Научная статья на тему 'Формирование экологически ответственного поведения у школьников: аспекты использования технологии эконаставничества'

Формирование экологически ответственного поведения у школьников: аспекты использования технологии эконаставничества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучающиеся / эконаставничество / экологически ответственное поведение / управленческие решения / нормативное / научно-методическое / организационное / информационное и кадровое обеспечение / students / eco-mentoring / environmentally responsible behavior / management decisions / regulatory / scientific and methodological / organizational / information and personnel support

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виноградова Ольга Сергеевна, Таран Татьяна Васильевна

Представленные материалы дают характеристику результатов второго года функционирования региональной инновационной площадки, связанной с такими позициями как а) эколого-просветительская деятельность; б) наставничество «ЭКОнаставник: ученик – ученик»; в) повышение естественнонаучной грамотности в контексте описания управленческих решений, направленных на формирование у школьников экологически ответственного поведения с использованием технологии эконаставничества. В статье показано, что достижение обозначенных инновационным проектом целей и ожидаемых результатов возможно потенциально при совокупном решении задач нормативного, организационного, методического и управленческого характера. К управленческим решениям формирования у лицеистов экологически ответственного поведения с использованием технологии эконаставничества относятся: создание институционального нормативного обеспечения; организация научно-методического и организационного обеспечения формирования экологически ответственного поведения обучающихся; информационное обеспечение, а также кадровое обеспечение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виноградова Ольга Сергеевна, Таран Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ENVIRONMENTALLY RESPONSIBLE BEHAVIOR AMONG SCHOOLCHILDREN: ASPECTS OF USING ECO-MENTORING TECHNOLOGY

The presented materials characterize the results of the second year of operation of the regional innovation platform related to such positions as a) environmental education activities; b) mentoring “ECOnutor: student – student”; c) increasing natural science literacy in the context of describing management decisions aimed at developing environmentally responsible behavior in schoolchildren using eco-mentoring technology. The article shows that achieving the goals and expected results outlined by the innovation project is potentially possible with the total solving problems of a normative, organizational, methodological and managerial nature. Management decisions for developing environmentally responsible behavior among lyceum students using eco-mentoring technology include: creating institutional regulatory support; organization of scientific, methodological and organizational support for the formation of environmentally responsible behavior of students; information support, as well as staffing.

Текст научной работы на тему «Формирование экологически ответственного поведения у школьников: аспекты использования технологии эконаставничества»

Формирование экологически ответственного поведения у школьников: аспекты использования технологии эконаставничества

Виноградова Ольга Сергеевна,

директор Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей № 82 г. Челябинска» E-mail: licey_82@mail.ru

Таран Татьяна Васильевна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей № 82 г. Челябинска» E-mail: licey_82@mail.ru

Представленные материалы дают характеристику результатов второго года функционирования региональной инновационной площадки, связанной с такими позициями как а) эколого-просветительская деятельность; б) наставничество «ЭКОна-ставник: ученик - ученик»; в) повышение естественнонаучной грамотности в контексте описания управленческих решений, направленных на формирование у школьников экологически ответственного поведения с использованием технологии эко-наставничества. В статье показано, что достижение обозначенных инновационным проектом целей и ожидаемых результатов возможно потенциально при совокупном решении задач нормативного, организационного, методического и управленческого характера. К управленческим решениям формирования у лицеистов экологически ответственного поведения с использованием технологии эконаставничества относятся: создание институционального нормативного обеспечения; организация научно-методического и организационного обеспечения формирования экологически ответственного поведения обучающихся; информационное обеспечение, а также кадровое обеспечение.

Ключевые слова: обучающиеся; эконаставничество; экологически ответственное поведение; управленческие решения; нормативное, научно-методическое, организационное, информационное и кадровое обеспечение.

о

U

со

см

см

Z

154

Своевременность, масштабность и острота проблемы формирования у школьников экологически ответственного поведения не вызывает сомнения и является универсальной образовательно-эколого-просвещенческой задачей по его изменению в целях сбалансированного биосферосовме-стимого и устойчивого развития как страны, так и нашего региона - Челябинской области. Обозначенные выше проблемы стали смыслообразу-ющими для инновационной деятельности нашего лицея как региональной инновационной площадки, связанной с такими позициями как а) эколого-просветительская деятельность; б) наставничество «ЭКОнаставник: ученик - ученик»; в) повышение естественнонаучной грамотности.

В данной статье мы презентуем результаты двухлетней инновационной деятельности по реализации модели наставничества «ЭКОнаставник: ученик - ученик» с позиции описания управленческих аспектов, определяющих как последовательность, так и непрерывность формирования у школьников экологически ответственного поведения. Описываемый вопрос согласуется с положениями стратегических документов по экологическому образованию [3; 8; 11; 12] и научных выводов и доказательств [2].

Следует указать, что управленческие решения (стратегического и тактического плана), направленные на достижение уровня формирования экологически ответственного поведения обучающихся значительного и достаточного, должны приниматься, на наш взгляд, только в контексте положений педагогической системы, непрерывного экологического образования. Под педагогической системой непрерывного экологического образования мы понимаем совокупность взаимосвязанных целей и задач, средств, методов и процессов, оценки и результата, необходимых для создания непрерывного, организованного, последовательного и целенаправленного педагогического влияния на формирование у школьников экологически ответственного поведения [1].

Прежде всего, разберёмся с понятиями. Процесс формирования у школьников экологически ответственного поведения выступает как интегральный и универсальный результат непрерывного экологического образования с такими позициями как:

- осуществляется на всех уровнях общего образования;

- обозначен в идеологии ФГОС общего образования;

- осуществляется в жёстких преемственных связях.

Экологически ответственное поведение обучающихся включает умение применять на практике, в повседневной жизни, а далее и в профессиональной деятельности следующие принципы экологически ответственного поведения: неприятие действий, которые наносят вред окружающей природе; понимание ответственности за свои действия; осуществление контроля своего «экологического следа»; инициативность и добровольчество в решении практических экологических проблем.

Для пошаговой реализации инновационного проекта с целью продвижения комплексного подхода по управленческим решениям по формированию у школьников экологически ответственного поведения с использованием технологии экона-ставничества значимы следующие основные позиции.

Первое. Обновление содержания непрерывного экологического образования. Реализация предметной/транспредметной экологизации, внедрение экологической тематики во внеурочную, воспитательную и внешкольную деятельность. Кратко опишем используемые нами составляющие экологизации образовательного процесса:

- предметная: а) реализация учебного курса через часть учебного плана, которая формируется участниками образовательных отношений («Азбука экологии», «Моя малая Родина -Челябинская область», «Экология Челябинской области», и др.); б) реализация отдельного учебного курса внеурочной деятельности («Практическая экология младших школьников», «Экология и устойчивое развитие Челябинской области» и др.);

- транспредметная: а) включение в содержание отдельных учебных предметов (окружающий мир, география, химия, биология, ОБЖ и др.) экологической составляющей; б) включение в учебные курсы внеурочной деятельности («Формируем функциональную грамотность» и др.) экологической составляющей; в) направленность проектной, исследовательской и практической деятельности на ценностно-мировоззренческие установки, закономерности и принципы экологосообразного поведения, однозначно понимаемых всеми педагогами лицея. Одним словом, «опредмечивание» посредством включения экологических тематик в содержание учебных предметов, учебных курсов внеурочной деятельности направлено на формирование экологически ответственного поведения обучающихся.

Второе. Считаем необходимым описать этапы исследуемого нами явления, которые спроектированы с учетом требований обновленных федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального, основного и среднего общего образования и Концепции эко-образования [3; 4; 5; 6; 7].

Этапы формирования экологически ответственного поведения обучающихся, обозначенные

во ФГОС ДО, НОО, ООО, СОО предлагается рассмотреть с позиции методологического подхода «общее - частное - единичное».

Обобщённость всех требований позволила нам определиться по следующим компонентам: к общим подходам относятся требования ФГОС; к частным - ценности, знание и умения; к единичным - отражённость, дополненность и усиленность по каждому уровню общего образования. Приступим к рассмотрению этапов формирования экологически ответственного поведения обучающихся через подходы «общее - частное - единичное».

Общий подход отражён в операционализации требования ФГОС и восхождении/усилении требований от дошкольного через начальное общее и основное общее к среднему общему образованию: от обладания начальными знаниями о природном мире (в детском саду) - до умения решать задачи а) по формированию эколого-культурной грамотности; б) по естественнонаучной грамотности; в) на знание принципов эколого-сообразного поведения (в начальной школе) - до умения решать задачи (с усилением) по а) формированию экологической грамотности; б) основам экологически ответственного мировоззрения (в основной школе) - к формированию а) базовых основ экологической образованности; б) основ экологически ответственного мировоззрения.

Частный и единичный подход отражён в операционализации ценностей (как «присвоенных» объектов окружающего мира), знаний и умений и восхождении/усилении исследуемых явлений от дошкольного через начальное общее и основное общее к среднему общему образованию.

Ценности: от формируемых ценностей (природы малой Родины; бережного отношения к ней; умения управлять собой) в детском саду - к ценностям дикой природы; действий по сохранению и охране биоразнообразия природных экосистем; знаний о «запретах» природы в начальной школе - к ценностям не только знания, но и следования позициям экологического императива; экологически ответственного мировоззрения и поведения; нравственно-экологической позиции личности в жизненных/повседневно-бытовых ситуациях в основной школе - в среднем общем образовании к ценности достижений современной науки в объяснении экологического императива; решении задач устойчивого развития сообщества; сформированной внутренней гражданской/экологической позиции. Знание:

- в дошкольном образовании определяется как знание а) законов дикой природы («зелёных аксиом); б) запретов на её захламление; в) значения разнообразия дикой природы;

- в начальном общем образование определяется уже с усилением как знание а) роли природных условий в различных средах жизни (водная, воздушная, почвенная); б) правил эколого-сообразного поведения в быту, в природной и урбанизированной среде;

сэ о со "О

1=1 А

—I

О

СЗ т; о m

О от

З

ы о со

о с

и

со

- в основном общем образовании также определяется в динамике и с приращением а) как базовых понятий экологии, так и междисциплинарных понятий экологического образования; б) законов развития природных экосистем; в) глобальных экологических проблем (региональных, федеральных, мировых);

- в среднем общем образовании также определяется в динамике и с приращением а) экологических законов и прогнозов развития доказательств и цивилизации; б) закономерностей и принципов влияния разнообразных процессов на состояние природной среды.

Умения:

- в дошкольном образовании данная позиция определяется как умения рачительно относиться к миру природы и вещей («вторая жизнь вещей); уметь выявлять природного наследия малой Родины и бережно относиться к ним;

в) проявлять экологическую «зоркость»;

- в начальном общем образование данная позиция определяется как умения а) проявлять в коллективно-распределенной деятельности экологическую зоркость; б) проявлять экологическую озабоченность и экологическую ответственность; в) применять «зеленые аксиомы»;

г) практически участвовать в разнообразных экологических делах;

- в основном общем образовании исследуемая позиция определяется как умения а) применять экологическую грамотность для выявления экологических проблем для устойчивого развития и путей их решения на основе экологического императива; б) выстраивать пищевые цепочки в экологических системах; в) обосновывать влияние антропогенных факторов.

Третье. Включение в Рабочую программу воспитания лицея вопросов координации и согласованности экологического, патриотического, нравственного и гражданского воспитания как отно-шенческих зон личностных результатов [9].

Четвёртое. Совершенствование (обновление или модернизация) формирования и развития экологически ответственного поведения и его базовых оснований как супер механизма достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов включает:

- взаимодействие всех педагогических работников лицея с разными должностями и функционалом в контексте экологического образования;

- согласованность действий по интеграции общего дополнительного образования;

- обеспеченность взаимосвязанных линий преемственности и непрерывности всех уровней общего образования;

- организация активной эколого-просвещенчес-кой деятельности.

Пятое. Создание и развитие системы эколого-просветительской деятельности с использованием модели наставничества ЭКОнаставник, направленной на развитие у учащихся естествен-

нонаучной грамотности с использованием потенциала организаций-партнёров (школа - ВУЗ - учреждение дополнительного образования).

Шестое. Укрепление партнерских отношений, сетевых форм взаимодействия и сотрудничества между образовательными организациями, науки, культуры и просвещения, в том числе дополнительного образования, как региона, так и Российской Федерации, реализующих задачи непрерывного экологического образования, природоохранными структурами.

Седьмое. Мотивационная составляющая. Мотивация педколлектива к повышению экологической культуры, формированию «зеленого» уклада жизни. Мотивация, социальное одобрение и стимулирование обучающихся, их успехов в урочной/внеурочной, воспитательной и внешкольной деятельности, исследовательской и проектной деятельности; волонтёрской и добровольческой работы как главнейших субъектов по постановке и решению задач устойчивого экологического развития Челябинской области. Настроенность всех на принятие позиций экологического императива как границы запрета, направленного на устойчивое развитие природных экосистем.

На основе выделенных особенностей предлагаем следующий управленческий алгоритм формирования экологически ответственного поведения обучающихся:

А. Создание институционального нормативного обеспечения формирования экологически ответственного поведения обучающихся, предполагает отражение комплексного подхода в целях и задачах педагогической системы формирования у лицеистов экологически ответственного поведения (Программа развития лицея; актуализация основных образовательных программ общего образования в соответствии с федеральными образовательными программами). В данной позиции предусматривается а) работа с локальными нормативными актами (далее - ЛНА; разработка новых, а также внесение изменений в действующие):

- дополнение должностных инструкций педагогов лицея (координатора и ответственных организаторов) по решению задач, связанных с формированием экологически ответственного поведения лицеистов в целях системной реализации Концепции непрерывного развития общего образования в Челябинской области;

- внесение изменений в ЛНА, связанных а) с внутренней системой оценки качества образования (в частности по контролю за формированием естественнонаучной грамотности); б) с текущем контролем успеваемости.

Одним словом, мы говорим о проектировании и реализации обновлённой системы оценки институциональных результатов непрерывного экологического образования. В частности, разработаны и применяются диагностики и инструменты измерения следующих показателей: сформиро-ванность естественнонаучной грамотности, экологической грамотности; экологически ответствен-

ного поведения (умение использовать экологические нормы поведения, а также контролировать свой «экологический след»); обязательное введение задач рассматриваемой позиции в различные положения, например, о Совете лицея; заключение договоров о сотрудничестве с образовательными организациями и с организациями охраны природы и культуры по обозначенным проблемам; определение списка учебников/учебных пособий, используемых в образовательной деятельности;

Б. Научно-методическое сопровождение формирования экологически ответственного поведения обучающихся реализуется с помощью моделей взаимодействия лицея и общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, природоохранных организаций, учреждений культуры, организующих непрерывное экологическое образование и просвещение; создания системы методической работы, обеспечивающей сопровождение формирования экологически ответственного поведения обучающихся; внешнюю и внутреннюю экспертизу программ по реализации транспредметной и общепредметной экологизации, направленных в том числе, на гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание; консультации; системность и согласованность действий педагогов лицея по экологизации обучения, воспитания и просвещения;

В. Информационное обеспечение осуществляется:

- через распространение среди жителей, включая родителей школьников, эколого-просвети-тельской информации по формированию экологически ответственного поведения;

- создание на сайте лицея раздела по теме инновационного проекта, в том числе формирование и постоянное пополнение для педагогов информационного банка методической и учебной литературы по непрерывному экологическому образованию;

- создание системы (группа ВКонтакте) оперативного информирования родителей, детей, общественности о ходе реализации инновационного проекта;

- кадровое обеспечение формирования экологически ответственного поведения обучающихся предполагает выявление профессиональных дефицитов по исследуемой проблеме, корректировку плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников лицея в связи с новыми подходами к организации непрерывного экологического образования, плана научно-методических семинаров (внутришкольного повышения квалификации) с ориентацией на описываемые проблемы, разработку индивидуальных (персонифицированных) планов профессионального развития педагогов по приращению компетенций, а также оценку и самооценку профессиональной готовности педагогов по формированию экологически ответственного поведения обучающихся [10].

Таким образом, достижение обозначенных инновационным проектом целей допустимо при решении задач методологического и управленческого характера. Только эффективная реализация поставленных задач обеспечит сформированность экологически ответственного поведения обучающихся в практической деятельности.

Литература

1. Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем / В.П. Беспалько. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. - 304 с.

2. Дзятковская, Е.Н. Экологическая культура как вектор обновления основных образовательных программ // Управление образованием. Теория и практика. 2022. Т. 12, № 1. С. 207-2013.

3. Концепция экологического образования в системе общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию - протокол от 29 апреля 2022 года № 2/22).

4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

5. Приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

6. Приказ Минпросвещения России от 31 мая .2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

7. Приказ Минпросвещения России от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413».

8. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 5 октября 2020 г. № 01/2091 «Об утверждении Концепции непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области».

9. Скрипова, Н.Е. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как отражение личностного и социального смысла образования / Н.Е. Скрипова // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2012. Т. 3. - № 1 9. -С.112-117.

10. Скрипова, Н.Е. Основания отбора содержания повышения Квалификации педагогов в условиях цифровизации // Казанский педагогический журнал, 2021, № 3. С. 42-50.

11. Указ Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года».

сэ о со -а

А

—I

О

СЗ т; о m

О от

З

ы о со

12. Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года № 1225-р).

FORMATION OF ENVIRONMENTALLY RESPONSIBLE BEHAVIOR AMONG SCHOOLCHILDREN: ASPECTS OF USING ECO-MENTORING TECHNOLOGY

Vinogradova O.S., Taran T.V.

Municipal Autonomous Educational Institution "Lyceum No. 82 of Chelyabinsk"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The presented materials characterize the results of the second year of operation of the regional innovation platform related to such positions as a) environmental education activities; b) mentoring "ECO-nutor: student - student"; c) increasing natural science literacy in the context of describing management decisions aimed at developing environmentally responsible behavior in schoolchildren using eco-mentoring technology. The article shows that achieving the goals and expected results outlined by the innovation project is potentially possible with the total

solving problems of a normative, organizational, methodological and managerial nature. Management decisions for developing environmentally responsible behavior among lyceum students using eco-mentoring technology include: creating institutional regulatory support; organization of scientific, methodological and organizational support for the formation of environmentally responsible behavior of students; information support, as well as staffing.

Keywords: students; eco-mentoring; environmentally responsible behavior; management decisions; regulatory, scientific and methodological, organizational, information and personnel support.

References

1. Bespalko, V.P. Fundamentals of the theory of pedagogical systems / V.P. Fingerless. - Voronezh: Voronezh Publishing House. University, 1977. - 304 p.

2. Dzyatkovskaya, E. N. Ecological culture as a vector for updating basic educational programs // Education Management. Theory and practice. 2022. T.12, No. 1. P. 207-2013.

3. The concept of environmental education in the general education system (approved by the decision of the federal educational and methodological association for general education - protocol No. 2/22 dated April 29, 2022).

4. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated October 17, 2013 No. 1155 (as amended on January 21, 2019) "On approval of the federal state educational standard for preschool education."

5. Order of the Ministry of Education of Russia dated May 31, 2021 No. 286 "On approval of the federal state educational standard for primary general education"

6. Order of the Ministry of Education of Russia dated May 31, 2021 No. 287 "On approval of the federal state educational standard of basic general education"

7. Order of the Ministry of Education of Russia dated August 12, 2022 No. 732 "On amendments to the federal state educational standard of secondary general education, approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated May 17, 2012 No. 413".

8. Order of the Ministry of Education and Science of the Chelyabinsk Region dated October 5, 2020 No. 01/2091 "On approval of the Concept of continuous environmental education in the general education system of the Chelyabinsk Region."

9. Skripova, N.E. The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia as a reflection of the personal and social meaning of education / N.E. Skripova // Psychology of education in a multicultural space. - 2012. T. 3. - No. 19. - P. 112-117.

10. Skripova, N.E. Reasons for selecting promotion content Qualifications of teachers in the conditions of digitalization // Kazan Pedagogical Journal, 2021, No. 3. P. 42-50.

11. Decree of the President of the Russian Federation of April 19, 2017 No. 176 "On the Strategy for Environmental Safety of the Russian Federation for the period until 2025."

12. Environmental Doctrine of the Russian Federation (approved by Decree of the Government of the Russian Federation of August 31, 2002 No. 1225-r).

о с

u

CO

isa

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.