УДК 373. 17 ББК 74.100.55
Пономарева Людмила Ивановна
доктор педагогических наук, профессор
кафедра теории и методики дошкольного образования Шадринский государственный педагогический институт
г.Шадринск Тюмасева Зоя Ивановна доктор педагогических наук, профессор Институт здоровья и экологии человека Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Ponomareva Lyudmila Ivanovna Doctor of Education, Professor of Theory and a preschool education Shadrinskiy State Pedagogical Institute Shadrinsk Tyumaseva Zoya Ivanovna Doctor of pedagogical sciences, professor
Institute of Health and Human Ecology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk [email protected]
Формирование основ здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста как инновационная педагогическая деятельность Laying the foundations of a healthy way of life of a child under school age as an
innovative teaching activities
В статье раскрываются существующие подходы и определяется позиция автора на проблему формирования основ здорового образа жизни дошкольников. Процесс оздоровления и сохранения здоровья детей рассматривается как инновационная педагогическая деятельность.
The article describes the existing approaches and the author's position is determined by the problem of forming the foundations of a healthy way of life of preschool children . The process of recovery and the health of children is seen as an innovative educational activities .
Ключевые слова: инновационная педагогическая деятельность, здоровье, формирование основ здорового образа жизни.
Key words: innovative educational activities , health, laying the foundations of a healthy lifestyle.
Проблему оздоровления детей России как инновационную педагогическую деятельность трудно вписать в какие-то четко очерченные рамки, так как здоровье непосредственно связано с образовательным движением, качеством жизни, экономической производительностью и другими факторами.
Практически все ученые видят в понятии «инновационная педагогическая деятельность» две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования. В целом суть определения обозначена достаточно верно. В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». [4], [5]. М.В. Кларин, например, в понятие «инновация» вкладывает следующий смысл: «Инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан». [4].
В педагогике понятие «инновационная деятельность» рассматривается несколько глубже и имеет широкий смысловой диапазон. Это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Это социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога. [5]. Как педагогическая категория этот термин относительно молод, и в этом одна из причин того, что существуют разные подходы к определению данного понятия. Современный словарь по педагогике так трактует этот термин: «Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности».
Авторы работ по педагогической инноватике М.С. Бургин, В.И. Загвязин-ский, С.Д. Поляков, В.М. Полонский, М.М. Поташник, Н.Р. Юсуфбекова и другие понятие «новое в педагогике» соотносят с такими характеристиками, как полезное, прогрессивное, положительное, современное, передовое. Не смотря на различные трактовки понятия, главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии образовательных учреждений по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой. В современном обществе первая волна осознания потребностей в новом качестве образования вылилась в идею создания учебных заведений нового типа: гимназий, лицеев, колледжей, образовательных центров, учебно-воспитательных комплексов и т. д.
Вторая волна преобразований привела к потребности в расширенном, качественно новом научном обеспечении образовательных и воспитательных процессов в учреждениях образования, не способных к самостоятельным, осознанным и целенаправленным преобразованиям. В связи с этим на первый план выходит задача создания новых по содержанию и идеологии диагностико-развивающих центров, региональных центров управления развитием образования, которые смогли бы взять на себя целый ряд важнейших функций образовательной системы, остающихся на сегодняшний день нереализованными. В этом видится сегодня эффективный путь сближения науки и педагогической практики.
Научное обеспечение экспериментальной работы в обучении и воспитании при всем ее многообразии предполагает определенную унификацию и доступность для широкого практического использования. На это направлены происходящие в настоящее время на федеральном и региональном уровнях процессы стандартизации всех ступеней образования. Это третья волна преобразований современной системы образования.
В условиях модернизации дошкольного образования особо остро встает проблема сохранения и укрепления здоровья. Вопросы формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения в современной дидактике уже не
дискутируются, а являются общепризнанными, они возведены в ранг государственных. Закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет дошкольное образование полноценным и первым уровнем системы общего образования (Гл.2, ст.10), а одной из задач детских садов является сохранение и укрепление здоровья детей (Гл. 7, ст. 64). [3].
Кроме того, в Федеральных государственных требованиях к структуре основной образовательной программы дошкольного образования впервые в качестве самостоятельной области выделяют образовательную область «Здоровье» с приоритетной задачей - формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Исходя из актуальности проблемы отметим, что для нашего исследования определение категории «здоровье» имеет первостепенное значение, так как, согласно общепризнанной точке зрения современных ученых, его сохранение и укрепление в значительной мере зависит от образа жизни человека. Большинство исследователей отмечает неограниченные возможности человеческого организма в созидании собственного здоровья. Учитывая, что только сущностных определений здоровья, в настоящее время, насчитывается более 100, рассмотрим обобщенные представления о понятии «здоровье» с точки зрения различных исследовательских позиций:
Биологическая. Биологическое благополучие - нормальная (непатологическая наследственность), полноценная деятельность органов и всего организма.
Медицинская. Физическое и психическое благополучие - телесная полноценность, нормальные психические и физические функции, отсутствие болезней и повреждений
Экологическая. Отношение в системе «человек - общество - окружающая среда», характеризующее действие адаптационных и дезадаптационных факторов по отношению к организму.
Социальная. Нормальная деятельность человека в обществе - активность, ответственность, труд, воспитание детей, семейное благополучие.
Демографическая. Относительная сбалансированность основных характеристик населения, в целом, и отдельных этнических групп - численности, рождаемости, смертности, плотности, при учете общей заболеваемости и инвалидности.
Экономическая. Экономическое благополучие государства, семьи, отдельного человека в условиях стабильной обеспеченности трудовыми ресурсами, определяющей финансовые показатели.
Психологическая . Гармоничность личности на основе сформированности познавательных процессов - воспитания, внимания, мышления, памяти, духовной сферы, включая ее эмоционально-волевой аспект.
Педагогическая. Состояние, позволяющее получать от предыдущих поколений полноценный интеллектуальный, практический, эмоционально ценностный опыт, необходимый для жизни, труда и творчества.
Культурологическая. Состояние, обеспечивающее усвоение опыта по сохранению здоровья и ведению здорового образа жизни на базе общечеловеческой, государственной, региональной и национальной культуры, основанное на осознании принадлежности человека к определенной культуре, выборе куль-туросообразного образа жизни.
Таким образом, существующие трактования понятия «здоровье» характеризуют его как системное интегральное явление. Это находит подтверждение в отношении к роли здоровья, закрепленном в Законе «Об образовании в Российской Федерации»: «Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания и образования детей ...
». [3].
В отечественной педагогике здоровье ребенка, в частности здоровье ребенка дошкольного возраста, рассматривается многими исследователями: М.В.
Антроповой, В.Г. Алямовской, О.М. Дьяченко, Ю.Ф. Змановским, Л.А. Парамоновой, С.Б. Шармановой, А.П. Щербаком и др.
Понятие «здоровый образ жизни» является одним из важнейших производных категории «здоровье», так как в современных условиях именно образ жизни непосредственно влияет на индивидуальное здоровье. Проблемы содержания, формирования здорового образа жизни, его сущностных характеристик в различных аспектах исследовали в своих трудах A.M. Амосов, О.С. Богданова, Е.В. Бондаревская, Э.Н Вайнер, В.А. Деркунская, Г.К. Зайцев, В.В. Колба-нов, Ю.П. Лисицын, З.И. Тюмасева, Г.И. Царегородцев, Б.С. Чумаков и многие другие современные ученые.
Основным содержанием данного феномена является забота о физическом, психическом и социальном здоровье как высшей ценности. По мнению Ю.П. Лисицына, здоровый образ жизни - это деятельность, активность людей, направленные на сохранение и улучшение своего здоровья.
Данное понятие рассматривалось отечественными учеными в различных аспектах: физического воспитания (Л.П. Греев, А.П. Матвеев, С.Б. Мельников, С.Б. Шарманова и др.), гигиенического (Г.Н. Сердюковская, И.И. Соковня-Семенова), нравственного (О.С. Богданова, И.С. Марьенко, И.Ф. Харламов и др.). Вопросы приобщения детей к здоровому образу жизни в контексте педагогической валеологии рассматривают Г.К. Зайцев, Т.А. Тарасова, Л.Г. Татарни-кова, Б.М. Чумаков, в контексте воспитания экологической культуры личности - З.И. Тюмасева, И.В. Цветкова.
Мы придерживаемся позиции Э.Н. Вайнера, определяющего здоровый образ жизни как способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека и конкретным условиям жизни, направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.
Несмотря на то, что на сегодняшний день единых представлений о структуре здорового образа жизни в научной литературе не выработано, классическими слагаемыми ЗОЖ являются:
- ритмичность в труде и отдыхе, в жизни (режим дня);
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- умение бороться с негативным влиянием стресса;
- тренировка иммунитета и закаливание;
- отказ от здоровьеразрушающих привычек (аддикций).
Рождаясь здоровым, человек не ощущает самого здоровья до тех пор, пока не возникнут признаки его нарушения. Поэтому для сохранения и укрепления здоровья важно воспитать у человека мотивацию на здоровый образ жизни. В этой связи образование, начиная с дошкольного, является той системой, которая способна не только обучить средствам, методам и способам укрепления здоровья, но и обеспечить формирование жизненного приоритета здоровья, ценностно-смысловых установок ответственности личности за свое здоровье.
Целесообразность начала формирования у ребенка мотивации на здоровье и ориентирования его на здоровый образ жизни в дошкольном возрасте доказали исследования Л.В. Абдульмановой, Ю.Ф. Змановского, Л.Г. Татарниковой и др. ученых. Именно в данный период у детей проявляется пытливое отношение к окружающему миру, формируется наблюдательность, повышается активность (А.В. Запорожец). Т.А. Тарасова отмечает, что в условиях ухудшения экологической обстановки, увеличения числа больных людей, начиная с рождения, важно уже с дошкольного возраста начинать учить ребенка управлять своим здоровьем.
Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников осуществляется в процессе игровой и творческой деятельности, в основном через подражание, практические действия и самоанализ. Таким образом, на основе здо-ровьеориентированного психического и физического саморазвития у дошколь-
ников осуществляется воспитание мотивационных оснований гигиенического, полового и нравственного поведения, а также безопасности жизнедеятельности. Так, в разработанном Г.К. Зайцевым пособии для дошкольников и младших школьников «Уроки Мойдодыра» в доступной для детей форме изложены основные правила гигиенического поведения, рассмотрены приемы, помогающие родителям привить детям нужную привычку следить за своим здоровьем и внешним видом.
Кроме того, дошкольный возраст является сенситивным периодом формирования ценностного отношения к своему здоровью. Об этом свидетельствуют исследования по изучению особенностей психического развития дошкольников, проведенные А.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, Е.О. Смирновой, И.Ю. Кулагиной (изучение соподчинения мотивов), A.A. Люблинской, A.B. Запорожцем, Д.Б. Элькониным (изучение формирования произвольного поведения), Р. Берне, Л.Ф. Обуховой, Г.А. Урунтаевой (изучение развития самосознания), A.B. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, Н.В. Нижегородцевой (изучение становления познавательной деятельности), а также труды Р.И. Айзмана, Г.А. Апана-сенко, А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, Н.Н. Куинжи по изучению анатомо-физиологических и психологических основ развития личности. Поэтому воспитание у детей положительной мотивации на здоровье, ориентация их жизненных интересов на здоровый образ жизни - это в первую очередь, педагогическая проблема.
С помощью педагога дошкольник получает элементарные представления о строении собственного тела, функции и назначении внутренних органов («Твои помощники - глаза», «Зачем нам нужны уши?»); узнает способы защиты от микробов; овладевает приемами оказания первой помощи (наложение компресса на ушиб, обрабатывание мелких царапин). Через систему специальной игровой и двигательной деятельности дети знакомятся с признаками здоровья (правильная осанка, походка). Наличие игрового момента способствует поддержанию у ребенка устойчивого интереса к выполнению конечной задачи. При этом педагог сти-
мулирует волевые усилия дошкольников, демонстрирует зависимость общего результата от выполнения определенных действий каждым ребенком.
Опираясь на теоретико-методологические исследования указанной проблемы конкретизируем определение «основы здорового образа жизни дошкольника - синтез основных правил поведения ребенка дошкольного возраста, базирующихся на знаниях о составляющих компонентах здорового образа жизни (оптимальном двигательном режиме, рациональном питании, закаливании, оптимальном режиме труда и отдыха, оптимизации психоэмоционального состояния, соблюдении правил личной гигиены), ценностном отношении к данным составляющим и активном использовании данных знаний в повседневной деятельности».
Взяв за основу подход к формированию здорового образа жизни, ориентированный на личностную активность и поведенческую деятельность, а также опираясь на взгляды Э.Н. Вайнера, рассматривающего элементы формирования здорового образа жизни с позиции обучения здоровью, мы выделяем следующие этапы формирования основ здорового образа жизни у детей: 1) формирование у ребенка идеи здоровья в качестве одной из основ жизненного приоритета; 2) формирование детского самосознания, ориентированного на умение применять различные средства и методы здорового образа жизни в своей жизни. [1].
Таким образом, формирование основ здорового образа жизни дошкольников нами понимается как целенаправленный процесс по обогащению знаний и представлений дошкольников о составляющих компонентах здорового образа жизни, развитию ценностного отношения к здоровью с опорой на активную деятельность по сохранению и укреплению здоровья. Новые задачи реформирования российского образования открывают не только возможность, но и необходимость организации учебно-воспитательного процесса на основе формирования принципов здорового образа жизни, закрепленные в Национальной доктрине образования в Российской Федерации.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что на современном этапе развития и модернизации российского образования психолого-педагогические исследования выдвигают вопрос о необходимости поставить на первый план задачу оздоровления детей, снижения их заболеваемости через формирование мотивации на здоровый образ жизни, создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья детей. А сам процесс формирования основ здорового образа жизни рассматривать как инновационную педагогическую деятельность.
Библиографический список
1. Вайнер, Э.Н. Валеология: учебник для вузов / Э.Н. Вайнер - Москва: Изд-во: Наука, 2011. - 208с.
2. Давыдова, М.В. Преемственность формирования здорового образа жизни в дошкольном и младшем школьном возрасте / М.В. Давыдова // Международная педагогическая школа : сб. научн. трудов / Под ред. Б.Ф. Кваши.- Вып. 9. - СПб.: МИНПИ, 2013. - С. 188-195.
3. Закон «Об образовании в Российской Федерации», принят Гос. думой от 29.декабря 2012 № 273 - ФЗ.
4. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры, дискуссии / М.В. Кларин. - Рига.: НПЦ «Эксперимент», 1995. - 176 с.
5. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - М.: Изд-во Магистр, 1997. - 224 с.
6. Тюмасева, З.И. Валеология и образование / З.И. Тюмасева, Б.Ф. Кваша. - СПб.: МАНЭБ, 2002. - 380.
Bibliography
1. Weiner, E.N. Valeology: textbook for high schools / E.N. Weiner - Moscow: Publishing house of the Science, 2011. - 208 p.
2. Davydova, M.V. Continuity of formation of a healthy lifestyle in the preschool and early school age / M.V. Davydova // international pedagogical school : collection of scientific. of papers / Ed. by B.F. Kvasha.- Vol. 9. - SPb.: МИНПИ, 2013. - P. 188-195.
3. The law On education in the Russian Federation», adopted by the State. Duma from 29.декабря 2012 № 273 - FZ.
4. Marin, MV Innovations in the world pedagogy: training on the basis of research, games, discussions / M.V.Klarin - Riga.: SPC «Experiment», 1995. - 176 p.
5. Slastenin, V.A. Pedagogy: innovative activity / V.A. Slastenin, P.S. Podymova. - M: Publishing house of the Master, 1997. - 224 P.
6. Tyumaseva, Z.I. Valeology and education / Z.I. Tyumaseva, B.F. Kvasha. -SPb.: MANEB, 2002. - 380 p.