Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титова Оксана Владимировна

В статье предтавлены результаты научного исследования факторов адаптации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья к образовательной организации. В современном образовательном пространстве дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья могут воспитываться в разных типах образовательных организаций: в инклюзивных детских садах, в компенсирующих дошкольных образовательных организациях. Независимо от типа образовательной организации все дети с ограниченными возможностями здоровья проходят адаптационный период. Этот период может протекать по-разному для каждого ребенка с особенностями развития. Для более быстрого и безболезненного протекания этого периода необходимо определить факторы, которые в наибольшей степени влияют на адаптационные механизмы. Знание этих факторов позволит специалистам и родителям облегчить и сократить период адаптации дошкольника с ограниченными возможностями здоровья к образовательной организации. Целью нашего исследование было определить, какие факторы в наибольшей степени влияют на адаптацию ребенка с ОВЗ к образовательной организации, а какие являются менее значимыми. В результате исследования было выявлено, что самыми значимыми факторами являются те, которые связаны с состоянием физического и психического здоровья детей. Это группа психо-физических факторов. Уровень интеллектуального развития детей, состояние их эмоционально-волевой сферы и соматического здоровья являются наиболее важными для процесса адаптации дошкольников. В рейтинг важных факторов попал и такой, как компетентность специалистов, обеспечивающих необходимые образовательные условия детям. Среднюю значимость для адаптации дошкольников оказывают факторы, связанные с условиями и стилем семейного воспитания, с социальным статусом семьи. Данные факторы можно отнести к группе социальных. К средне значимым факторам так же относятся факторы возраста и тренированности адаптационных возможностей. Третья группа - это низко значимые факторы. К ним относится пол ребенка. Как показало исследование, гендерная принадлежность дошкольника с ОВЗ играет незначительную роль в их адаптации. Полученные результаты исследования помогут специалистам более точно прогнозировать протекание периода адаптации детей с ОВЗ и создавать наиболее благоприятные условия для данного периода жизни ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Титова Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF FACTORS OF ADAPTATION OF PRESCHOOLERS WITH DISABILITIES TO AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article presents the results of a scientific study of the factors of adaptation of preschool children with disabilities to an educational organization. In the modern educational space, preschool children with disabilities can be brought up in different types of educational organizations: in inclusive kindergartens, in compensating educational organizations. Regardless of the type of educational organization, all children with disabilities undergo an adaptation period. This period may occur differently for each child with special needs. For a faster and more painless course of this period in the child's life, it is necessary to determine the factors that most affect the adaptation mechanisms. Knowledge of these factors will allow specialists and parents to facilitate and shorten the period of adaptation of a preschooler with disabilities to an educational organization. The purpose of our investigation was to determine which factors most influence the adaptation of a child with disabilities to an educational organization, and which are less significant. As a result of the investigation, the following data were obtained: The most significant factors are those related to the state of physical and mental health of children. This is a group of psycho-physical factors. The level of intellectual development of children, the state of their emotional and volitional sphere are the most important for the process of adaptation of preschoolers. The rating of important factors included such as the competence of specialists providing the necessary educational conditions for children. Factors related to the conditions and style of family upbringing and the social status of the family have an average significance for the adaptation of preschoolers. These factors can be include to the social group. The factors of age and fitness of adaptive capabilities also belong to the average significant factors. The third group is low-significant factors. These include the sex of the child. As the investigation showed, the gender identity of a preschooler with disabilities plays an insignificant role. The obtained results of the study will help to more accurately predict the course of the adaptation period of children with disabilities and create the most favorable conditions for the course of this period of a child's life.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Педагогика

УДК 377.5

кандидат педагогических наук, доцент Титова Оксана Владимировна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье предтавлены результаты научного исследования факторов адаптации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья к образовательной организации. В современном образовательном пространстве дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья могут воспитываться в разных типах образовательных организаций: в инклюзивных детских садах, в компенсирующих дошкольных образовательных организациях. Независимо от типа образовательной организации все дети с ограниченными возможностями здоровья проходят адаптационный период. Этот период может протекать по-разному для каждого ребенка с особенностями развития. Для более быстрого и безболезненного протекания этого периода необходимо определить факторы, которые в наибольшей степени влияют на адаптационные механизмы. Знание этих факторов позволит специалистам и родителям облегчить и сократить период адаптации дошкольника с ограниченными возможностями здоровья к образовательной организации. Целью нашего исследование было определить, какие факторы в наибольшей степени влияют на адаптацию ребенка с ОВЗ к образовательной организации, а какие являются менее значимыми. В результате исследования было выявлено, что самыми значимыми факторами являются те, которые связаны с состоянием физического и психического здоровья детей. Это группа психо-физических факторов. Уровень интеллектуального развития детей, состояние их эмоционально-волевой сферы и соматического здоровья являются наиболее важными для процесса адаптации дошкольников. В рейтинг важных факторов попал и такой, как компетентность специалистов, обеспечивающих необходимые образовательные условия детям. Среднюю значимость для адаптации дошкольников оказывают факторы, связанные с условиями и стилем семейного воспитания, с социальным статусом семьи. Данные факторы можно отнести к группе социальных. К средне значимым факторам так же относятся факторы возраста и тренированности адаптационных возможностей. Третья группа - это низко значимые факторы. К ним относится пол ребенка. Как показало исследование, гендерная принадлежность дошкольника с ОВЗ играет незначительную роль в их адаптации. Полученные результаты исследования помогут специалистам более точно прогнозировать протекание периода адаптации детей с ОВЗ и создавать наиболее благоприятные условия для данного периода жизни ребенка.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, факторы адаптации к образовательной организации.

Annotation. The article presents the results of a scientific study of the factors of adaptation of preschool children with disabilities to an educational organization. In the modern educational space, preschool children with disabilities can be brought up in different types of educational organizations: in inclusive kindergartens, in compensating educational organizations. Regardless of the type of educational organization, all children with disabilities undergo an adaptation period. This period may occur differently for each child with special needs. For a faster and more painless course of this period in the child's life, it is necessary to determine the factors that most affect the adaptation mechanisms. Knowledge of these factors will allow specialists and parents to facilitate and shorten the period of adaptation of a preschooler with disabilities to an educational organization. The purpose of our investigation was to determine which factors most influence the adaptation of a child with disabilities to an educational organization, and which are less significant. As a result of the investigation, the following data were obtained: The most significant factors are those related to the state of physical and mental health of children. This is a group of psycho-physical factors. The level of intellectual development of children, the state of their emotional and volitional sphere are the most important for the process of adaptation of preschoolers. The rating of important factors included such as the competence of specialists providing the necessary educational conditions for children. Factors related to the conditions and style of family upbringing and the social status of the family have an average significance for the adaptation of preschoolers. These factors can be include to the social group. The factors of age and fitness of adaptive capabilities also belong to the average significant factors. The third group is low-significant factors. These include the sex of the child. As the investigation showed, the gender identity of a preschooler with disabilities plays an insignificant role. The obtained results of the study will help to more accurately predict the course of the adaptation period of children with disabilities and create the most favorable conditions for the course of this period of a child's life.

Key words: preschool children with disabilities, factors of adaptation to an educational organization.

Введение. В Российской Федерации функционирует система дошкольного образования, которая обеспечивает образование как детей с нормативным развитием, так и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для детей с нарушениями в развитии существуют различные организационные формы получения дошкольного образования: инклюзивные детские сады, группы и сады компенсирующей направленности, группы кратковременного пребывания в дошкольных учреждениях, центры психолого-педагогического сопровождения и др. Согласно ФГОС дошкольного образования дети с нарушениями в развитии могут обучаться и воспитываться, начиная с 2-х месяцев. Однако любое включение ребенка с нарушениями в развитии в коррекционно-развивающий процесс связан с ситуаций его адаптации к образовательной организации. От успешности адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации будет зависеть реализация его индивидуального образовательного маршрута [3]. Продолжительность адаптационных процессов ребенка будет влиять на организацию коррекционно-воспитательного процесса как в части количества времени, проводимого ребенком с ОВЗ в детском саду на начальном образовательном этапе, так и в части сопровождения, например, потребность в тьюторе, помогающему ребенку включиться в группу сверстников, в образовательный процесс. От того как будет проходить адаптационный процесс ребенка с ОВЗ в детском саду будет зависеть не только его психическое и физическое состояние, но и эмоциональное состояние родителей, которые как правило очень чувствительны ко всем процессам, связанных с их ребенком. Необходимо отметить и особое психо-эмоциональное состояние педагогов, занимающихся обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ, степень напряжения которых так же зависит от тога, на сколько адекватно проходят адаптационные процессы у их особых воспитанников. Имея научные данные о факторах, влияющих на адаптационные механизмы дошкольников с ОВЗ к образовательной организации, будет возможным создавать наиболее благоприятные условия для вхождения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс, строить оптимистические прогнозы по поводу их адаптации с учетом специфики развития каждого.

Изложение основного материала статьи. На современной этапе развития педагогической и психологической науки адаптация детей дошкольного возраста рассматривается как процесс и результат качественных изменений состояния

психики детей к изменившемуся образу жизни и деятельности, к новому социальному окружению [5]. Данные изменения происходят на трех уровнях: биологическом, психологическом и социальном. Адаптация у каждого ребенка протекает индивидуально. Данный процесс обуславливается рядом факторов. К таким факторам относят генетическую обусловленность адаптационных механизмов, состояние здоровья ребенка, его индивидуальные типологические особенности, социальную среду, в которой находится дошкольник.

Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям В.Н. Белкиной [1], Т.В. Костяк [4] и др., выделяется два уровня адаптации младших дошкольников без нарушений развития к условиям образовательной организации:

1) Физиологический уровень. На данном уровне происходит процесс приспосабливания физиологических процессов организма к изменившейся социальной ситуации развития ребенка и достигается длительная устойчивость организма и его частей;

2) Социально-психологический уровень. Это уровень, на котором происходит адаптация ребенка к новой социальной ситуации, к новому социальному окружению и среде с нормами и правилами, режиму дня.

В период адаптации к дошкольной образовательной организации у нормативных детей могут отмечаться такие проявления, как снижение аппетита, проблемы со сном, проявление негативных эмоций, повышенная плаксивость, проблемы в поведении, которые могут выражаться в агрессивности, повышенной активности или, наоборот, дети становятся подавленными. Дошкольники могут начать чаще болеть, у них снижается иммунитет.

Согласно исследованиям В.Н. Белкиной, Л.В. Белкиной [1], Т.В. Костяк [4], Р.В. Тонкова-Ямпольской [7] выделяется три этапа в процессе адаптации детей дошкольного возраста. Каждый этап имеет свои условные сроки протекания и связан со спецификой симптоматических появлений у дошкольников. Продолжительность первого этапа (острый или дезадаптационный период) ориентировочно составляет 1 месяц и может проявляться в снижении веса ребенка из-за снижения аппетита, возможно нарушение сна, частые респираторные заболевания, может наблюдаться остановка в речевом развитии, а в самых тяжелых случаях регресс в речи. Второй этап (подострый или адаптационный период) может протекать в течение 3-5 месяцев. На этом этапе у ребенка постепенно восстанавливается функционирование физиологических и психических процессов, поведение ребенка нормализуется, продолжается его психическое развитие. Третий этап - это период компенсации, то есть полной адаптации к социальным условиям образовательной организации. Физиологические и психические процессы у детей без нарушений нормально функционируют. У детей с ограниченными возможностями здоровья происходит возращение на тот уровень развития, на котором ребенок находился до поступления в детский сад.

Анализ научной литературы по адаптации нормативных дошкольников к образовательной организации показал, что можно выделить четыре степени адаптации, учитывая ее продолжительность: легкую (1 месяц), среднюю (2 месяца), тяжелую (3 месяца) и очень тяжелую (более трех месяцев).

Таким образом, мы определили, что у нормативного ребенка дошкольного возраста адаптация к образовательной организации может протекать по-разному: от легкого варианта до очень тяжелого. Адаптация затрагивают как физиологический уровень функционирования детского организма в период адаптации, так и социально-психический и включает в себя три периода.

Анализ работ исследователей, занимающихся вопросами обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями развития, Е.А. Стребелевой, Е.А. Екжановой [2], А.В. Закрепиной [6] и др. показывает, что дети с нарушениями в развитии в процессе адаптации к образовательной организации сталкиваются с теме же проблемами, что и нормативные дети, однако отмечается зависимость между сроками и тяжестью протекания периода адаптации, от степени выраженности того или иного нарушения у ребенка дошкольного возраста.

Целью нашего исследование было определить, какие факторы в наибольшей степени влияют на адаптацию ребенка с ОВЗ к образовательной организации, а какие являются менее значимыми. Полученные результаты исследования помогут более точно прогнозировать протекание периода адаптации детей с ОВЗ и создавать наиболее благоприятные условия для данного периода жизни ребенка.

Исходя из цели исследования, были определены его задачи:

1) Определить факторы, обуславливающие адаптацию ребенка с ОВЗ дошкольного возраста к образовательной организации.

2) Проранжировать результаты исследования.

3) Выявить наиболее значимые факторы, влияющие на процесс адаптации дошкольника с ОВЗ.

Теоретический анализ научной литературы позволил определить девять основных факторов, влияющих на адаптацию ребенка к дошкольной образовательной организации, в том числе и на адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья:

• Состояние здоровья ребенка.

• Возраст ребенка.

• Пол ребенка.

• Уровень психического развития ребенка.

• Состояние эмоционально-волевой сферы ребенка.

• Уровень тренированности адаптационных возможностей.

• Стиль воспитания ребенка в семье.

• Статус семьи (полная/неполная семья, уровень образования, социальный статус семьи, личностные особенности родителей).

• Компетентность специалистов образовательной организации.

Для исследования были разработаны листы экспертной оценки, которые оценивали значение разных факторов, влияющих на адаптацию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья к образовательной организации. В экспертных листах было необходимо расставить числа от 1 до 9 в соответствии с их значимостью (например, наиболее важный фактор обозначьте 1, следующий по степени важности - 2, и так далее до 9). Также в экспертном листе было необходимо указать должность заполнителя листа и вид учреждения, в котором он работает. Помимо этого нас интересовала категория детей, с которой работал респондент.

Изучение факторов, влияющих на адаптацию детей дошкольного возраста с нарушениями развития к образовательной организации, проводилось на базе десяти Московских образовательных организаций.

В исследовании приняло участие 39 респондентов, которые занимаются обучением и воспитанием детей с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях. Среди участников исследования были следующие специалисты: воспитатели, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, медицинские работники, тьюторы, социальные педагоги. Дети, с которыми работают участники исследования, относятся к различным нозологическим группам: дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми нарушениями речи, с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Исследование проводилось с помощью Google-формы, в которую были внесены в листы экспертной оценки. Респондентам было необходимо проранжировать факторы по степени их влияния на адаптацию детей дошкольного возраста с нарушениями развития в образовательных организациях и проставить баллы от 1 до 9. Наименьшее количество баллов получает наиболее значимый фактор. Результаты исследования приведены в таблице №1.

Таблица 1

Результаты исследования факторов адаптации детей дошкольного возраста с нарушениями развития

N/N фактора Факторы, влияющие на адаптацию детей с ОВЗ к образовательной организации Общее количество баллов (б)

1. Уровень психического развития ребенка 94

2. Состояние здоровья ребенка 102

3. Состояние эмоционально-волевой сферы ребенка 105

4. Компетентность специалистов образовательной организации 111

5. Уровень тренированности адаптационных возможностей 133

6. Стиль воспитания ребенка в семье 138

7. Возраст ребенка 143

8. Статус семьи (полная/неполная семья, уровень образования, социальный статус семьи, личностные особенности родителей) 167

9. Пол ребенка 232

Проанализировав полученные экспериментальные данные, мы пришли к выводу о том, что выделенные факторы оказывают влияние на адаптацию детей дошкольного возраста с нарушениями развития к образовательной организации. Исследование показало, что все факторы можно распределить по трем группам в зависимости от степени их влияния на адаптационные механизмы.

Первую группу наиболее значимых составили факторы, набравшие от 94 до 111 баллов. Это такие факторы, как: уровень психического развития ребенка, состояние здоровья ребенка, состояние его эмоционально-волевой сферы, компетентность специалистов образовательной организации. При этом прослеживается корреляции между категорией детей, с которой работает специалист и количеством баллов, которое он поставил, например, фактору - уровень психического развития ребенка. Чем тяжелее нарушение развития у ребёнка (интеллектуальные нарушения, расстройства аутистического спектра, тяжелые множественные нарушения развития), тем более значимым для адаптации является данный фактор. Так же наиболее тяжело проходят адаптационный период дети с проблемами в соматическом здоровье.

Ко второй группе значимых факторов можно отнести следующие: уровень тренированности адаптационных возможностей, стиль воспитания ребенка в семье, возраст ребенка, статус семьи (полная/неполная семья, уровень образования, социальный статус семьи, личностные особенности родителей). Данная группа факторов набрала от 133 до 167 баллов. Из анализа мы видим, что те дети, у которых имеется опыт посещения каких-либо образовательных организаций или специально организованных занятий на базе других учреждений, будут легче проходить адаптационный период. Чем взрослее ребенок, тем легче ему адаптироваться к новой среде. Наличие благоприятной окружающей семейной обстановки, адекватных детско-родительских отношений так же оказывает положительное влияние на процесс протекания адаптации дошкольника с ОВЗ к образовательной организации.

К третьей группе наименее значимых относится только один фактор - пол ребенка. Данный фактор набрал наибольшее количество баллов - 237. Это говорит о том, что при адаптации детей - дошкольников с нарушениями развития к образовательной организации фактор пола ребенка имеет наименьшее значение, гендерный признак не является решающим в указанном процессе.

Анализ результатов показал, что значимой корреляции между количеством поставленных баллов по тому или иному фактору и занимаемой должностью респондента в образовательной организации обнаружено не было.

Выводы. Обобщая результаты исследования, можно сделать вывод о том, что факторы, влияющие на адаптацию детей дошкольного возраста с нарушениями развития к образовательной организации можно разделить на три группы. Самыми значимыми являются те, которые связаны с состоянием физического и психического здоровья. Это группа психофизических факторов. Уровень интеллектуального развития детей, состояние их эмоционально-волевой сферы и соматического здоровья являются важными факторами успешной адаптации дошкольников. Так же, одним из важных факторов является компетентность специалистов, обеспечивающих необходимые образовательные условия детям. Среднюю значимость для адаптации дошкольников оказывают факторы, связанные с условиями и стилем семейного воспитания, с социальным статусом семьи. Данные факторы можно отнести к группе социальных. К средне значимым факторам так же относятся факторы возраста и тренированности адаптационных возможностей. Третья группа - это низко значимые факторы. К ним относится пол ребенка. Как показало исследование, гендерная принадлежность дошкольника с ОВЗ играет незначительную роль. Полученные результаты исследования могут быть использованы педагогами для создания оптимальных условий, облегчающих протекание адаптационного периода для разных категорий детей с ОВЗ к образовательной организации. Дальнейшего исследования требует подробное изучение влияние каждого выявленного фактора на адаптационные механизмы детей с разными отклонениями в развитии к образовательным и другим организациям.

Литература:

1. Белкина, В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / В.Н. Белкина, Л.В. Белкина. - Воронеж: Учитель, 2006. - 236 с.

2. Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии: научно-методическое пособие / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - Санкт-Петербург: КАРО, 2013. - 330 с.

3. Браткова, М.В. Индивидуальный образовательный маршрут для детей младшего школьного возраста со сложной структурой нарушения развития: практико-ориентированная монография / М.В. Браткова, О.В. Караневская, О.В. Титова. -Москва: ЛОГОМАГ, 2015. - 122 с.

4. Костяк, Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду / Т.В. Костяк. - М.: Academia, 2016. - 218 с.

5. Крыжановская, Н. В. Управление процессом адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды дошкольного образовательного учреждения / Н.В. Крыжановская, Н.А. Непомнящая // Научно-методический

электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 44. - С. 35-42. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56973.htm (дата обращения: 01.04.2022)

6. Особые дети: вариативные формы коррекционно-педагогической помощи : метод. пособие / [Филипповых Г.И. и др. ]; под ред. Е.А. Стребелевой, А.В. Закрепиной. - Москва: ЛОГОМАГ, 2013. - 242 с.

7. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / [Тонкова-Ямпольская Р.В., Голубева Л.Г., Гриднева Г.В. и др.]; под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской и др. - М.: Медицина, 1980. - 232 с.

Педагогика

УДК 37.036

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Умалатова Зульфия Магомедовна

Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии начального образования Алибекова Заира Нажмудиновна Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Астарханова Нурият Раджабовна

Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНЫХ

КЛАССОВ

Аннотация. В статье обоснована актуальность формирования модели педагога начальных классов; показано, как эта модель компетентно реализуется на факультете начальных классов Дагестанского государственного педагогического университета; разработана структура и обоснованы особенности учебного плана подготовки педагогов начальных классов; осуществлен анализ эффективности, состояния и перспектив развития системы начального образования; определены формы, виды учебно-воспитательного процесса и регламентирующие подготовку педагогов государственные документы. Приводится система научно-методического обеспечения подготовки педагогов начальной школы; предложена система совершенствования организационно-педагогического обеспечения подготовки педагогов начального образования; выявлены организационные и педагогические составляющие, которые в системной взаимосвязи решают проблему подготовки педагогов для начальной школы на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Ключевые слова: организационно-педагогическое обеспечение; начальное образование; педагог; государственные документы; учебно-воспитательный процесс; научно-методическое обеспечение; муниципальный, региональный и федеральный уровни.

Annotation. The article substantiates the relevance of the formation of the model of a primary school teacher; shows how this model is competently implemented at the Faculty of primary classes of Dagestan State Pedagogical University; develops the structure and substantiates the features of the curriculum for the training of primary school teachers; analyzes the effectiveness, state and prospects for the development of the primary education system; defines the forms, types of educational process and state documents regulating the training of teachers. The system of scientific and methodological support for the training of primary school teachers is given; a system for improving the organizational and pedagogical support for the training of primary education teachers is proposed; organizational and pedagogical components are identified, which in a systemic relationship solve the problem of training teachers for primary school at the municipal, regional and federal levels.

Key words: organizational and pedagogical support; primary education; teacher; state documents; educational process; scientific and methodological support; municipal, regional and federal levels.

Введение. В современных условиях особую актуальность представляет профессиональный отбор абитуриентов для обучения в профильном педагогическом вузе или в колледже. Специфика будущей деятельности предъявляет определенные требования к потенциальным особенностям и возможностям личности кандидатов для поступления, которые должны быть отражены при разработке модели учителя и воспитателя в области педагогического образования.

Модель будущего педагога должна отражать структуру и объем таких педагогических и социально-психологических качеств, умений и знаний, которые в совокупности будут характеризовать его как члена общества и служит основой для формирования системы специальной педагогической подготовки. В рамках модели педагога можно говорить и модели личности специалиста, которая включает необходимые свойства и качества, характеризующиеся как важные с точки зрения профессионализма. Такая модель предполагает построение профессиограммы - описания специальных педагогических, предметных и психологических требований и норм к личности и деятельности учителя. Эта профессиограмма ориентирована на выполнение квалификационно-должностных требований. Эти требования содержат перечисление совокупности таких знаний, умений и навыков, которыми необходимо овладеть будущему педагогу для осуществления надлежащего уровня педагогической деятельности.

Изложение основного материала статьи. В период формирования системы подготовки специалистов - педагогов необходимо решать задачи практической адаптации содержания и организации процесса учебы к особенностям педагогической деятельности [1; 3]. Это достигается путем насыщения лекционных курсов информацией, которая отражает специфику педагогической деятельности на основе составления и использования специфических учебно-методических пособий, программ, тестов и других материалов.

Например, на факультете начальных классов Дагестанского государственного педагогического университета такими дисциплинами являются: педагогика, психология, русский язык, математика; основы воспитательной деятельности; возрастная анатомия, физиология, гигиена и др.

Начиная со второго курса проводится учебно-оздоровительная практика непосредственно в общеобразовательной школе, что позволяет создать эффективную систему формирования профессиональной компетенции: теоретические знания -закрепление их на практике - контроль степени усвоения этих знаний. Обучающиеся имеют возможность осуществить профессиональную адаптацию уже с первого курса своей подготовки по будущей специальности. Этому способствует и выполнение курсовых работ на третьем курсе под руководством опытных учителей и преподавателей педагогического высшего учебного заведения. Тем самым система подготовки учителей начальных классов ориентируется на формирование у обучающихся деятельностно-направленных, специальных и практических навыков по выбранному направлению [2; С. 173].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.