Научная статья на тему 'Условия жизни и воспитания безнадзорного несовершеннолетнего как обстоятельство, подлежащее доказыванию по уголовным делам'

Условия жизни и воспитания безнадзорного несовершеннолетнего как обстоятельство, подлежащее доказыванию по уголовным делам Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1054
351
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗНАДЗОРНЫЙ / НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / СОЦИАЛЬНО ОПАСНАЯ СЕМЬЯ / NEGLECTED / DISCHARGE OF DUTY IN RELATION TO JUVENILES / SOCIALLY DANGEROUS FAMILY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Колударова Ольга Павловна

Поднимаются актуальные вопросы о роли условий жизни и воспитания безнадзорных несовершеннолетних как обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовным делам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Колударова Ольга Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conditions of life and upbringing of a juvenile neglected child as a matter to be proved in a criminal case

The article considers the actual questions of the role of life-and-upbringing conditions of neglected juveniles as matters to be proved in criminal cases.

Текст научной работы на тему «Условия жизни и воспитания безнадзорного несовершеннолетнего как обстоятельство, подлежащее доказыванию по уголовным делам»

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 343

О.П. Колударова

УСЛОВИЯ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯ БЕЗНАДЗОРНОГО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО КАК ОБСТОЯТЕЛЬСТВО, ПОДЛЕЖАЩЕЕ ДОКАЗЫВАНИЮ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

Поднимаются актуальные вопросы о роли условий жизни и воспитания безнадзорных несовершеннолетних как обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовным делам.

Ключевые слова: безнадзорный, ненадлежащее исполнение обязанностей в отношении несовершеннолетних, социально опасная семья.

Специфика производства по данной категории уголовных дел проявляется и в процессе доказывания. УПК РФ предусматривает расширение предмета доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Наряду с обстоятельствами, указанными в ст. 73, доказыванию подлежат и обстоятельства, перечисленные в ст. 421 УПК РФ, например условия жизни и воспитания подростка, уровень его психического развития и иные особенности личности; влияние на него старших по возрасту лиц.

В то же время уголовно-процессуальный закон не раскрывает, какие именно условия жизни и воспитания несовершеннолетних следует устанавливать при доказывании по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних. По сути своей в названной норме содержится указание на установление криминологической характеристики совершенного преступления.

Законодательное закрепление расширенных границ предмета доказывания автоматически не ведет к более глубокому и детальному исследованию предмета доказывания [1. С. 6]. В большинстве случаев в рассматриваемых уголовных делах представления об условиях жизни и воспитания носят формальный характер, так как анализ условий, способствовавших совершению преступления, не проводится. Какие же условия жизни и воспитания безнадзорного несовершеннолетнего необходимо установить следствию, а в дальнейшем и суду?

Действующим законодательством Российской Федерации не определено понятие «условия жизни и воспитания несовершеннолетних». Только в Федеральном законе от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено понятие «благоприятные условия жизнедеятельности человека»: состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека.

Установление условий жизни и воспитания несовершеннолетнего требуется для всестороннего изучения физического и психического состояния подростка, уровня интеллектуального и нравственного развития, особенностей его характера. Все это необходимо для установления мотивов преступления, для принятия мер по предупреждению совершения иных преступлений и об ответственности родителей (законных представителей).

Законодательные гарантии далеко не всегда обеспечивают каждому ребенку право на воспитание в семье. Указанное право предполагает контроль со стороны родителей (законных представителей) за поведением детей, обязанность обеспечивать материальные и духовные условия нормальной жизни и воспитания ребенка, охрану их здоровья, образование и развитие. Наиболее сложно реализовать право на воспитание в семье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Таким образом, говоря об условиях жизни и воспитания безнадзорного несовершеннолетнего, необходимо установить, кто является безнадзорным несовершеннолетним. Так, в Федеральном законе от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» раскрывается понятие «безнадзорный» - это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.

Таким образом, безнадзорность - это отсутствие должного контроля и надзора со стороны семьи и образовательных учреждений за поведением, связями, времяпрепровождением несовершенно-

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

летнего. Безнадзорность может быть следствием неумения, нежелания родителей выполнять свои обязанности по воспитанию детей либо объективной невозможности выполнить их (например, по состоянию здоровья). Однако в данном случае речь идет не только об отсутствии контроля, но и часто о плохом микроклимате в семье, который порождает безнадзорность.

Воплощением безнадзорности являются: отсутствие должной требовательности к ребенку, контроля за его учебой и досугом, неопределенность круга его обязанностей. Игнорирование родителями необходимости следить за кругом знакомств своего ребенка приводит к возникновению наиболее опасных форм безнадзорности, когда ребенок попадает в криминогенные компании, а поскольку подросток часто оказывается неподготовленным к такой ситуации, эти группы легко подчиняют его себе [2. С. 12].

Немаловажно при установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по ст. 421 УПК РФ, определять, в каком социальном положении находятся безнадзорные несовершеннолетние. Так, Федеральным законом от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определены несовершеннолетние, которые находятся в социально опасном положении. К ним относятся три группы лиц в возрасте до восемнадцати лет, которые:

1) вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья;

2) вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию;

3) совершают правонарушения или антиобщественные действия.

Под обстановкой здесь понимаются положения, обстоятельства и условия существования несовершеннолетнего. К обстановке, не отвечающей требованиям по воспитанию или содержанию несовершеннолетнего, можно отнести, в частности, содержание несовершеннолетнего в условиях антисанитарии, отсутствие у него надлежащего питания, вседозволенность и другое.

Отсюда законодатель предусматривает понятие семьи, находящейся в социально опасном положении, - это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители (законные представители) несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Критериями определения таких семей могут служить следующие обстоятельства:

1) неисполнение родителями (законными представителями) своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);

2) отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и т.д.);

3) отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей (законных представителей), пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни;

4) вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.);

5) жестокое обращение с детьми со стороны родителей (законных представителей);

6) отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей (законных представителей) к успеваемости ребенка);

7) совершение детьми из этих семей преступления или правонарушения.

При установлении условий жизни и воспитания ребенка в семье необходимо обращать внимание на такие неблагоприятные условия в семье, которые непосредственно связаны с асоциальным поведением детей и подростков и представляют собой один из провоцирующих факторов их преступного поведения.

Всегда ли надлежаще исследуются судом данные о личности несовершеннолетних, условиях их жизни и воспитания?

Значительное количество безнадзорных несовершеннолетних, состоящих на учете в органах системы профилактики, - это выходцы из неблагополучных семей, сироты или воспитываются вне семьи. Условия жизни таких детей, влияние проживающих с ними лиц, в том числе и законных представителей, следует проверять особенно тщательно.

Имеется пример, когда в день принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела 26 января 2005 г. представление начальника ОВД поступило в суд. В этот же день суд вынес постановление

Условия жизни и воспитания безнадзорного несовершеннолетнего. ЭКОНОМИКА И ПРАВО

о помещении Б. на 30 суток в ЦВСНП, сделав вывод, что несовершеннолетний вышел из-под контроля матери. Судя по протоколу судебного заседания, суд не выяснял, какие правонарушения совершал несовершеннолетний, какая профилактическая работа с ним проводилась и какова роль матери в воспитании, что в конечном итоге повлияло на принятие решения о направлении Б. в СУВУ ЗТ [3].

Из года в год увеличивается количество детей и подростков, воспитывающихся в различных государственных учреждениях, а именно в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах и т.д. Следует отметить, что у большинства этих несовершеннолетних имеются родители, которые либо лишены родительских прав, либо уклоняются от их воспитания, либо вообще от них отказались. Оказавшись на улице, они пополняют ряды беспризорных и, как правило, вовлекаются в употребление алкогольных напитков, наркотических и психотропных веществ, а также втягиваются в совершение преступных деяний [4].

Таким образом, следователю и суду необходимо обращать внимание на условия жизни и воспитания безнадзорного несовершеннолетнего в семье, образовательном учреждении, на то, кто фактически занимается его воспитанием, имеет ли обвиняемый имущество, самостоятельный заработок, каковы взаимоотношения между родителями, членами семьи, образовательным учреждением, где обучается ребенок, не вытеснялся ли подросток из дома жестоким обращением родителей или заменяющих их лиц и т.д. Более того, необходимо устанавливать критерии социально опасной семьи, учитывать факт постановки на учет лиц, воспитывающих ребенка, в органах, ответственных за работу с несовершеннолетними, которые проводят с ними профилактическую работу, направленную на коррекцию поведения таких детей и семей (органы опеки и попечительства, комиссия по делам несовершеннолетних и т.д.).

Безусловно, установлению подлежат обстоятельства, свидетельствующие:

1) об удовлетворении родителями (законными представителями) основных потребностей ребенка, который воспитывается в семье, находится под надзором в образовательном учреждении;

2) об адаптации к социальным требованиям, например соответствии одежды возрасту, полу, культуре, религии; личной гигиене, адекватности поведения ребенка в различной обстановке, восприятии советов взрослых;

3) о факторах влияния семьи и окружения на жизнь ребенка в настоящее время, кто живет в доме и как это влияет на ребенка, изменения в составе семьи в настоящем и прошлом, семейные ценности и традиции, природа отношений родителей с родственниками и между собой, влияние этих отношений на ребенка; социальные связи семьи: с соседями, знакомыми, контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями; работа родителей, например наличие или отсутствие работы родителей, режим работы, как все это влияет на ребенка;

4) об успехах, проблемах в учебе, досуговой деятельности подростка (доступа ребенка к играм, кружкам, спорту).

При выяснении условий учебы суду необходимо установить, в какой школе (общеобразовательной, специальной (коррекционной) или школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) учится безнадзорный несовершеннолетний, в каком классе, какова его успеваемость, поведение, принимал ли участие в общественной жизни школы, с кем дружит, применялись ли к нему меры воспитательного характера и за какие проступки. Если ребенок не учится, следует выяснить, когда и по каким причинам оставил учебу. В случаях исключения несовершеннолетнего из школы требуется проверить, насколько обоснованно и правомерно со стороны администрации образовательного учреждения было принято решение об исключении из образовательного учреждения.

Полагаем, что помощь суду в установлении объективно полных обстоятельств, свидетельствующих об условиях жизни и воспитания безнадзорного несовершеннолетнего, могут оказывать органы опеки и попечительства, представители учебно-воспитательных учреждений или общественных организаций по месту учебы или работы несовершеннолетнего, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Деятельность названных специалистов помогает лучше исследовать условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, найти наиболее эффективные воспитательные меры воздействия на него, что позволит уменьшить количество подростков, направляемых в места лишения свободы, и принять меры по защите их прав и интересов [5. С. 43].

Таким образом, оценив условия жизни и воспитания безнадзорного, которые повлияли на совершение им преступления, можно вынести справедливое решение по рассматриваемому уголовному делу.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Николюк В.В., Даниленко И.А. Расследование и судебное разбирательство уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних: учеб. пособие. Омск, 2004.

2. Медведева С. Взрослые игры пацанов // Милиция. 2003. №3.

3. Помогалова Ю.В. Направление несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органов образования: процессуальный и профилактический аспекты // Адм. право и процесс. 2007. № 6.

4. Галлямов Н.А. Детство без жестокости и насилия: защита и помощь // Вопр. ювенальной юстиции. 2010. №3.

5. Канаян В.А., Богданова И.Н., Семенова Е.Н. Социальные аспекты ювенальной юстиции / СПбГУ; Городской центр профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних. СПб., 2002. Кн. 6: Дети улицы.

Поступила в редакцию 10.12.10

O.P. Koludarova

Conditions of life and upbringing of a juvenile neglected child as a matter to be proved in a criminal case

The article considers the actual questions of the role of life-and-upbringing conditions of neglected juveniles as matters

to be proved in criminal cases.

Keywords: neglected, discharge of duty in relation to juveniles, socially dangerous family.

Колударова Ольга Павловна, аспирант

ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)

Koludarova O.P., postgraduate student

Udmurt State University

462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya str., 1/4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.