Научная статья на тему 'Содержание и система политических прав и свобод человека и гражданина'

Содержание и система политических прав и свобод человека и гражданина Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8857
1441
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД / КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ / ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афанасьева С.А.

В настоящей статье анализируются содержание и система политических прав и свобод человека и гражданина, приводятся сложившиеся в науке критерии классификации политических прав и свобод. Кроме того, автор рассматривает некоторые особенности системы политических прав и свобод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание и система политических прав и свобод человека и гражданина»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342

С.А. Афанасьева

К.ю.н., доцент Юридический институт Московский городской педагогический университет Г.Москва, Российская Федерация

СОДЕРЖАНИЕ И СИСТЕМА ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Аннотация

В настоящей статье анализируются содержание и система политических прав и свобод человека и гражданина, приводятся сложившиеся в науке критерии классификации политических прав и свобод. Кроме того, автор рассматривает некоторые особенности системы политических прав и свобод.

Ключевые слова

Система политических прав и свобод, критерии классификации, особенности системы.

Вопрос о содержании и системе политических прав и свобод человека в отечественной и зарубежной литературе остаётся дискуссионным, так как отсутствует не только их четкий перечень, но и критерии, по которым можно было бы классифицировать политические права и свободы. Для решения этой проблемы необходимо учитывать, что права человека есть система, упорядоченная своим структурным строением, первичными элементами которой являются отдельные права, каждые из которых имеют свою структуру. Политические права и свободы гражданина входят в общую систему субъективных прав. Конституционное право выступает как ведущая отрасль в системе права в целом и потому субъективные права, регулируемые нормами этой отрасли, в том числе и политические права и свободы граждан, занимают аналогичное место. Политические права человека и гражданина организованы в самостоятельную систему таким образом, что каждое из них непосредственно связано и вытекает из другого [5, с. 38]. Например, свобода печати является логическим продолжением права на информацию.

Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина всегда условна и возможна лишь на основе определенных критериев, она не всегда является строгой, так как одно и то же право или свобода может включаться одновременно в несколько классификационных групп.

Так по характеру образования права и свободы делятся на основные (конституционные) и дополнительные (отраслевые), в зависимости от субъектов - на права и свободы человека и права и свободы гражданина, в зависимости от вида субъекта - на индивидуальные и коллективные (групповые), по их генезису - на естественные (прирожденные) и производные от них (закрепленные нормативными актами), по содержанию - на личные, политические, экономические, социальные и культурные.

В науке конституционного права наиболее распространенным классифицируемым признаком является последний - реальное содержание прав и свобод человека и гражданина. Так как все основные права и свободы человека и гражданина образуют определенную систему в соответствии со сферами деятельности (гражданские, политические, экономические, социальные и культурные), элементы которой не имеют четких границ, а их общепринятая классификация является условной, то и вопрос о системе, содержании и составе отдельной группы (политических прав и свобод человека и гражданина) является весьма спорным.

Дифференциацию политических прав и свобод возможно произвести только на основе использования сложившихся в науке критериев классификации всех прав и свобод на соответствующие виды.

Так Ю. А. Дмитриев и А. А. Златопольский выделяют две классификации политических прав человека. Одна основывается на сфере деятельности человека и рассматривает в качестве политических прав все юридические возможности, реализующиеся в политике, другая - предполагает использование особенностей взаимоотношений человека и государства, в качестве критерия используется участие в организации и деятельности государства [6, с. 25-26]. Учитывая такой подход, можно сделать вывод о том, что система политических прав и свобод состоит из двух взаимосвязанных подсистем, «в первую из которых (группу прав по участию в организации и деятельности государства и его органов) дополнительно к избирательному

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

праву включается право на референдум и право петиций; ко второй группе (группе правомочий, представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие индивида в жизни общества) относятся свобода слова и печати, свобода союзов и свобода собраний» [7, с. 55-56]. Классификации, предложенные Ю.А. Дмитриевым, А.А. Златопольским, основываются на сфере деятельности человека, его взаимоотношениях с государством и их особенностях. Критерием дифференциации политических прав и свобод выступает здесь право на участие в организации и деятельности государства.

Л.Д. Воеводин рассматривает политические права и свободы, права гражданина «в области государственной и общественно-политической жизни», также в качестве определенной системы, элементами которой являются: права на участие в управлении государственными и общественными делами, право на объединение, свобода слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Право на референдум он рассматривает как самостоятельное политическое право, а в группу прав на участие включает активное и пассивное избирательное право [3, с. 278-279].

Н.В. Витрук первоначально разделял все политические права на три группы: группа прав участия в общественно-политической и государственной жизни страны; группа прав на участие в управлении производством; группа прав, обеспечивающих свободу мнений. В дальнейшем, к политическим правам он относит права, отражающие принадлежность лица к государству (право на гражданство, его изменение, право убежища); права и законные интересы, вытекающие из принципа равенства граждан перед законом (право на проведение публичных мероприятий, право на равный доступ к государственной службе и др.); права, направленные на осуществление принципов народовластия (избирательные права, право на референдум и т. д.); политические свободы (свободу печати и мнений, высказываний; свободу объединений)[2, с. 167].

А.В. Лебедев к числу политических прав и свобод относит право на самоопределение народа, право на гражданство. Такая позиция представляется весьма спорной. Статья 1 Международного пакта о гражданских и политических правах закрепляет право народов на самоопределение, под которым понимается право народов свободно устанавливать свой политический статус и свободно устанавливать свое экономическое, социальное и культурное развитие. Статья 5 Конституции РФ также закрепляет данную свободу. Действительно, указанная свобода, с одной стороны, является политической, но с другой - она универсальна и развивается через всю совокупность гражданских прав и свобод. Право на самоопределение включает в себя и неполитические права и свободы, например, право собственности, свободу труда и другие [8, с. 25-26].

Что же касается права на гражданство, определяемого А.В. Лебедевым, как политическое право, то здесь, на наш взгляд, невозможно с ним согласиться. Более убедительной представляется позиция В.В. Полянского, который считает, что «... физическое лицо (гражданин, иностранный гражданин, апатрид) имеет субъективные права, реализуемые в конкретных правоотношениях по поводу возникновения или прекращения гражданства (право подачи ходатайства о приеме в гражданство, о выходе из него и т. п.). Но это - не субъективное право гражданства, а субъективное право по поводу гражданства» [9, с.124]. Гражданство - некое политико-правовое состояние человека, и потому целесообразно не включать его в систему политических прав и свобод.

Е.А. Лукашева, анализируя институт политических прав и свобод, в первую очередь выделяет право на участие в управлении государственными общественными делами, которое юридически обеспечивает включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений, в сферу политики. По мнению автора, данное право является «стержневым» политическим правом, гарантиями и формами реализации которого выступает ряд других прав: право избирать и быть избранным, право участвовать в референдуме, право на равный доступ к публичным функциям и должностям, а также на участие в отправлении правосудия [10, с. 153]. Как особую группу политических прав и свобод, свободу слова, Е.А. Лукашева выделяет свободу мысли, идеи и суждения, право их распространения, свободу печати, свободу доступа к источникам информации. В число других политических прав и свобод она включает свободу собраний, митингов, демонстраций; право на объединение (свобода союзов и ассоциаций); право на обращение (право петиций).

Особенностью системы политических прав и свобод человека и гражданина является то, что «каждое право обладает одновременно разными характеристиками, параметрами и функциями, проявляется в разных

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

формах, несет отпечаток не только своей субстанциональности, но и места в общей системе» [4, с.33]. Человеческая деятельность весьма разнообразна, в том числе и в сфере политики, в связи с чем, определить исчерпывающий перечень политических прав и свобод бесперспективно. Не случайно, исследуя различные классификации, мы видим, что авторы расходятся в отнесении отдельных конституционных прав и свобод к тому или иному виду. Так свободу мысли и совести можно интерпретировать и как личную, и как политическую свободу. Многообразие видов политических прав зависит от определенных свойств действующего субъекта (пол, возраст, род занятий, образование и т.д.), режима правления, а также конкретной политической ситуации [11, с.371]...

Кроме того, система политических прав и свобод зависит от законодательства, в котором эти права закреплены. Именно поэтому в отечественных исследованиях особое внимание уделяется следующим видам политических прав - выборам, референдумам и другим формам волеизъявления граждан. Особый интерес ученых так же вызывают права на участие в деятельности органов местного самоуправления. Однако приведенный перечень нельзя считать исчерпывающим, так как развитие общественных отношений ведет к появлению новых возможностей для граждан, а изучение международного опыта позволяет его дополнить.

Вместе с тем, при всей своей самостоятельности и автономии национальные системы прав человека имеют нечто общее, в том числе и минимальный перечень политических прав и свобод человека, закрепленный в международно-правовых документах: право на информацию, право на свободные выражения своего мнения, свободу мирных собраний и ассоциаций, право на объединение, право участия в управлении государства. Учитывая изложенные подходы к классификациям политических прав и

свобод человека и гражданина, признавая ценность каждой из них, можно сделать вывод о том, что наиболее обоснованной является привычная «отраслевая» классификация, элементы которой следует подразделять в соответствии со спецификой взаимоотношений между гражданином, обществом и государством. Ценность классификации, избранной для исследования любых предметов и явлений, определяется исходя из того, насколько основание последней позволяет, с одной стороны, охватить наибольшее количество составляющих данного предмета (явления), а с другой - сколь ощутимы будут различия элементов внутри предполагаемой классификации [7, с.51-52].

Человек, как правило, неизбежно является гражданином конкретного государства, членом общества и участником политического процесса. Тем самым каждый гражданин в той или иной мере оказывает воздействие на государство и политическую жизнь общества различными способами и методами, выработанными человеческой практикой. Чтобы современное государство обеспечивало соблюдение интересов всего общества, безусловно, необходимо включение каждого его члена в деятельность государства. Граждане должны быть наделены системой прав, позволяющих им участвовать как в организации, так и в деятельности государства. В определенных сферах жизнедеятельности государство должно быть ограничено в своих полномочиях по отношению к человеку. Одной из таких сфер выступает политика вне зависимости от специфики взаимоотношений между человеком и государством. Так, представляется необходимым, в системе политических прав и свобод человека и гражданина выделить: право на участие в управлении делами государства, право на информацию, избирательные права, право на обращения, право на равный доступ к государственной службе, право на объединения, свободу мысли и слова, свободу собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования [1, с. 110-112]. Список использованной литературы:

1. Афанасьева С.А. Классификация политических прав и свобод человека и гражданина // Вестник Московского городского университета. Серия: Юридические науки. 2008. №2. 149 с.

2. Витрук Н.В. Статус личности в политической системе общества. В кн.: Политология. Курс лекций. - М., 1993. 255 с.

3. Воеводин Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1972. 300 с.

4. Глухарева Л.И. Права человека в современном мире (социально-философские основы и государственно-правовое регулирование). М.: Юристъ. 2003. 304 с.

5. Гражданские права человека: современные проблемы теории и практики: Монография. / Под ред. Ф.М. Рудинского. Волгоград: ВА МВД России. 2004. 452 с.

6. Дмитриев Ю.А., Златопольский А.А. Гражданин и власть. М.: Манускрипт. 1994. 161 с.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

7. Златопольский А.А. Политические права и свободы граждан и механизм их реализации в РФ. Дис.: канд. юрид. наук. 12.00.02. М., 1993. 250 с.

8. Лебедев А.В. Политические права и свободы граждан РФ (конституционно-правовое исследование). Дис.: канд. юрид. наук. 12.00.02. Челябинск, 2003. 223 с.

9. Полянский В.В. Принципы советского гражданства // Советское государство и право. 1980. № 5. 152 с.

10.Права человека. Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: Издательство НОРМА. 2004. 573 с.

11. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учеб. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект-Пресс. 2002. 479 с.

© С.А. Афанасьева, 2015

УДК 2428

Е.Д Белая

Студент 4-ого курса кафедры «Государственное и муниципальное управление и право» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Научный руководитель: В. А. Андреев Доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление и право» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

г. Владивосток, Российская Федерация

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОДЕЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ НА ПРИМЕРЕ АТУ ПЕРВОРЕЧЕНСКОГО РАЙОНА Г. ВЛАДИВОСТОКА

Аннотация

В статье рассмотрено прохождение муниципальной службы на примере административно-территориального управления Первореченского района г. Владивостока. Проведен качественный анализ муниципальных служащих (на материалах социологического опроса работников). Выявлена и обоснована необходимость совершенствования модели муниципальной службы данного управления.

Ключевые слова

Муниципальная служба, правовое регулирование, кадровый состав, управление, закон, совершенствование

В системе социального управления главенствующую роль занимает муниципальная служба. Она дистанцировалась от государственного управления, но по большей мере призвана выполнять его функции, которые государство направляет на местный уровень согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». [1] Очевидно, что муниципальная служба является важной составляющей системы управления общественными процессами. Ее функциональное состояние, эффективное взаимодействие с другими институтами государства и общества, кадровый потенциал, уровень социального профессионализма и ответственности муниципальных служащих, их отношение к своему делу непосредственно влияют на результаты проводимых общественных и государственных преобразований. Это актуализирует вопросы развития муниципальной службы как особого института в системе властных отношений.

В данной статье мы исследуем модель прохождения муниципальной службы на примере Административно-территориального Управления Первореченского района г. Владивостока (далее Управление) и прилагаем рекомендации по совершенствованию муниципальной службы в данном органе.

Задача формирования кадрового потенциала в Управлении является одной из приоритетных. Кадры -неотъемлемая часть механизма социального управления, а кадровый корпус муниципальной службы как совокупность людей, специально подготовленных и профессионально занятых в органах местного самоуправления, выступает в качестве ее социальной составляющей. В связи с этим кадровый аспект является одним из ключевых в муниципальной службе как сферы управления, от его уровня едва ли не в определяющей степени зависят рациональность и эффективность функционирования органов местного самоуправления. Это значительно актуализирует роль муниципальной службы и ее кадрового обеспечения [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.