мнению нуждаются в дальнейшем комплексном анализе и исследовании. Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, с поправками от 30 декабря 2008 года, 5 февраля 2014 года) // Российская газета. 1993. 25 декабря; СЗ РФ. 2009. № 1. Ст. 1, 2; 2014. № 6. Ст. 548. Ст. 55.
2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 года // Российская газета, 2015, 4 декабря.
3. Бялт В.С. Гражданское общество как признак правового государства // Традиционная и современная культура: история, актуальное положение, перспективы: Материалы IV международной научно-практической конференции 20-21 сентября 2014 года. - Прага: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2014.
4. Бялт В.С., Лойт Х.Х. К вопросу о правовом статусе личности в Российской Федерации // Государство и бизнес. Современные проблемы экономики: материалы VII Международной научно-практической конференции (22-24 апреля 2015 г.). Том 3. Часть 2. - СПб.: ИИУНЦ «Стратегия будущего», 2015.
5. Карчевская Н.И., Кузьмин А.В., Терских И.Ю. Некоторые проблемы реализации законотворческой функции политической партии как института гражданского общества // История государства и права. 2008. № 12.
6. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002.
7. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник, 4-е изд., испр. и доп. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2013.
8. Семенова О.В. Правовой режим как функциональная характеристика права // Гуманитарные науки в XXI веке: Материалы XXIV Международной научно-практической конференции (10 февраля 2015 г.) - М.: Издательство «Спутник+», 2015.
9. Теория государства и права: Учебник для бакалавров / под ред. В.К. Бабаева. - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Издательство Юрайт, 2014.
© Бялт В.С., Шевченко И.А., 2016
УДК 340.12
В.С. Бялт
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права Санкт-Петербургский университет МВД России г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
И.А. Шевченко начальник кабинета специальных дисциплин кафедры административной деятельности ОВД Санкт-Петербургский университет МВД России г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
К ВОПРОСУ О ЗНАЧЕНИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Аннотация
Анализируются различные классификации функций государства. Рассматривается роль органов внутренних дел в реализации правоохранительной функции государства. Формулируются обобщающие
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
выводы по исследуемым вопросам.
Ключевые слова
Правоохранительные органы; функции государства; органы внутренних дел; правоохранительная система
Исследование вопросов в сфере реализации правоохранительной функции государства, является одной из важнейших теоретико-правовых проблем, нуждающихся в подробном комплексном анализе с позиции построения правового государства и развития в нем гражданского общества. В научных кругах данная проблема находит широкое отражение [3; 4; 5; 6]. Безусловно, можно утверждать, что правоохранительная деятельность государства в лице его различных государственных органов напрямую влияет на уровень защищенности личности и степень ее доверия к самому государству. Все это прямо связано с реализацией правоохранительной функции государства. Из всех сотрудников правоохранительных органов именно сотрудники органов внутренних дел наиболее тесно связаны с населением, поскольку непосредственно обеспечивают охрану общественного порядка и защиту общественной безопасности. Именно в основном по действиям сотрудников органов внутренних дел у населения складывается общее представление об эффективности функционирования правоохранительной системы государства и о качестве охраны и защиты их прав, свобод и законных интересов. Таким образом, можно утверждать, что вопросы, касающиеся реализации правоохранительной функции государства, а также роли в этом органов внутренних дел, являются весьма актуальными.
Среди ученых правоведов встречаются различные определения понятия функций государства и их классификации. М.Н. Марчекно указывает, что функции государства - это основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе развития целями, задачами и его социальным назначением. Он выделяет в зависимости от целей, а также в зависимости от важности и социальной значимости тех или иных направлений внутренние и внешние функции государства, а в зависимости от важности в общественной жизни - основные и неосновные функции [7, с. 327, 330-336]. А.В. Малько определяет функции государства как основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач, а в качестве основных критериев их классификации называет продолжительность действия (постоянные и временные), значимость (основные и неосновные) и сфера осуществления (внутренние и внешние) [8, с. 55-57]. В.С. Нерсесянц считает, что функции государства - это основные формы деятельности государства, выражающие его сущность. По его мнению, основными функциями государства являются: правоустановительная функция, правореализаторская функция, правозащитная функция и внешнегосударственная функция. Первые три являются внутренними функциями и связаны осуществлением внутреннего суверенитета государства. Четвертая функция является внешней функцией государства и характеризует осуществление внешнего суверенитета государства [9, с. 256-261]. В.К. Бабаев полагает, что функции государства - это основные направления деятельности государства, а также цели, методы, формы и средства осуществление этой деятельности. С его точки зрения функции государства подразделяются по следующим основаниям: 1) по сферам деятельности: внутренние и внешние; 2) по значимости (важности) для государства и общества: главные (основные) и неглавные; 3) по времени (продолжительности) существования: постоянные и временные [10, с. 88-91].
На наш взгляд целесообразно руководствоваться следующим традиционным определением. Функции государства - это направления государственной деятельности, в которых наиболее отчетливо проявляется социальная сущность государства на определенном этапе его социально-политического развития [2, с. 12]. Рассмотрев такой критерий классификации функций государства, как сфера деятельности, в соответствии которым функции подразделяются на внутренние и внешние, мы можем указать, что правоохранительная функция современного российского государства является внутренней, поскольку направленная на решение соответствующих задач внутри страны и связана с осуществлением внутреннего суверенитета государства.
Реализация правоохранительной функции российского государства обусловлена функционированием правоохранительных органов и деятельностью их сотрудников. Органы внутренних дел являются одним из основных элементов правоохранительной системы государства, так как на них возложено решение всего
комплекса оперативно-служебных задач, связанных с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности [1, с. 27].
В соответствии с этим следует констатировать, что органы внутренних дел имеют первостепенное значение с точки зрения реализации правоохранительной функции государства, поскольку именно сотрудники органов внутренних дел в таком значительном объеме по сравнению с другими сотрудниками правоохранительных органов занимаются охраной действующих в государстве правовых норм и привлечением к ответственности нарушителей указанных норм.
Все вышеизложенное позволяет сформулировать следующие выводы:
1) исследование проблем реализации правоохранительной функции государства занимает одно из важнейших мест в теоретико-правовой науке с точки зрения комплексного анализа государственно-правовых явлений;
2) современная юридическая наука предполагает наличие различных классификаций функций государства, что объясняется реализацией такого принципа общетеоретического исследования государства и права как плюрализм;
3) с нашей точки зрения органы внутренних дел занимают одно из ведущих мест в реализации правоохранительной функции государства.
Список использованной литературы:
1. Бялт В.С., Ушаков А.А. Нормативное правовое регулирование условий прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации: Альбом схем. - СПб., 2012.
2. Бялт В.С. Правоведение: Альбом схем. - СПб.: СПб.: Изд-во «ЛЕМА», 2016.
3. Загидуллин Р.И. Правоохранительная функция современного российского государства: вопросы теории и практики: Дис. ... канд. юрид. наук. Уфа, 2004.
4. Карпова Н.А. Правоохранительная функция правового государства: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
5. Лебедева Е.В. Институты гражданского общества в реализации правоохранительной функции Российского государства: Дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2007.
6. Макштарева С.Л. Охрана правопорядка как функция государства и ее реализация в форме правоохранительной деятельности: историко-правовой и теоретико-правовой аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2008.
7. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2014.
8. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник, 4-е изд., испр. и доп. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2013.
9. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2014.
10.Теория государства и права: Учебник для бакалавров / под ред. В.К. Бабаева. - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Издательство Юрайт, 2014.
© Бялт В.С., Шевченко И.А., 2016
УДК 342.7
М.С. Ващенко
Студентка 3 курса Юридический институт Московский городской педагогический университет г. Москва, Российская Федерация
ПРАВО НА УЧАСТИЕ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРАХ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Аннотация
В настоящей статье анализируется важнейшее политическое право человека и гражданина, право на