МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070
комплекса оперативно-служебных задач, связанных с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности [1, с. 27].
В соответствии с этим следует констатировать, что органы внутренних дел имеют первостепенное значение с точки зрения реализации правоохранительной функции государства, поскольку именно сотрудники органов внутренних дел в таком значительном объеме по сравнению с другими сотрудниками правоохранительных органов занимаются охраной действующих в государстве правовых норм и привлечением к ответственности нарушителей указанных норм.
Все вышеизложенное позволяет сформулировать следующие выводы:
1) исследование проблем реализации правоохранительной функции государства занимает одно из важнейших мест в теоретико-правовой науке с точки зрения комплексного анализа государственно-правовых явлений;
2) современная юридическая наука предполагает наличие различных классификаций функций государства, что объясняется реализацией такого принципа общетеоретического исследования государства и права как плюрализм;
3) с нашей точки зрения органы внутренних дел занимают одно из ведущих мест в реализации правоохранительной функции государства.
Список использованной литературы:
1. Бялт В.С., Ушаков А.А. Нормативное правовое регулирование условий прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации: Альбом схем. - СПб., 2012.
2. Бялт В.С. Правоведение: Альбом схем. - СПб.: СПб.: Изд-во «ЛЕМА», 2016.
3. Загидуллин Р.И. Правоохранительная функция современного российского государства: вопросы теории и практики: Дис. ... канд. юрид. наук. Уфа, 2004.
4. Карпова Н.А. Правоохранительная функция правового государства: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
5. Лебедева Е.В. Институты гражданского общества в реализации правоохранительной функции Российского государства: Дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2007.
6. Макштарева С.Л. Охрана правопорядка как функция государства и ее реализация в форме правоохранительной деятельности: историко-правовой и теоретико-правовой аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2008.
7. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2014.
8. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник, 4-е изд., испр. и доп. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2013.
9. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2014.
10.Теория государства и права: Учебник для бакалавров / под ред. В.К. Бабаева. - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Издательство Юрайт, 2014.
© Бялт В.С., Шевченко И.А., 2016
УДК 342.7
М.С. Ващенко
Студентка 3 курса Юридический институт Московский городской педагогический университет г. Москва, Российская Федерация
ПРАВО НА УЧАСТИЕ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРАХ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Аннотация
В настоящей статье анализируется важнейшее политическое право человека и гражданина, право на
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
участие в муниципальных выборах. Выявляются некоторые проблемы в реализации данного права в Российской Федерации.
Ключевые слова
Политические права и свободы, местное самоуправление, право на участие в муниципальных выборах,
избирательные права, прямая демократия.
Конституцией Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление (ст.12). Народ осуществляет своё право на местное самоуправление непосредственно или через представительные (выборные) органы местного самоуправления. Возможность реализации права через представительные органы закреплено в ч. 3 ст. 3 Конституции Российской Федерации, где говорится о том, что выборы, наравне с референдумом являются одной из высших форм непосредственного выражения власти народа. Так, муниципальные выборы являются важнейшей формой прямой демократии при осуществлении местного самоуправления. Кроме того, ст. 32 Конституции РФ наравне с другими политическими правами гражданам Российской Федерации гарантирует право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления [3, с. 65-88].
Муниципальные выборы - наиболее часто используемый институт непосредственной демократии на местном уровне, проводимые в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления [4, с. 405]. Выборы осуществляются на основе следующих принципов избирательного права: всеобщность, свобода, равенство выборов, прямые выборы, тайное голосование.
Особое место в регулировании указанного политического права занимают международные акты. Так, право на участие в управлении своей страной закреплено в ст. 21 Всеобщей Декларации прав человека, ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах. Статья 3 Протокола № 1 к Европейской конвенции о защите прав и основных свобод устанавливает тайные, свободные выборы и обязанность государств создать условия для свободного волеизъявления.
На национальном уровне проведение муниципальных выборов регулируется следующими основными федеральными законами: «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10. 2003 г. № 131-ФЗ, «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ. Кроме того, право на участие в муниципальных выборах реализуется на основе конституций и уставов субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, а также на основе многочисленных муниципальных правовых актов.
Право на муниципальные выборы позволяет гражданам Российской Федерации «участвовать как в организации, так и в деятельности государства» [3, с. 69] и выступает одним из наиболее значимых политических прав человека. Политические права и свободы - одна из групп основных конституционных прав и свобод граждан, наряду с личными, социальными, экономическими и некоторыми другими правами. Они дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни страны [4, с. 542]. Чичерин Б.Н. утверждает, что «политическое право в собственном смысле состоит в участии граждан в действиях власти» [7]. «Политические права человека можно определить как гарантированную нормами международного и внутригосударственного права возможность личности индивидуально и коллективно участвовать в осуществлении государственной власти, в политических процессах, в деятельности государства и всей политической системы общества» [2, с. 89].
Действительно, с помощью реализации права на участие в муниципальных выборах граждане способны решать вопросы местного значения, выбирая людей, которые, по их мнению, придерживаются политики, которая будет наиболее эффективна, направлена на решение насущных проблем муниципального образования.
Некоторые проблемы по реализации указанного возникают у иностранных граждан (А.В. Бадягина,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
О.Н. Ванеев, Л.В. Щур-Труханович, В.В. Вискулова). Проблематика этого вопроса состоит в том, что на сегодняшний день нормативная база слишком обширна, противоречива, отсутствует единообразие актов. Условиями наделения иностранных граждан избирательными правами на выборах в органы местного самоуправления являются: законное нахождение в России, постоянное проживание на территории муниципального образования, наличие международного договора, подписанного и ратифицированного Российской Федерацией.
Между учеными и правоприменителями нет единого мнения о том, какие международные договоры, содержащие избирательные права в отношении иностранных граждан, должны применятся. Так, например,
0.Н. Ванеев указывает, что участвовать в осуществлении местного самоуправления в Российской Федерации могут граждане Республики Армения, Республики Киргизия, Туркменистана и Республики Казахстан, постоянно проживающие на территории Российской Федерации [5, с.4-6]. А в комментарии к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», размещенном на официальном сайте ЦИК РФ указано, что соответствующие международные договоры заключены с Казахстаном, Туркменистаном и Киргизией. Соответственно, постоянно проживающие на территории РФ граждане Армении не вправе избирать и быть избранными в органы местного самоуправления РФ.
Ситуация все более осложняется в связи с вступлением Российской Федерации в Таможенный союз, подписанием новых договоров с бывшими советскими республиками, отсутствием пролонгации уже существующих договоров. Наблюдаются коллизии норм, пробелы, вопросы, разрешение которых остается на плечах местных властей, чего быть ни в коем случае не должно.
Таким образом, право на участие в муниципальных выборах является одним из важнейших политических прав человека и гражданина, с помощью которого каждый, кто обладает пассивным и/или активным избирательным правом, способен влиять на политику муниципального образования, в котором он проживает. Муниципальные выборы являются высшей формой волеизъявления населения муниципального образования. Регламентируются выборы нормативными актами всех уровней, что указывает на особую значимость данной процедуры. Для наиболее полной реализации права на участие в выборах необходимо дальнейшее реформирование законодательства в данной сфере, так как на сегодняшний день существуют проблемы не только в отношении осуществления указанного права, но и при воплощении в жизнь права на местное самоуправление в Российской Федерации.
Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации. «Российская газета», № 237 от 25.12.1993 г.
2. Афанасьева С.А. Реализация политических прав и свобод человека и гражданина (на примере г. Москвы): диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Академия управления МВД Российской Федерации. Москва, 2009.
3. Афанасьева С.А. Реализация политических прав и свобод человека и гражданина (на примере города Москвы). Монография/ С.А. Афанасьева. Москва, 2012 - 214 с.
4. Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб./ под ред. проф. А.Я. Сухарева. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 858 с.
5. Ванеев О.Н. Муниципальная демократия: к проблеме участия граждан в местном (городском) самоуправлении // Актуальные проблемы конституционного и административного права: Материалы I всероссийской научно-практической конференции. - Абакан: Бригантина, 2010.
6. Василик М.А., Вершинин М.С. Избирательная система России: словарь-справочник. Декларация о критериях свободных и справедливых выборах от 26.11.94. - Спб.: изд-во Михайлова В.А., 2000 - 160 с.
7. Чичерин Б. Н. Курс государственной науки. Тома I-III. - Москва, типография товарищества И. Н. Кушнерев и Ко, 1894 г. Доступ: http://constitution.garant.ru/science-work/pre-revolutionar/3948892/
© Ващенко М.С., 2016