Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ'

К ВОПРОСУ ОБ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
69
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНИК / ПСИХОЛОГ / СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Файзуллина Р.Р.

В данной статье раскрыта проблема адаптации дошкольников к школьному образованию, выделены этапы её протекания и трудности, с которыми может столкнуться первоклассник, его семья и учителя. Облегчить переход ребенка к новому этапу жизни помогут ему родители, психолог и учитель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Файзуллина Р.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ»

П

Е

Д

А Г О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

Р.Р. Файзуллина

К ВОПРОСУ ОБ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

В данной статье раскрыта проблема адаптации дошкольников к школьному образованию, выделены этапы её протекания и трудности, с которыми может столкнуться первоклассник, его семья и учителя. Облегчить переход ребенка к новому этапу жизни помогут ему родители, психолог и учитель.

Ключевые слова: адаптация, образование, дошкольник, психолог, социальная система, дезадаптация, трудновоспитуемость, личностные особенности.

Переход к школьному обучению изменяет весь образ жизни ребенка. В этот период в его жизнь входит обязательная, ответственная и требующая систематического организованного труда деятельность. Она ставит перед ребенком задачу последовательного, преднамеренного усвоения знаний, обобщенных и систематизированных в основах наук, что предполагает совершенно другую, чем в дошкольном времени, структуру его познавательной деятельности.

Согласно Л.И. Божович, внутренняя позиция школьника связывает и объединяет личностные структуры; интегрирует все линии предшествующего развития детской личности; выступает в качестве наиболее значимого показателя готовности ребенка к школе. Благодаря внутренней позиции у ребенка возникает

© Р.Р. Файзуллина, 2023.

Научный руководитель: Фатыхова Римма Мухаметовна - профессор, доктор педагогических наук, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Россия.

иное отношение к самому себе, что было невозможно до того, пока не возникло осмысленной ориентировки в собственных переживаниях. В рамках кризиса семи лет происходит интенсивное развитие психики: ребенок, понимая свой внутренний мир, овладевает механизмами регуляции поведения. Внутренняя позиция сохраняется на всех этапах онтогенеза, но обрастает новыми смыслами, постепенно наполняется и новым содержанием. [1]

Мухина В.С. в своем учебнике «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество» рассуждает о том, как протекает психологическое развитие на определенных этапах взросления каждого человека. Одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства является психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Заключается она в том, что в ребенке формируются психологические свойства, присущие школьнику. Он усваивает психофизические и психические действия, которые обслуживают письмо, чтение, рисование, физкультуру и другие виды учебной деятельности. [2]

Ребенок, посещающий начальную школу, психологически переходит в новую систему отношений с окружающими его людьми. Семья начинает по-новому контролировать ребенка в связи с необходимостью учиться в школе, выполнять домашние задания, выстраивать режим дня. Самое главное, что может дать семья ребенку - научить его воздерживаться от развлечений во время учебного времени, брать ответственность на себя, тем самым первоклассник научится управлять своей волей.

Адаптация - это процесс приспособления организма к изменяющимся условиям окружающей среды. Если рассматривать её в рамках учебной деятельности, то это переход ребёнка к систематическому школьному обучению и привыкание его к школьным условиям. Этот период каждый первоклассник переживает по-своему. По данным психологов, адаптация может продлиться от 6-8 недель до шести месяцев. Почему же такая разница? Сроки связаны со многими факторами: личностные особенности ребенка, атмосфера в семье, уровень знаний и умений, уровень сложности учебной программы и т.д. Поэтому, у каждого ребенка адаптация происходит индивидуально. Но не без помощи родителей, учителей, социальных педагогов и психологов.

Существует три этапа адаптации ребенка к школе:

1. Ориентировочный. Для него характерна бурная реакция, силы и возможности организма работают в стрессовом режиме. Ребёнок присматривается к новым условиям, изучает обстановку. Обычно период занимает 2-3 недели.

2.Неустойчивое приспособление. На этом этапе школьник начинает приспосабливаться, находить оптимальные модели поведения. Реакции менее эмоционально окрашены.

3.Устойчивое приспособление. Ребенок находит удобные способы реагирования на различные ситуации, и это становится для него привычным. Формируется окончательная оценка понятия «Я - школьник». Энергетические затраты при этом снижаются, он уже не испытывает стресс.

Обратной стороной адаптации является дезадаптация. Беличева С.А. рассматривает школьную социальную дезадаптацию как поведение ребенка, которое не соответствует общественным нормам, отклоняется от принципов поведения в школе. Главным фактором она выделяет «трудновоспитуемость», которая предполагает сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психического и социального развития, особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики учащихся, воспитанников, затрудняющие их социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных ролей. [3]

К факторам, которые осложняют адаптацию относятся депривация, низкий уровень предварительной подготовки к школе; низкий уровень социализации; двигательные нарушения; нарушения в формировании познавательных процессов; эмоциональные расстройства; соматическая слабость.

Совокупность приведенных факторов позволяет выделить следующие трудности адаптации первоклассников к образовательному процессу:

1) Сложность формирования «социальной позиции школьник». Несформированность данной социальной роли проявляется в том, что младший школьник отдает предпочтение игровой деятельности, а отношения строит по дошкольному типу, не желая выходить за рамки комфортной среды. Отрицание новой социальной позиции также выражается в отказе и нежелании посещать школу, присутствует негативная установка по отношению к учебе. Ход нормального развития младшего школьника может в процессе адаптации осложняться непринятием новой роли и социального статуса ученика, незрелостью мотивации к обучению в школе.

2) Отрицательное отношение к школе. Подверженные такому отношению дети испытывают трудности в работе с учебным материалом, построением взаимоотношений с одноклассниками и педагогами. Школа при подобном отрицательном отношении часто выступает как враждебная среда, которой ребенку

невыносимо находиться. Данные затруднения часто трансформируются в агрессию, младший школьник начинает нарушать дисциплину, отказывается выполнять задания.

3) Высокий уровень тревожности снижает сопротивляемость стрессу, младший школьник боится строить отношения с учителями, боится не оправдать ожидания. Ситуации проверки знаний вызывают страх. Высокий уровень тревожности может проявиться у школьника неблагополучного, испытывающего объективные проблемы в важнейших сферах жизни.

Как же помочь ребенку, чтобы его адаптация к учебному процессу протекала благоприятно? Для профилактики в этот период необходимо психо лого-педагогическое сопровождение детей, профилактические беседы с родителями, выстраивание рационального режима обучения и отдыха, благоприятный психологический климат на уроках и в семье, а для этого необходимо проводить профилактические беседы с родителями и учителями. Более подробно мы рассмотрим в следующих исследованиях. [4]

Таким образом, в данной статье мы рассмотрели протекание процесса адаптации ребенка к школе. Выделили этапы адаптации и трудности, с которыми сталкивается первоклассник на своем пути.

Библиографический список:

1.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - Спб.: Питер, 2008. - 398 с.

2.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - Москва: Академия, 1997. - 496 с.

3.Беличева, С. А. Основы превентивной психологии. — М. : Социальное здоровье России, 1994. — 224 с.

4.Н.Д. Бобрищева-Пушкина, О.Л. Попова, Л.Ю. Кузнецова, А.А. Силаев Профилактика нарушений адаптации первоклассников. - М.: Журнал «Практика педиатра», 2009. - 48 с.

ФАЙЗУЛЛИНА РАДМИЛА РАДИКОВНА - магистрант, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.