Научная статья на тему 'К вопросу о значимости экологизации общего образования'

К вопросу о значимости экологизации общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучающиеся / общее образование / непрерывное экологическое образование / устойчивое развитие / экологизация общего образования / students / general education / continuous environmental education / sustainable development / greening of general education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрипова Надежда Евгеньевна, Ильясов Дмитрий Фёдорович

Описывается значимость непрерывного экологического образования в системе общего образования, презентуется региональный алгоритм решения этой важной проблемы. Исследование вопроса о значимости экологизации общего образования представлено с позиции системности, показано через механизмы реализации Концепции экологического образования в системе общего образования (РФ) и Концепции развития непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области. Рассматриваются подходы о представленности экологической составляющей через включение её во все разделы основных образовательных программ общего образования, через включение в содержание учебных предметов посредством посредством таких механизмов как однопредметная экологизация; межпредметная экологизация; метапредметная экологизация; транспредметная экологизация. Предложен анализ требований ряда стратегических документов к экологизации общего образования, который представлен с поэлементным рассмотрением: содержательного описания требований ФГОС общего образования, Концепций, формируемых ценностей, знаний и умений. Описаны основные направления научно-методического сопровождения непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области, направления экологического просвещения участников образовательных отношений. Представлены подходы к разработке системы мониторинга (непосредственные и обеспечивающие показатели) по оценке результатов обеспечения непрерывного экологического образования в образовательной системе Челябинской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скрипова Надежда Евгеньевна, Ильясов Дмитрий Фёдорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE IMPORTANCE OF GREENING GENERAL EDUCATION

The importance of continuous environmental education in the general education system is described, and a regional algorithm for solving this important problem is presented. The study of the issue of the importance of greening general education is presented from a systematic perspective, shown through the mechanisms for implementing the Concept of environmental education in the general education system (RF) and the Concept for the development of continuous environmental education in the general education system of the Chelyabinsk region. Approaches to the representation of the environmental component through its inclusion in all sections of the main educational programs of general education, through inclusion in the content of academic subjects through mechanisms such as single-subject greening; interdisciplinary greening; meta-subject greening; trans-subject ecologization. An analysis of the requirements of a number of strategic documents for the greening of general education is proposed, which is presented with an element-by-element consideration: a meaningful description of the requirements of the Federal State Educational Standard for general education, Concepts, formed values, knowledge and skills. The main directions of scientific and methodological support of continuous environmental education in the general education system of the Chelyabinsk region, the directions of environmental education of participants in educational relations are described. Approaches to the development of a monitoring system (direct and supporting indicators) for assessing the results of providing continuous environmental education in the educational system of the Chelyabinsk region are presented.

Текст научной работы на тему «К вопросу о значимости экологизации общего образования»

К вопросу о значимости экологизации общего образования

Скрипова Надежда Евгеньевна,

доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой начального образования Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» E-mail: nscripova@mail.ru

Ильясов Дмитрий Фёдорович,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» E-mail: dinaf_chel@mail.ru

Описывается значимость непрерывного экологического образования в системе общего образования, презентуется региональный алгоритм решения этой важной проблемы. Исследование вопроса о значимости экологизации общего образования представлено с позиции системности, показано через механизмы реализации Концепции экологического образования в системе общего образования (РФ) и Концепции развития непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области. Рассматриваются подходы о представленности экологической составляющей через включение её во все разделы основных образовательных программ общего образования, через включение в содержание учебных предметов посредством посредством таких механизмов как однопредметная экологизация; межпредметная экологизация; метапредметная экологизация; транспредметная экологизация. Предложен анализ требований ряда стратегических документов к экологизации общего образования, который представлен с поэлементным рассмотрением: содержательного описания требований ФГОС общего образования, Концепций, формируемых ценностей, знаний и умений.

Описаны основные направления научно-методического сопровождения непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области, направления экологического просвещения участников образовательных отношений. Представлены подходы к разработке системы мониторинга (непосредственные и обеспечивающие показатели) по оценке результатов обеспечения непрерывного экологического образования в образовательной системе Челябинской области.

Ключевые слова: обучающиеся, общее образование, непрерывное экологическое образование, устойчивое развитие, экологизация общего образования.

Важнейшим показателем, определяющим фактором, а также главной потребностью человека в XXI веке должно стать переосмысление мировоззренческих установок в направлениях:

- сохранение окружающей среды особенно в отношении определения мер её преобразования и биосферосовместимого (устойчивого) развития;

- понимание ценностей воспитания/формирования человека экологической культуры;

- принятие позиции в формировании образа жизни человека как профессионала, умеющего принимать экологически профессионально взвешенные решения, направленные на экологически безопасное развитие страны, региона. Обозначенными обстоятельствами актуализируется необходимость формирования/развития у обучающихся базовых основ экологической культуры в цепочке: экологические ценности -экологически ответственное поведение - экологическое мировоззрение - экологическое мышление - экологическое образование (знание, воспитание, развитие) - экологическая грамотность. Уровень восходящего тренда «экологическая грамотность» можно отразить также в цепочке «эколого-культурная грамотность» - «экологическое мышление» - «экологосообразное поведение» - «экологически ответственное мировоззрение» - «внутренняя нравственно-экологическая позиция обучающегося» [1]. Экологизация общего образования - это последовательность или метод внедрения идей экологического образования в систему общего образования.

Далее, чтобы определить значимость экологической грамотности, мы обозначим её составлявшие к которым относятся: ценность гармонизации окружающей среды и человека в соответствии с положением экологического императива; знание, понимание и применение унифицированных понятий; непосредственное знание основных экологических закономерностей; умение определять экологические проблемы; разрабатывать варианты личного поведения в решении экологических проблем; готовность к эколого-сообразному поведению.

Поэтому можно однозначно утверждать, что фундаментом нового заказа для образования с целью устойчивого развития Челябинской области является непрерывное экологическое образование [11]. В Концепции развития непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области (Концепция) определён алгоритм решения важной для экологически проблемного региона вопроса непрерывности экологического образования в системе об-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

щего образования. Главной целью непрерывного экологического образования является формирование/развитие у детей:

- нового эко-центристского миропонимания/мировоззрения;

- умения выявлять и устанавливать взаимосвязи в окружающей среде как природных, так и социально-экономических процессов;

- опыта практических действий, которые не наносят вред окружающей среде.

Эти позиции подчёркивают, что, во-первых, наступила эпоха экологизации содержания общего образования, а во-вторых, что экологизация содержания образования выходит за грани учебных предметов естественнонаучной области. Эти позиции релеванты положениям основных документов в образовании, определяющих содержательные компоненты [3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10].

В данной статье исследование вопроса о значимости экологической грамотности обучающихся показано через:

(1) описание содержания Концепции, в которой научно представлены психологические и педагогические основания непрерывного экологического образования [2];

(2) установление взаимосвязей с масштабной образовательной задачей экологизации содержания образования, направленной на формирование экологического мировоззрения и экологически ответственного поведения обучающихся;

(3) презентацию мер и мероприятий, реализуемых в регионе по совершенствованию непрерывного экологического общего образования.

Мы проводим анализ всех указанных позиций (1), (2) и (3) только в контексте значимости экологической грамотности обучающихся как основы всех составляющих экологизации общего образования.

Приступая к рассмотрению пункта (1) необходимо указать на представленность и продвижение экологического образования в детском саду и школе с мероприятийно-фрагментарного уровня на системный уровень. Системность показана взаимосвязанностью многих зон объединённых ценностно-мировоззренческой целостностью.

Первое. Представленность экологической составляющей через включение её во все разделы основных образовательных программ общего образования, в том числе и особенно в такие разделы как «планируемые результаты»; «система оценки достижения планируемых результатов»; «рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности)»; «рабочая программа воспитания»);

Второе. Представленность экологической составляющей в содержании учебных предметов. ^ Это реализуется посредством таких механизмов с= как однопредметная экологизация; межпредмет-££ ная экологизация; метапредметная экологизация;

СЧ 1—1

сэ транспредметная экологизация. При реализации ^ в школе однопредметной экологизации возможно ^ введение отдельного учебного предмета за сёт ча-

сти формируемой участниками образовательных отношений, например, «Азбука экологии» в начальной школе, «Экология» в основной или старшей школе и др.). При реализации межпредметной экологизации организуется ведение модуля «Экология», который реализуется через ряд учебных предметов, например, Биология, Химия, География, Технология, Основы безопасности жизнедеятельности и др. В реализации метапредметной экологизации участвует весь педколлектив, так как она основана на достижение обучающимися метапредметных результатов с «усиленной» экологической составляющей. Транспредметная экологизация выступает уже как высший уровень и объединенияет все описанные выше сегменты [1; 2].

Третье. Первостепенность и ориентированность экологической составляющей в личностных результатах, нацеленность их на практические природоохранные навыки, на смысловые установки деятельности ребёнка в окружающей среде.

Ценно то,что в Концепции:

а) описан унифицированный глоссарий как метаязык, главным предназначением которого является однозначное понимание и толкование всеми участниками реализации Концепции сложных понятий;

б) определены инструменты непрерывности и преемственности;

в) установлены сонаправленные действия всех участников образовательных отношений по формированию/развитию у обучающихся базовых основ экологической культуры, непрерывного экологического образования, экологического просвещения;

г) предложены механизмы использования потенциальных возможностей социального партнёрства (учреждений экологии, культуры, спорта, средств массовой информации) [2].

По позиции (2) - обновление содержания образования, направленного на формирование экологической грамотности, экологического мировоззрения, экологически ответственного поведения обучающихся. В данной части мы предлагаем анализ требований стратегических документов ФГОС дошкольного, начального, основного и среднего общего образования (ФГОС ОО), федеральных образовательных программ общего образования (ФОП ОО) и Концепции экологического образования в системе общего образования к формированию экологической грамотности обучающихся [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10: 11]. Данный анализ предусматривает поэлементное рассмотрение: содержательное описание требований, а затем описание ценностей, знаний и умений.

Анализ таблицы даёт нам основание утверждать, что в обозначенных документах повсеместно и преемственно представлены содержание, ценности, знания, умения, нацеленные на формирование у обучающихся экологической грамотности.

Таблица. Требования ФГОС ОО, ФОП ОО и Концепции экологического образования в системе общего образования к формированию экологической грамотности обучающихся

Дошкольное образование НОО ООО СОО

Содержательное описание требований ФГОС, ФОП, Концепции

Воспитывается дошкольник: любознательный и задающий вопросы по установлению разнообразных связей природы малой родины и человека; самостоятельный и наблюдательный за происходящими изменениями в живой и неживой окружающей природе. Определены в качестве стержневых задач задачи формирования эколого-культурной грамотности, основ естественнонаучной экологической грамотности, экологического мышления как основы эколого-сообразного поведения младших школьников. Продолжается решение задачи по формированию у подростков экологической грамотности, экологического мышления, основ экологически ответственного поведения, выступающих преемственными составляющими для осуществления непрерывного экологического образования. Продолжается формирование у старшеклассников базовых основ экологической образованности, включая уже мировоззренческие категории.

Личностные результаты, нацеленные на экологическое воспитание

Ценности

Для дошкольников определены ценности Родины и малой Родины; своего рода, а главное родителей и окружающих; разнообразной окружающей природы; ценностей богатства русского языка; ценности познания по вопросам сохранения окружающей природы. Для младших школьников определяются ценности представления экосистемной формы организации жизни, а также ценности разнообразия и сохранения природы; ценности рационального расходования природных ресурсов; ознакомление с зелёными аксиомами. Для подростков появляются в качестве ценностей ценности знания экологического императива и следования ему; ценности экологической картины мира; ценности следования гражданской позиции личности в разнообразных жизненных ситуациях. Для старшеклассников в качестве основных определяются ценности современной науки в объяснении экологического императива, ценности в понимании и решении задач устойчивого развития страны, региона, местного сообщества; ценности личной внутренней экологической позиции.

Знание

Определяется для дошкольников как первичное знание: законов (зеленых аксиом) природы; а также запретов на вмешательство в жизнь обитающих животных и растений; значения разнообразия дикой природы, в которой нет ненужных, лишних или вредных живых существ. Определение для младших школьников роли условий и особенностей сред в цепочке; понимание причин изменения условий под влиянием деятельности человека; знание объектов природного наследия малой родины, требующих особого внимания и заботы; знание экологических прав и обязанностей. Определение для подростков в качестве знания базовых терминов и понятий экологии для устойчивого развития; законов природных экосистем, значения в их сохранении биоразнообразия; знание глобальных экологических проблем и способов их преодоления. Определение для старшеклассников в качестве знания уже системы понятий непрерывного экологического образования; экологических законов, учений о биосфере, биоценозе; экологических прогнозов развития страны, региона, цивилизации; закономерностей влияния разнообразных процессов на состояние среды.

Умения

Определяются для дошкольников как первичные умения: рачительность в отношении к окружающим вещам; в выделении объектов охраняемых территорий своей малой родины; следования примерам ответственного отношения к природе родного края; проявление заботы о домашних питомцах. Определяются для младших школьников в оценивании своих действий влияния на окружающую среду; в участии в коллективно-распределенной деятельности, связанной с экологическими акциями и делами; применение «зеленых аксиом»; исполнять правила экологически безопасного поведения. Определение для подростков умений в применении экосистемной познавательной модели; умение выявления экологических проблем и путей их решения на основе экологического императива; умение выстраивать пищевые цепочки в экосистемах; умение обосновывать характер изменений под влиянием антропогенных факторов. Определение для старшеклассников в качестве умения — планировать, прогнозировать и осуществлять действия в окружающей среде на основе знания экологического императива и целей устойчивого развития страны, региона, местного социума; умение прогнозировать экологические риски предпринимаемых действий, а также принимать активные действия по их снижению.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Стратегические документы и материалы концептуального характера позволили нам на уровне региона создать систему непрерывного экологического образования в детских садах и школах.

Описывая позицию (3) - в качестве основных направлений научно-методического сопровождения непрерывного экологического образования

в системе общего образования Челябинской области можно рассмотреть следующие направления. 1. Непрерывность экологического образования системы общего образования Челябинской области обеспечивается разработанными и используемыми общеобразовательными организациями:

о с

и

см см

- дидактическими пособиями, которые используются на уроках и при проведении учебных занятий внеурочной деятельности (для обучающихся начального общего, основного общего, среднего общего образования, в частности «Практическая экология для младших школьников» (1-4 кл.); «Экология Челябинской области» (56 кл.); «Экологическая безопасность Челябинской области» (8-9 кл.); «Экология и устойчивое развитие (10-11 кл.);

- методическими пособиями (для педагогических работников) по разным направлениям: рекомендации по проведению экоурока; методика экологического воспитания на уроке и внеурочной деятельности; научное эковолонтёрство; методика изучения особо охраняемых природных территорий Челябинской области; использование экологического портфолио в детском саду и школе.

2. Произошло также обновление организационных механизмов непрерывного экологического образования.

В целях реализации дорожной карты, направленной на создание системы непрерывного экологического образования в Челябинской области, в каждом муниципалитете, в каждой общеобразовательной организации произошло обновление функционала педагогических и руководящих работников в усилении позиции по реализации экологической тематики.

К организационным механизмам мы относим и проведение ряда мероприятий.

Проведение регионального конкурса методических материалов «Лучший экоурок», который состоялся в 2023 году с целью обмена эффективными педагогическими практиками, поисками инновационных методических материалов, помогающих совершенствовать непрерывность экологического образования в дошкольном образовании, в начальном общем, основном общем и среднем общем образовании. Региональный конкурс «Лучший экоурок» проходил по трём номинациям: методическая копилка воспитателя дошкольной образовательной организации - «Лучший экоурок», включающая методические материалы воспитателя, используемые при проведении педагогического мероприятия экологической направленности; методическая копилка учителя - «Лучший экоурок», используемые методические материалы учителя начального общего и основного общего образования, используемые при проведении экоу-рока; методическая копилка руководителя образовательной организации - «Лучший экоурок» (концепт-идея и механизмы управления реализацией успешных практик проведения экоурока).

Проведение ежегодного Всероссийского форума «Непрерывное экологическое образование и просвещение в системе общего образования: современные исследования, достижения и инновации» на котором проходит обсуждение актуальных проблем современного непрерывного экологического образования, профессиональной под-

готовки педагогов образовательных организаций в условиях реализации обновлённых ФГОС общего образования и федеральных образовательных программ общего образования (2023).

Проведение для педагогических и руководящих работников вебинаров, подготовленных специалистами института по вопросам реализации непрерывного экологического образования.

4. В условиях реализации рабочих программ воспитания и организации событийного пространства осуществляется координация патриотического, нравственного и экологического воспитания обучающихся и просвещения родителей (участие в экологических проектах Российского движения детей и молодёжи «Живи в стиле ЭКО» и др.).

5. Новый уровень приобрела интеграция общего и дополнительного образования в контексте согласованности действий по непрерывному экологическому образованию на региональном и муниципальном уровне.

6. И, наконец, в Челябинской области с 2022 года осуществляется усиленное развитие сферы экологического просвещения участников образовательных отношений с учетом целей и задач непрерывного экологического образования, с использованием единого понятийно-терминологического аппарата Концепции совместно с Министерством экологии Челябинской области, учреждениями науки и культуры посредством следующих сценарных зон:

- организация коммуникации в социальных сетях (телеграм каналы «Экологический водный форум Южного Урала», «Всероссийский Детский экологический форум»);

- масштабное использование областного телевидения с выходом постоянных передач «Эко-логика», «Экоазбука»;

- организация фестиваля экофильмов и рекламы (ЭФиР74);

- организация и активная деятельность ряда волонтёрских движений экологической направленности (например, Экодозор74);

- привлечение к организации непрерывного экологического образования общественных организаций, например «Сделаем» проект «Разде-ляйка»;

- участие во Всероссийских «Вода России» и др. и организация региональных экологических акций «Чистые игры», региональных посткрещенских субботников;

- участие: в детских и молодежных социальных инициативах «ДИМСИ» проект «Дайв-десант на озерах Южного Урала»; в общественной движении «Чистые горы»;

- проведение ежегодных эколого-просветительских семинаров для педагогов и некоммерческих организаций, эколого-просветительских встреч со студенчеством и школьниками, Всероссийского экологического диктанта, конкурса новогодней игрушки из вторичного сырья, конкурса народного творчества «Авоська74», Ежегодной премии «До-

броволец года», региональный слёт экологических волонтёров и т.д.

7. Отработка успешных практик посредством развития региональной инновационной инфраструктуры с целью дальнейшей диссеминации. С 2022 года в статусе региональных инновационных площадок «Непрерывное экологическое образование: региональная модель» организуют свою деятельность восемь общеобразовательных организаций по важным для региона проблемам «ЭКОнаставник: ученик - ученик» как стратегия повышения естественнонаучной грамотности», «Создание Центра АгроЭкологии в условиях образовательной организации», «Модель непрерывного экологического образования МОУ «МгМл», направленная на формирование экологического мировоззрения всех участников образовательных отношений» и др.

8. Разработка системы мониторинга (непосредственные и обеспечивающие показатели) по оценке результатов обеспечения непрерывного экологического образования в образовательной системе Челябинской области. В систему мониторинга входят пока такие количественные показатели как количество образовательных организаций имеющих дорожные карты по обеспечению непрерывного экологического образования; количество классов/групп детских садов, в которых обеспечивается данная позиция; количество обучающихся, посещающих элективные курсы по выбору, учебные курсы внеурочной деятельности экологической направленности.

К промежуточным результатам развития непрерывного экологического образования можно отнести следующие:

- с 2% до 9% повышение осведомленности участников образовательных отношений в вопросах биосферосовместимого развития;

- с 0,6% до 11% повышение экологической грамотности обучающихся

- с 0,4% до 24% охват обучающихся реализацией программами непрерывного экологического образования (общего и дополнительного образования), а также эколого-просветительскими программами и мероприятиями.

В плане объективизации и дальнейшего продвижения системы мониторинга непрерывного экологического образования Челябинской области разрабатывается инструментарий следующих показателей: экологическая грамотность; эколого-культурная грамотность; экологосообразное поведение; глобальная компетенция.

Таким образом, непрерывное экологическое образование в системе общего образования осуществляется как системная деятельность через включённость в содержание, создание соответствующих условий, организацию измерений результатов и их оценку, в частности через экологизацию содержания учебных предметов, учебных курсов (внеурочной деятельности), через реализацию рабочей программы воспитания, через интеграцию общего и дополнительного образования,

через разнообразные просветительские мероприятия.

Литература

1. Дзятковская, Е.Н. Экологическая культура как вектор обновления основных образовательных программ // Управление образованием. Теория и практика. 2022. Т. 12, № 1. С. 207-2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Концепция экологического образования в системе общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию - протокол от 29 апреля 2022 года № 2/22).

3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

4. Приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

5. Приказ Минпросвещения России от 31 мая .2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

6. Приказ Минпросвещения России от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413».

7. Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2023 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного общего образования».

8. Приказ Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования».

9. Приказ Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования».

10. Приказ Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования».

11. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 5 октября 2020 г. № 01/2091 «Об утверждении Концепции непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области».

ON THE ISSUE OF THE IMPORTANCE OF GREENING

GENERAL EDUCATION

Skripova N.E., Ilyasov D.F.

Chelyabinsk Institute for Retraining and Advanced Training of Education

Workers

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

The importance of continuous environmental education in the general education system is described, and a regional algorithm for solving this important problem is presented. The study of the issue of the importance of greening general education is presented from a systematic perspective, shown through the mechanisms for implementing the Concept of environmental education in the general education system (RF) and the Concept for the development of continuous environmental education in the general education system of the Chelyabinsk region.

Approaches to the representation of the environmental component through its inclusion in all sections of the main educational programs of general education, through inclusion in the content of academic subjects through mechanisms such as single-subject greening; interdisciplinary greening; meta-subject greening; trans-subject ecol-ogization. An analysis of the requirements of a number of strategic documents for the greening of general education is proposed, which is presented with an element-by-element consideration: a meaningful description of the requirements of the Federal State Educational Standard for general education, Concepts, formed values, knowledge and skills.

The main directions of scientific and methodological support of continuous environmental education in the general education system of the Chelyabinsk region, the directions of environmental education of participants in educational relations are described. Approaches to the development of a monitoring system (direct and supporting indicators) for assessing the results of providing continuous environmental education in the educational system of the Chelyabinsk region are presented.

Keywords: students, general education, continuous environmental education, sustainable development, greening of general education.

References

1. Dzyatkovskaya, E. N. Ecological culture as a vector for updating basic educational programs // Education Management. Theory and practice. 2022. T.12, No. 1. P. 207-2013.

2. The concept of environmental education in the general education system (approved by the decision of the federal educational and methodological association for general education - protocol No. 2/22 dated April 29, 2022).

3. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated October 17, 2013 No. 1155 (as amended on January 21, 2019) "On approval of the federal state educational standard for preschool education."

4. Order of the Ministry of Education of Russia dated May 31, 2021 No. 286 "On approval of the federal state educational standard for primary general education."

5. Order of the Ministry of Education of Russia dated May 31, 2021 No. 287 "On approval of the federal state educational standard of basic general education."

6. Order of the Ministry of Education of Russia dated August 12, 2022 No. 732 "On amendments to the federal state educational standard of secondary general education, approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated May 17, 2012 No. 413."

7. Order of the Ministry of Education of Russia dated November 25, 2023 No. 1028 "On approval of the federal educational program for preschool general education."

8. Order of the Ministry of Education of Russia dated May 18, 2023 No. 372 "On approval of the federal educational program for primary general education."

9. Order of the Ministry of Education of Russia dated May 18, 2023 No. 370 "On approval of the federal educational program of basic general education."

10. Order of the Ministry of Education of Russia dated May 18, 2023 No. 371 "On approval of the federal educational program of secondary general education."

11. Order of the Ministry of Education and Science of the Chelyabinsk Region dated October 5, 2020 No. 01/2091 "On approval of the Concept of continuous environmental education in the general education system of the Chelyabinsk Region."

o d

u

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.