Научная статья на тему 'ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ'

ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1852
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА / ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ / НЕОТЧУЖДАЕМОСТЬ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ / LEGAL ENTITY / BUSINESS REPUTATION / INTANGIBLE BENEFITS / THE EMERGENCE OF BUSINESS REPUTATION / INALIENABILITY OF BUSINESS REPUTATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зеленская Людмила Анатольевна, Гаспарян Артём Каренович

В статье проанализированы различные подходы к понятию деловой репутации, исследованы признаки и особенности деловой репутации юридического лица. Показано, что отсутствие легальной дефиниции осложняет работу правоприменителей. В частности, многообразием подходов в отношении термина «деловая репутация» отличаются позиции судов. Компенсируя имеющийся пробел, они обращаются к доктрине. Однако это происходит несколько сумбурно и приводит к тому, что даже в постановлениях одного суда встречается совершенно разные интерпретации термина. Деловая репутация может рассматриваться в узком и широком смыслах. В узком смысле она характеризует субъекты предпринимательской деятельности - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (репутация в бизнес-среде). В широком смысле она охватывает профессиональную и служебную репутацию, которая складывается вне связи с предпринимательской деятельностью, как отражение профессиональных знаний и навыков соответствующего субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS REPUTATION OF A LEGAL ENTITY: DEFINITION AND SIGNS

In the article analyzes various approaches to the concept of business reputation, explores the signs and features of the business reputation of a legal entity. It is shown that the absence of a legal definition complicates the work of law enforcers. In particular, the positions of the courts differ in the variety of approaches with respect to the term “business reputation”. Compensating for the existing gap, they turn to the doctrine. However, this is somewhat messy and leads to the fact that even in the decisions of one court there are quite different interpretations of the term. Business reputation can be considered in a narrow and broad sense. In a narrow sense, it characterizes business entities - individual entrepreneurs and legal entities (reputation in the business environment). In a broad sense, it covers the professional and professional reputation that is not related to business activities, as a reflection of the professional knowledge and skills of the relevant subject.

Текст научной работы на тему «ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ»

4. Rekomendaciya №2 198 Mezhdunarodnoj organizacii truda o trudovom pravootnoshenii [rus., angl.] (Prinyata v g. ZHeneve 15.06.2006 na 95-oj sessii General'noj konferencii MOT).// SPS «Konsul'tant Plyus» http://www.consultant.ru, informacionnyj bank «Mezhdunarodnoe pravo», obrashchenie 24.10.2018.

5. Sm. p. 24 Postanovleniya Plenuma Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 29.05.2018 №2 15 «O primenenii sudami zakonodatel'stva, reguliruyushchego trud rabotnikov, rabotayushchih u rabotodatelej - fizicheskih lic i u rabotodatelej - sub"ektov malogo predprinimatel'stva, kotorye otneseny k mikropredpriyatiyam»// Rossijskaya gazeta, №2 121 (7584), 06.06.2018.

6. Konvenciya №2 181 Mezhdunarodnoj organizacii truda «O chastnyh agentstvah zanyatosti» (Zaklyuchena v g. ZHeneve 19.06.1997 // MOT https://www.ilo.org/dyn/normlex/fr/f?p=NORMLEXPUB : 12100:0::N0::P12100_IL0_C0DE:C181, obrashchenie 24.10.2018.

СНИГИРЕВА ИРИНА ОЛЕГОВНА - доктор юридических наук, профессор, профессор-консультант кафедры трудового права юридического факультета Академии труда и социальных отношений.

SNIGIREVA, IRINA O. - Doctor of Law, Professor, Professor-Consultant of the Department of Labor Law, Law Faculty, Academy of Labor and Social Relations (i.snigireva@mail.ru)/

УДК 347.121.1

ЗЕЛЕНСКАЯ Л.А., ГАСПАРЯН А.К. ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ

Ключевые слова: юридическое лицо, деловая репутация, нематериальные блага, возникновение деловой репутации, неотчуждаемость деловой репутации.

В статье проанализированы различные подходы к понятию деловой репутации, исследованы признаки и особенности деловой репутации юридического лица. Показано, что отсутствие легальной дефиниции осложняет работу правоприменителей. В частности, многообразием подходов в отношении термина «деловая репутация» отличаются позиции судов. Компенсируя имеющийся пробел, они обращаются к доктрине. Однако это происходит несколько сумбурно и приводит к тому, что даже в постановлениях одного суда встречается совершенно разные интерпретации термина. Деловая репутация может рассматриваться в узком и широком смыслах. В узком смысле она характеризует субъекты предпринимательской деятельности - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (репутация в бизнес-среде). В широком смысле она охватывает профессиональную и служебную репутацию, которая складывается вне связи с предпринимательской деятельностью, как отражение профессиональных знаний и навыков соответствующего субъекта.

ZELENSKAYA, L A., GASPARYAN, A.K.

BUSINESS REPUTATION OF A LEGAL ENTITY: DEFINITION AND SIGNS

Keywords: legal entity, business reputation, intangible benefits, the emergence of business reputation, inalienability of business reputation.

In the article analyzes various approaches to the concept of business reputation, explores the signs and features of the business reputation of a legal entity. It is shown that the absence of a legal definition complicates the work of law enforcers. In particular, the positions of the courts differ in the variety of approaches with respect to the term "business reputation". Compensating for the existing gap, they turn to the doctrine. However, this is somewhat messy and leads to the fact that even in the decisions of one court there are quite different interpretations of the term. Business reputation can be considered in a narrow and broad sense. In a narrow sense, it characterizes business entities - individual entrepreneurs and legal entities (reputation in the business environment). In a broad sense, it covers the professional and professional reputation that is not related to business activities, as a reflection of the professional knowledge and skills of the relevant subject.

Термин деловая репутация впервые получил закрепление в «Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик» 1991 г., но до сих пор воспринимается неоднозначно. Тем не менее, юридические лица с каждым годом все чаще обращаются в суды с исками о защите деловой репутации. По нашему мнению, однозначная и единообразная интерпретация указанного термина - основа эффективной правовой защиты деловой репутации юридического лица.

Гражданское законодательство Российской Федерации не содержит четкую дефиницию рассматриваемой конструкции. В научных трудах встречается множество различных определений деловой репутации. Нередко они близки по содержанию и отличаются чрезмерной абстрактностью, не учитывают достаточное количество признаков деловой репутации, требуют уточнения и дополнения. В то же время позиции судов в отношении термина «деловая репутация» отличаются многообразием подходов. В отсутствие легальной дефиниции правоприменитель часто обращается к доктрине. Однако это происходит несколько сумбурно и приводит к тому, что даже в постановлениях одного суда встречается совершенно разная интерпретация указанного термина.

Для того чтобы исчерпывающе раскрыть смысловое наполнение деловой репутации юридического лица и очертить контуры этого феномена, выделим и рассмотрим его ключевые признаки.

Как видно из ч. 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), законодатель относит деловую репутацию к нематериальным благам. Отталкиваясь от обоснованности этого подхода, отметим, что деловой репутации юридического лица присущи не все классические признаки нематериальных благ, и она обладает уникальными особенностями.

А.П. Сергеев и Ю.К. Толстой определяют репутацию как сложившееся о лице мнение, основанное на оценке общественно значимых качеств, а деловую репутацию - как оценку профессиональных качеств [1]. По мнению А.М. Эрделевского, деловая репутация может быть определена как сопровождающееся оценкой общества отражение деловых качеств лица в общественном сознании [2]. А.Л. Анисимов трактует деловую репутацию организации как оценку «производственной или иной деятельности в соответствии с его правовым статусом в условиях предпринимательских и рыночных отношений» [3].

По итогам анализа научных трудов считаем возможным заключить, что в цивилистической доктрине устоялось единое понимание деловой репутации как общественной оценки. Деловая репутация не может быть вне социального контекста, она всегда зарождается и существует в умах сторонних наблюдателей. Как верно отметил К.И. Скловский: «деловая репутация, безусловно, имеет неюридическое происхождение, закон лишь охраняет право на деловую репутацию, но не создает ее» [4].

Определившись, что деловая репутация - это общественная оценка, надо разобраться с объектом такой оценки. На наш взгляд, деловая репутация юридического лица формируется сведениями об определенных характеристиках, прямо или косвенно связанных с его деловыми качествами и профессиональной деятельностью.

Наглядную классификацию подобных характеристик предлагает А.А. Тимерханов [5]. Исследователь систематизирует их в три группы: производственно-реализационную, организационно-деловую и общественно-социальную. Первая группа охватывает свойства, которые определяются качеством предлагаемых товаров и услуг, так как именно уровень потребительской ценности продукта определяет отношение потребителя к продавцу или производителю. Во вторую группу входят добросовестность в отношениях с контрагентами, профессионализм работников, соблюдение законодательства, репутация учредителя, участников, акционеров и руководителя организации, а также дивидендная политика. Третью группу составляют такие характеристики, как участие организации в благотворительности и социально значимых проектах, моральный облик организации в целом.

Несомненно, приведенный перечень является открытым. Тем не менее, он позволяет увидеть, что именно создает, либо разрушает деловую репутацию юридического лица. Осведомленность в этом вопросе чрезвычайно важна для полноценной правовой защиты указанного нематериального блага.

Деловая репутация придает юридическому лицу индивидуализирующий информационный образ. Как уникальная характеристика конкретного юридического лица, она формирует отношение к нему, мнение о нем в целом и его особых качествах, что в итоге служит ключевым ориентиром для его партнеров, контрагентов, клиентов. Как пишет М.Н. Малеина, деловая репутация представляет собой набор качеств и оценок, с которыми их носитель ассоциируется в глазах своих клиентов, потребителей, контрагентов, поклонников (для шоу-бизнеса), избирателей (для выборных должностей) и персонифицируется среди других профессионалов в этой области деятельности [6].

Буквальная формула ст. 152 ГК РФ не содержит предпосылок для вывода о том, что термин «деловая репутация» предполагает только положительную коннотацию. В связи с этим мы полагаем, что, как и всякая общественная оценка, деловая репутация может быть позитивной либо негативной. Между тем, положительная деловая репутация, как результат добросовестной и затратной работы, может складываться годами, но из-за одного опрометчивого поступка или управленческого решения, действий конкурентов и прочего может быть утрачена мгновенно. Это свидетельствует о том, что деловая репутация обладает свойством динамичности, склонна к подвижности.

В литературе встречаются две противоположные точки зрения относительно возможности отчуждения деловой репутации юридического лица. Предположение о том, что сама по себе деловая репутация полноценно участвует в гражданском обороте, возникли не на пустом месте. Дело в том, что согласно ст. 1027 ГК РФ договор коммерческой концессии в числе прочего предусматривает использование деловой репутации организации. Помимо этого, ст. 1042 ГК РФ указывает, что деловая репутация может признаваться вкладом товарища в рамках договора простого товарищества (ст. 1041 ГК РФ). Так, С. П. Гришаев указывает на несовершенство ст. 150 ГК РФ, поскольку последняя не учитывает имущественный характер деловой репутации и противоречит вышеприведенным законоположениям, предусматривающим возможность ее отчуждения [7].

Оригинальную идею на этот счет высказывает А. О. Городов, по мнению которого закон придает деловой репутации свойство отчуждаемости, однако, за ней сохраняются некоторые свойства нематериального блага, например, связь с первоначальным носителем репутации. Ученый полагает, что такая связь обусловлена природой деловой репутации, позволяющей одновременно отчуждать и сохранять это нематериальное благо. В процессе отчуждения деловая репутация как информационный продукт регенерирует саму себя, и происходит передача не ее «оригинала», а ее «информационной копии» [8].

Отдавая должное аргументации исследователей, их изобретательности, следует признать, что мнение о возможности отчуждения деловой репутации юридического лица не отвечает букве и духу закона, несовместимо с природой рассматриваемого явления. В перечисленных случаях законодатель не допускает переход деловой репутации от одного лица к другому. Правообладателю деловой репутации дозволено лишь распространить ее полезный эффект на других лиц, предоставив им возможность ее использования. Сама по себе деловая репутация неотделима от своего носителя.

Из п. 2 ст. 1027 ГК РФ видно, что коммерческая концессия предусматривает «использование» комплекса исключительных прав, деловой репутации и др. Полагаем, это законоположение прямо указывает, что правообладатель возмездно предоставляет пользователю право использования деловой репутации, но не передает ему само нематериальное благо. Распространение деловой репутации на пользователя следует за передачей прав на средства индивидуализации, поскольку последние фактически выступают средством формализации деловой репутации.

Применительно к договору простого товарищества, надо сказать, что в основу отношений по нему положено непосредственное участие товарища в достижении общей цели участников товарищества. Деловая репутация - вклад особого рода. Этот вклад без участия товарища, ее носителя, невозможен. Благодаря ему, простое товарищество ассоциируется с этой деловой репутацией. Репутация одного из участников может иметь гораздо больший вес, чем денежные вклады другого участника.

Одним из дискуссионных в контексте рассматриваемой темы является вопрос о том, в какой момент возникает деловая репутация юридического лица.

В.В. Килинкаров указывает, что основание возникновения деловой репутации весьма специфично. Особенность в том, что точно определить момент возникновения деловой репутации невозможно [9].

Другие авторы отмечают, что деловая репутация юридического лица рождается в процессе деятельности последнего, так как в момент создания у юридического лица отсутствуют какая-либо общественная оценка [10].

На наш взгляд, в этом вопросе надо исходить из презумпции наличия положительной деловой репутации юридического лица с момента его создания. Аналогичный подход встречается и в правоприменительной практике [11].

Деловая репутация определяется как социальная оценка, поэтому ее возникновение означает появление первой оценки юридического лица в сознании окружающих. Для такой оценки потребуется, чтобы информация об организации была донесена до общества. Необходимым инструментом для распространения указанной информации первоначально может выступать единый государственный реестр юридических лиц, сведения которого открыты и доступны неограниченному кругу лиц. В вопросе о том, получил ли кто-либо действительно

информацию об организации из публичного реестра, следует исходить из юридической фикции и признавать соответствующий факт реальным.

Вызывают одобрение суждения О.Ш. Аюпова о том, что «при создании любого юридического лица всегда есть лицо, его создающее» [12]. Им может быть непосредственно учредитель либо иное уполномоченное лицо. В этой связи можно заключить, что общественная оценка юридического лица возникает уже при его создании.

Отметим также, что репутация учредителей (участников) неизбежно ассоциируется с репутацией самой организации. Это же относится к единоличному исполнительному органу общества, действующему от имени общества в гражданском обороте. Так, на оценку деловой репутации могут повлиять сведения о методах управления, соблюдении законодательства, надежности и порядочности в отношениях с контрагентами. Поэтому сегодня суды исходят из того, что ущерб репутации организации может быть причинен распространением порочащих сведений не только о самой организации, но и в отношении лиц, входящих в ее органы управления, работников организации [13].

Иные подходы к определению момента возникновения деловой репутации юридического лица необоснованно сужают возможности ее защиты. К примеру, нетрудно представить ситуацию, что порочащая информация о компании будет распространена тогда, когда компания еще фактически не начала деятельность. Очевидно, что распространение такой информации в отношении «неокрепшей» организации может существенно дестабилизировать ее положение, замедлить ее развитие. Но если допустить, что организация не имеет деловую репутацию, то окажется, что она лишена полноценных механизмов защиты в приведенной ситуации. Такое регулирование нельзя назвать справедливым. Без разумного оправдания оно допускало бы различный объем прав у лиц одной категории, тогда как это противоречит принципу равенства, оказывающему регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений.

Разумеется, на первых порах существования юридического лица могут отсутствовать сведения, однозначно характеризующие его отрицательно либо положительно. На наш взгляд, в такой ситуации даже «нейтральную» общественную оценку юридического лица, с учетом презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений (п. 5 ст. 10 ГК РФ), необходимо расценивать как позитивную деловую репутацию.

Анализ юридической литературы также позволяет прийти к выводу о неоднозначности в вопросе о том, кто может являться носителем деловой репутации. В научных трудах встречаются идеи, согласно которым рассматриваемый термин допускает разграничение на репутацию в предпринимательской деятельности и репутацию вне такой деятельности [14]. То есть деловая репутация рассматривается в узком и широком смыслах.

В узком смысле она характеризует субъектов предпринимательской деятельности: индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Такую репутацию называют также репутацией в бизнес-среде.

В широком смысле деловая репутация охватывает профессиональную и служебную репутацию, которая складывается вне связи с предпринимательской деятельностью. Профессиональная репутация, авторитет в профессиональной среде, «зарабатывается» в сообществе специалистов в соответствующей сфере, которые могут дать реальную оценку профессиональным знаниям и навыкам соответствующего субъекта. Близка к ней служебная репутация — оценка соответствующих профессиональных качеств граждан, деятельность которых не связана с предпринимательством (например, государственных служащих) [15].

Доводы сторонников «узкого» понимания деловой репутации обычно опираются на систематическое толкование термина «деловой», используемого в ГК РФ [16]. Тот факт, что законодатель использовал указанный термин к предпринимательским отношениям, наиболее ярко проявлялся в ст. 5 ГК РФ, которая в предыдущей редакции гласила, что обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения. По-видимому, это действительно свидетельствует о том, что легальное значение термина тяготеет к предпринимательской деятельности. В таком смысле словосочетание деловая репутация наиболее соответствует и западной традиции его употребления.

С другой стороны, семантическое значение термина не препятствует его применению в контексте широкого подхода его интерпретации. Согласно толковому словарю «дело» - это работа, занятие, то, чем кто-нибудь занят, тогда как «репутация» представляет собой составившееся общее мнение о достоинствах или недостатках кого-чего-нибудь [17].

Между тем о возможности существования деловой репутации вне предпринимательской деятельности косвенно свидетельствуют и положения процессуального законодательства. Так, согласно п. 7 ч. 6 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Верховный Суд Российской Федерации также разъяснил: если сторонами спора о защите деловой репутации будут юридические лица или индивидуальные предприниматели в иной сфере, не относящейся к предпринимательской и иной экономической деятельности, то такой спор подведомствен суду общей юрисдикции [18].

С учетом указанной правовой нормы и ее толкования, Федеральный арбитражный суд Московского округа в одном из дел признал правомерным прекращение производства по делу применительно к иску коллегии адвокатов к интернет-компании о признании не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию истца и адвокатов -членов данного адвокатского образования — текстовых сообщений поисковой системы. При этом в рамках указанного дела суды исходили из того, что спор затрагивает «профессиональную» репутацию истца [19]. В то же время, если исходить из того, что ст. 152 ГК РФ использует категорию «деловая репутация» в узком смысле, то придется признать, что граждане и юридические лица, не связанные с предпринимательской деятельностью, не могут защищать свою репутацию в порядке указанной статьи. Как представляется, такой подход заметно сужает права множества лиц на судебную защиту, его признание в отсутствие объективных причин означало бы отступление от уже названных конституционных принципов справедливости и юридического равенства.

По нашему мнению, с учетом действующего регулирования на практике следует допустить применение термина в широком смысле. Для его единообразной интерпретации и в интересах правовой определенности в дальнейшем считаем приемлемым в позитивном праве заменить «деловую репутацию» общим термином «репутация».

Резюмируя изложенное, мы приходим к выводу, что деловая репутация юридического лица представляет собой положительный либо отрицательный уникальный и динамичный информационный образ юридического лица, который возникает с момента его создания на основании общественной оценки его деловых качеств и профессиональной деятельности и не подлежит отчуждению в пользу других лиц.

Литература и источники

1. Гражданское право. Учебник: в 3 т. Том 1 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М: Проспект, 2005. С. 383.

2. Эрделевский А.М. Компенсация морального вреда. Комментарий. М.: БЕК, 2000. С. 103.

3. Анисимов А. Л. Честь, достоинство, деловая репутация под защитой закона. М.: Норма, 2004. С.4.

4. Скловский К. Об ответственности средств массовой информации за причинение вреда деловой репутации // СПС «Консультант Плюс».

5. Тимерханов А.А. Деловая репутация юридического лица: Дисс. ... канд. юрид. наук. М.: 2012, С.41.

6. Малеина М.Н. Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление, защита. М.: МЗ ПРЕСС, 2000. С. 136.

7. Гришаев С.П. Эволюция законодательства об объектах гражданских прав // СПС «КонсультантПлюс».

8. Городов О.А. Право промышленной собственности: учебник // СПС «КонсультантПлюс».

9. Килинкаров В. В. К вопросу о понятии деловой репутации в российском праве // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2011. Сер. 14. С. 24.

10. Никуличева Н. Ю. Право юридических лиц на деловую репутацию и ее гражданско-правовая защита: Дисс. ... канд. юрид. наук. Новосибирск, 2004. С. 36.

11. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.07.2013 по делу № А56-42664/2012, письмо ФАС России от 30.09.2011 № АК/37027 «О рекламе оккультных услуг и недобросовестной рекламе» // СПС «КонсультантПлюс».

12. Аюпов О.Ш. Защита деловой репутации юридического лица от диффамации в гражданском праве России: Дисс. ... канд. юрид. наук. Томск, 2013. С. 32.

13. Пункт 12 «Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016 // СПС «КонсультантПлюс».

14. Практика рассмотрения коммерческих споров: Анализ и комментарии постановлений Пленума и обзоров Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации / Под ред. Л.А. Новоселовой, М.А. Рожковой // СПС «КонсультантПлюс».

15. Гражданский кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий к главам 6-12 / Под ред. Л. В. Санниковой // СПС «КонсультантПлюс».

16. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой: в 3 т. (постатейный) / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина // СПС «КонсультантПлюс».

17. Толковый словарь Д.Н. Ушакова // https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/.

18. Пункт 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» // СПС «КонсультантПлюс».

19. Пункт 1 «Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации», утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, постановление ФАС Московского округа от 14.04.2015 по делу № А40-48978/14 // СПС «КонсультантПлюс».

References and Sources

1. Grazhdanskoe pravo. Uchebnik: v 3 t. Tom 1 / Pod red. A.P. Sergeeva, YU.K. Tolstogo. M: Prospekt, 2005. S. 383.

2. EHrdelevskij A.M. Kompensaciya moral'nogo vreda. Kommentarij. M.: BEK, 2000. S. 103.

3. Anisimov A. L. CHest', dostoinstvo, delovaya reputaciya pod zashchitoj zakona. M.: Norma, 2004. S.4.

4. Sklovskij K. Ob otvetstvennosti sredstv massovoj informacii za prichinenie vreda delovoj reputacii // SPS «Konsul'tant Plyus».

5. Timerhanov A.A. Delovaya reputaciya yuridicheskogo lica: Diss. ... kand. yurid. nauk. M.: 2012, S.41.

6. Maleina M.N. Lichnye neimushchestvennye prava grazhdan: ponyatie, osushchestvlenie, zashchita. M.: MZ PRESS, 2000. S. 136.

7. Grishaev S.P. EHvolyuciya zakonodatel'stva ob ob"ektah grazhdanskih prav // SPS «Konsul'tantPlyus».

8. Gorodov O.A. Pravo promyshlennoj sobstvennosti: uchebnik // SPS «Konsul'tantPlyus».

9. Kilinkarov V. V. K voprosu o ponyatii delovoj reputacii v rossijskom prave // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. 2011. Ser. 14. S. 24.

10. Nikulicheva N. YU. Pravo yuridicheskih lic na delovuyu reputaciyu i ee grazhdansko-pravovaya zashchita: Diss. ... kand. yurid. nauk. Novosibirsk, 2004. S. 36.

11. Postanovlenie FAS Severo-Zapadnogo okruga ot 10.07.2013 po delu № A56-42664/2012, pis'mo FAS Rossii ot 30.09.2011 № AK/37027 «O reklame okkul'tnyh uslug i nedobrosovestnoj reklame» // SPS «Konsul'tantPlyus».

12. Ayupov O.SH. Zashchita delovoj reputacii yuridicheskogo lica ot diffamacii v grazhdanskom prave Rossii: Diss. ... kand. yurid. nauk. Tomsk, 2013. S. 32.

13. Punkt 12 «Obzora praktiki rassmotreniya sudami del po sporam o zashchite chesti, dostoinstva i delovoj reputacii», utverzhdennogo Prezidiumom Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii 16.03.2016 // SPS «Konsul'tantPlyus».

14. Praktika rassmotreniya kommercheskih sporov: Analiz i kommentarii postanovlenij Plenuma i obzorov Prezidiuma Vysshego Arbitrazhnogo Suda Rossijskoj Federacii / Pod red. L.A. Novoselovoj, M.A. Rozhkovoj // SPS «Konsul'tantPlyus».

15. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii. Postatejnyj kommentarij k glavam 6-12 / Pod red. L. V. Sannikovoj // SPS «Konsul'tantPlyus».

16. Kommentarij k Grazhdanskomu kodeksu Rossijskoj Federacii Kommentarij k Grazhdanskomu kodeksu Rossijskoj Federacii, chasti pervoj: v 3 t. (postatejnyj) / Pod red. T.E. Abovoj, A.YU. Kabalkina // SPS «Konsul'tantPlyus».

17. Tolkovyj slovar' D.N. Ushakova // https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/.

18. Punkt 3 postanovleniya Plenuma Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 24.02.2005 № 3 «O sudebnoj praktike po delam o zashchite chesti i dostoinstva grazhdan, a takzhe delovoj reputacii grazhdan i yuridicheskih lic» // SPS «Konsul'tantPlyus».

19. Punkt 1 «Obzora praktiki rassmotreniya sudami del po sporam o zashchite chesti, dostoinstva i delovoj reputacii», utverzhdennyj Prezidiumom Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii 16.03.2016, postanovlenie FAS Moskovskogo okruga ot 14.04.2015 po delu № A40-48978/14 // SPS «Konsul'tantPlyus».

ЗЕЛЕНСКАЯ ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА — кандидат юридических наук, доцент Кубанского государственного аграрного университета имени И. Т. Трубилина (zelenskaya@mail.ru)/.

ГАСПАРЯН АРТЁМ КАРЕНОВИЧ — магистрант Кубанского государственного аграрного университета имени И. Т. Трубилина (gasparyan@mail.ru)/.

ZELENSKAYA, LUDMILA A. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin. GASPARYAN, ARTHEM K. - undergraduate student, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin.

УДК 347.1

ГЕНРИХ Н.В.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

РАЗВИТИЯ РОССИИ

Ключевые слова: безопасность, предпринимательская деятельность, экономическая преступность, уголовное законодательство, криминализация, коррупция

В статье рассматривается нормативно-правовая основа безопасности предпринимательской деятельности в России на данном этапе развития. Автор исследует современное состояние нормативного регулирования данной сферы, указывает на проблемы в исследуемой тематике. Показано, что предпринимательство в России системно подвергается угрозам различного характера, устранение и предотвращение которых является необходимым условием предупреждения и преодоления их негативных последствий, повышения рентабельности деятельности хозяйствующих субъектов. Особенностью правового обеспечения безопасности предпринимательства является его комплексный характер, включающий нормы различных отраслей права: конституционного, гражданского, трудового, уголовного, администратиного, международного и т.д. Существующая законодательная база не охватывает всего спектра деятельности хозяйствующих субъектов, что требует принятия и реализации комплексной законодательной программы по совершенствованию действующего законодательства и разработке пакета новых законов, регулирующих общественные отношения в этой сфере.

GENRIKH N.V.

SOME ASPECTS OF LEGAL PROVISION OF SAFETY OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN MODERN

CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF RUSSIA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.