Научная статья на тему 'К вопросу о защите прав иностранных инвесторов в РФ'

К вопросу о защите прав иностранных инвесторов в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранные инвестиции / иностранный инвестор / защита прав иностранных инвесторов / foreign investment / foreign investor / protection of the rights of foreign investors

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евгения Евгеньевна Веселкова

В данной статье рассматриваются основные проблемы, препятствующие реализации прав иностранных инвесторов в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question about the protection of rights of foreign investors in the Russian Federation

This article examines the main problems that hinder the implementation of the rights of foreign investors in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «К вопросу о защите прав иностранных инвесторов в РФ»

Государственная служба и кадры. 2024. № 2. С. 123—126. State service and personnel. 2024;(2):123—1 26.

Научная статья УДК 341.9

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-2-123-126 NIION: 2012-0061-02/24-082

EDN: https://elibrary.ru/THNWVO MOSURED: 77/27-008-2024-02-282

К вопросу о защите прав иностранных инвесторов в РФ

Евгения Евгеньевна Веселкова

Российский государственный университет социальных технологий, г. Москва, Россия, decemvee@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные проблемы, препятствующие реализации прав иностранных инвесторов в РФ.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, иностранный инвестор, защита прав иностранных инвесторов. Для цитирования: Веселкова Е.Е. К вопросу о защите прав иностранных инвесторов в РФ // Государственная служба и кадры. 2024. № 2. С. 123—126. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-2-123-126. EDN: https://elibrary.ru/THNWVO

Original article

To the question about the protection of rights of foreign investors in the Russian Federation

Evgeniya E. Veselkova

Russian State University of Social Technologies, Moscow, Russia, decemvee@mail.ru

Annotation. This article examines the main problems that hinder the implementation of the rights of foreign investors in the Russian Federation.

Keywords: foreign investment, foreign investor, protection of the rights of foreign investors

For citation: Veselkova E.E. On the Issue of Protecting the Rights of Foreign Investors in the Russian Federation // State Service and Personnel. 2024. №. 2. P. 123—126. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-2-123-126. EDN: https:// elibrary.ru/THNWVO

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об иностранных инвестициях» 1999 г. иностранному инвестору на территории Российской Федерации предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.

На сегодняшний день определена цель инновационного сотрудничества с зарубежными предпринимателями. И если говорить об общей постановке задачи инновационного взаимодействия России с иностранными инвесторами, необходимо указать, что эти связи будут стабильными

© Веселкова Е.Е. М., 2024.

только тогда, когда они будут базироваться на обоюдном интересе партнеров.

Целый ряд причин объясняет тот факт, что Россия до настоящего момента не состоит в списке мировых лидеров инноваций. Сегодня доля России в общем объеме мирового рынка наукоемкой продукции невелика и составляет всего 0,3%. В России с 2004 по 2010 г. количество выданных патентов выросло на 51% , в том числе количество заявок на изобретения за последние пять лет выросло более чем на 9%. С 2000 по 2010 г. затраты на исследования и разработки выросли почти в шесть раз и составили более 523 млрд руб. Вместе с тем в рейтинге ВОИС и Щ8ЕАБ, по данным доклада «Глобальный индекс инноваций — 2012», Россия заняла 51-е место в списке из 141 страны, поднявшись на шесть позиций выше по сравнению с предыдущим годом.

№ 2/2024

А среди стран БРИКС Россия занимает второе место после Китая1.

Что касается перехода России на инновационный путь развития, то регламентация этого процесса устанавливается Долгосрочным прогнозом научно-технологического развития Российской Федерации до 2025 г. Согласно прогнозу, предполагается, что к 2020 г. доля России в мировой экономике составит 2% мирового ВВП, доля на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг — 10%, удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции достигнет 25—35%2.

За более чем 30 лет с начала реформ в стране так и не удалось создать благоприятную правовую среду для предпринимательства. Кроме того, в отдельных областях, которые являются ключевыми для устойчивости и оперативности основных институтов рыночной экономики, ситуация сегодня нисколько не лучше, чем несколько лет назад.

1. Отсутствие четких правовых гарантий защиты права собственности беспокоит зарубежных предпринимателей, как и ранее. Одним из серьезных препятствий является то обстоятельство, что в России четко не установлен продуктивный и конкретный механизм защиты от беззакония чиновничьего аппарата, в частности досудебного обжалования действий и бездействия представителей власти. В качестве возможного решения данной проблемы Минэкономразвития в настоящее время рассматривает создание независимой инстанции, в которой по упрощенной процедуре будут рассматриваться жалобы на действия чиновников3.

Особо пристальное внимание следует уделить вопросам защиты интеллектуальных прав. Массовое распространение пиратства, прежде всего, свидетельствует о преградах по формированию в России официально установленной среды, которая могла бы стимулировать инновации.

Что касается государственной политики в сфере борьбы с контрафактом, то современная и достаточно эффективная нормативно-правовая база (имеется в виду часть четвертая ГК РФ, вступившая в силу с 1 января 2008 г.) регулирования отношений, возникающих по поводу созда-

1 http://studopedia.ru/7_19997_nauchno-tehnicheskiy-i-informatsionniy-potentsial-mirovogo-hozyaystva.html (дата обращения: 22.04.2023).

2 См.: Долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации (до 2025 года) // http:// www.protown. ru / information/doc/4295. html[/box] (дата обращения: 30.03.2024).

3 См.: Гущин B.B., Овчинников АЛ. Инвестиционное

право. М., 2009. С. 624.

ния и использования РИД, уже создана в России. Однако, как свидетельствует практика, пока этих мер еще недостаточно4.

2. Налоговые опасности. Все возрастающие страхи вызывают огромное количество трудностей, связанной с уплатой налогов. К ним относятся:

■ нестабильность налогового законодательства;

■ преимущества фискальной обязанности налоговых организаций;

■ «налоговый терроризм»;

■ значительный объем налоговых выплат.

3. Административные риски касаются, прежде всего, весьма вероятного вторжения государства в осуществление инвестиционного проекта и в подавляющем большинстве ситуаций вызваны нарушением положений административного законодательства. В некоторых случаях, для того чтобы осуществлять определенную деятельность либо заключить сделки, необходимо согласование с государственными органами, иногда данные процедуры требуют совершения действий уведомительного характера. Невыполнение указанных требований влечет за собой не только негативные правовые последствия (введение различного вида санкций), но также может стать основанием для признания реализованной сделки недействительной.

4. Валютная регламентация. Валютное регулирование в РФ установлено согласно положениям Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле». В соответствии с данным ФЗ регламентация валютной сферы осуществляется в целях реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Органы валютного контроля (Центральный банк РФ и федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ) в пределах своей компетенции издают акты, носящие обязательный характер для резидентов и нерезидентов.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами могут осуществляться без каких-либо ограничений. Некоторыми особенностями обладают операции купли-продажи иностранной валюты и чеков. Указанные операции должны про-

4 Веселкова Е.Е. Правовое регулирование иностранных инвестиций: цивилистическое исследование: Дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.03. М., 2020.

№ 2/2024

изводиться исключительно при помощи уполномоченных банков. Данные ограничения продиктованы требованием предотвратить существенное уменьшение золотовалютных резервов, резких колебаний курса рубля, равно как и в целях подстраховки стабильности платежного баланса Российской Федерации.

Эти ограничения не нацелены на дискриминацию и упраздняются органами валютного регулирования в случае изменения причин, потребовавших их введения. Например, в настоящее время отменены действовавшие ранее ограничения в виде требования об обязательном резервировании при осуществлении валютных операций и использовании специальных счетов5.

Следует подчеркнуть, что, помимо указанного выше, обязательным условием для привлечения иностранных инвестиций в Россию является и противодействие криминальным структурам. В международном экономическом сотрудничестве все более значительная роль отводится мелким и средним инвесторам, которые сегодня становятся главными предметами нападок криминала. Одной из самых серьезных причин недостаточности зарубежных инвестиций в РФ на современном этапе является как раз уровень преступности в стране6.

При оценке вероятности осуществления капиталовложений в России потенциальные инвесторы принимают во внимание политическую ситуацию в целом. В этом направлении немал оваж-ную роль играет и политика государства в отношении иностранных инвестиций, предоставление гарантий от национализации иностранной собственности, степень участия страны в международных договорах по различным направлениям и сферам сотрудничества, надежность государственных институтов и органов, преемственность политической власти, доля участия и присутствия государства в экономике и т.д.7

На инвестиционный климат негативное влияние оказывают не только прямые законодательные ограничения деятельности иностранных компаний, но и неясность и особенно постоянно меняющееся законодательство принимающей стороны, поскольку такая шаткая ситуация не дает инвестору возможности предусматривать развитие событий, что повышает риск вложений и уменьшает их доходность. Более того, в числе экономических показателей основное значение при анализе инвестиционного климата той или иной страны придается таким вопросам, как об-

5 См.: Зубченко ЛЛ. Иностранные инвестиции. М., 2008. С. 160.

6 См.: Веселкова Е.Е. Указ. соч.

7 См.: Там же.

щее состояние экономики, положение в валютной, финансовой и кредитной системах, анализ таможенного законодательства, формирование перспектив привлечения местной рабочей силы и оценка квалификации, эффективности и стоимости труда местных работников8.

Рост ВВП по итогам 2023 г. составил 3,5% после падения на 2,1% в 2022 г. Выпуск удалось нарастить за счет оборонной промышленности и связанных с ней отраслей, а также активизации работы по импортозамещению на фоне западных санкций. Консенсус-прогноз аналитиков говорит, что, если российская экономика не столкнется с новыми сильными шоками, в 2024 г. рост продолжится, хотя и не такими быстрыми темпами9.

В целом следует указать следующие условия роста поступления иностранных инвестиций в Россию:

■ принятие необходимых шагов по возвращению в Россию «убежавшего» капитала;

■ приведение российского законодательства в сфере нелегального вывоза капитала в соответствие с положениями международного права;

■ установление сети приема зарубежных инвестиций, включающей широкую и конкурентную систему государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих инвестиции от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок «под ключ»;

■ снижение банковского процента;

■ контролирование инфляционных процессов;

■ либерализация финансового рынка;

■ формирование и закрепление государственных обязательств по выплате задолженности и долгам10.

Список источников

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп.,

8 См.: Там же.

9 Прогнозы экономического развития России на 2024 год: ожидания российских и международных аналитиков (tinkoff.ru) (дата обращения: 01.04.2024).

10 См.: Коровяковский Д.Г. Правовые и экономические аспекты привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику // Финансы и кредит. 2007. № 10 (250). С. 77, 79.

№ 2/2024

вступ. в силу с 01.09.2021) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-Ф3 (посл. ред.) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 № 160-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».

4. Веселкова Е.Е. Правовое регулирование иностранных инвестиций: цивилистическое исследование: Дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.03. М., 2020.

5. Гущин В.В., Овчинников А. А. Инвестиционное право. М., 2009.

6. Зубченко Л А. Иностранные инвестиции. М., 2008.

7. Коровяковский Д.Г. Правовые и экономические аспекты привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику//Финансы и кредит. 2007. № 10 (250).

References

1. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses dated December 30, 2001 № 195-FZ (as amended on July 1, 2021) (as amended and supplemented, entered into force on September 1, 2021). [Electronic resource]. Access from SPS «ConsultantPlus».

2. Federal Law «On Currency Regulation and Currency Control» dated December 10, 2003 № 173-FZ (latest edition). [Electronic resource]. Access from SPS «ConsultantPlus».

3. Federal Law «On Foreign Investments in the Russian Federation» dated 07/09/1999 № 160-FZ (latest edition). [Electronic resource]. Access from SPS «ConsultantPlus».

4. Veselkova E.E. Legal regulation of foreign investments: civil research: dissertation ... Doctor of Law: 12.00.03. M., 2020.

5. Gushchin V.V., Ovchinnikov AA. Investment law. M., 2009.

6. Zubchenko LA. Foreign investment. M., 2008.

7. Korovyakovsky D.G. Legal and economic aspects of attracting foreign investment into the Russian economy//Finance and Credit. №. 10 (250). 2007.

Информация об авторе

Веселкова Е.Е. — д-р юрид. наук, профессор кафедры гражданского права и процесса Российского государственного университета социальных технологий

Статья поступила в редакцию 25.03.2024; одобрена после рецензирования 02.04.2024; принята к публикации 12.05.2024.

Information about the author Veselkova E.E. — Dr. yurid. PhD, Professor of the Department of Civil Law and Procedure of the Russian State University of Social Technologies

The article was submitted to the editorial office on 25.03.2024; approved after review on 02.04.2024; accepted for publication on 12.05.2024.

№ 2/2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.