ЗДОРОВОЕ ОБЩЕСТВО
УДК 616-092.12 DOI 10.53115/19975996_2024_01_052_056
ББК 51.16
Л.Ю. Архипова, О.А. Рагимова, И.С. Кирсанова, С.С. Печерская
К ВОПРОСУ ОБ АДДИКЦИЯХ В ПОДРОСТКОВОЙ И МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Отражены некоторые теоретические и праксиологические основы проблем аддиктивного поведения современного молодого поколения Саратова. Виртуализация медиапространства и обучения, а также интерес к табакокурению и вейпам является фактором риска потери здоровья молодежи. Было исследовано 286 студентов и 144 школьника разных по полу и возрасту. Выявлены некоторые скрытые механизмы формирования зависимого поведения.
Ключевые слова:
аддикция, зависимое поведение, интернет-аддикция, вейпы, табакокурение.
Архипова Л.Ю., Рагимова О.А., Кирсанова И.С., Печерская С.С. К вопросу об аддикциях в подростковой и молодежной среде развития // Общество. Среда. Развитие. - 2024, № 1. - С. 52-56. - DOI 10.53115/19975996_2024_01 _052_056
© Архипова Людмила Юрьевна - кандидат медицинских наук, доцент, Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, Саратов; e-mail: [email protected] © Рагимова Ольга Александровна - кандидат медицинских наук, доктор философских наук, профессор, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, Саратов; e-mail: [email protected] © Кирсанова Ирина Сергеевна - Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского; e-mail: [email protected] © Печерская Светлана Сергеевна - Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского; e-mail: [email protected]
О
Вопрос злоупотребления веществ, вызывающих зависимость, многие столетия занимал умы ученых и медиков. Данная тематика была предметом повышенного внимания по разным причинам. Научную общественность интересовали вопросы, связанные с клиникой и диагностикой этих отклонений (А.А. Лебедев, Г.А. Соф-ронов, А.И. Головко и др.); с проявлениями и особенностями течения их в разных возрастных и половых группах (Д.Н. Исаев, А.В. Снежневский и др.); ученые останавливались на психологических аспектах химических зависимостей (В.Д. Менделе-вич, О.А. Бухановская, Б.Д. Карвасарский,
A.Б. Холмогорова, А.В. Гоголева и др.); описывали социальную напряженность в группе при возникновении химических зависимостей (Э. Дюркгейм, Н. Смелзер,
B.А. Ядов, П. Сорокин и др.), ареал обитания растений, вызывающих зависимость.
Накопленный научный потенциал по данной проблеме в XX и XXI вв. открыл новые данные в понимании характера формирования, течения и лечения различных зависимостей. Появился новый вид аддикции - «технологическая», включающая - интернет-зависимость, гаджет-зави-
симость, интернет-геймификацию, телевизионную зависимость и др., т. е. варианты нехимической зависимости, но которыми можно управлять извне.
Как отмечает Росстат [14], количество подростков и молодежи с химическими зависимостями за последние 20 лет уменьшилось на треть. Но при этом влияние на заболеваемость различных факторов аддикции на население не уменьшается, а скорее видоизменяется, привнося свои коррективы в школьную и молодежную заболеваемость. С развитием компьютерных технологий в литературе отмечается [4; 6; 8; 12], что молодеют различные заболевания, а это связано с нарушением жизнедеятельности молодого организма. При использовании этих технологий в связи с большой нагрузкой на глаза развиваются заболевания зрения; малоподвижность и чрезмерное пребывание за компьютером приводит к отклонениям в работе опорно-двигательного аппарата, а также дыхательной системы; при поступлении информации особым способом (виртуально) происходит воздействие на психические процессы, в частности, процессы возбуждения и торможения, что способствует
различным заболеваниям центральной нервной системы.
В свою очередь, по данным исследователей (А.А. Афанасьев, А.В. Гоголева, О.А. Бухановская, Н.Е. Маркова и др.) увеличивается количество детей и подростков с нехимической аддикцией. Причина - катастрофическое повсеместное вовлечение детей, подростков и молодежи в виртуальную реальность. Под виртуальной реальностью мы подразумеваем в широком смысле слова некое подобие окружающего мира, искусственно созданного с помощью технических средств и представленного в цифровой форме (Д.А. Черенков, С.А. Ко-това, В.Г. Каменская, Л.В. Томанов, Е.В. Татьянина и др.). Предшествует этому достаточно агрессивно выстроенная «рекламная кампания» (Е.Е. Пронина, Б.В. Маркова, Б.В. Слезини др.) по реализации химических аддикций в реальной и виртуальной среде. Это происходит завуалированно в форме несознательного воздействия скрытого «бум-продукта» на детскую психику. Под «бум-продуктом» мы подразумеваем сведения непрямого характера, которые позволяют проникать в мозг и оказывать на психику влияние инверсионного характера. Например, на кассах в торговой сети «Красное & Белое» выставляют красивые картинки с вейпами в виде коробочек. Поэтому рассматриваемая проблема очень актуальна.
Целью исследования стал анализ самооценки нехимической (технологической) зависимости у учащейся молодежи г. Саратова.
Материалы и методы исследования
Исследование проводилось в г. Саратов в марте-апреле 2023 г. В исследовании участвовало 286 респондентов в возрасте 22-26 лет, а также обучающиеся общеобразовательного учреждения - 144 опрошенных в возрасте 15-17лет.
1. Проведен анализ доступной медико-социальной литературы в поисковых базах eLIBRARY, PubMed и других по вопросам химической и нехимической ад-дикции в подростковой и молодежной среде.
2. Использовалась стандартизированная методика - тест К. Янг на «Интернет-зависимость». Сбор информации проводился синхронным, открытым способом.
Результаты исследования и обсуждение результатов исследования
11 апреля 2023 г. в Госдуме был принят законопроект № 332229-8 «О внесении
изменении в отдельные законодательные акты РоссиИскоИ Федерации», предусматривающий ужесточение правил оборота никотиносодержащей продукции и снижение последствий ее потребления в целях защиты жизни и здоровья россиян, особенно детей и молодежи. Документ предусматривает поправки в ряд федеральных законов: Федеральный закон от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодер-жащей продукции», Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Запреты и ограничения касаются недопуска потребления табака, а также потребления никотинсо-держащей продукции, использования кальянов, вейпов и устройств для потребления никотинсодержащей продукции несовершеннолетними.
Федеральный закон № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливает правила медиабезопасности детей при обороте на территории России продукции средств массовой информации. К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:
- побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
- способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготовляемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься бродяжничеством и попрошайничеством;
- обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости, либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
- отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; оправдывающая противоправное поведение; содержащая нецензурную брань;
о
- содержащая информацию порнографического характера [10].
В свою очередь, если посмотреть на скрытую рекламу электронных табачных изделий (вейпы, снюсы) и ряда алкогольной продукции, то видно, что представление данной продукции в реальной среде рассчитано на детский и подростковый возраст, особенно на развитие психики в онтогенезе. В свободном доступе в продуктовых торговых сетях представлены: детское шампанское; «Кола» в бутылках похожих на пивные; яркая продукция электронных курительных смесей, имитирующих на йогурты; флеш-карты без запретительных надписей о вреде здоровью. Такая манипуляция с сознанием несовершеннолетних детей при скрытой рекламе [12; 13], на наш взгляд, приводит к формированию позитивного образа алкогольной и табачной (электронной) продукции. В виртуальной среде ситуация еще хуже. Социальные сети, такие как «ВКонтакте», «ТикТок», мессенждер «Телеграм» являются площадкой для сбыта алкогольной и табачной продукции (вейпы, снюсы) без возрастных ограничений [7; 9].
Соответственно, продажа зависимостей - это выгодный бизнес, получающий прибыль и практически не контролируемый государством. Например, за электронные сигареты прибыль в разы больше, чем за обычные сигареты, и охват аудитории тоже гораздо шире, чем у обычных табачных изделий.
Далее обратимся к психологии псевдорекламы и скрытой рекламы [8], где рекламно-маркетинговый посыл носит манипулятивный характер данной деятельности, побуждая молодежь к такому поведению, которое целенаправленно наносит вред ему и его здоровью. Таким образом, обращаясь, например, к архитипическим образам, создатель этих продуктов действует на подсознание и может рассчитывать на глубокое проникновение в психику человека, особенно молодежи, бессознательно делая товар привлекательным. Как средство социальной коммуникации, псевдореклама передает особую ценностную значимость (для определенной социальной группы), предлагаемому товару или услуге, делая упор для нее на целевые приоритеты.
Употребление веществ, вызывающих химическую аддикцию, во всем мире расценивается как снижение социального статуса человека. Хотя маркетологи, рисуя некий ореол элитарности и принадлежности к какой-то особой субкультуре
«избранных», «подсаживают» подростков и молодежь на свой продукт [2]. С этой позиции известный психолог Маклюэн [15] отмечает, что тем самым идет манипуляция представлений значимости отклонений, и это способствует различным химическим и нехимическим зависимостям, особенно у молодежи. Такие воздействия СМИ происходят «на самом фундаментальном уровне, с изменениями мышления и поведения» [12]. Мы также считаем, что в любом медиапространстве человек становится объектом психологических манипуляций и мишенью информационных атак и технологий, что необходимо учитывать при работе в сети Интернет, где это часто носит скрытый и агрессивный характер и не отслеживается государственными органами.
Представим, что этому воздействию подвергается неокрепшая психика ребенка, подростка или молодого человека. Пребывая в иллюзорном мире, подросток становится заложником псевдожеланий и псевдорадостей, приводящих в конечном итоге к формированию несчастной безвольной, манипулируемой извне, личности. Такие состояния возникают у детей и молодежи при погружении более чем на 5-7 часов в день в медиапространство. Чем больше человек включен в реальную среду, тем адекватнее он реагирует на меняющуюся обстановку [1, 3]. Если же ребенок или молодой человек реальность воспринимает через медиасреду и Интернет, то он иллюзорно воспринимает объективную реальность и легко управляем в виртуальной реальности.
Экран телефона или монитор компьютера искажает деятельность органов чувств, вызывая полную остановку аккомодации глаз, и ограничивает поле зрения крошечным участком с появлением так называемого «двигательного застоя». Он проявляется в физической и волевой пассивности, подобно гипнотическому состоянию с подчиненностью чужой воле извне без возможности к сопротивлению [11]. Это также способствует развитию зависимостей.
Для оценки технологической зависимости мы использовали стандартизированную методику - тест К. Янг на «Интернет-зависимость». Об интернет-зависимости у молодежи свидетельствуют исследования Д.А. Черенкова, В.Г. Каменской, С.А. Котовой, Р. Пацлави др. В опросе принимало участие 430 респондентов: из них 286 - это студенты медицинского вуза, с которыми проводятся в период обучения
онлайн-лекции, а также 144 школьника в возрасте 15-17 лет, которым ежедневно даются домашние задания в сети Интернет.
По данной методике есть возможность выявить респондентов, которые в ходе своей деятельности приобрели проблемы с интернет-зависимостью. По методике К. Янг выделены 3 группы респондентов:
1-я группа, набравшая от 20 до 49 баллов, с относительной нормой работы в виртуальной среде;
2-я группа, набравшая от 50 до 79 баллов, - это респонденты, получившие проблемы при работе в виртуальном пространстве;
3-я группа - от 80 до 100 баллов - с тяжелыми проявлениями интернет-зависимости.
Данные, полученные в нашем исследовании, представлены в табл. 1. Наши исследования в вузе показывают, что часть практических занятий и лекций даются посредством мессенджеров, а домашнее задания выполняются на цифровых платформах, что можно, на наш взгляд, трактовать как постепенное увеличение времени (на образование), нахождение же в мессенджерах продолжается и, естественно, не способствует здоровью молодого поколения.
Таблица 1
Количество респондентов, имеющих проблемы с интернет-зависимостью
N респондентов 20-49 баллов 50-79 баллов 80-100 баллов
Школьники ^ = 144) 111 (77,6%) 33 (23,07%) -
Студенты ^ = 286) 202 (70,6%) 81 (28,3%) 3 (1,17%)
Всего ^ = 430) 313 (78,6%) 114 (26,6%) 3 (0,75%)
Т-тест Стьюдента 2,09 при р > 0,05
Используя методику К. Янг, мы подсчитывали количество баллов, которые, по мнению автора, свидетельствуют о выраженности компьютерной зависимости респондентов.
Таким образом, 2-я группа, набирающая 50-79 баллов, характеризуется длительным (свыше 8 часов) сидением за ком-пьютером/гаджетом. Они испытывают предвкушение перед работой в сети, засиживаются в Интернете допоздна, стараются больше общаться с компьютером, чем с живыми людьми, у них мало друзей в реальном мире. В этой группе: школьников -23,07%, студенческой молодежи - 28,3%.
Результаты 3-й группы, прошедшей тест по методике К. Янга, набирающей 80-100 баллов, показывают, что они используют компьютер более длительное время, чем респонденты 1-й и 2-й групп, пренебрегают домашними делами ради компьютерного общения, сидят в Интернете практически до утра, блокируют свои мысли в реальности. Школьников в данной группе не выявлено, а студентов выявлено - 1,17%, что отражено в табл. 1.
Основными критериями по методике К. Янг на «Интернет-зависимость» становятся: время нахождения в виртуальном пространстве; выбор проведения своего времени в интернет-пространстве по сравнению с живым общением; оправдание необходимости сидеть в сети Интернет. Эти показатели 2-й и 3-й групп, по мнению К. Янг и нашему мнению, можно считать показателями интернет-зависимости молодого поколения.
Анализ полученных данных выявил, что треть респондентов имеют проблемы с интернет-зависимостью. Данный процент согласуется с мировыми исследованиями в выявлении технологической ад-дикции: распространенность у учащихся сверхувлеченность Интернетом в разных странах - от 8,1 до 46% [4]. Несовершеннолетние обучающиеся и студенты в России, большую часть светового дня проводящие в мессенджерах, подвержены виртуальному влиянию в связи с тем, что образовательный процесс имеет тенденцию перехода из реального в виртуальный (домашние задания на электронных образовательных платформах, олимпиадные дополнительные задания, контрольные работы на онлайн-платформах, задания в учебниках в виде инструкций «найдите в Интернете...» и др.). В открытых психологических и медицинских источниках [4; 14] говорится о высоких рисках органических поражений центральной нервной системы детей и подростков и социальной инвалидизации молодежи, обусловленной интернет-зависимостью. В группу риска по возникновению такой зависимости попадают, прежде всего, пользователи с коммуникативными трудностями в реальной жизни, а также с нарушениями в эмоциональной сфере [6].
Подводя итог, можно сделать следующие выводы:
- В образовательной деятельности при работе с технологическими носителями необходимо четкое соблюдение СанПиН (не более 2-3 часов) в день для молодежи, так как при использовании их сверх гиги-
о
енической нормы виртуальная реальность методы профилактики в образовательных
способна угнетать эмоционально-волевую учреждениях.
сферу человека и приводить к аддиктив- - Наше исследование группы обучаю-
ному поведению. щейся молодежи г. Саратова подтверждает
- Манипулятивный характер псевдо- тот факт, что практически у 30% подрост-
рекламной деятельности в современных ков и студентов сформировалось зависимое
условиях требует особого внимания со поведение, что требует непосредственной
стороны контролирующих органов и по- комплексной работы для снижения риско-
нимания значения псевдорекламы для логических факторов его возникновения и
развития нехимических аддикций. В развития различных отклонений. Необхо-
свою очередь, институту здравоохранения димо четко представлять, что использова-
необходима актуализация, пересмотр и ние этих технологий в образовании недо-
проведение мероприятий, направленных пустимо.
на профилактику данных зависимостей в - Выявлены скрытые механизмы псев-
среде детей и молодежи: мотивация на фи- дорекламы различных химических и не-
зическую культуру и немедикаментозные химических воздействий.
Список литературы:
[1] Архипова Л.Ю., Семёнова А.А., Герасимов П.Е. Здоровый образ жизни учащейся молодежи в контексте анализа зависимого поведения // Актуальные вопросы физического воспитания молодежи и студенческого спорта: сборник трудов VI Всероссийской научно-практической конференции, г. Саратов, 18-19 мая 2023 г. / Редколлегия: И.Ю. Водолагина [и др.]. - Саратов: Саратовский источник, 2023.- С. 232-236.
[2] Афанасьев А.А. Основы выживания в сети: краткий курс для детей и родителей: методическое пособие. - Ярославль: Филигрань, 2022. - С. 114.
[3] Егоров А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции: вопросы типологии, диагностики и классификации // Вопросы наркологии. - 2000, № 4 (187). - С. 7-23.
[4] Каменская В.Г., Томанов Л.В. Цифровые технологии и их влияние на социальные и психологические характеристики детей и подростков // Экспериментальная психология. T. 15. - 2022, № 1. - С. 139-159.
[5] Каменская В.Г., Томанов Л.В., Татьянина Е.В. Дети и подростки цифрового сообщества // Семья и социум: психологические и социально-педагогические аспекты профилактики девиантного поведения: материалы Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием / Под ред. О.А. Драгановой. - Липецк: Открытый мир, 2020. - С. 40-46.
[6] Котова С.А. Интернет-зависимость у детей и подростков: риски, диагностика и коррекция. - СПб.: ВВМ, 2023. - 212 с.
[7] Ларина Е.В. Алкоголизация несовершеннолетних как социальная проблема // Общество. Среда. Развитие. - 2023, № 2. - С. 41-45.
[8] Лебедева Л.В. Психология рекламы: уч. пос. - Тюмень: Издательство Тюменского Государственного университета, 2010. - 140 с.
[9] Маркова Н.Е. Культуринтервенция. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://ruskline.ru/ analitika/2011/12/21/kulturintervenciya/ (24.08.2023)
[10] О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_108808/?ysclid=llf4tonz1r345674601 (17.08.2023).
[11] Пацлаф Р. Застывший взгляд. Физиологическое воздействие телевидения на развитие детей. -Интернет-ресурс. Режим доступа: https://mama-smart.ru/wp-content/files/Rayner_Patslaf_Zastyvshy_ vzglyad.pdf?ysclid=lmh2q84snv632941399 (17.08.2023)
[12] Пронина Е.Е. Категории медиапсихологии: факты, феномены, фантомы // Человек как субъект и объект медиапсихологии. - М.: Издательство МГУ, 2011. - С. 105-150.
[13] Пронина Е.Е. Психологическая экспертиза рекламы. - М.: РИП-холдинг, 2000. - 100 с.
[14] Росстат РФ. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/13721 (22.08.2023)
[15] Черенков Д.А. Девиантное поведение в социальных сетях: причины, формы, следствие // Nauka-rastudent.ru. - 2015, № 07 (19). - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://nauka-rastudent.ru/19/2843// (24.08.2023)
[16] McLuhan M. Understanding media: The extention of man. - New York: McGraw-Hill, 1965.