Научная статья на тему 'Воспитательно-оздоровительная работа как фактор формирования компетентности будущих педагогов в области сохранения и укрепления здоровья учащихся'

Воспитательно-оздоровительная работа как фактор формирования компетентности будущих педагогов в области сохранения и укрепления здоровья учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
360
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЗАЦИЯ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / HEALTH / VALEOLOGICAL ACTIVITY / ECOLOGICAL VALEOLIZATION / VALEOLOGICAL COMPETENCES / EDUCATIONAL AND VALEOLOGICAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орехова Ирина Леонидовна, Тюмасева Зоя Ивановна

Исследуется актуальная проблема формирования компетентности и готовности будущих педагогов в области сохранения и укрепления здоровья учащихся в процессе эколого-валеологизации уровневой системы профессионально-педагогической подготовки. В качестве одного из основополагающих компонентов целостной системы формирования оздоровительных компетенций выделяется воспитательно-оздоровительная работа со студентами. Раскрыты ее принципы, формы, методы и средства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL AND VALEOLOGICAL WORK AS A FACTOR OF FORMING COMPETENCY OF FUTURE TEACHERS IN THE REALM OF PRESERVING AND STRENGTHENING PUPILS’ HEALTH

The article is devoted to the topical problem of competence and readiness of future teachers in the realm of preserving and strengthening pupils’ health in the ecological valeolization of level-based system of vocational and teacher’s training. Educational and valeological work with students is singled out as one of fundamental components of a single system of forming valeological competences. The principles of this work, its forms, methods and means are revealed.

Текст научной работы на тему «Воспитательно-оздоровительная работа как фактор формирования компетентности будущих педагогов в области сохранения и укрепления здоровья учащихся»

Вопросы общего образования

УДК 378.172+378.037 ББК Ч510+Ч481.485

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

И.Л. Орехова, З.И. Тюмасева Институт здоровья и экологии человека

EDUCATIONAL AND VALEOLOGICAL WORK AS A FACTOR OF FORMING COMPETENCY OF FUTURE TEACHERS IN THE REALM OF PRESERVING AND STRENGTHENING PUPILS’ HEALTH

I. Orehova, Z. Tyumaseva Deputy Director of Human’s Health and Ecology Institute

Исследуется актуальная проблема формирования компетентности и готовности будущих педагогов в области сохранения и укрепления здоровья учащихся в процессе эколого-валеологизации уровневой системы профессионально-педагогической подготовки. В качестве одного из основополагающих компонентов целостной системы формирования оздоровительных компетенций выделяется воспитательно-оздоровительная работа со студентами. Раскрыты ее принципы, формы, методы и средства.

Ключевые слова: здоровье, оздоровительная деятельность, эколого-валеоло-гизация, оздоровительные компетенции, оздоровительно-воспитательная работа.

The article is devoted to the topical problem of competence and readiness of future teachers in the realm of preserving and strengthening pupils’ health in the ecological valeolization of level-based system of vocational and teacher’s training. Educational and valeological work with students is singled out as one of fundamental components of a single system of forming valeological competences. The principles of this work, its forms, methods and means are revealed.

Keywords: health, valeological activity, ecological valeolization, valeological competences, educational and valeological work.

Целенаправленное формирование комплексного благополучия подрастающего человека и поколения в целом, сопряженного с благополучием окружающей социальноприродной среды, является одним из приоритетных направлений политики российского государства. При том что благополучие, соотносимое с демографией, продолжительностью жизни населения, природным, социальным окружением и образом жизни, по результатам многочисленных исследований является неудовлетворительным в современной России. Большая часть ответственности за такое по-

ложение дел ложится на образование во всех проявлениях и на всех его уровнях, так как именно оно выполняет важнейшую роль в формировании подрастающего человека и поколения - в аспекте физического, духовного и социального благополучия.

Однако в названной ситуации массовое российское общее образование, которому по самой сути и социально-личностной значимости принадлежит быть здоровьесберегающим, на самом деле является здоровьезатратным. В этой связи проблема здоровья и оздоровления подрастающего поколения рассматрива-

ется как приоритетное и стратегическое направление мирового сообщества, государств и образования на протяжении, по крайней мере, последнего столетия. Это отражено в международных и национальных директивных документах: «Конвенция о правах ребенка», «Здоровье для всех: основы политики для Европейского региона ВОЗ», закон РФ «Об образовании», «Концепция демографической

политики Российской Федерации на период до 2025 года», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» и др.

С конца XX века ведутся активные научные и научно-методические поиски путей трансформации отечественного общего образования и подготовки будущих педагогов, способных решать задачи, стоящие перед «новой российской школой». Данное обстоятельство обусловливает необходимость обратиться к явлениям под названием «эколого-валеология» и «эколого-валеологизация образования». Эколого-валеология как интеграция научных областей системной экологии (изучает взаимоотношения базальной системы и ее надсистемы - окружающей среды) и системной валеологии, которая изучает динамическое равновесие (устойчивость) эндогомеостаза базальной системы и ее экзогомеостаза, имеет своим предметом «формирование взаимоотношений человека с другим человеком, социальными группами (обществом), природой, природно-социальной средой и самим собой» [3]. Формирование названных выше взаимоотношений может осуществляться только эколого-валеологически подготовленными педагогами и педагогическими коллективами образовательных учреждений. В этой связи актуальной становится эколого-валео-логизация уровневой системы профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов к диверсифицированной оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях.

Результатом эколого-валеологизирован-ной профессионально-педагогической подготовки к оздоровительной деятельности, обусловленной личностно-возрастными особенностями, возможностями и предрасположенностями учащихся общеобразовательных учреждений, должны стать оздоровительные компетенции [2], формирование которых

обеспечивается прочными эколого-валеоло-гическими знаниями, умениями, навыками, опытом оздоровительной деятельности и лич-ностно значимыми качествами будущих педагогов. Однако подготовка будущих педагогов к созданию условий сохранения и укрепления здоровья подрастающего человека хотя и упреждается обучением, но по своей сущности она уходит дальше - к формированию комплексных личностных качеств студентов, то есть к воспитанию, так как именно воспитание обращено к развитию потребностей, мотивов благополучия и оздоровления через формирование субъективных, перцептивных оснований здоровья.

Система воспитания будущих педагогов как подсистема общей системы эколого-валео-логизированной профессионально-педагогической подготовки к оздоровительной деятельности, разработанная коллективом Института здоровья и экологии человека (ИЗЭЧ) Челябинского государственного педагогического университета (ЧГПУ), базируется на следующих общих и специфических принципах:

• принцип гуманизации - воспитательнооздоровительная работа способствует утверждению в сознании студентов права подрастающего человека на жизнь и личное благополучие, здоровье и благоприятную окружающую социально-природную среду, в том числе и образовательную;

• принцип гибкости - воспитательно-оздоровительная работа со студентами, благодаря свойству универсальности содержит в себе возможности потенциальных изменений, которые обусловливают реализацию ее в конкретных условиях эколого-валеологизирован-ной профессионально-педагогической подготовки;

• принцип непрерывности - формирование у студентов личностных и профессионально значимых качеств, обусловливающих их компетентность и готовность к оздоровительной деятельности в общеобразовательных учреждениях, обеспечивается постепенностью и этапностью воспитательно-оздоровительной работы, рассматриваемой в контексте эколого-валеологизированной профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов;

• принцип систематичности - воспитательно-оздоровительная работа со студентами как будущими педагогами должна быть специальным образом организованной и целостной системой, имеющей все необходимые и

Вопросы общего образования

достаточные связи как с ее надсистемой в виде общей профессионально-педагогической подготовкой, так и ее подсистемами;

• принцип полноты составляющих ком-

понентов процесса воспитательно-оздоровительной работы - количество структурнофункциональных компонентов процесса воспитательно-оздоровительной работы со студентами как подсистемы целостной системы эколого-валеологизированной профессио-

нально-педагогической подготовки к диверсифицированной оздоровительной деятельности в общеобразовательных учреждениях и самих связей между ними должно быть оптимальным;

• принцип образовательной комплемен-тарности - ни один компонент воспитательнооздоровительной работы с будущими педагогами не может выполнить самостоятельно функцию формирования у них компетентности и готовности к оздоровительной деятельности, обусловленной личностно-возрастными особенностями, возможностями и предрасположенностями учащихся общеобразовательных учреждений, вне связи с другими компонентами, дополняющими его в структурно-функциональном единстве эколого-валеологизированной профессионально-педагогической подготовки и в функциональной специфичности, незаменимости;

• принцип воспитательной конгруентно-сти - функционально дополняя друг друга, этапы воспитательно-оздоровительной работы, ее формы и методы обеспечивают про-цессуальность и итоговость формирования личностных и профессионально значимых качеств, обеспечивающих компетентность и готовность будущих педагогов к диверсифицированной оздоровительной деятельности в общеобразовательных учреждениях;

• принцип формирования образовательновоспитательной среды - устойчивое развитие воспитательно-оздоровительной работы со студентами в процессе эколого-валеологи-зированной профессионально-педагогической подготовки возможно при условии создания в педагогическом вузе целостной образовательно-воспитательной среды, а также сбалансированности, взаимоприспособленности, дополняемости ее подсистем;

• принцип технологичности - процесс воспитательно-оздоровительной работы представляет систему определенных этапов, которые имеют целью формирование у студентов личностных и профессионально значимых

качеств, направленных на формирование компетентности и готовности к оздоровительной деятельности;

Целью воспитательно-оздоровительной

работы является, прежде всего, развитие у студентов личностных и профессионально значимых качеств, которые необходимы им для формирования комплексного благополучия подрастающего человека в гармонии с благополучием окружающей социально-природной среды. Она тесно связана с расширением кругозора студента, становлением его личного мировоззрения, формированием своего понимания смыслов общественной жизни человека, признанием жизни и здоровья человека как ценности, развитием мотивации здорового образа жизни.

Задачи воспитательно-оздоровительной

работы:

1. Формирование у студентов гражданской позиции, сохранение и преумножение нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, сохранение и возрождение традиций университета.

2. Формирование потребности в здоровом образе жизни, отношения к жизни и здоровью как высшей ценности.

3. Привитие интереса к изучению эколо-го-валеологических учебных дисциплин био-лого-медицинского и экологического циклов.

4. Формирование у студентов профессиональных эколого-валеологических знаний и умений, опыта оздоровительной деятельности - сначала в отношении себя, а затем и своих будущих учеников. Диверсифицированная оздоровительная деятельность - это деятельность педагогов, направленная на восстановление, расширение адаптационных возможностей организма подрастающего человека на основе его личностно-возрастных особенностей, возможностей и потребностей, повышение его устойчивости к воздействию многообразных факторов окружающей среды, в том числе и здоровьезатратных. Она включает деятельность по созданию здоровьесберегающей образовательной среды, развивающейся коадаптивно с развитием подрастающего человека, организации здоровьесберегающего образовательного процесса, осуществлению субъект-субъектного педагогического взаимодействия в процессе обучения, воспитания и целенаправленного развития учащихся [1, с. 90].

Все сказанное выше и определяет содержание воспитательно-оздоровительной рабо-

ты со студентами, реализуемой коллективом ИЗЭЧ:

• Формирование мотивов оздоровительной деятельности, адекватных целям обучения, воспитания, целенаправленного развития подрастающего человека, его оздоровления в образовательных учреждениях.

• Формирование и развитие субъект-субъектных отношений между участниками воспитательно-оздоровительного процесса.

• Формирование и развитие позитивного отношения к профессионально-педагогическим личностным качествам, необходимым для осуществления оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях.

• Формирование и развитие активной самодеятельности студентов по освоению профессионально значимых качеств.

• Создание ситуации осознанного и добровольного перехода студентов в процессе воспитательно-оздоровительной деятельности от объектной позиции к субъектной.

Воспитательно-оздоровительная работа со студентами организуется как целесообразно ориентированная совместная деятельность студентов и педагогов, выраженная в определенных формах взаимодействия, которые определяются актуальностью конкретных воспитательных целей и задач (см. рисунок). Она предполагает педагогическую поддержку роста самостоятельности студентов в процессе оздоровления и формирования здорового и безопасного образа жизни, расширения их жизненных горизонтов, нравственного становления и профессионального самоопределения. В этой связи важнейшим условием эффективности воспитательно-оздоровительной работы является рациональное сочетание ее элементов с учебной эколого-валеологиче-ской деятельностью студентов. Реализуя поставленную перед ИЗЭЧ задачу формирования готовности студентов к оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях, его коллектив проводит массовые тематические мероприятия: «Дары осени - нашему здоровью», «Искусство быть вместе», «Здоровье Земли - здоровье человека», социальные акции «Живи, Земля, живи, Земля, и вы живите люди», «Здоровье каждого - здоровье всех», защиту социально-оздоровительных проектов «Школа экологии и здоровья», «Благополучие современного школьника», различные тематические конкурсы, организует участие студентов в летних гуманитарноэкологических лагерях.

В начале учебного года со студентами проводится цикл воспитательно-оздоровительных мероприятий «Дары осени - нашему здоровью». Он имеет большой смысл: происходит сплочение студенческого и преподавательского коллективов, погружение в проблему оздоровления и нацеленность студентов на проведение аналогичного цикла мероприятий во время прохождения практики в летних оздоровительных лагерях и оздоровительной составляющей педагогической практики в общеобразовательных учреждениях.

Во втором семестре студенты вовлечены в мероприятия экологического марафона «Здоровье Земли - здоровье человека».

Помимо названных выше форм воспитательно-оздоровительной работы осуществляется:

- работа над индивидуальными и группо-

выми творческими социальными проектами в области экологии, валеологии, здоровья, оздоровления, реферативно-исследователь-

скими работами студентов;

- организация и проведение конкурсов творческих работ в области экологии, валео-логии, здоровья, оздоровления;

- подготовка студентов-лекторов, волонтеров, ведущих оздоровительную работу со студентами младших курсов и школьниками базовых общеобразовательных учреждений;

- беседы, практические занятия, индиви-

дуальное и групповое консультирование по проблемам: гармонизация межличностных

отношений в семье, с близкими людьми, друзьями, однокурсниками; повышение работоспособности и снятие утомления, тревоги, стресса; предупреждение неблагоприятных соблазнов и избавление от вредных зависимостей; восстановление иммунных функций организма; развитие возможностей, повышение скорости обучения и быстродействия мышления; восстановление утраченных или увядающих функций организма.

Активно участвуя в таких воспитательно -оздоровительных мероприятиях, студенты как будущие педагоги получают хорошие навыки практической организации и проведения подобных мероприятий во время педагогической практики в летних оздоровительных лагерях и в общеобразовательных учреждениях, пополняют необходимыми материалами индивидуальную методическую папку «Оздоровительная работа в школе». Проведенный нами анализ эффективности воспитательно-оздоровительной работы показал, что у студентов

Вопросы общего образования

Формы воспитательно-оздоровительной работы со студентами в процессе эколого-валеологизированной профессионально-педагогической подготовки к оздоровительной деятельности в общеобразовательных учреждениях

в процессе такой работы значительно повышается мотивация здорового образа жизни, уровень сформированности потребности в здоровье, увеличивается степень их активности и участия в эколого-валеологической деятельности, изменяется отношение к такой деятельности как важной и необходимой не только для себя, но и для школьников, их родителей; студенты проявляют больше инициативы, активно включаются (если такая работа ведется в школах), проявляя творчество, в оздоровительную работу с учащимися (или сами организуют ее) во время педагогической практики. По результатам педагогической практики высокий уровень подготовленности к проведению воспитательных мероприятий,

направленных на формирование у учащихся навыков здорового образа жизни, воспитание потребности в здоровье, продемонстрировали 48,2 % студентов-практикантов, средний -47,7 %, низкий - 4,1 %. Иными словами, реализация специальным образом организованной коллективом Института здоровья и экологии человека ЧГПУ воспитательно-оздоровительной работы с будущими педагогами способствует эффективному формированию компетентности и готовности в области сохранения и укрепления здоровья учащихся, созданию здоровьесберегающей образовательной среды, а также формированию опыта эколого-валео-логической работы с учащимися, организации воспитательно-оздоровительных мероприятий

в общеобразовательных учреждениях и во время летнего отдыха детей.

Литература

1. Орехова, И.Л. Концептуальные основы эколого-валеологической подготовки педагогов - в аспекте педагогической антропологии / И.Л. Орехова, З.И. Тюмасева, Л.И. Пономарева. - СПб.: Изд-во ИП Никифорова («Астер-Пресс»), 2010. - 241 с.

2. Орехова, И.Л. Оздоровительные ком-

петенции как системообразующий фактор эколого-валеологической подготовки будущих педагогов /И.Л. Орехова //Высш. образование сегодня. - 2010. - № 5. - С. 48-50.

3. Тюмасева, З.И. Эколого-валеология как фундаментальная идея и мировоззренческий фактор / З.И. Тюмасева // Междунар. пед. шк.: сб. науч. тр. Сер. «Фундаментальное образование» / под ред. Б.Ф. Кваши. - СПб.: МИНПИ. - 2009. - Вып. 4. -С. 77-83.

Поступила в редакцию 29 ноября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.