Пробелы в российском законодательстве
2'2008
1.14. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В МОСКОВСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Афанасьева С.А., соискатель старший преподаватель МГПУ
Перейти на Главное МЕНЮ
Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
В статье дается краткий анализ московского законодательства о политических правах и свободах. Кроме того, обозначены некоторые проблемы в части законодательства, связанные с реализацией указанных прав и свобод в Москве.
Непосредственная реализация политических прав и свобод начинается с их признания государством и соответствующей нормативно-правовой регламентации. Россия, базируясь на международно-правовых актах, закрепляет основные политические права и свободы на конституционном уровне, что придает им высшую юридическую силу в отношении правотворческой, правоисполнительной, правоохранительной деятельности всех государственных органов и должностных лиц.
Подходы Конституции Российской Федерации 1993 года к институту прав и свобод человека и гражданина нашли свое отражение и в учредительном акте субъекта Российской Федерации - Уставе города Москвы, принятом 28 июня 1995 года.
Так, Устав города Москвы, как и Конституция Российской Федерации, признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно с общепризнанными принципами и нормами международного права. Здесь же указано на равноправие граждан на территории Москвы, за исключением случаев, установленных федеральным законом и международным договором Российской Федерации.
Кроме того, Москва не только гарантирует на своей территории права и свободы, но и указывает, через какие основы конституционного строя это осуществляется: систему народовластия, разделение властей, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.
Таким образом, Устав города Москвы признает и гарантирует осуществление всех прав и свобод человека и гражданина в соответствии с федеральной конституцией, подчеркивает их непосредственное действие, указывает на защиту прав и свобод со стороны органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц, подчеркивает равноправие граждан.
Если говорить об имплементации политических прав и свобод граждан в законодательстве города Москвы, то необходимо выделить следующие особенности. Как и федеральное законодательство, законодательство Москвы осуществляет правовое регулирование реализации ряда политических прав и свобод гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации. В их ряду избирательные права граждан, право на участие в референдуме, право на обращения и петиции, свобода собраний, митингов, демонстраций, право на равный доступ к государственной службе.
Право граждан на участие в выборах и право на участие в референдумах на территории Москвы реализуются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Эти принципы, закрепленные в законодательстве города Москвы, действуют на всей территории Российской Федерации в силу ее Конституции и федеральных законов. Вместе с тем, законодательство Москвы ограничивает принцип всеобщности избирательного права, сужает круг лиц, которые вправе голосовать и быть избранными. Здесь действует правило, согласно которому правом на участие в выборах и правом на участие в референдумах наделяются только те граждане, которые согласно законодательству являются жителями города Москвы.
Так, законодательство города Москвы о праве граждан на участие в выборах и праве на участие в референдумах, как и федеральное законодательство, признает и гарантирует указанные политические права граждан. При выборах в свои органы государственной власти, при проведении референдумов Москва руководствуется федеральным законодательством о выборах и референдумах (Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), что обеспечивает единообразие избирательной системы Российской Федерации. Вместе с тем на территории города Москвы действуют свои собственные акты, подробно регламентирующие порядок организации и проведения выборов и референдумов в Москве (Избирательный кодекс города Москвы, закон города Москвы «О референдумах в городе Москве»), что позволяет учесть ее особенности.
Системы проведения выборов и референдумов в Москве во многом повторяют федеральную модель, но в тоже время обладают, хотя и не принципиальными, различиями.
Законодательство города Москвы (Устав города Москвы, Законы города Москвы «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования», «О собраниях и конференциях граждан по месту их проживания в городе Москве») как и федеральное законодательство (Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»), гарантирует гражданам свободу собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования и не содержит каких-либо специальных требований, обеспечивающих реализацию указанного права гражданами на территории города Москвы.
Реализация права граждан на объединение в городе Москве осуществляется, прежде всего, на основе федерального законодательства. Законодательство города Москвы не содержит норм, прямо гарантирующих данное право, нет и специального закона, регулирующего правовой статус и порядок деятельности общественных объединений.
Право на обращения граждан закрепляется Уставом города Москвы. Порядок рассмотрения обращений в Москве устанавливается федеральным законодательством (Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации») и принятыми в соответствии с ним правовыми актами города Москвы. Закон города Москвы «Об обращениях граждан» имеет такую особенность, что расширяет ко-
Афанасьева С.А.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В МОСКОВСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
личество видов обращений. Под ними понимаются изложенные в устной или письменной форме предложения, заявления, жалобы, ходатайства, коллективные обращения граждан, петиции.
К сожалению, Федеральный закон о порядке рассмотрении петиции до сих пор в Российской Федерации отсутствует. В Москве эта проблема также решена частично. Московское законодательство не содержит положений, регламентирующих порядок рассмотрения петиций, при этом детально регулируются вопросы рассмотрения других видов обращений (предложений, заявлений, жалоб, ходатайств).
В соответствии с Уставом города Москвы жители города Москвы осуществляют гражданскую законодательную инициативу путем внесения в Московскую городскую Думу петиции с предложением о принятии, изменении или отмене закона города Москвы. Реализация права гражданской законодательной инициативы осуществляется в соответствии с Законом города Москвы «О гражданской законодательной инициативе в городе Москве», который и определяет порядок подачи и рассмотрения петиций по вопросам частичного изменения законодательства города Москвы.
В целом законодательство города Москвы о реализации права граждан на обращения предусматривает известные правовые нормы, имеющиеся в федеральном законодательстве, регламентирующем указанную сферу.
Свобода мысли и слова, право на информацию в городе Москве обеспечивается лишь посредством федерального законодательства (Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О средствах массовой информации»). Вместе с тем, Уставом города Москвы предусмотрены гарантии гласности в деятельности органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления. Кроме того, законодательство Москвы (Закон города Москвы «О консультативном опросе граждан в районе города Москвы») детально регламентирует виды, порядок подготовки, проведения консультативных опросов как способов выявления мнения граждан. Так на территории города Москвы каждому гарантируется свобода мысли и слова, право на информацию, гарантируется свобода массовой информации, цензура запрещается.
В Москве на основе Конституции Российской Федерации и Федеральных законов «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» принято свое законодательство о государственной службе, закрепляющее в числе других политических прав и свобод граждан право на равный доступ к государственной службе.
Представляется, что законодательство о реализации политических прав и свобод граждан в городе Москве сделало в этом направлении только первые шаги. Как показывает анализ федеральных нормативных актов и нормативных актов города Москвы правовые нормы, гарантирующие реализацию политических прав и свобод граждан, являются однотипными. Законы города Москвы об отдельных политических правах практически дублируют положения федерального законодательства. Реализация отдельных политических прав и свобод граждан и вовсе осуществляется в соответствии с федеральными законами (право на объединение, свобода мысли и слова, право на информацию), в Москве отсутствуют специальные законы, гарантирующие осуществление этих прав.
Кроме того, на лицо и нарушение принципа равенства прав и свобод человека и гражданина. Отдельные политические права и свободы гражданина увязываются со статусом «жителя» города Москвы (избирательные права), правовой статус которого отличается от правового статуса гражданина.
Для действенной охраны и защиты политических прав и свобод в Москве необходима система законов города, развивающая нормы федерального законодательства о политических правах и свободах. Требуется принять законы, подробно регламентирующие порядок реализации в Москве отдельных политических прав и свобод (права граждан на объединение, права на информацию), законы, закрепляющие обязанности государственных органов по защите политических прав и свобод, их ответственность за ненадлежащее исполнение этих обязанностей, так как правоприменительная практика еще недостаточно использует процедуры прямого действия Конституции Российской Федерации и других федеральных законов.
Законодательные органы Москвы, наравне с законодательными органами Федерации, призваны закладывать основы юридических гарантий реализации прав и свобод. В настоящее время они работают достаточно активно, но не совсем эффективно.
Вместе с тем, можно говорить и о положительных тенденциях в законодательстве города Москвы о политических правах и свободах граждан. В соответствии с Уставом города Москвы на территории города Москвы признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, в том числе и политические. Устав Москвы имеет целую главу, посвященную политическим правам и свободам гражданина и детально закрепляющую отдельные виды этих прав и свобод (глава 10 Формы непосредственной демократии). Отдельные законы города Москвы, регламентирующие правовой статус гражданина на территории города, расширяют положения федерального законодательства, что способствует более успешной реализации москвичами имеющихся у них политических прав и свобод.
Рецензия
Данная статья посвящена актуальным проблемам конституционного права. Значимость этой проблемы определяется теоретической неразработанностью ее в научной литературе. Практическое значение связано с тем, что реализация политических прав в Москве сопровождается трудностями. Достоинство статьи в том, что её автор, опираясь на сравнительно-правовой и конкретно социальный анализ федерального и московского законодатель-ства, закрепляющего политические права и свободы человека, выявил основные пробелы в нормах права, а так же формы и виды нарушений указанного законодательства, причины их нарушений. Статья написана на серьёзном теоретическом уровне и может быть рекомендована к опубликованию в научном журнале.
Научный руководитель,
Д.ю.н., профессор
зав. кафедрой конституционного права и отраслевых юридических дисциплин Юридического факультета МГПУ Ф.М. Рудинский