_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
с нашей точки зрения, позволяют эффективно использовать другой механизм - интериоризацию, который характеризует принятие ребенком внешнего опыта и переводом его в свой внутренний мир и реальную жизнь для управления своим поведением. Именно благодаря механизму интериоризации формируется сознание, происходит становление человеческих психических процессов (мышление, воля...), усвоение культурных ценностей, правил и норм (Л.С. Выготский, В.С. Мухина).
Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются знанием элементов культуры, соблюдением режима дня, выполнением санитарно-гигиенических и закаливающих процедур, достаточной двигательной активностью, устойчивым эмоциональным состоянием и пр. Вместе с этим дошкольное учреждение на основе формирования представлений о здоровом образе жизни предлагает принять знания, условия сохранения и укрепления здоровья как способ жизнедеятельности. Не напрасно Э.Н. Вайнер рассматривает элементы формирования здорового образа жизни с позиции обучения, выделяя несколько этапов:
• формирование у ребенка идеи здоровья в качестве одной из приоритетных основ жизни;
• формирование детского самосознания, ориентированного не только на понимание роли различных средств и методов здорового образа жизни, но и на умение их применять.
На основании этих и других положений нельзя не согласиться с тем, что формирование основ здорового образа жизни представляет собой целенаправленный процесс по обогащению знаний и представлений детей о ценности здоровья, о компонентах здорового образа жизни с опорой на активность по его укреплению.
Список использованной литературы:
1. Вайнер Э.Н. Валеология / Э.Н. Вайнер. - М.: Флинта: Наука, 2007.
2. Сибилёва Л.В. Психология развития / Л.В. Сибилёва, Т.В. Сибилёва. - Челябинск: изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012.
3. Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования/ Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010.
4. Шувалов А. Очерки психологии здоровья: мировоззренческий, научный и практический аспекты /А. Шувалов. - М.: Чистые пруды.
© Сибилёва Л.В., Журина Т.Е., 2016
УДК 159.923.2
Е.А. Загайнова
Бакалавр 1 курса обучения «Педагогическое образование. Иностранный язык», Астраханский государственный университет, факультет иностранного языка
Г. Астрахань, Российская Федерация
МЕТОДЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Аннотация
Данная статья предлагает краткое представление об основных ныне практикующихся методах интерактивного обучения. Каждому методу даётся краткая аннотация того, какие личностные качества ученика он развивает.
Ключевые слова
Методы интерактивного обучения, эвристическая беседа, метод дискуссии, кейс-метод,
метод «мозговой штурм», деловая игра
Актуальность данной темы заключается в том, что сегодня интерактивные методы широко
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
применяются в процессе образования, однако не всё переносится в классно-урочную систему. В процессе обучения многие из них могут быть достаточно эффективны, так как для детей и взрослых командная работа представляет наибольший интерес.
Методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся [3, с. 6-8].
Методы обучения есть комплекс мер предпринимаемых учителем и учениками, он направлен на решения конкретной образовательной задачи.
Интерактивным называется такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий [5, с. 25].
Интерактивные методы обучения подразумевают командную работу, в процессе которой субъект может разделять или напротив - отрицать точку зрения оппонента. Может казаться, что преподаватель в ходе такого рода взаимодействия занимает достаточно пассивную позицию, то есть допускает большей частью модель взаимодействия «студент - студент», периодически задавая наводящие вопросы, чтобы сохранялся контакт «студент - педагог». Однако такая деятельность требует гораздо большего участия и креативности, чем стандартная модель проведения урока - пересказ текста [2, с.74]. Ученики же чаще обращаются к собственному житейскому опыту, взаимодействуют друг с другом; при конфликте - приходят к консенсусу.
Эвристическая (проблемно-поисковая) беседа - это один из основных методов интерактивного обучения, система обучения, основанная на сократических беседах, в которых через наводящие вопросы ученик самостоятельно приходит к правильному ответу на поставленный вопрос. Метод дискуссии - это специально запрограммированное свободное обсуждение теоретических вопросов учебной программы [2, с.75-77].
Учащиеся могут занимать двоякую позицию: разделять мнение некого говорящего или выступать его антагонистом. Дискуссии и беседы способствуют развитию ораторского мастерства ученика, помогают ему лучше познакомиться с разными сторонами проблемы. Метод способствует лёгкому вливанию в коллектив новых представителей.
Кейс-метод - это метод активного обучения на основе реальных ситуаций (идет формирование проблемы и путей её решения на основании кейса, который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов действий) [4, с.22-23].
В классах целесообразно использовать мини-кейсы, потому что малый объем проще воспринимается, следовательно, и рефлексируется. С психологической точки зрения данный вид деятельности учит абстрагироваться от конкретных проблем, заставляет посмотреть более обще на происходящее.
Метод «мозгового штурма» заключается в поиске ответа на сложную проблему через интенсивные высказывания всевозможных приходящих в голову идей, догадок, предположений, случайных аналогий, а также спонтанно возникающих у присутствующих нужных и ненужных ассоциаций [2, с.83]. Метод хорош сам по себе тем, что никак не ограничивает говорящего: во время «штурма» могут быть высказаны даже самые глупые идей, ведь основной принцип - ничего не подвергается сомнению.
Метод деловой игры - это некое подражание принятия управленческих решений в различных ситуациях путём разыгрывания по вырабатываемым самими участниками игры правилам. Плюсы данной формы взаимодействия в том, что она представляет собой «репетицию» на неких моделях определённых жизненных ситуаций. Чаще взаимодействия такого рода направлены и на формирование коммуникативных навыков.
В процессе подготовки учителей, педагогов, к активному включению методов интерактивного обучения в контекст образовательного процесса большое внимание должно отводиться развитию у них нравственности и ответственности, обретению им психологической зрелости [1, с. 136].
Мы полагаем, что пока в рамках классно-урочной формы обучения учащихся все вышеперечисленные методы малоприменимы, так как они сложны в плане организационного момента, однако дают достаточно широкую площадку для работы с личностными качествами ученика. Метод деловой игры оптимально подходит для учеников выпускных классов, так как он помогает окунуться в атмосферу потенциальной профессиональной деятельности.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
Список использованной литературы:
1.Брюхова Н.Г., Бородай Т.В. Психологические особенности развития ответственности в зрелом возрасте / Социосфера. 2013. №4-1, С. 135-136.
2.Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб-метод. пособие для преподават. и аспирантов вузов. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 304 с.
3.Богданов И.В., Лазарев С.В. и др. Психология и педагогика: Учебное пособие. - М.: Изд-во РУДН, 2003. С.6-8.
4.Деркач А. М. Кейс-метод в обучении / Специалист. - 2010. - № 4. С.22 -23.
5.Карпенко Л.А., Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998. - 512с.
© Загайнова Е.А., 2016
УДК 159.9.72
Г.А.Капашева
магистр психологии, старший преподаватель Карагандинский Государственный университет им.Е.А.Букетова, г.Караганда, Казахстан
С.О.Бурленова магистр психологии, старший преподаватель Карагандинский Государственный университет им.Е.А.Букетова, г.Караганда, Казахстан
А.Р.Барикова
магистр психологии, старший преподаватель Карагандинский Государственный университет им.Е.А.Букетова, г.Караганда, Казахстан
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У РАЗВЕДЕННЫХ ЖЕНЩИН
Аннотация
В статье рассматриваются особенности копинг-стретигий у разведенных женщин. Полученные данные могут быть использованы психологами кризисных центров и семейных консультаций, для разработки психологической программы по преодолению психологического стресса после развода.
Ключевые слова Семья, развод, разведенная женщина, копинг-стратегий, кризис, планирование решения, совладающее поведение.
В Казахстане в настоящее время распадаются около 41% семейных пар. Разрывы супружеских отношений по мнению многих российских и отечественных авторов (А. Г.Амбрумова, Дж.Каплан, М.Кабакова) представляют для женщины вторую по значимости психологическую травму (на первом месте находится психологическая травма связанная с потерей ребенка). Около 12% женщин в послеразводный период совершают суицидальные попытки, так как не могут самостоятельно решить жизненную ситуацию. В целом 10% женщин, находящихся в состоянии кризиса в послеразводный период обращается к специалистам за помощью, имеются факты госпитализации женщин в этот период в связи с проявлениями невротических расстройств. Развод не происходит внезапно. Ему предшествует период напряженных или конфликтных отношений в семье. Мысли о разводе отражают степень удовлетворенности взаимоотношениями в семье [1].