МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070
характер. Так, мероприятия по воспитательной работе в рамках студенческих клубов, студенческого самоуправления, общественных движений и объединений могут оказаться неэффективными только потому, что опасаясь недостатка мотивации у обучающихся, руководство подключает административный ресурс, что снижает мотивацию еще сильнее. Парадоксальным следствием такой ситуации становится нежелание студентов участвовать в каких бы то ни было мероприятиях.
В-четвертых, имеется понимание того, что общекультурные компетенции могут быть сформированы в реальной деятельности, но при этом ограничивается стремление студентов проявлять инициативу, активность, и тем самым развивать качества, связанные с планированием и регуляцией реальной деятельности.
В-пятых, достаточный уровень развития у обучаемых всех этих компетенций рассматривается в качестве необходимого условия всякого обучения, но при этом считается, что они развиваются «сами собой», без каких-либо специальных усилий. Иными словами, ни одна из сторон - субъектов образовательного процесса не считает необходимым принять собственную ответственность за формирование общекультурных компетенций, и таким образом не проявляет важнейшую из них, связанную со свободой, активностью, инициативой и ответственностью.
Если считать источниками формирования общекультурных компетенций жизненный опыт, искусство и специальные научные методы и обучающие технологии, возникает тенденция переоценки роли жизненного опыта и недооценки возможностей применения специальных технологий. Такая ситуация ведет к тому, что общий уровень общекультурных компетенций выпускников вузов достаточно низок: жизненный опыт еще не накоплен, а специальные технологии в учебной деятельности не применялись.
Таким образом, описанные противоречия свидетельствуют о назревшей необходимости включения в образовательный процесс мер и технологий, которые могли бы целенаправленно формировать и развивать коммуникативные, организаторские, волевые, исполнительные функции, мыслительные операции, исследовательские и презентационные умения. Особое внимание обращает на себя развитие умений действовать в нестандартных ситуациях, в условиях риска и неопределенности, недостатка информации, группового давления, манипуляции со стороны окружающих, конкуренции и конфликта.
Эффективным средством развития общекультурных компетенций является совместная проектная, творческая или игровая деятельность, в ходе которой поощряется любая конструктивную активность обучающихся - начиная от постановки и формулирования вопросов, поиска информации, организации индивидуальной и групповой деятельности и заканчивая презентацией ее результатов.
Благодаря постановке реальных задач участники совместной деятельности могут проявить свои умения и способности, творческую активность, инициативу и ответственность, спланировать и осуществить свою деятельность, и таким образом формировать и развивать общекультурные компетенции.
© Егорова И.А., 2016
УДК 159.99
Л.В. Сибилёва,
к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии детства Челябинский государственный педагогический университет
Т.Е. Журина
студентка факультета дошкольного образования Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск, Российская Федерации
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Здоровье человека относят к наиболее сложным проблемам, не утрачивающим со временем своей
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
актуальности и значения. Сохранение здоровья детей является одной из важных задач любого общества, поскольку будущее определяется состоянием здоровья и качеством жизни новых поколений. Федеральные требования к структуре основной образовательной программы в дошкольном образовательном учреждении впервые выделяют в качестве самостоятельной, среди прочих областей, обязательных для реализации, образовательную область «Здоровье», задачами которой являются:
• сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
• воспитание культурно-гигиенических навыков;
• формирование начальных представлений о здоровом образе жизни [3].
Актуальность проблемы на социально-педагогическом уровне исходит из социального заказа общества. ФГОСы дошкольного образования, разработанные на основе Конституции и законодательства РФ, заложили основные принципы и задачи дошкольного образования. Одной из таких задач является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования определяется недостаточной разработанностью темы для реализации её в разных регионах страны, имеющих климатическое своеобразие.
Проблему формирования основ здорового образа жизни с различных сторон рассматривали в разные годы А.И. Антонов, Э.Н. Вайнер, И.В. Журавлёва, З.И. Тюмасева. Исследования ученых (Н.А. Андреевой, В.А. Деркунской, Л.И. Понамаревой показали, что интерес к своему здоровью начинает проявляться уже в дошкольном возрасте. Актуальность проблемы подтверждается тем, что в настоящее время общество нуждается в формировании личности, осознающей ценность здоровья, умеющей обеспечить возможность сохранения его.
Исходным для дефиниции «здоровье» является определение, приведенное в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Понятие «здоровье» анализируется не только в контексте медицинского знания, но и с позиции культурно-исторического подхода. При этом здоровье считается базовой ценностью, состоянием и сложным динамическим процессом, включающим созревание и рост физиологических структур, работу организма, развитие и функционирование психической сферы, становление и самоопределение личности [4].
Безусловно, осознание понятия «здоровый образ жизни» является одной из важнейших задач в решении проблемы формирования здорового образа жизни. Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, т.к. забота об укреплении здоровья детей - проблема медицинская, педагогическая, психологическая и социальная (О.В. Морозова, З.И. Тюмасева и др.). В соответствии с исследованиями необходимо отметить, что лишь на 20% здоровье обусловлено наследственностью, на 50% — образом жизни, на 20% — состоянием окружающей среды и только на 10% — возможностями медицины и деятельностью здравоохранения. А поскольку известно, что здоровье человека закладывается в детстве и в значительной мере зависит от существующих в обществе ценностей, определяющих смысл жизни, то общество не только должно формировать соответствующие установки, понятия о здоровом образе жизни, но и организовывать жизнь подрастающего поколения для решения многочисленных задач, касающихся сохранения здоровья. Отсюда можно считать, что её решение во многом зависит от рациональной организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения, сопровождающих его специалистов медицинской сферы и сотрудничества с различными социальными структурами, поддерживающими решение данной проблемы. Важное место в сохранении и развитии здоровья занимает физическая культура и спорт, закаливание организма, привязанность к которым необходимо формировать с детства. В настоящее время дошкольные учреждения возрождают и совершенствуют здоровьесберегающие технологии, которые, бесспорно, являются условиями обучения ребенка и принятия им образа жизни на уровне подражания как одном из механизмов развития личности.
Партнерские отношения с семьей, закрепленные непосредственной практикой здорового образа жизни,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
с нашей точки зрения, позволяют эффективно использовать другой механизм - интериоризацию, который характеризует принятие ребенком внешнего опыта и переводом его в свой внутренний мир и реальную жизнь для управления своим поведением. Именно благодаря механизму интериоризации формируется сознание, происходит становление человеческих психических процессов (мышление, воля...), усвоение культурных ценностей, правил и норм (Л.С. Выготский, В.С. Мухина).
Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются знанием элементов культуры, соблюдением режима дня, выполнением санитарно-гигиенических и закаливающих процедур, достаточной двигательной активностью, устойчивым эмоциональным состоянием и пр. Вместе с этим дошкольное учреждение на основе формирования представлений о здоровом образе жизни предлагает принять знания, условия сохранения и укрепления здоровья как способ жизнедеятельности. Не напрасно Э.Н. Вайнер рассматривает элементы формирования здорового образа жизни с позиции обучения, выделяя несколько этапов:
• формирование у ребенка идеи здоровья в качестве одной из приоритетных основ жизни;
• формирование детского самосознания, ориентированного не только на понимание роли различных средств и методов здорового образа жизни, но и на умение их применять.
На основании этих и других положений нельзя не согласиться с тем, что формирование основ здорового образа жизни представляет собой целенаправленный процесс по обогащению знаний и представлений детей о ценности здоровья, о компонентах здорового образа жизни с опорой на активность по его укреплению.
Список использованной литературы:
1. Вайнер Э.Н. Валеология / Э.Н. Вайнер. - М.: Флинта: Наука, 2007.
2. Сибилёва Л.В. Психология развития / Л.В. Сибилёва, Т.В. Сибилёва. - Челябинск: изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012.
3. Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования/ Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010.
4. Шувалов А. Очерки психологии здоровья: мировоззренческий, научный и практический аспекты /А. Шувалов. - М.: Чистые пруды.
© Сибилёва Л.В., Журина Т.Е., 2016
УДК 159.923.2
Е.А. Загайнова
Бакалавр 1 курса обучения «Педагогическое образование. Иностранный язык», Астраханский государственный университет, факультет иностранного языка
Г. Астрахань, Российская Федерация
МЕТОДЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Аннотация
Данная статья предлагает краткое представление об основных ныне практикующихся методах интерактивного обучения. Каждому методу даётся краткая аннотация того, какие личностные качества ученика он развивает.
Ключевые слова
Методы интерактивного обучения, эвристическая беседа, метод дискуссии, кейс-метод,
метод «мозговой штурм», деловая игра
Актуальность данной темы заключается в том, что сегодня интерактивные методы широко