Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ЗАЩИТЕ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ'

К ВОПРОСУ О ЗАЩИТЕ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
438
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
деловая репутации / информация / порочащие сведения / вред репутации / возмещение вреда. / business reputation / information / defamatory information / damage to reputation / compensation for damage.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шалайкин Руслан Николаевич, Сторчак Анастасия Игоревна

Данная статья посвящена исследованию проблемных вопросов правового регулирования защиты деловой репутации. В статье анализируются мнения различных учёных относительно основных понятий. Безупречная деловая репутация является важной составляющей успешной деятельности юридического лица, которая обеспечивает его конкурентоспособность и достижение поставленных целей. В случае умаления деловой репутации наступление неблагоприятных последствий неизбежно, что послужит основанием для потери приобретенного статуса в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF PROTECTING BUSINESS REPUTATION

This article is devoted to the study of problematic issues of legal regulation of business reputation protection. The article analyzes the opinions of various scientists regarding the basic concepts. An impeccable business reputation is an important component of the successful operation of a legal entity, which ensures its competitiveness and the achievement of its goals. If the business reputation is diminished, the occurrence of adverse consequences is inevitable, which will serve as a basis for the loss of the acquired status in society.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ЗАЩИТЕ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №5/2021

К ВОПРОСУ О ЗАЩИТЕ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ

ON THE ISSUE OF PROTECTING BUSINESS REPUTATION

УДК 347

Шалайкин Руслан Николаевич, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Гражданского права и процесса», Юридический институт НИУ «БелГУ», Россия, г. Белгород

Сторчак Анастасия Игоревна, студент 3 курс, юридический институт НИУ «БелГУ», Россия, г. Белгород

Shalaikin Ruslan Nikolaevich, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Civil Law and Procedure, Law Institute of the National Research University "BelSU", Russia, Belgorod Storchak Anastasia Igorevna, 3rd year student, Law Institute of National Research University "BelSU", Russia, Belgorod

Аннотация

Данная статья посвящена исследованию проблемных вопросов правового регулирования защиты деловой репутации. В статье анализируются мнения различных учёных относительно основных понятий. Безупречная деловая репутация является важной составляющей успешной деятельности юридического лица, которая обеспечивает его конкурентоспособность и достижение поставленных целей. В случае умаления деловой репутации наступление неблагоприятных последствий неизбежно, что послужит основанием для потери приобретенного статуса в обществе.

Annotation

This article is devoted to the study of problematic issues of legal regulation of business reputation protection. The article analyzes the opinions of various scientists

regarding the basic concepts. An impeccable business reputation is an important component of the successful operation of a legal entity, which ensures its competitiveness and the achievement of its goals. If the business reputation is diminished, the occurrence of adverse consequences is inevitable, which will serve as a basis for the loss of the acquired status in society.

Ключевые слова: деловая репутации, информация, порочащие сведения, вред репутации, возмещение вреда.

Keywords: business reputation, information, defamatory information, damage to reputation, compensation for damage.

Конституция Российской Федерации закрепляет, что права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью [1]. Каждое физическое и юридическое лицо находится под защитой государства, а объектом защиты являются как материальные, так и нематериальные блага. Защита деловой репутации выступает как категория нематериальных благ, которая обеспечивает стабильность общественных отношений в государстве.

В настоящее время в условиях рыночной экономики проблемы защиты деловой репутации связаны публичным распространением порочащей информации о юридическом лице, которое не имеет отношения к таковой информации. С каждым днем количество способов распространения такой информации возрастает и носит глобальный характер, ввиду чего данные правонарушения приобретают особую значимость и требуют соответствующего правового регулирования.

Законодательство Российской Федерации не дает четко трактования терминов «репутация» и «деловая репутация». В тоже время, в Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 г. Верховный Суд Российской Федерации отметил, что на основе судебной статистики можно сделать вывод о том, что количество споров, связанных с деловой репутацией, которые рассматриваются в судах

общей юрисдикции, арбитражных судах в среднем ежегодно составляет 5000 дел в судах общей юрисдикции и 800 - в арбитражных судах [3].

Понятие «деловая репутация» в доктрине гражданского права также является дискуссионным вопросом, поскольку остаются открытыми вопросы относительно правовой природы, компенсации вреда и размера ее выплаты. Поэтому, считаем необходимым обратиться к мнениям исследователей в данной сфере.

Сергеев А.П. отмечает, что деловая репутация представляет собой «мнение о лице, которое складывается в результате оценивания его профессиональных качеств» [14, с. 419].

В тоже время Каменева З.В. отмечала, что под деловой репутацией в широком смысле понимается «совокупность не только профессиональных, но и должностных качеств, которые оцениваются обществом, вне зависимости от участия в предпринимательском обороте», а в узком смысле понимается «оценка профессиональных качеств каждого участника предпринимательского оборота» [10, с.19].

Килинкаров В.В. говорит о том, что деловая репутация представляет собой «сумму положительных и отрицательных профессиональных «я», которые сложились в обществе» [11, с. 13].

В качестве противоположной точки зрения можно отметить мнение Аюпова О.Ш. о том, что «деловая репутация оценивается не только с профессиональных позиций, но и общесоциальных» [7, с.24].

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что деловая репутация служит средством персонализации лица с точки зрения его исполнительности, надежности, качества выполняемых требований и наличия иных требований.

Среди особенностей деловой репутации необходимо выделить:

1. она может быть как положительной, так и отрицательной. Положительная деловая репутация проявляется в положительном мнении об определенном лице, отрицательная, соответственно, в негативном. С

практической точки зрения положительная деловая репутация проявляется в надбавке к цене, а в отрицательная в виде скидки на цену.

2. возможность её передачи другому лицу по договору коммерческой концессии или же простого товарищества. Данное положение основывается на статьях 1027 ГК РФ,1042 ГК РФ [2], а также в статье 16 Федерального закона от 28.11.2011 г. №335-Ф3 «Об инвестиционном товариществе» [6].

3. Подверженность стоимостной оценке. Например, все, что вносится товарищем в общее дело (в том числе и деловая репутация), признается вкладом товарища. Денежная оценка вносимых вкладов определяется по соглашению.

Необходимо отметить, что деловая репутация физического и юридического лица существенно отличается. Деловой репутации физического лица присущ морально-этический аспект, а для лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, свои особенности, например, юридическое лицо не наделено правом требовать возмещения морального вреда для защиты деловой репутации (исходя из положений статьи 152 ГК РФ).

Право юридического лица на деловую репутацию представляет собой меру дозволенного поведения, которое дает возможность юридическому лицу совершать действия в отношении собственной деловой репутации, а также право на ёё защиту, если какое-либо лицо совершит посягательство на неё.

Содержание субъективного права каждого юридического лица на деловую репутацию включает в себя следующие положения:

1. Юридическое лицо наделено правом осуществления добросовестных и разумных действий в отношении собственной деловой репутации.

2. Юридическое лицо наделено правом требования в отношении неограниченного круга лиц воздерживаться от совершения действий, которые могут привести к негативным последствиям для деловой репутации.

3. Юридическое лицо наделено правом применять установленные законом меры по устранению нарушений, которые умаляют его деловую репутацию.

Защиту деловой репутации юридического лица составляют законодательно закрепленные меры государственного принуждения, которые направлены на предостережение и пресечение противоправных действий, а также на устранение неблагоприятных последствий [12].

Основаниями для возникновения отношений по защите деловой репутации являются:

1. факт наличия распространенных сведений;

2. распространенные сведения носят негативный характер;

3. сведения, порочащие деловую репутацию, не соответствуют действительности;

4. распространителем порочащих сведений является третье лицо.

Распространяемые сведения могут быть изложены как в письменной, так

и в устной форме, но если сведения негативного характера излагаются самому лицу, то порочащими они не являются. Распространяемые сведения или суждения могут быть оспорены в суде при наличии факта - оскорбления.

В качестве примера приведем решение арбитражного суда Ярославской области, в котором суд удовлетворил требование истца о признании распространяемых в его сторону сведений порочащими. Городской телеканал в прямом эфире распространил информацию о том, что на кафе в ходе проверки был возложен штраф судом в размере 150 тысяч рублей, на что руководство данного кафе не обратило должного внимания. Данный факт ответчик оспорить не смог [4].

Сергеев А.П. отмечал, что «на практике достаточно сложно установить грань между положительными и отрицательными сведения, ведь в расчет необходимо брать реальные жизненные обстоятельства и быть объективным» [13, с. 423].

В Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 24.02.2005 №3 отмечено, что порочащими сведениями являются «указывающие на недобросовестную хозяйственную или предпринимательскую деятельность». Конечно, данный перечень не исчерпывающий и дополняется литературой.

Последствия подтвержденных порочащих сведений сказывается, как минимум, на уменьшении коммерческих возможностей. В качестве примера можно привести обращение ООО «НАТАЛИ» с иском к «КУРС» о признании несоответствующими действительности порочащие сведения, которые были размещены в сети «Интернет» и содержали следующую информацию: «магазин «Натали» продает палёную продукцию». Ознакомившись с материалами дела и рассмотрев его, суд установил, что истец действительно занимается продажей поддельной алкогольной продукции [5].

В качестве способов защиты гражданских прав выступают средства, которые предусмотрены законом и с помощью которых предотвращаются и пресекаются выявленные случаи нарушенных прав [9, а781]. Перечень способов защиты нарушенных прав в Гражданском Кодексе Российской Федерации закреплен не исчерпывающе.

Самым распространенным способом является опровержение. Суть опровержения как способа защиты гражданских прав состоит в обязанности устранения порочащих сведений точно таким же образом, каким они были изложены.

Гаврилов Е.В. отмечал, что опровержение представляет собой «способ защиты, осуществляемый добровольно лицом, которое несет ответственность за умаление деловой репутации и подтверждает факт распространения порочащих сведений» [8, а50].

Содержание опровержения составляет информация об определенных ложных сведениях, когда и каким образом они были распространены. В печатном издании опровержение излагается под заголовком «Опровержение» и по объему составлять не менее одной страницы машинописного текста. Если же опровержение излагается по радио, телевидению, то время для его

изложение должно быть не меньше времени, которое понадобится для прочтения одной страницы машинописного текста.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что деловая репутация служит залогом успешной деятельности лица, которая выражается в его конкурентоспособности, устойчивости и динамичности развития, а также в достижении поставленных целей. Именно поэтому охрана деловой репутации обеспечивается государством. Защита деловой репутации в настоящее время является одной из центральных проблем, поскольку постоянно развивающиеся технологии, быстрый поиск информации обуславливают интерес к ней.

Гражданский Кодекс Российской Федерации достаточно широко определяет способы защиты прав лиц, интересы которых нарушены. Самым распространенным способом защиты выступает опровержение. Законодательное закрепление способов позволяет значительно уменьшить количеств споров и разногласий.

Литература

1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием от 12 дек. 1993 г.: (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014 - № 31 - Ст. 4398

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федер. закон Рос. Федерации от 26 янв. 1996 г. № 14 - ФЗ: (ред. от 28 марта 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 5. - Ст. 410.

3. Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации [Электронный ресурс]: утв. Президиумом Верховного Суда Рос. Федерации 16 марта 2016 г. // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2016. Доступ из локальной сети Науч. б - ки Том. гос. ун - та. (дата обращения: 22.04.2021).

4. Решение Арбитражного суда Ярославской области от 22 июля 2015 г. по делу № А82 - 180/2015 [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные

акты РФ. Электрон. дан. [Б. м.], 2012-2017. URL:http://sudact.ru. (дата обращения: 23.04.2021).

5. Решение Арбитражного суда Липецкой области от 6 окт. 2016 г. по делу №2 А36 - 2638/2016 [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. Электрон. дан. [Б. м.], 2012-2017. URL:http://sudact.ru. (дата обращения: 23.04.2021).

6. Об инвестиционном товариществе: федер. закон Рос. Федерации от 28 нояб. 2011 г. № 335 - ФЗ: (ред. от 21 июля 2014 г.) // Собр. Законодательства Рос Федерации. 2011. № 49 (ч.1). Ст.7013.

7. Аюпов О. Ш. Защита деловой репутации юридического лица от диффамации в гражданском праве России [Электронный ресурс]: дис. ... канд. юрид. наук / О. Ш. Аюпов. Томск, 2013. С. 24. Электрон. версия печат. публ. Доступ из «Электронная библиотека: Диссертации».

8. Гаврилов Е. В. Опровержение не соответствующих действительности порочащих сведений как способ защиты чести, достоинства и деловой репутации // Законодательство и экономика. 2012. № 9. С. 50.

9. Договорное право. Книга первая: Общие положения. / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. 3-е изд., стер., М.: Статут, 2009. С. 781.

10. Каменева З. В. Деловая репутация как объект гражданского права // Адвокат. 2014. № 5. С. 19

11. Килинкаров В. В. Право на деловую репутацию субъектов предпринимательской деятельности [Электронный ресурс] : дис. ... канд. юрид. наук / В. В. Килинкаров. С. -Петерб., 2011. С. 13 - 14. Электрон. версия печат. публ. Доступ из «Электронная библиотека: Диссертации».

12. Потякина С. В. Некоторые особенности судебной защиты чести, достоинства и деловой репутации [Электронный ресурс] // SCI -ARTICLE.RU. Электрон. дан. [Б. м.], 2015. URL: http://sci - article.ru. (дата обращения: 23.04.2021).

13. Сергеев А. П. Указ. соч. С. 423 - 425.

14. Тюленев И.В. Защита чести, достоинства и деловой репутации по российскому и международному законодательству [Электронный ресурс] : дис. ... канд. юрид. наук / И.В. Тюленев. М., 2010 С. 31 - 32 Электрон. версия печат. публ. Доступ из «Электронная библиотека: Диссертации», Гражданское право: учебник в 3 т. / Е. Н. Абрамова [и др.] ; под ред. А. П. Сергеева. М.: РГ-Пресс, 2011 Т. 1 С. 419

Literature

1. The Constitution of the Russian Federation: to adopt vsenar. voting from 12 Dec. 1993: (with changes approved in the work of the All-Russian word 01.07.2020) / / Sobr. zakony ros. The Federation. - 2014 No. 31-st. 4398

2. The Civil Code of the Russian Federation (Part two): feder. the law grew. Federal Law No. 14-FZ of January 26, 1996: (ZRT. of March 28, 2017) / / Sobr.zakony ros. The Federation. - 1996. - No. 5. - Article 410.

3. Reviews of practitioners of the inspection of courts in places on the protection of the place, access and double rehearsal [Electronic resource]: approved. The Presidium Of The Supreme Court Grew. Identification on March 16, 2016 / / Consultantytlus: help. the right system. Prof. version Electron. Alexa. Moscow, 2016. Access from the local network. b-who Volume. state Un-TT. (date of appeal: 22.04.2021).

4. The decision of the Arbitration Court of the Yaroslavl region of June 22, 2015 in case no. A82-180/2015 [Electronic resource] / Judicial and normatic actors of the Russian Federation. Electron. Alexa. [B. M.], 2012-2017. URL: http://sudact.ru. (accessed: 23.04.2021).

5. The decision of the Arbitration Court of the Lipetsk region of October 6, 2016 in case no. A36-2638/2016 [Electronic resource] / / Judicial and normatic actors of the Russian Federation. Electron. Alexa. [B. M.], 2012-2017. URL: http://sudact.ru. (accessed: 23.04.2021).

6. Investment water commodity ghost: feder. the law grew. Federation of November 28. 2011 No. 335-FZ : (ZRT. of July 21, 2014) / / Sobr. Laws of the Russian Federation. 2011. No. 49 (part 1). Article 7013.

7. A. yubov O. S. The guardian of the business repression of citizenship in the civil rule of Russia [Electronic resource]: diss. ... kand. yurid. science/O. S. Ayupov. Tomsk, 2013. C. 24. Electron. the microwave version. publ. Access from the " Electronic Library:Dissertation".

8. Gavrilov Or. (C) The non-relevance of the actions of this information as a means of protecting the organs of honor, dignity and business reputation / / Law-abiding and Economics. 2012. No. 9. C. 50.

9. Reservation law. Book of the first: General fields. / M. I. O. Braginsky, V. C. Vitryansky. 3rd ed., ster., Moscow: Statut, 2009. C. 781.

10. Kameneva Z. C Del-reputation as an object of civil law / Lawyer. 2014. No. 5. C. 19

11. Kilinkarov V. C The right to business reputation of subjects of entrepreneurial activity [Electronic resource]: diss. ... kand. yurid. V. S. Kilinkarov, St. Petersburg, 2011, pp. 13-14. Electron. the microwave version. publ. Access from the " Electronic Library:Dissertation".

12. Potyakina S. C Some features of the convicted defender of honor, access and business reputation [Electron resource] / SCI - ARTICLE.RU. Electron. Alexa. [B. M.], 2015. URL: http://sci - article.ru. (accessed: 23.04.2021).

13. Sergeev A. P. L. Edict. O. c. 423-425.

14. Tyulenev I. C Guide to Russian and interfaith booking [electronic resource]: diss. ... cand. yurid. sci. / I. S. Tyulenev. M., 2010. 31-32 electronov. the microwave version. publ. Access from "Electronic library: Dissertation", Civil Law: student in 3 t. / - Or. N. Abramova et al.]; edited by A. P. L. Sergeev. M.: RG-Press, 2011 vol. 1 p. 419

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.