Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ КАК УСЛОВИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

К ВОПРОСУ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ КАК УСЛОВИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
22
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Максеева О.Ф., Петрова О.А.

Условия развития дошкольника, которые способствуют созданию устойчивого уровня адаптации и обеспечивают здоровье ребенка. Ключевые слова: здоровый образ жизни, психическое здоровье, старший дошкольник.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ КАК УСЛОВИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Максеева О.Ф. воспитатель ДОУ№ 89 Россия, г. Березники Научный руководитель Петрова О.А. старший преподаватель кафедры психологии и коррекционной педагогики «Соликамский государственный педагогический институт» Россия, г. Соликамск К ВОПРОСУ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ КАК УСЛОВИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: Условия развития дошкольника, которые способствуют созданию устойчивого уровня адаптации и обеспечивают здоровье ребенка. Ключевые слова: здоровый образ жизни, психическое здоровье, старший дошкольник.

На сегодняшний день в России сложилась отрицательная демографическая ситуация, когда каждое поколение родившихся по численности меньше поколения своих родителей. Это говорит о социальной катастрофе, связанной, с национальной безопасностью и состоянием здоровья будущего поколения.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим. Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Поэтому именно в семье и в детском образовательном учреждении ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. Общеобразовательное учреждение должно стать «школой здорового стиля жизни» детей. Где любая их деятельность (учебная, спортивная, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. [1]

Именно поэтому сформированные традиции здорового образа жизни становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. В учебном пособии «Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей» под общей редакцией Сократова Н.В. в настоящее время в понятие здоровья включается нравственное и духовное благополучие, в связи с этим модель здоровья может быть представлена в виде следующих составляющих:

Здоровье физическое в медицинском понимании определяется как состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции, а в педагогическом как совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.

Здоровье психическое в медицинском понимании определяется как состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция, а в педагогическом как высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности. [4]

Главное условие обучения и воспитания у детей мотиваций на здоровье и здоровый образ жизни по определению Сократова Н.В. - это регулярное воспитание соответствующей культуры здоровья с раннего возраста: физической - управление движением; физиологической -управление процессами в теле; психологической - управление своими ощущениями и внутренним состоянием; интеллектуальной - управление мыслью и размышлениями, направленными на совершенствование позитивных нравственно-духовных ценностей.

Термин «психическое здоровье» был введен ВОЗ в 1979 г. И определено как резерв сил человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах. ВОЗ дает также и другое определение: психическое здоровье - состояние, способствующее наиболее полному физическому, умственному и эмоциональному развитию человека. [3]

В гуманистической психологии, в частности, в работах А. Маслоу, психическое здоровье рассматривается, с одной стороны, как реализация того, что заложено в человеке от природы, с другой стороны, стремление к гуманистическим ценностям. На основе анализа психолого-педагогической литературы нами были определены критерии психического здоровья детей: подвижность, инертность психических процессов; произвольность, импульсивность двигательной и познавательной сферы; продуктивность, истощаемость психических функций; адекватность и критичность поведения; работоспособность, утомляемость; устойчивость к

информационному стрессу (адаптационные возможности психики); межполушарный перенос и межполушарное взаимодействие. Результатом психического здоровья детей является здоровая психика. [2]

Суммируя все приведенные определения, можно сделать вывод, что под психическим здоровьем подразумевается состояние равновесия различных психических свойств и процессов, умение ими владеть, адекватно использовать и развивать, благодаря чему человек может гармонично функционировать в социуме.

Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Таким образом, модель взаимодействия образовательного учреждения и семьи по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников представляет собой планомерное, последовательное и целенаправленное взаимодействие, включающее три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: взаимодействие с педагогами, с родителями и с детьми в данном направлении.

Использованные источники:

1. Захарова, Т.Н. Формирование здорового образа жизни [Текст] / Т.Н. Захарова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 174 с.

2. Куковская, В.А. Урбанович, И.А. Гольцева, Т.В. Пуляевская, О.В. Критерии и методы оценки психологического здоровья детей дошкольного возраста" [Текст] // Успехи современного естествознания. - 2008. - № 10 -С. 63-65.

3. Психология здоровья: [Текст] Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб. Питер. - 2006. - 607 с: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).

4. Сократов, Николай Викторович. Корнева, Ирина Николаевна. Феофанов, Василий Николаевич. Литвинова, Анна Владимировна. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: [Текст] учеб. пособие / Под. общ. ред. Н.В. Сократова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 224 с. (Учебное пособие).

Михайлова А.В., к. э.н.

доцент

ФЭИ СВФУим. М.К.Аммосова ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ОТБОРЕ

И НАЙМЕ ПЕРСОНАЛА

В последнее время энергетический сектор экономики претерпел заметные изменения, которые наглядно показывают, насколько актуальной стала кадровая проблема. По прогнозам РАО ЕЭС 2011 года, дефицит квалифицированного персонала в энергетической отрасли скоро будет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.