Научная статья на тему 'К вопросу о защите прав осужденных региональным уполномоченным по правам человека'

К вопросу о защите прав осужденных региональным уполномоченным по правам человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
160
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАЩИТА ПРАВ / PROTECTION OF RIGHTS / ОСУЖДЕННЫЕ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ УПОЛНОМОЧЕННОГО В СУБЪЕКТЕ / COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS / LEGAL STATUS OF COMMISSIONER IN THE REGION / CONVICTED PERSONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ефремова Ольга Сергеевна

в статье раскрывается роль регионального уполномоченного по правам человека в защите прав осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ефремова Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTION OF PRISONERS RIGHTS BY THE REGIONAL COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS

in the article the author reveals the role of the regional Commissioner for Human Rights in protection of prisoners rights.

Текст научной работы на тему «К вопросу о защите прав осужденных региональным уполномоченным по правам человека»

S

О OD О

5 §

го

OD

ГО

6

О

с о

0

1 I о

о §

0

1 §

2

I ГО

t О

УДК 342 ББК 67.400.63 Е92

O.S. EFREMOVA*

PROTECTION OF PRISONERS' RIGHTS BY THE REGIONAL COMMISSIONER

FOR HUMAN RIGHTS

Аннотация: в статье раскрывается роль регионального уполномоченного по правам человека в защите прав осужденных.

Ключевые слова: защита прав, осужденные, уполномоченный по правам человека, правовое положение уполномоченного в субъекте.

ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА ЕФРЕМОВА*

К ВОПРОСУ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ОСУЖДЕННЫХ РЕГИОНАЛЬНЫМ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

* Адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров (Академия ФСИН России) E-mail: kuzja10@yandex.ru

Annotation: in the article the author reveals the role of the regional Commissioner for Human Rights in protection of prisoners' rights.

Key words: protection of rights, convicted persons, Commissioner for Human Rights, legal status of Commissioner in the region.

Сегодня нет вопросов, содержание которых не было бы предметом рассмотрения уполномоченным по правам человека. При этом, как правило, решения по ним уже принимались другими органами и должностными лицами. К уполномоченному по правам человека гражданин обращается уже как к последней инстанции с надеждой, что все-таки его вопрос будет решен. Особенно это касается лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. В силу условий его отбывания им гораздо тяжелее реа-лизовывать свои права и законные интересы. Свое место в решении этой задачи занимает уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации.

В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года содержатся позиции, реализовать которые без участия субъектов РФ невозможно. Одна из них напрямую замыкается на региональных омбудсменах: «В рамках совершенствования сотрудничества с институтами гражданского общества и осуществления контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы предполагается: обеспечение осуществления общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы с участием... уполномоченных по правам человека в субъекте Российской Федерации».

Правовое положение уполномоченного в субъекте Российской Федерации, «специфика его мандата обусловливает его главную задачу в сфере исполнения наказаний: рассмотрение недостатков и проблем, а не апология достижений государства в сфере прав и свобод человека»1. Уполномоченный является своего рода координатором деятельности государственных органов

власти и управления, правозащитных структур в данной сфере, что позволяет ему видеть резервы по совершенствованию этой деятельности. Серьезной проблемой является неурегулированность вопроса о статусе регионального уполномоченного при рассмотрении вопроса в суде. Ни на законодательном, ни на доктринальном уровне этот вопрос не решен.

Так, в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. № 8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания»2 говорится, что «суду следует учитывать мнение представителя исправительного учреждения и прокурора о наличии либо отсутствии оснований для признания лица не нуждающимся в длительном отбывании наказания, или замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания» (п. 5). Об учете мнения омбудсмена ничего не говорится, хотя условно-досрочное освобождение является одной из актуальных проблем в его деятельности.

При решении вопроса об условно-досрочном освобождении и других видах досрочного освобождения от наказания не принимает участия ни один правозащитный орган, включая омбудсмена. Они могут принимать участие только в работе комиссий исправительных учреждений, которые решают проблемы перевода осужденных из одних условий отбывания наказания в другие, а также перевода осужденных, находящихся в тюрьме, с общего режима на строгий и со строгого на общий [речь идет об общественных наблюдательных комиссиях (ст. 23, 87 УИК РФ, ст. 15 Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания...»)]. Стоит уточнить, почему при решении указанных и других вопросов, связанных с амнистией, помилованием, досрочным освобождением в связи с тяжелым заболеванием и др., не может принимать участие уполномоченный? Полагаем, что соответствующие нормы должны найти свое место в уголовно-исполнительном или ином законодательстве, соответствующих нормативно-правовых актах, регламентирующих деятельность уполномоченных как на федеральном, так и на региональном уровне.

Необходимость реализации данного предложения подтверждается практикой деятельности региональных омбудсменов. Острота указанных вопросов заставляет их изыскивать свои средства воздействия на ситуации. Одним из

таких специфических средств является, например, дискуссионная площадка судов, правоохранительных органов и иных учреждений и органов общественных объединений, находящихся на территории Рязанской области. Положение о данной площадке было принято на основе заключенного соглашения областного суда, правоохранительных органов, общественной палаты, общественной наблюдательной комиссии.

Согласно указанному Положению дискуссионная площадка является коллегиальным, совещательно-рекомендательным органом при Уполномоченном по правам человека в Рязанской области. Ее цели - согласование общественно значимых интересов граждан в сфере обеспечения прав человека, выработка рекомендаций по согласованию законодательной и правоприменительной практики.

Предметом рассмотрения данной площадки были, в частности, вопросы условно-досрочного освобождения от дальнейшего отбывания наказания, оказание бесплатной юридической помощи, создание условий для трудоустройства осужденных, выплачивающих алименты и погашающих иски. По итогам их обсуждения выработаны согласованные рекомендации.

Анализ законодательства, регламентирующего участие соответствующих субъектов в сфере исполнения наказаний, свидетельствует о том, что они не всегда отличаются конкретными компетенциями, имеет место дублирование, декларативность. Это касается прежде всего региональных омбудсменов, общественных наблюдательных комиссий, комиссий по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации. Для устранения указанных вопросов требуется систематизация законодательства, регламентирующего правозащитную деятельность указанных и других субъектов.

В деле научного обеспечения пенитенциарной практики, ее единообразия, внедрения опыта, имеющегося в регионах, значимым является создание во ФСИН России соответствующего научно-методического органа, которым мог бы быть научно-консультативный совет из числа ведущих ученых и практических работников. В настоящее время такого рода органы созданы почти во всех силовых структурах, в Верховном Суде Российской Федерации.

Повышение роли регионального омбудсме-на в деле обеспечения прав и законных интересов осужденных могло бы способствовать ре-

1

ш

С

-С §

§

О §

о -с

CD

О

(V)

о

0

1

ш

CD Ш

S

0

CD CD

1

шению и ряда организационно-управленческих вопросов, в том числе обучение омбудсменов. Многие из них не имеют юридического образования, не знают пенитенциарного законодательства, практики его применения. Полагаем, что обучение омбудсменов основам соответствующего законодательства могло бы быть осуществлено по единой методике силами аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Становится все более необходимым введение в образовательных учреждениях ФСИН России учебной дисциплины, аналогичной курсу «Прокурорский надзор», например «Общественный контроль за исполнением наказания».

На ведомственном нормативном уровне должна быть закреплена норма об участии региональных уполномоченных в работе коллегий территориальных органов уголовно-испол-

нительной системы

3

Список использованной литературы

1 Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2012 год. М., 2013. С. 7.

2 См.: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2009. № 7.

3 См.: Гришко А. Я. Проблемы защиты прав осужденных региональным омбудсменом // Уголовно-исполнительная политика, законодательство и право: современное состояние и перспективы развития : сб. материалов круглого стола / под науч. ред. В. И. Селиверстова, В. А. Уткина. М., 2014. С. 93.

Статья рекомендована к опубликованию научно-экспертным советом академии, протокол от 24 января 2014 г. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.