Научная статья на тему 'Копинг-репертуар преподавателей Тувинского государственного университета с разным стажем преподавательской деятельности'

Копинг-репертуар преподавателей Тувинского государственного университета с разным стажем преподавательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
149
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
копинг-репертуар / преподаватели / стаж преподавательской деятельности / преподавание / копинг / стресс / копинг-поведение / совладающее поведение. / coping repertoire / teachers / teaching experience / teaching / coping / stress / coping- behavior.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Момбей-Оол Сырга Мергеновна, Бадарчы Анай-Хаак Тимофеевна

В предлагаемой статье изложена сущность копинг-репертуара преподавателей с разным преподавательским стажем, позволяющая преподавателю грамотно выстраивать отношения со студентами. В практике социально-психологического сопровождения, совладающее поведение может быть использовано в качестве многомерной, сложной черты стрессоустойчивой личности. Данное понятие вбирает в себя большое количество адаптивных, неадаптивных и относительно адаптивных стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями. В практической деятельности психолога стрессоустойчивость, возможность использования адаптивных стратегий без последствий для психического здоровья определяет профессиональную пригодность педагога и в будущем, социальную успешность потенциального работника. Особенно важен такой прогноз в тех сферах жизнедеятельности, в которых имеются такие элементы как – социально-психологическая напряженность, риск эмоционального выгорания, профессия связана с высокой моральной ответственностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Момбей-Оол Сырга Мергеновна, Бадарчы Анай-Хаак Тимофеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COPING REPERTOIRE OF TUVAN STATE UNIVERSITY TEACHERS WITH DIFFERENT TEACHING EXPERIENCE

The article describes the essence of the coping repertoire of teachers with different teaching experience, allowing teachers to build competent relationships with students. In the practice of social-psychological support, coping behavior can be used as a multidimensional, complex features of a stress-resistant personality. This concept includes a large number of adaptive, nonadaptive and relatively adaptive strategies for coping with difficult life situations. In practice of psychologists, stress resistance and the ability to use adaptive strategies without negative consequences for mental health determines the professional suitability of a teacher or the social success of a potential employee in the future. It is especially important in those areas of life which mean social and psychological tension, the risk of emotional burnout, and when job is associated with high moral responsibility.

Текст научной работы на тему «Копинг-репертуар преподавателей Тувинского государственного университета с разным стажем преподавательской деятельности»

УДК 159.9.072

doi 10.24411/2221-0458-2019-10008

КОПИНГ-РЕПЕРТУАР ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ТУВИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА С РАЗНЫМ СТАЖЕМ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Момбей-оол С.М., Бадарчы А.Т.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

COPING REPERTOIRE OF TUVAN STATE UNIVERSITY TEACHERS WITH DIFFERENT TEACHING EXPERIENCE

Mombey-oolS.M., BadarchiA.T. Tuvan State University, Kyzyl

В предлагаемой статье изложена сущность копинг-репертуара преподавателей с разным преподавательским стажем, позволяющая преподавателю грамотно выстраивать отношения со студентами. В практике социально-психологического сопровождения, совладающее поведение может быть использовано в качестве многомерной, сложной черты стрессоустойчивой личности. Данное понятие вбирает в себя большое количество адаптивных, неадаптивных и относительно адаптивных стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями. В практической деятельности психолога стрессоустойчивость, возможность использования адаптивных стратегий без последствий для психического здоровья определяет профессиональную пригодность педагога и в будущем, социальную успешность потенциального работника. Особенно важен такой прогноз в тех сферах жизнедеятельности, в которых имеются такие элементы как - социально-психологическая напряженность, риск эмоционального выгорания, профессия связана с высокой моральной ответственностью.

Ключевые слова: копинг-репертуар, преподаватели, стаж преподавательской деятельности, преподавание, копинг, стресс, копинг-поведение, совладающее поведение.

The article describes the essence of the coping repertoire of teachers with different teaching experience, allowing teachers to build competent relationships with students. In the practice of social-psychological support, coping behavior can be used as a multidimensional, complex features of a stress-resistant personality. This concept includes a large number of adaptive, non-adaptive and relatively adaptive strategies for coping with difficult life situations. In practice of psychologists, stress resistance and the ability to use adaptive strategies without negative consequences for mental health determines the professional suitability of a teacher or the social success of a potential employee in the future. It is especially important in those areas of life which mean social and psychological tension, the risk of emotional burnout, and when job is associated with high moral responsibility.

Keywords: coping repertoire, teachers, teaching experience, teaching, coping, stress, coping-behavior.

Особую значимость приобретают про- адаптацию. Прежде всего, это общее пси-блемы психологического сопровождения хосоматическое здоровье и его важный эмоционально и морально-затратных про- элемент - индивидуальный потенциал фессий, которые предполагают постоянное личности и поддерживающие возможно-взаимодействие с людьми. Преподаватель- сти среды, необходимые для решения конской деятельности характерна каждоднев- кретной проблемы. В литературе наиболее ное взаимодействие с большим количеством часто упоминаются такие сферы психиче-людей, а также высокая интеллектуаль- ской деятельности как внутренний локус ная нагрузка, что повышает возможность контроля, адекватная самооценка с уровнем психоэмоционального выгорания. Сопро- притязаний и оптимальный уровень трево-вождение, первичная профилактика вы- жности [3].

горания предполагает просветительские Так Т. Л. Крюкова описала мнение Ш.

и диагностические процедуры. Одним из Тейлора, который выделяет и так называ-

способов сопровождения является обуче- емые «дополнительные» ресурсные ком-

ние человека конструктивному копинг-по- поненты, к которым относится довольно

ведению в трудных ситуациях на пути его высокий уровень самоуважения, легкий

профессионального роста. В случае некон- характера (коммуникабельность, развитые

структивного копинг-репертуара в свете с социальные навыки) и даже религиозная

жизненных и профессиональных стрессов. картина мира индивида. Будет ли тот или

Человек испытывает подавленность в до- иной ресурс использоваться, зависит от

стижении жизненно важных целей, ощу- человека и определенных обстоятельств.

щает и претерпевает неудовлетворенность Установлено также, что ресурсы помогают

личным и профессиональным развитием. при стрессе низкого и среднего уровней.

Интерес к проблеме копинг-репертуара При высоком уровне стресса они могут им

в последнее время в современной психоло- «сметаться» [2].

гической науке постоянно возрастает. Ко- Коэн и Лазарус, обобщив наблюдения

пинг-поведение представляет собой спец- многих ученых, выделили функционал ко-

ифическую форму реализации активности пинга:

личности, в которой проявляются ее лич- 1) минимизация отрицательных воздей-

ностными характеристики при встрече с ствий обстоятельств и повышение возмож-

трудными жизненными ситуациями. ностей восстановления активности;

К копинг-репертуару относится харак- 2) терпение, приспособление или регу-

теристики личности и социальной среды, лирование, преобразование жизненных си-

которые повышают или снижают устой- туаций;

чивость человека, - все те личностные и 3) поддержание позитивного, положи-

средовые ресурсы, которые индивид при- тельного образа Я. Уверенности в своих си-

влекает для того, чтобы совладать проблем- лах;

ной ситуацией. Это личностные и средовые 4) поддержание эмоционального равно-

ресурсы, которые помогают и облегчают весия;

5) поддержание, сохранение достаточно позиция приобретает с этой точки зрения тесных взаимосвязей с другими людьми [2]. особую значимость, в основе которого ле-

Реализация перечисленных задач вли- жит отношение к личности студента как

яет на успешность копинг-поведения. Не- к активному субъекту, его самоценность,

смотря на многочисленные исследования ориентация на коллективную созидатель-

в области психологии совладающего пове- ную деятельность и сотрудничество в про-

дения, отмечает Т.Л. Крюкова, в теоретиче- цессе обучения. Сложный, неоднозначный

ском и эмпирическом осмыслении успеш- характер преподавательской деятельности

ности применения тех или иных копингов. является ее специфической особенностью

Шелли Тейлор о критериях эффективности [7].

копинга писала, что оно успешное, если: Преподаватель взаимодействует с фора) устраняет соматические и уменьшает мирующейся и развивающей личностью, психологические проявления дистресса; которая обладает уже некоторым социаль-

6) дает возможность человеку восстано- ным опытом и своей собственной инди-вить гомеостаз; видуальностью. Преподаватель призван

в) обеспечивает безопасность гомеостаз решать проблемы, связанные с неординар-

личности от психического истощения, ины- ными, постоянно трансформирующими ус-

ми словами, предотвращая дистресс [3]. ловиями преподавательской деятельности.

Эффективность копинга проявляется Созидательный характер профессиональ-

также в продолжительности положитель- ной деятельности преподавателя выдвигает

ных последствий, которые вообще могут требования к непрерывному личностному

быть либо явлениями недлительного эф- и профессиональному росту, который необ-

фекта; либо долговременными вариантами, ходим для развития и роста [1]. Особенно

которые имеют ощутимое влияние на пси- это актуально для молодого специалиста,

хологическое благополучие и качество жиз- который только начинает свою преподава-

ни человека [4]. тельскую деятельность и не наработал еще

Допустим, что педагогическая деятель- эффективных стратегий решения встающих

ность - это обучающее, развивающее и вос- перед ним трудностей.

питывающее воздействие учителя на своих Таким образом, преподаватель взаи-

учеников. В то же время она предполагает модействует с наивысшей ценностью об-

активное саморазвитие и самоактуализа- щества - личностью студента-будущего

цию как личности и профессионала, так и специалиста. Он является субъектом дея-

его ученика. Анализ научной литературы тельности по саморазвитию, самосовер-

позволяет выделить такие существенные шенствованию, самообучению в своей про-

характеристики деятельности преподава- фессиональной сфере деятельности. Без

теля, как мотивированность и продуктив- опоры на свои собственные личностные и

ность [6, с. 35]. средовые ресурсы, возможности педагоги-

Личностные и профессиональные уста- ческий процесс не может быть эффектив-

новки преподавателя, его педагогическая ным.

Эмпирическое исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет» г. Кызыла. Выборку составили 30 преподавателей, из них 15 человек с педагогическим стажем от 3 до 15 лет и 15 человека со стажем педагогической деятельности от 15 лет и выше. В эмпирическую базу исследования вошли преподаватели Кызылского педагогического института имена А. А. Даржая, естественно-географического, сельскохозяйственного и филологического факультетов Тувинского государственного университета. По половому составу выборки представлена в соотношении 88,4% женщин и 11,6% мужчин.

В исследовании нами применялся опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса. Данный опросник назначен для нахождения способов (копинг механизмов, копинг-поведения) преодоления трудностей в различных сферах: трудности в работе, трудности в обучении, трудности в общении, трудности в любви и т.д. Преодоление трудностей возможно с помощью 8 страте-

гий. Опросник включает 50 утверждений, каждое из которых отражает определенный способ поведения в трудной ситуации (приложение А).

Выявление своеобразия копинг-поведе-ния у всех категорий испытуемых преподавателей ТувГУ обнаружило отчетливое доминирование той или иной базисной ко-пинг-поведения, диагностируемой при помощи опросника «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса. Были получены следующие результаты: уровень субъектной регуляции значимо влияет на копинг-репер-туар (см. рис. 2) принятие ответственности и планирование решения проблемы;

У преподавателя со стажем работы от 15 лет и выше профессиональной деятельности значимо влияет на поведение копинг «Положительная переоценка». У педагога со стажем работы от 3 до 15 лет - на уровень его субъектной регуляции совместно оказывают влияние следующий копинг-ре-пертуар: «Поиск социальной поддержки», «Положительная переоценка», «Самоконтроль».

I I |

Рис. 1 Сравнение результатов копинг-репертуара преподавателей по стажу

Рис. 1 Сравнение результатов копинг-репертуара преподавателей по стажу преподавания, в %

Влияние стажа работы на копинг-репер-туар «Принятие ответственности», «Положительная переоценка» и «Планирование решения проблемы». Из полученных результатов видно, что в целом во всех трёх копинг-поведений преобладает тенденция к более частому использованию данных поведений пропорционально возрастанию стажа работы. Возможно, это связано с тем, что обладая данными репертуарами преодоления, педагоги более успешно адаптируются к педагогической деятельности, тем самым задерживаясь в данной профессиональной отрасли на более длительное время. Также следует отметить основные графические колебания. Респонденты с педагогическим стажем от 3 до 15 лет показывают высокие результаты по частоте использования копинг-стратегии «Принятие ответственности». Данный копинг имеет высокую напряженность, что показывает дезадаптационную выраженность использования данной стратегии.

При обработке результатов сначала под-считывались баллы, суммируя которые по каждой субшкале мы получали суммарный балл. Баллы указывали уровни выраженности копинга. Результаты от 0 до 6 баллов свидетельствуют о низком уровне напряженности, что сообщает об адаптивном варианте копинга. Результаты от 7 до

12 баллов показывают о среднем, уровне адаптационного потенциала личности, т.е. в пограничном состоянии. Результаты от

13 до 18 баллов свидетельствует о высоком уровне напряженности копинга, что подтверждает выраженную дезадаптацию.

Выявлено, что стаж работы преподавателя имеет влияние на выбор стратегии совла-

дания в трудных ситуациях. У преподавателей со стажем от 15 лет и выше обнаружен низкий уровень напряженности копингов «Принятие ответственности», «Планирование решение проблемы», это сообщает об адаптивном копинге, профессионального развития относятся такие копинг-поведе-нии (см.рис.1). Такие респонденты преодолевают проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта. У испытуемых с большим преподавательским стажем обнаружены средние показатели по копингу «Положительная переоценка», когда как ко-пинг «Бегство-избегание» преподавателями ТувГУ практически не используются.

На рис. 2 показано, что у преподавателей ТувГУ копинг-репертуар в основном имеют средний уровень выраженности, что свидетельствует об отсутствии выраженной дезадаптации. Так преподаватели со стажем от 3 до 15 лет демонстрируют средние показатели стиля совладания по копингам: поиск социальной поддержки, положительная переоценка, конфронтация (возможность активного противостояния трудностям и стрессогенному воздействию) и самоконтроль. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста мало характерно для выборки с малым стажем. Признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения

используется респондентами не выше нор- самокритике и самобичеванию, пережива-мы. Выраженность данной стратегии в по- нию чувства вины и хронической неудов-ведении может приводить к неоправданной летворенности собой.

Табл. 1 Показатели выраженности копинг-поведения у преподавателей ТувГУ

(средние показатели)

Копинг-репер-туар От 3 до 15 лет От 15 лет и выше

Уровни

Низкий (адаптивный вариант) Средний Высокий (дезадаптация) Низкий (адаптивный вариант) Средний Высокий (дезадаптация)

Конфронтация 4 7 1 (редко) 4 8 2 (иногда)

Дистанцирование 3 9 2 5 9 1 (редко)

Самоконтороль 4 1 13 5 8 1

Поиск социальной поддержки 5 12 3 (часто) 4 7 1

Принятие ответственности 4 1(редко) 16 6 12 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бегство-избегание 0 0 0 0 0 0

Планирование решения проблемы 6 1 2 (иногда) 6 1 1

Положительная переоценка 2 (иногда) 9 2 2 1 13

24 40 39 32 46 20

У преподавателей участников исследова- самообладанию, преодоление проблемы за

ния на среднем уровне выражена такое ко- счет целенаправленного анализа ситуации и

пинг-поведение, как конфронтация, дистан- возможных вариантов поведения, выработ-

ционирование, принятие ответственности. ки стратегии разрешения проблемы, плани-

Педагоги с такими стратегиями разрешают рования собственных действий. Разрешение

проблемы за счет не всегда целенаправлен- проблемы происходит за счет привлечения

ной поведенческой активности, осущест- внешних (социальных) ресурсов, поиска ин-

вления конкретных действий, преодолевают формационной, эмоциональной и действен-

негативные переживания за счет снижения ной поддержки, преодоление негативных

ее значимости, отрицания проблемы, отвле- переживаний в связи с проблемой за счет

чения. ее положительного переосмысления, рас-

Из рис. 2 видно, что большинство стра- смотрения ее как стимула для личностного

тегий низкого уровня копинг-поведения роста.

(это сообщает об адаптивном варианте ко- Для более полной картины мы дополни-

пинга) в различных ситуациях преобладают тельно использовали методику копинг-ме-

у преподавателей с педагогическим стажем ханизмов Э. Хейма. Данная скрининговая

от 15 лет и выше. У таких преподавателей: методика, позволяет исследовать 26 ситуа-

высокий контроль поведения, стремление к ционно-специфических вариантов копинга,

распределенных в соответствии с тремя основными сферами психической деятельности на когнитивный, эмоциональный и поведенческий копинг-механизмы. Методика адаптирована в лаборатории клинической психологии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, под руководством д.м.н. профессора Л. И. Вассермана.

Результаты методики диагностики ко-пинг-механизмов Э. Хейма преподавателей

ТувГУ с разным стажем проессиональной деятельности обнаружили высокую степень эмоциональных копинг-стратегий (адаптивный копинг-репертуар) «оптимизм» (рис.3) - эмоциональное состояние с активным возмущением и протестом по отношению к трудностям и уверенностью в наличии выхода в любой, даже самой сложной, ситуации у большинства рассмотренных нами категорий преподавательского состава ТувГУ.

Рис. 2. Копинг-репертуар адаптивных стратегий у преподавателей ТувГУ

Альтруизм характерен для преподавателей со стажем с 15 лет и выше по сравнению с другими копинг-поведениями адаптивного характера. Под альтруизмом понимается такое поведение личности, человек вступает в сотрудничество со значимыми для себя людьми, ищет поддержки в ближайшем социальном окружении или сама предлагает ее близким в преодолении трудностей [5, с.34].

Профессиональный труд преподавателя

ситуации, на которые должен конструктивно и довольно быстро реагировать, адаптироваться.

Таким образом, по результатам эмпирического исследования прослежено, что стаж преподавательской деятельности имеет существенное влияние на копинг-реперту-ар преподавателей. Для преподавателей со стажем работы от 15 лет и выше профессиональной деятельности характерно положи-

отличается очень высокой эмоциональной тельная переоценка при трудностях в жизни.

занятостью и высокой моральной ответственностью. Преподаватель высшей школы, как и любой другой представитель педагогической среды, непрерывно включен во все-

У педагога со стажем работы от 3 до 15 лет - на уровень его субъектной регуляции оказывают влияние следующий копинг-страте-гии - «Поиск социальной поддержки», «По-

возможные быстроменяющиеся социальные ложительная переоценка», «Самоконтроль».

У преподавателей, вошедших в выборку исследования, на среднем уровне выражена такой вариант копинг-поведения, как конфронтация, дистанцирование и принятие ответственности. Преподаватели с данными типами стратегий разрешают проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществляя действия по преодолению негативных переживаний за счет снижения ее эмоциональной значимо-

сти, отрицания проблемы, отвлечения.

Альтруизм характерен для преподавателей со стажем с 15 лет и выше по сравнению с другими копинг-поведениями адаптивного характера. Под альтруизмом понимается такое поведение личности, человек вступает в сотрудничество со значимыми для себя людьми, ищет поддержки в ближайшем социальном окружении или сама предлагает ее близким в преодолении трудностей.

Библиографический список

1. Гордиенко, В.Н. Психология удовлетворенности профессионально- педагогической деятельностью / В.Н. Гордиенко. - Иркутск, 2009. - 372 с.

2. Крюкова Т.Л. Психология стресса и со-владающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие: материалы 4 Междунар. Науч. Конф. Кострома, 22-24 сент. 2016 г. в 2 т. / отв. ред. Т.Л. Крюкова, М.В. Са-поровская, С.Х. Хазова. - Кострома: им. Н. А. Некрасова, 2016. -Т.1 - 116 с. (407 с.)

3. Крюкова, Т.Л. Методы изучения совла-дающего поведения: Монография / Т.Л. Крюкова. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова - Студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2007. - 60 с.

4. Крюкова, Т.Л. Психология совладающе-го поведения: современное состояние и психологические, социокультурные перспективы [Электронный ресурс] / Т.Л. Крюкова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, 2013. - № 5. - том 19. - Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/ psihologiya

5. Момбей-оол С.М. Копинг-репертуар

студенческой молодежи Республики Тыва (на примере студентов разных факультетов Тувинского государственного университета) // Вестник Тувинского государственного университета. №4. Педагогические науки. 2019. 34-40 с.

6. Полетаева, Н.М. Мотивация личност-но-профессионального развития педагога [Электронный ресурс] / Н.М. Полетаева. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 2014. - Том 3. - № 4.

7. Пряжников, Н.С. Стратегии преодоления стресса в работе педагога // Н.С. Пряжников / Психологическая наука и образование. - М., 2008. 32-39 с.

References

1. Gordienko V. N. Psikhologiya udovletvoryonnosti professionalno-pedagogicheskoi deyateFnosfu [Psychology of satisfaction with professional and pedagogical activity]. Irkutsk, 2009. 372 p. (in Russian)

2. Kryukova T. L. Psikhologiya stressa I sovladayushego povedeniya: resursy, zdorov'e, razvitiye: materialy 4 Mezhdunar. Nauch. Konf.22-24 sent.2016 g.v 2 t. [Psychology of stress and coping resources,

health, and development: proceedings 4 Intern. Science. Conf. Kostroma, September 22-24, 2016, in 2 vol.]. Kostroma, Publ. named after N.A.Nekrasov, 2016. Vol. 1, 116 p. (in Russian)

3. Kryukova T. L. Metody izucheniya sovladayushego povedeniya: Monografiya [Methods of studying coping behavior: Monograph]. Kostroma, KSU named after N. Ah. Nekrasov, Avantitul Publ., 2007. 60 p. (in Russian)

4. KryukovaT.L.Psikhologiyasovladayushego povedeniya: sovremennoye sostoyaniye I psikhologicheskiye, sotsiokuFturnye perspektivy [Psychology of coping behavior. Current state and psychological, social-cultural perspectives Vestnik of Kostroma State University named after N. A. Nekrasov, 2013. No. 5. Volume 19. Available at: http://cyberleninka.ru/ article/n/psihologiya (in Russian)

5. Mombey-ool S. M. Koping-repertuar

studencheskoi molodyozhi Respubliki Tyva (na primere studentov raznykh fakuFtetov Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta [Coping-repertoire of students of the Republic of Tuva (on the example of students of different faculties of Tuva state University)]. Vestnik of Tuvan State University Journal. No.4. Pedagogical Sciences. Kyzyl, 2019. 34-40 p. (in Russian)

6. Poletayeva N. M. Motivatsiya lichnostno-professionaFnogo razvitiya pedagoga [Motivation of personal and professional development of a teacher]. Vestnik of Leningrad State University named after A. S. Pushkin Journal, 2014. Volume 3. No. 4. (in Russian)

7. Pryazhnikov N. S. Strategii preodoleniya stressa v rabote pedagoga [Strategies to coping with stress at teacher's work]. Psychological Science and Education Journal. Moscow, 2008. 32-39 p. (in Russian)

Момбей-оол Сырга Мергеновна, старший преподаватель кафедры психологии Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: mombeyool@mail.ru Бадарчы Анай-Хаак Тимофеевна, слушатель годичных курсов переподготовки по программе "Педагогика и психология", Тувинский государственный университет, Кызыл, E-mail: badarchy2019@qmail.com

Syrga Mombey-ool, Senior Lecturer at the Department of Psychology, Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: mombeyool@mail.ru

Anay-Khaak Badarchi, Student, Participant of the Annual Courses on Retraining the program "Pedagogy and Psychology", Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: badarchy2019@qmail. com

Дата поступления статьи в редакцию 22.06.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.