять полномочиями сотрудников органов внутренних дел, поскольку закреплял принцип двойного подчинения ОВД.
Если говорить о сложившихся форме и структуре
нормативных правовых актов субъектов РФ в области административных правонарушений, то законодатель в регионах России не пришел к единой форме данного нормативного правового акта. Так, в одних регионах — это кодифицированные нормативные правовые акты, а в других — это отдельные законы. Что касается таких субъектов, как города федерального значения, то, например, в городе Санкт-Петербурге и городе Севастополе это закон, а в Москве законодатель пошел по пути кодификации законодательства и принятия КоАП г. Москвы.
Анализ законодательства субъектов РФ об административных правонарушениях позволяет сделать вывод о дублировании законодателем в регионах норм КоАП РФ, что связано с проблемой разграничения предметов ведения двух уровней административно-деликтного законодательства. Разработка законодательства субъектов Российской Федерации была затруднена тем, что КоАП РФ имел серьезный пробел в виде неточного отражения в его общей части положения пункта «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ о совместном ведении Российской Федерации и его субъектов. При этом в статье 1.3 КоАП РФ был сформулирован только предмет ведения Российской Федерации. В определенной степени проблема разрешилась принятием федерального закона от 28 декабря 2009 года № 308-ФЗ. Данный нормативный правовой акт ввел в федеральное законодательство об административных правонарушениях норму в виде статьи 1.3.1, которая разграничила два уровня административно-деликтного законодательства.
Исходя из специфики жизнедеятельности городов федерального значения, можно говорить о достаточно усложненном и трудоемком процессе формирования де-ликтного законодательства, которое само по себе представляет особенности в плане, как формирования, так и применения.
В современном представлении субъекты России создали достаточно обширную нормативно-правовую базу, соответствие которой на федеральном уровне контролируется с учетом положений Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ». При этом следует отметить, что здесь намечены определенные новеллы, поскольку этот законодательный акт утрачивает силу с 1 января 2023 года в связи с принятием Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».
Законодатель в субъектах Российской Федерации, отмечая тенденцию создания в Российской Федерации сервисного государства как новой модели администрирования, направляет свои усилия на реформирование сферы оказания муниципальных услуг, которая в свою очередь требует охраны от противоправных посягательств. Таким образом, региональное законы и кодексы об административных правонарушениях дополняют двухуровневую систему законодательства, создавая своеобразный симбиоз правил, которые в свою очередь дополняют и развивают положения федерального Кодекса об административных правонарушениях.
№ 6 / 2022
Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
89
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Важно подчеркнуть, что КоАП РФ является ключевым и отправным законодательным актом, который должен приниматься во внимание при формировании регионального законодательства об административных правонарушениях. Последнее не должно дублировать его нормы. При этом деликтизированные деяния на региональном уровне должны подчеркивать ту или иную специфику субъекта Федерации при ее наличии. При этом представляется, что законодательство городов федерального значения в области административных правонарушений может иметь свою специфику в рамках регионального законодательства об административных правонарушениях в целом.
Анализ своеобразия региональных законодательных актов об административных правонарушений и, в частности, городов федерального значения позволяет сделать вывод о том, что совместно с федеральным администра-тивно-деликтном законодательством все они составляют единую систему нормативных правовых актов в области административных правонарушений и имеют общую первоначальную точку развития, о чем говорилось выше. Наличие в субъекте Российской Федерации своего кодифицированного законодательного акта в рассматриваемой сфере позволяет учесть особенности региона принятия и в некоторых случаях соответственно дополнить и развить федеральное законодательство.
Список источников
1. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 30 марта 1931 года «Положение об издании местными исполкомами и советами обязательных постановлений и о наложении за их нарушения взысканий в административном порядке». Доступ из http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base=ESU&n=23318#H6BGY5T71fhUtFPO.
References
1. Resolution of the Central Executive Committee and the Council of People's Commissars of the RSFSR of March 30, 1931 «Regulations on the issuance of mandatory resolutions by local executive committees and councils and on the imposition of administrative penalties for their violations». Access from http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?re q=doc&base=ESU&n=23318#H6B GY5T7 lfhUtFPO.
Библиографический список / Bibliographic list
1. Кирин А. В. Этапы развития института административной ответственности в СССР // История государства и права. 2011. № 18. С. 36-41. (Kirin A. V. Stages of development of the institute of administrative responsibility in the USSR // History of the state and law. 2011. № 18. P. 36-41.)
2. Салищева Н. Г. Проблемы правового регулирования института административной ответственности в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2014. № 9. С. 9-22. (2. Salishcheva N. G. Problems of legal regulation of the institute of administrative responsibility in the Russian Federation // Administrative law and process. 2014. № 9. P. 9-22.)
3. https://runivers.ru/lib/book3139/
4. https://runivers.ru/bookreader/book388232/#page/9/ mode/1up.
5. https: // www.dissercat.com / content / teoretiko-prikladnye-problemy-zakonodatelstva-rossiiskoi-federatsii-ob-administrativnykh-pra.
6.ю http: // www.consultant.ru / document / cons_doc_ LAW_34661/
7. https://docs.cntd.ru/document/554102826.
8. https://base.garant.ru/56821718/
Информация об авторе
А. О. Горлов — адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
Information about the author A. O. Gorlov — Adjunct of the Faculty of Training of Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.
Статья поступила в редакцию 15.06.2022; одобрена после рецензирования 01.08.2022; принята к публикации 06.09.2022.
The article was submitted 15.06.2022; approved after reviewing 01.08.2022; accepted for publication 06.09.2022.