В.Л. Райгородский
К ВОПРОСУ О ЗАЩИТЕ ПРАВ И ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В последнее десятилетие противоправное поведение несовершеннолетних приобрело широкомасштабный характер. Трансформация общественного устройства в Российской Федерации разрушила основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшила положение детей и возможности семьи и государства по их жизнеобеспечению и развитию, привела к резкому увеличению количества детей, лишенных возможности получить необходимое воспитание и образование.
Следует отметить, что на подростков приходится десятая часть уголовных преступлений. В структуре их преступности преобладают тяжкие и особо тяжкие преступления. Настораживает резкое увеличение числа общественно опасных деяний, совершенных лицами, которые не достигли возраста уголовной ответственности.
Сегодня руководство страны постоянно требует от правоохранительных органов повышения эффективности предупредительной работы всех государственных органов и общественных организаций, ответственных за воспитание подрастающего поколения, проявления большей заботы о профилактике преступлений.
Преимущества такого подхода в качестве приоритетного направления в борьбе с преступностью ни у кого не вызывают сомнения, особенно, когда это касается несовершеннолетних. Однако сегодня в России пока еще не создана эффективная система профилактики преступлений несовершеннолетних, и хотя определенные меры в данном направлении предпринимаются, действующая нормативно-правовая база не соответствует реалиям состояния контроля над подростками, не в полной мере способствует нейтрализации причинного комплекса противоправного поведения несовершеннолетних.
Отметим, что достаточно сложным является такое направление ранней профилактики, как своевременное выявление семей, находящихся в социально опасном положении (согласно закону это семьи, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению или содержанию или отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними).
Безнадзорность и беспризорность детей - одна из самых тревожных характеристик современного российского общества. Причинами этого явления являются падение жизненного уровня населения, ухудшение психологического здоровья взрослого населения, дистанцирование школы от детей с трудной судьбой, разрушение традиционной системы воспитания, криминализация общества.
Продолжается рост числа родителей, не исполняющих свои обязанности. В Ростовской области количество зарегистрированных преступлений, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем, а равно педагогом или иным лицом, в обязанности которого входит осуществление надзора за несовершеннолетним, жестоким обращением с несовершеннолетним, в 2008 году в сравнении с аналогичным периодом 2007 года возросло на 5,5 % (2008 г. - 110, 2007 г. - 104). В 2009 году эта тенденция сохраняется: рост количества данных преступлений по итогам первого полугодия 2009 года составил 17,7 %*.
Результаты проверок, проведенные в 2009 году прокуратурой Ростовской области показывают, что наиболее часто к насилию в отношении детей прибегают родители в неблагополучных семьях. В результате ненадлежащего осуществления родителями и иными лицами воспитательных функций дети в таких семьях постоянно голодают, страдают педикулезом и чесоткой, что создает прямую угрозу их жизни и здоровью. Органы и службы системы профилактики, в компетенцию которых входит выявление детей, находящихся в социально опасном положении, в первую очередь, образовательные учреждения, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, участковые уполномоченные милиции работают в данном направлении недостаточно эффективно*.
С целью накопления соответствующей информации Федеральным законом должно быть предусмотрено создание единой электронной базы данных семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Проводится сверка данных учетов всеми органами, учреждениями системы профилактики. В ряде субъектов такая практика уже имеется (Краснодарский край).
Считаем, что это существенно повлияет на эффективность работы ПДН органов внутренних дел, будет способствовать оперативному оказанию адресной помощи каждому такому подростку, если он попал в поле зрения государственных органов.
Источниками этих сведений, в том числе могут стать:
- соответствующие письма, заявления граждан, организаций и учреждений;
- материалы бракоразводных процессов в судах; данные отделов ЗАГС, служб социальной защиты населения о детей и семьях, испытывающих сильные материальные затруднения;
- информация участковых педиатров, которые выполняя функциональные обязанности, имеют возможность выявлять на ранних этапах (с момента рождения) проявление насилия в семье, алкоголизм, злоупотребление наркотиками, невыполнение обязанностей по должному жизнеобеспечению, воспитанию детей, а также проявление жестокости и со стороны детей.
В сложившейся обстановке крайне важное значение приобретает своевременное выявление и постановка на учет неблагополучных семей, их социальная поддержка и принятие мер по нормализации обстановки, а также защита законных интересов детей, выявление и привлечение к ответственности лиц, не исполняющих обязанности по их воспитанию.
Ключ к эффективной комплексной помощи семье лежит в координации усилий, которую, на наш взгляд, целесообразно возложить на социальные службы, располагающие материальными ресурсами.
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999, определяя круг субъектов предупреждения и наделяя их соответствующими функциями, в большей мере ориентирован на работу с подростками, уже попавшими в сферу деятельности правоохранительных органов, и практически оставляет без внимания меры, которые бы позволили предотвратить саму ситуацию появления несовершеннолетних правонарушителей. В связи с этим актуально рассмотрение вопроса о необходимости проведения ранней диагностики безнадзорности несовершеннолетних. Закон гласит: «Безнадзорный - это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию или содержанию со стороны родителей или иных законных представителей».
Определяющим фактором безнадзорности является семейное неблагополучие, ограничивающее и деформирующее процесс социализации, создающее криминогенные ситуации, провоцирующие уходы и бегство из дома. Подросток адаптируется к бесконтрольному поведению.
Следует отметить, что в связи латентностью фактов жестокого обращения с детьми их выявление у органов внутренних дел вызывает трудности, в том числе и в воспитательных учреждениях. Факты антипедагогического воздействия, как правило, скрываются как детьми, так и работниками детских учреждений.
Вторая после семьи сфера ранней профилактики - образовательное пространство ребенка. Именно органы образования и образовательные учреждения первыми могут и должны увидеть проблему семейного неблагополучия. Вместе с этим специалистам хорошо известно, что, по крайней мере, 10 % детей школьного возраста ходят в школу от случая к случаю, и даже посещая ее, не учатся [1, с. 68].
В современной России возможность получения молодежью образования сокращается, что связано со снижением объемов финансирования системы образования. Реформирование школы ориентировано на создание элитных школ и элитных классов, ведущих к социальной дифференциации детей в зависимости от благосостояния родителей, вместо развития средств и форм обучения, учитывающих индивидуальные особенности учащихся.
В частности, речь идет о создании престижных детских садов «Лада» - Советский р-н г. Ростова-на-Дону - 6 000 руб. в месяц (муниципальный садик третьей категории обходится родителям в 1 000-1 200 руб.), школ «Источник», «Аллы Прим», «Феникс», «Данко», где обучение стоит 8-12 тыс. руб. в месяц, либо «Золотая рыбка» - 800 дол. США в месяц, и целевой взнос 50 000 руб.; создание платных классов в начальной школе - 300 руб. в месяц. Наряду с этим покупка учебников для первоклассника (5 предметов) составляет 1 100-1 600 руб. в зависимости от программы обучения «Дети России», «Планета знаний-ИНОС» и т.д.; питание - 600 руб. в месяц (речь идет только о завтраке), кроме того, с родителей взимают плату за охрану и ремонт.
Таким образом, обучение первоклассника даже в муниципальной школе обходится 1 200-1 500 руб. в месяц. А как же культурное, эстетическое, спортивное воспитание: спортивные секции - 400-600 руб. в месяц, билет в цирк 400-600 руб., аттракционы в парках - 50-80 руб. и т.д.
С поступлением в общеобразовательную школу ребенок сталкивается с новыми противоречиями: собственным уровнем развития, усвоенными нормами поведения и требованиями школы, которыми он самостоятельно овладеть не может. Социальная депривация, связанная с отсутствием или недостатком условий в семье, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания и развития ребенка, не способствует адаптации и социализации в школе.
Отсутствие организованной, целенаправленной и систематической воспитательной работы и воспитывающей среды тормозит процесс ресоциализации и интеграции личности в образовательное пространство. Уже на этапе поступления в школу целесообразно разработать для данной категории детей систему их адаптации, ресоциализации без отделения их в специализированные классы.
Общество (семья, класс, группа и др.) не стремится реабилитировать стигматизированного подростка на социально-психологическом уровне. Общество с целью сохранения своей стабильности и защищенности вторично выталкивает подростка на социальное дно. При сохранности этой системы отношений в основных институтах социализации ни о какой системе реализации индивидуальной
профилактики не может идти и речи. В противном случае профилактика в условиях образовательного пространства останется только декларацией о намерениях, но не реальной деятельностью.
Препятствует установлению фактов жестокого обращения с учащимися пассивность администраций образовательных учреждений. Располагая сведениями о неблагополучных семьях, образовательные учреждения о фактах негативного воздействия на ребенка со стороны родителей не всегда ставят в известность правоохранительные органы, сведения о таких семьях в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для проверки и осуществления профилактической работы не направляют*.
Ранняя профилактика в сфере досуга младших школьников, должна быть направлена, прежде всего, на структурирование их свободного времени. Это, в первую очередь, включает в себя надлежащее оборудование детских площадок и стадионов, где дети этого возраста, общаясь друг с другом, проводят большую часть свободного времени. Имеющиеся детские площадки, стадионы, бассейны не удовлетворяют потребности различных возрастных групп несовершеннолетних, не способствуют организации досуга, занятиям спортом в связи с их малой численностью, примитивностью, коммерциализацией.
В период летних каникул создаются площадки при муниципальных школах, однако в большинстве только до 14 часов, при этом бесплатный обед не обеспечивается даже детям из малообеспеченных семей. Как быть родителям, с графиком работы с 8-9 до 17-18 часов, каким образом в 14 часов забрать ребенка и чем далее занять? Приобрести путевку в лагерь - от 7 тыс. руб., в санаторий - 25 тыс. руб. не в состоянии большинство семей.
Детская площадка «Инванторий» при развивающем центре «Интеллект-Сити» предлагала ряд услуг по организации досуга детей в летнее время, например: понедельник-пятница - 1,5 часа в день - 1 200 руб. в неделю (4 800 в месяц) детям 7-11 лет. Однако в связи с отсутствием желающих принято решение о проведении данной площадки на базе аква-парка в Северном микрорайоне города Ростова-на-Дону.
Детские же площадки, создаваемые по месту жительства в большинстве своем имитируют организацию досуга детей: две-три качели, одна горка, две лавочки для детей дошкольного возраста.
Таким образом, считаем целесообразным создание комплексных детских площадок, удовлетворяющих потребности различных возрастных категорий детей, в том числе площадок для футбола, волейбола, тенниса, а в летнее время - с привлечением тренера, обеспечением спортивным инвентарем.
На наш взгляд, необходимо возродить организацию выполнения домашних заданий в группах продленного дня, дополнительных занятий с педагогами, работу бесплатных спортивных секций и различных кружков, бесплатное питание для детей не- зависимо от материального достатка семьи. В настоящее время бесплатным питанием (завтраком) обеспечиваются только дети из малообеспеченных семей, дети же из семей, средний доход которых на члена семьи превышает 4 101 руб. не подпадают под льготную категорию. Вместе с тем условия проживания семей (наем жилья, ипотечные кредиты) не исследуются и не учитываются при предоставлении льгот.
Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что субъекты профилактики, осуществляющие координационные полномочия по реализации различных федеральных и региональных программ, оказались неспособны к эффективному использованию материальных средств, выделяемых из бюджетов различных уровней на профилактические цели.
Согласно данным доклада о криминогенной ситуации в сфере использования бюджетных и иных средств, направляемых на оказание социальной помощи детям, кассовое исполнение бюджетных назначений на финансирование реализации президентской программы «Дети России» составило лишь 58,5 % от фактически полученного [2]. В ходе реализации программы «Дети России» в период с 2003 по 2004 гг. почти 20 % были израсходованы на цели, не предусмотренные программой, а 18 % были использованы неэффективно. В результате около 3 млн детей из 27 субъектов РФ не получили запланированной социальной помощи [3, с. 62].
Подобные факты дискредитируют процесс реформирования действующей системы субъектов профилактики и срывают важнейшие направления профилактической политики Российского государства. Поэтому в законотворческом процессе необходимо уделить внимание совершенствованию института юридической ответственности лиц, должным образом не выполняющих своих обязанностей по социальному обслуживанию несовершеннолетних.
Изучение уголовных дел и материалов первичных проверок с постановлениями об отказе в возбуждении уголовных дел, вынесенных УВД-ОВД Ростовской области, показало, что, несмотря на незначительное их количество, расследование фактов жестокого обращения с детьми проводится неполно. Прокурорский надзор за производством проверок и законностью принимаемых по ним решений находится на низком уровне, меры к отмене незаконных постановлений об отказе в
возбуждении уголовных дел и постановлений о возбуждении уголовных дел своевременно не принимаются.
Анализ правоприменительной практики ст. 156 УК РФ выявил наиболее типичные недостатки дознания и предварительного следствия: неполнота следствия и дознания, не во всех случаях проводится обследование жилищно-бытовых условий жизни семьи, необходимое для подтверждения фактов ненадлежащего исполнения родителями обязанностей по содержанию и воспитанию детей. Зачастую не допрашиваются медицинские работники детских поликлиник, дошкольных и общеобразовательных учреждений относительно состояния здоровья ребенка, наличия у него на теле побоев. Несвоевременное принятие законных, обоснованных и достаточных мер может поставить жизнь и здоровье ребенка под угрозу.
Таким образом, надежность защиты прав ребенка, его безопасности должна стать критерием оценки эффективности профилактической работы всех органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и профилактики правонарушений несовершеннолетних, основанной на выполнении требований закона должностными лицами всех уровней.
Литература
1. Гоголева А.В. Беспризорность. Социально-психологические и педагогические аспекты. М.: Издательство Московского психологического института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2004.
2. Доклад о криминогенной ситуации в сфере использования бюджетных и иных средств, направляемых на оказание социальной помощи детям. М., 2002.
3. Дети улиц: Информационно-консультативный вестник. М.: Изд-во ИКАР, 2004. Вып. № 2.