Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Е.С.

Статья посвящена рассмотрению психолого-педагогических условий сопровождения формирования мотивационной готовности у детей старшего дошкольного возраста к школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаева Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE FORMATION OF MOTIVATIONAL READINESS IN CHILDREN OF THE OLDER PRESCHOOL AGE FOR SCHOOL

The article is devoted to the consideration of the psychological and pedagogical conditions for accompanying the formation of motivational readiness in children of senior preschool age for school.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ»

УДК 159.922.7

Николаева Е. С. студент

факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева

г. Чебоксары Научный руководитель: Андреева Л.В., кандидат психологических наук

доцент

Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева

г. Чебоксары

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению психолого -педагогических условий сопровождения формирования мотивационной готовности у детей старшего дошкольного возраста к школе.

Ключевые слова: мотивационная готовность к школе, психолого -педагогическое сопровождение.

Nikolaeva E.S. student

faculty ofpreschool and correctional pedagogy and psychology Chuvash state Pedagogical University named after I. Ya. Yakovleva

Cheboksary

Scientific adviser: Surova O.A., candidate of pedagogical sciences

associate professor

Chuvash state Pedagogical University named afte I. Ya. Yakovleva

Cheboksary

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE FORMATION OF MOTIVATIONAL READINESS IN CHILDREN OF THE OLDER PRESCHOOL AGE FOR SCHOOL

Annotation. The article is devoted to the consideration of the psychological and pedagogical conditions for accompanying the formation of motivational readiness in children of senior preschool age for school.

Key words: motivational readiness for school, psychological and pedagogical support.

«Готовность к обучению в школе» подразумевает собой «такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья». Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков, раскрывая данное понятие, отмечают, что оно включает: «физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую готовность и социальную или личностную готовность к обучению в школе» [5].

В мотивах, характеризующих отношение старших дошкольников к процессу обучению в школе, Б. И. Додонов описывает четыре структурных компонента: удовольствие от самой деятельности, значимость непосредственного ее результата, «мотивирующая» сила вознаграждения за деятельность, принуждающее давление на личность [4].

Мотивационная готовность к школе является одной из главных составных частей личностного развития старшего дошкольника. На протяжении всего дошкольного возраста мотивационная сфера детей претерпевает большие изменения. Появление, развитие различных мотивов, доминирование одних над другими были описаны Л. И. Анцыферовой,Л. А. Венгером, Н. И. Гуткиной, Б. И. Додоновым, И. В. Дубровиной,М. В. Ермолаевой, С. Б. Кавериным, Я. Л. Коломенским, В. К. Котырло, Е. М. Лысенко, В. С. Мухиной, Е. А. Панько, А. В. Петровским, Л. С. Рубинштейном, Ф. Р. Филатовым, В. В. Холмовской и другие.

К концу старшего дошкольного возраста соподчинение мотивов в мотивационной сфере дошкольника является важнейшим новообразованием в развитии его личности. В этот период у ребенка возникает внутренняя позиция школьника, которая выражается в его отношении к окружающей действительности. Как показывают исследования Л. И. Божович,Л. С. Выготского, Н. И. Гуткиной, С. Б. Каверина, Е. М. Лысенко, М. И. Лисиной, Л. С. Рубинштейна, внутренняя позиция школьника, как личностное новообразование, может возникнуть только в случае развития социальной ситуации развития: ведущий вид деятельности - сюжетно-ролевая игра; развитие мотивационной сферы -появление новых мотивов поведения и деятельности; качественное общение ребенка со взрослым и сверстниками.

О доминировании познавательного мотива, сплаве двух потребностей - в познании и общении со взрослым, писала Л. И. Божович. Мотивационная готовность к школе является одной из главных составных частей личностного развития шести-семилетнего дошкольника. Л. И. Божович говорит о возникновении в данном возрасте внутренней позиции школьника, которая включает в себя: соответствующие мотивы учения -

познавательные и социальные; отношение к педагогам, к школе в целом, к обязанностям ученика, к новому положению ученика; способность сознательно регулировать своим поведением. По мнению Л. И. Божович, внутренняя позиция школьника может являться критерием готовности к школьному обучению [2].

Обратить внимание при организации психолого-педагогического сопровождения старших дошкольников на совместные мероприятия будущих и нынешних первоклассников, как и В. И. Безбородова, рекомендуют Т. А. Боярова, Р. А. Должикова, Г. М. Федосимов. Авторы считают, что воспитателям необходимо для формирования мотивации у детей чаще готовить встречи с первоклассниками [1, 3]:

- организовывать в течение года тематические занятия и совместную деятельность с проигрыванием и разрабатыванием проблемных ситуаций, направленных на обогащение знаний по социальной адаптации;

- совместные прогулки и экскурсии;

- организация сюжетно-ролевых игр дошкольников с младшими школьниками в уголке «Школа», где будут разыгрываться интересные школьные сюжеты;

- проведения Дня Открытых дверей в детском саду. На мероприятие приглашаются бывшие выпускники, которые расскажут будущим первоклассникам о своих учебной деятельности, школьных мероприятиях и других интересных занятиях;

- дошкольников можно пригласить на линейку, посвященную 1 сентября;

- посещение дошкольниками «Дня школы» в школе.

Чтобы не допустить возможные негативные последствия школьной дезадаптации, необходимо в старшем дошкольном возрасте организовывать психолого-педагогическое сопровождение формирования мотивационной готовности у детей. Следует придерживаться трех линий возможной работы: формировать у детей мотивационную готовность к школе в процессе развития ведущего вида деятельности - игры; организовывать различные мероприятия с первоклассниками и учителями, используя разнообразные методы и приемы; проводить просветительскую работу с родителями воспитанников о значении, методах и приемах формирования мотивационной готовности к школе.

Игры будут стимулировать возникновение у дошкольников потребности в приобретении новых знаний, развитии навыков, необходимых в учебной деятельности. Встречи воспитанников детского сада и учеников начальный школы позволят достичь каждому свою цель: воспитанники приобретут желание пойти в школу, захотят стать, как их «взрослые друзья», а для школьников пройдет более гладко смена их социального статуса. Просветительская работа с родителями будущих первоклассников позволит усилить и закрепить результаты психолого-

педагогического сопровождения детей по формированию мотивационной готовности к школе.

Использованные источники:

1. Безбородова, В. И. Готовность дошкольников к обучению в школе / В. И. Безбородова // Реализация принципов преемственности в содержании обучения и воспитания дошкольников и младших школьников. - Саранск: МРИО, 2019. - 50 с.

2. Божович, Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л. И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. -Москва: МГУ, 2015. - 98 с.

3. Боярова, Т. А. На пороге школы. Преемственность детскогосадаи школы / Т. А. Боярова // Реализация принципов преемственности в содержании обучения и воспитания дошкольников и младших школьников. - Саранск: МРИО, 2019. - 50 с.

4. Додонов, Б. И. Структура и динамика мотивов деятельности / Б. И. Додонов // Вопросы психологии. - 1984. - № 4. - С.126-130.

5. Нижегородцева, Н. В. Психолого -педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. - Москва: Владос, 2002. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.