Научная статья на тему 'Психологические особенности копинг-стратегий у разведенных женщин'

Психологические особенности копинг-стратегий у разведенных женщин Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1500
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / РАЗВОД / РАЗВЕДЕННАЯ ЖЕНЩИНА / КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ / КРИЗИС / ПЛАНИРОВАНИЕ РЕШЕНИЯ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Капашева Г.А., Бурленова С.О., Барикова А.Р.

В статье рассматриваются особенности копинг-стретигий у разведенных женщин. Полученные данные могут быть использованы психологами кризисных центров и семейных консультаций, для разработки психологической программы по преодолению психологического стресса после развода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности копинг-стратегий у разведенных женщин»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

Список использованной литературы:

1.Брюхова Н.Г., Бородай Т.В. Психологические особенности развития ответственности в зрелом возрасте / Социосфера. 2013. №4-1, С. 135-136.

2.Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб-метод. пособие для преподават. и аспирантов вузов. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 304 с.

3.Богданов И.В., Лазарев С.В. и др. Психология и педагогика: Учебное пособие. - М.: Изд-во РУДН, 2003. С.6-8.

4.Деркач А. М. Кейс-метод в обучении / Специалист. - 2010. - № 4. С.22 -23.

5.Карпенко Л.А., Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998. - 512с.

© Загайнова Е.А., 2016

УДК 159.9.72

Г.А.Капашева

магистр психологии, старший преподаватель Карагандинский Государственный университет им.Е.А.Букетова, г.Караганда, Казахстан

С.О.Бурленова магистр психологии, старший преподаватель Карагандинский Государственный университет им.Е.А.Букетова, г.Караганда, Казахстан

А.Р.Барикова

магистр психологии, старший преподаватель Карагандинский Государственный университет им.Е.А.Букетова, г.Караганда, Казахстан

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У РАЗВЕДЕННЫХ ЖЕНЩИН

Аннотация

В статье рассматриваются особенности копинг-стретигий у разведенных женщин. Полученные данные могут быть использованы психологами кризисных центров и семейных консультаций, для разработки психологической программы по преодолению психологического стресса после развода.

Ключевые слова Семья, развод, разведенная женщина, копинг-стратегий, кризис, планирование решения, совладающее поведение.

В Казахстане в настоящее время распадаются около 41% семейных пар. Разрывы супружеских отношений по мнению многих российских и отечественных авторов (А. Г.Амбрумова, Дж.Каплан, М.Кабакова) представляют для женщины вторую по значимости психологическую травму (на первом месте находится психологическая травма связанная с потерей ребенка). Около 12% женщин в послеразводный период совершают суицидальные попытки, так как не могут самостоятельно решить жизненную ситуацию. В целом 10% женщин, находящихся в состоянии кризиса в послеразводный период обращается к специалистам за помощью, имеются факты госпитализации женщин в этот период в связи с проявлениями невротических расстройств. Развод не происходит внезапно. Ему предшествует период напряженных или конфликтных отношений в семье. Мысли о разводе отражают степень удовлетворенности взаимоотношениями в семье [1].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

Развод как стрессовая ситуация отражается как на личностных особенностях людей включенных в этот процесс, так и на выборе конкретных копинг-стратегий.

Анализ научных теоретических и практических работ показал, что женщины после развода чаще начинают проявлять такие качества как независимость, интернальность, скрытость, жесткость в общении с окружающими. При этом самоотношение женщины после развода начинает претерпевать изменения, женщина становится более критична в отношении своих действий и поступков [2].

Исследования копинг-стратегий используемые женщинами, показали, что их выбор во многом определяется уровнем образования и профессиональным самоопределением женщин [3].

Исходя из вышесказанного, мы провели исследование на определение копинг-стратегий у разведенных женщин. Выборка состояла из лиц разведенных женщин, были в качестве инструментария использованы методики «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса, методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма.

Анализируя показатели по методике Лазаруса в группе, были выявлены следующие особенности выраженности копинг-стратегий.

Первое место занимает стратегия положительной переоценки (14). Это выражается в том, что женщины начинают анализировать ситуацию не с точки зрения практического решения, а с точки зрения философского уровня. При этом может проявляться недооценка конкретных действий, которые способны помочь в решении конкретной проблемной ситуации.

На втором месте находится стратегия самоконтроль (13). Те испытуемые, которые выбирают данную стратегию, склонны к контролю эмоциональных проявлений, они не могут открыто выразить переживания по поводу стрессовых ситуаций, что в результате может приводить к повышению напряжения. Также стратегия планирование решения проблемы (13). Выбирая данную стратегию, испытуемые склонны целенаправленно анализировать проблемную ситуацию, они пытаются обратиться к прошлому опыту, проанализировав предыдущие ошибки. А также стратегия бегства и избегания. Выбирая данную стратегию, испытуемые склонны отрицать собственные проблемы, давать им более оптимистичную оценку. На последнем месте относительно других находится конфронтация (8,3). Меньшее число испытуемых использует данную стратегию для решения проблемы.

Таким образом, данные по методике могут говорить о том, что у большого числа испытуемых выражены низкоэффективные стратегии выхода из проблемной ситуации (например: бегство-избегание).

Анализируя показатели по методике Е.Хейма в группе разведенных женщин, мы выявили следующие особенности.

Так по когнитивной копинг- стратегии у 52% испытуемых выражен неадаптивный вариант. Что выражается в смирении, пассивности и игнорировании проблемы. Испытуемые не склонны к активным действиям. У 48% испытуемых по данной категории выявлен адаптивный вариант. При решении проблем они стараются анализировать ситуацию, четко определяя критерии оценки своего поведения, стремятся к самообладанию.

По эмоциональным копинг - стратегиям результаты распределились следующим образом. Так у 80% испытуемых выявлен неадаптивный вариант копинг-поведения. Это проявляется в подавлении эмоции, самообвинении и агрессии. У 20% испытуемых выявлены адаптивные варианты копинг-поведения. Этим испытуемым свойственен оптимизм при оценке ситуации, они уверенны, что выход есть.

По поведенческим копинг- стратегии у 64% испытуемых обнаружен неадаптивный вариант. Этим испытуемым характерно активное избегание, отступление. У 36% испытуемых выражен адаптивный вариант поведения. Им свойственно сотрудничество в решении проблем, они могут обратиться за помощью и поддержкой к другим людям.

Таким образом, по всем трем стратегиям наибольшее количество испытуемых использует неадаптивный вариант поведения, что затрудняет решение проблемы и усугубляет психическое состояние.

Анализ полученных в ходе исследования результатов позволил нам сделать некоторые выводы: разведенные женщины чаще выбирают стратегию положительной переоценки, стратегию самоконтроля. А также стратегию планирование решения проблемы.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070

Анализируя выраженность адаптивных и неадаптивных копинг-стратегий когнитивного, эмоционального и поведенческого типа в группе разведенных женщин, мы обнаружили, что во всех трех типах большее число испытуемых ориентируются на неадаптивные варианты. Список использованной литературы:

1. Кабакова, М. П. Особенности психологической помощи в ситуации развода и в постразводный период / М. П. Кабакова, Г. К. Сланбекова // Психология в школе. - 2016. - №3. - С. 3-10.

2. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие для студентов вузов/ О.А. Карабанова.-М.: Гайдарики, 2012.- 320 с.

3. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. - М. : Институт психологии РАН, 2008. - 474 с.

© Капашева Г.А., Бурленова С.О., Барикова А.Р., 2016

УДК 159.923.2

В.В. Мартышова

бакалавр 1 курса обучения «Педагогическое образование. Иностранный язык», Астраханский государственный университет, факультет иностранного языка

Г. Астрахань, Российская Федерация

ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

В статье исследуется проблема влияния самооценки на развитие человека. Освещаются такие аспекты этого влияния как жизнестойкость, нравственность.

Ключевые слова Самооценка, сознание, личность.

Сложно переоценить значимость самооценки в жизнедеятельности человека. Самооценка - это отношение к себе, оценка себя как единицы общества. Под самооценкой зачастую подразумевается характеристика своего внутреннего «Я», опирающаяся с одной стороны на мнение окружающих людей, а с другой - подкреплённая представлением о себе самого человека.

Изучение феномена самооценки стало столь актуальным благодаря тому, что дало наиболее широкое представление как о личности в целом, так и об её отдельных компонентах.

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона сознания личности. С помощью самооценки регулируется поведение личности [8, с.362].

Самооценка формируется на основе существующих в данном обществе норм морали и обуславливается его мировоззрением, положением в системе производственных отношений, господствующих в данном обществе [4, с. 25-26].

Самооценка - это структурный компонент самосознания, который является специфически человеческим побудителем поведения и развития личности. Самооценка, так же как и представление о себе формируется в результате взаимодействия индивидуума с окружающей средой и оценочного воздействия с другими людьми. Поведение, опыт, развитие, структура личности согласуются с самооценкой [1, с.96].

Самооценка, являясь общезначимой ценностью для общества и личности, наряду с притязанием на признание и именем собственным, формирует представление себя как представителя определённого пола, представление себя во времени, оценку себя в отношении прав и обязанностей [7, с.58].

Самооценка является одной из самостоятельных личностных подструктур, а её формирование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.