Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
330
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
РАННИЙ ВОЗРАСТ / ДЕТИ С ОВЗ / АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мартынова С.С.

В данной статье рассмотрены условия включения детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольные образовательные учреждения. Изучены теоретические аспекты адаптации детей раннего возраста с ОВЗ. Описано проведение исследования для выявления уровня адаптации детей раннего возраста с ОВЗ в дошкольной образовательной организации (ДОО).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мартынова С.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES HEALTH OPPORTUNITIES TO CONDITIONS PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

This article discusses the conditions for the inclusion of young children with disabilities (HH) in preschool educational institutions. The theoretical aspects of adaptation of young children with disabilities have been studied. A study is described to identify the level of adaptation of young children with disabilities in a preschool educational organization (ECE).

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 1

Мартынова С.С.

педагог-психолог отдела ранней помощи ГБУ ДО РС(Я) «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения» (г. Якутск, Россия)

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация: в данной статье рассмотрены условия включения детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольные образовательные учреждения. Изучены теоретические аспекты адаптации детей раннего возраста с ОВЗ. Описано проведение исследования для выявления уровня адаптации детей раннего возраста с ОВЗ в дошкольной образовательной организации (ДОО).

Ключевые слова: ранний возраст, дети с ОВЗ, адаптация детей раннего возраста с ОВЗ, образовательная среда.

Адаптация к ДОО - сложный период для детей с особенностями в развитии и для их родителей. Данную проблему изучали такие педагоги, как Е.И. Морозова, Т.А. Дубровская, М.В. Воронцова, С.Г. Шевченко, Е.А. Стребелева. Несмотря на разработанность методических рекомендаций в этой области, до сих пор остаются проблемы научно-методического обеспечения адаптации детей раннего возраста с ОВЗ. Это связанно с недостаточной изученностью проблемы адаптации.

Целью условий включения детей раннего возраста с ОВЗ в образовательную среду является профилактика эмоционального неблагополучия и обеспечение условий для развития эмоционально - личностной сферы детей

раннего возраста с ОВЗ в образовательную среду групп общеразвивающей направленности ДОО.

В настоящее время проблема трудностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольной образовательной организации представляет собой немалый интерес для исследователей, что обусловлено высокой теоретической актуальностью вопроса и острой потребностью практики обучения и воспитания данной категории детей.

Для проверки адаптации детей раннего возраста с ОВЗ нами были сформированы две группы:

10 детей раннего возраста с ОВЗ. У детей имеются самые разные диагнозы: задержка речевого развития (3 детей), детский церебральный паралич (2 детей), тугоухость (2 детей), резудально-органическое поражение центральной нервной системы(2 детей), задержка психо-речевого развития (1 ребенок);

10 нормативно развивающихся детей раннего возраста.

Также заполнялись анкеты, велись беседы с 20 родителями.

Исследование проводилось в частной дошкольной образовательной организации «Звездочка» ИП Мандаровой С.Е. Первый филиал детского сада посещают четыре ребенка раннего возраста с ОВЗ, во втором филиале шесть детей раннего возраста с ОВЗ. Воспитательно-образовательную работу ведут воспитатели, логопед и педагог-психолог.

Целью проведения эксперимента было выявление уровня адаптации детей раннего возраста с ОВЗ в ДОО в рамках контрольной и экспериментальной группы. Для проведения исследования использовались методики Е.А. Морозовой - изучение эмоциональных состояний детей, а для родителей методика К.Л. Печоры - психолого-педагогические параметры, определения готовности поступления ребенка в ДОО.

Проведение беседы подразумевала собой сбор информации для исследования ребенка и его семьи, об индивидуальных особенностях дошкольника.

Рассмотрим результаты анкетирования родителей и наблюдения за детьми.

Анализ опроса родителей детей раннего возраста с ОВЗ показал, что большинство детей раннего возраста с ОВЗ предпочитают игрушки, игру в одиночестве и два родителя ответили, что ребенок на контакт с другими детьми не идет. А анализ опроса родителей нормативно развивающихся детей раннего возраста показал, что большинство из них предпочитает играть со сверстниками, а не с игрушками, т.е. у детей выражена потребность в общении.

Определение готовности к поступлению в ДОО ребенка раннего возраста показало, что 80% детей с ОВЗ и 20% нормативно развивающихся детей не готовы к поступлению в ДОО и неблагоприятный прогноз адаптации. Дети с такими показателями проявляют капризность, не контактируют с другими детьми и имеют низкую приспосабливаемость к новому месту.

Далее, 10% с ОВЗ и 30% нормативно развивающихся детей условно готовы к поступлению в ДОО. Если создать психолого-педагогические условия для адаптации, эти дети быстро смогут привыкнуть к детскому саду.

Таким образом, 10% с ОВЗ и 50% нормативно развивающихся детей готовы к поступлению в ДОО, что указывает на благоприятный прогноз адаптации детей раннего возраста. Дети с данными показателями быстро привыкают к новому месту, заинтересованы общению с другими детьми и имеют достаточный уровень самообслуживания.

Наблюдение показало, что адаптация детей с ОВЗ и нормативно развивающихся детей проходит по-разному. Нормативно развивающиеся дети в большей степени легко проходят адаптацию, это выражается в игровой активности, хорошем сне и способности обслуживать себя самостоятельно. Из 100% детей, только у 20% детей выявлена низкая адаптация.

У большинства детей раннего возраста с ОВЗ выявлен низкий уровень адаптации. Это проявляется в отказе от общения с детьми и педагогами, в болезненном восприятии разлуки с родителями, беспокойном поведении, частых слезах и капризах. Только у одного ребенка с ОВЗ из десяти наблюдение показало легкую адаптацию.

Средний уровень адаптации наблюдается у 10% с ОВЗ и 30% нормативно развивающихся детей. У детей плохой аппетит и сон, они периодически вспоминают своих родных и зовут их, но в процессе вовлечения педагогами в совместную или игровую деятельность - отвлекается.

Таким образом, исследование показало, что детям раннего возраста с ОВЗ требуется намного больше времени, специальных условий для адаптации в детском саду. Нужно учитывать особенности нарушения, необходимо создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно. Наблюдения показывают, что значительная часть детей раннего возраста с ОВЗ испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения.

Включение детей раннего возраста с ОВЗ в жизнь детского сообщества, гибкое сочетание различных видов и форм занятий, четкое выстраивание индивидуальных траекторий развития каждого ребенка приводит к более быстрой и легкой адаптации и нормализации детей в детском саду, формированию у них социальных навыков. Имея возможность общаться с детьми группы, осваивать нормы поведения и взаимодействия, копировать и отрабатывать образцы разрешения конфликтов, решения возникающих проблем, дети с особенностями в развитии приобретают неоценимый социальный опыт, который станет основой их успешной адаптации в социум.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Карабанова, О.А. Организация развивающей предметнопространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: Метод. рекомендации / Сост. О.А. Карабанова [и др.]. - Москва: Федеральный институт развития образования, 2014. - 96 с. Королёва, С.В. Этапы реализации проекта процесса социальной адаптации детей раннего возраста в ДОУ / С.В.Королева // Изв. Рос. акад. образования. - 2010. -№ 2. - С. 117-123.

Martynova S.S.

Educational Psychologist Republican center psychological, medical and social support

(Yakutsk, Russia)

ADAPTATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES HEALTH OPPORTUNITIES TO CONDITIONS PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Abstract: this article discusses the conditions for the inclusion of young children with disabilities (HH) in preschool educational institutions. The theoretical aspects of adaptation of young children with disabilities have been studied. A study is described to identify the level of adaptation of young children with disabilities in a preschool educational organization (ECE).

Keywords: early age, children with disabilities, adaptation of young children with disabilities, educational environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.