Научная статья на тему 'Понятие и признаки деловой репутации юридических лиц в действующем законодательстве'

Понятие и признаки деловой репутации юридических лиц в действующем законодательстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1377
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОНЯТИЕ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ / ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА / НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ БЛАГО / ДОСТОИНСТВО / ЧЕСТЬ / РЕПУТАЦИЯ / ОПРОВЕРЖЕНИЕ / ПРАВО НА ОТВЕТ / УДАЛЕНИЕ / THE CONCEPT OF BUSINESS REPUTATION / LEGAL ENTITIES / INTANGIBLE GOOD / DIGNITY / HONOR / REPUTATION / A RETRACTION / RIGHT OF REPLY / DELETE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гоненко О.В.

В данной статье разъясняется понятие и признаки деловой репутации, природа «права на деловую репутацию», как нематериального блага и способы защиты деловой репутации юридических лиц в действующем законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT AND ATTRIBUTES OF BUSINESS REPUTATION OF LEGAL ENTITIES IN EXISTING LEGISLATION

This article explains the history of the concept of «business reputation», the nature of the «right to business reputation» as an intangible good and ways to protect the business reputation of legal entities in the current legislation.

Текст научной работы на тему «Понятие и признаки деловой репутации юридических лиц в действующем законодательстве»

вступила в силу в Российской Федерации 29.10.1999 Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/2541585/ (Дата обращения 02.06.2020)

2 Международная конвенция об аресте судов (Женева, 12 марта 1999 г.) Режим доступа: URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/aconf188d6_ru.pdf (Дата обращения 02.06.2020)

3 Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 01.03.2020) // СЗ РФ. 03.05.1999. № 18. Ст. 2207

4 Российское информационное агентство (Москва, 24 июня 1941 г.) Режим доступа: URL: https://ria.ru/ (Дата обращения 02.06.2020)

5 Скаридов А.С. Морское право. Учебник для магистров. 2-е изд., пер. и доп. М.: ЮРАЙТ, 2016. 647 с. (Сер. 24 Магистр)

Гоненко О.В.

Магистрант юридического института Севастопольского государственного Университета

Научный руководитель: Н.А. Чернядьева

Д.ю.н., доцент

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ДЕЙСТВУЮЩЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Аннотация: В данной статье разъясняется понятие и признаки деловой репутации, природа «права на деловую репутацию», как нематериального блага и способы защиты деловой репутации юридических лиц в действующем законодательстве.

Ключевые слова: понятие деловой репутации, юридические лица, нематериальное благо, достоинство, честь, репутация, опровержение, право на ответ, удаление.

CONCEPT AND ATTRIBUTES OF BUSINESS REPUTATION OF LEGAL ENTITIES IN

EXISTING LEGISLATION

Abstract: This article explains the history of the concept of «business reputation», the nature of the «right to business reputation» as an intangible good and ways to protect the business reputation of legal entities in the current legislation.

Keywords: the concept of business reputation, legal entities, intangible good, dignity, honor, reputation, a retraction, right of reply, delete.

В настоящее время наблюдается интенсивный рост интереса к защите деловой репутации юридических лиц. Подтверждением этому является резкое увеличение количества рассматриваемых дел в судах [22]. Первоначально необходимо изучить понятие «деловая репутация», а затем изучить природу возникновения права юридических лиц на деловую репутацию.

В условиях конкуренции и рыночной экономики каждое юридическое лицо стремится к формированию безупречной деловой репутации, ведь это важная составляющая часть его успешной деятельности, от которой зависит его конкурентоспособность, устойчивость развития, прибыль и достижение иных поставленных целей в деятельности. Умаление деловой репутации влечет неблагоприятные последствия для организации, главным из которых является потеря прибыли и приобретенного статуса в обществе.

При возникновении необходимости защиты деловой репутации юридических лиц, каждый участник (физическое и/или юридическое лицо) данного процесса должен владеть общим пониманием термина «деловая репутация», а также действующим законодательством Российской Федерации (кодексами, законами и иными нормативными акты), которое позволит отстоять свое достоинство, честь и репутацию.

Как известно, права свободы человека и гражданина признаны Конституцией Российской Федерации высшей ценностью [1]. Каждому физическому и юридическому лицу гарантирована защита его благ как материальных, так и нематериальных. Именно нематериальным благом, является деловая репутация, которая отражает положение лица в обществе [2].

Термин «деловая репутация» был впервые применён в статье 7 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 31 мая 1991 года [6].

Понятия «репутация» и «деловая репутация» в законодательстве Российской Федерации четко не раскрываются. В научной литературе отсутствует единый подход к определению деловой репутации.

Согласно Толковому словарю русского языка В.И. Даля «репутация» - это общее мнение общества об определенном субъекте, сложившееся в результате оценки его качеств и поведения

[10]. Подобной точки зрения придерживаются и в доктрине гражданского права, а деловая репутация есть «частный случай репутации» [23]. А.П. Сергеев считает, что деловая репутация -это мнение о лице, сложившееся в результате оценки его профессиональных качеств [29]. З.В. Каменева считает, что под деловой репутацией понимается оценка обществом профессиональных, должностных качеств физических и юридических лиц, не зависимо от участия в деловом обороте [8]. О.Ш. Аюпов утверждает, что деловая репутация это - «образ», который сложился в процессе оценки качеств лица [9].

Согласно Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова «образ» в философии понимается, как результат отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека [21]. Однако в процессе оценки качеств определенного лица, на основе анализа различных мнений, в сознании каждого складывается не определенный единый образ, а свое собственное мнение, отношение к этому лицу.

Следует согласиться с указанием О.Ш. Аюпова о том, что общественной оценке подвергаются не только профессиональные, но и иные общесоциальные качества [9].

Анализ деловой репутации юридического лица как особого нематериального блага позволяет выявить ее основные признаки, отграничивающие ее от иных нематериальных благ.

Первый признак - преобладание в деловой репутации юридического лица экономического начала. Экономический элемент проявляется в возможности учета деловой репутации на балансе юридического лица и приблизительной ее оценки, использования ее как самим правообладателем (юридическим лицом), так и иным субъектом в своей предпринимательской деятельности, что предполагает особенности ее оборотоспособности. Этот экономический элемент деловой репутации проявляется в момент ее умаления. К примеру, распространение порочащих деловую репутацию организации сведений может причинить ей убытки, исчисляемые миллионами рублей [24].

Второй признак деловой репутации состоит в том, что она является средством индивидуализации юридического лица в той или иной сфере деятельности. В отличие от нематериальных благ, присущих физическому лицу (например, честь, достоинство), деловая репутация юридического лица отражает не равенство субъектов права, а, напротив, их различия. Закон защищает деловую репутацию именно как категорию, персонифицирующую юридическое лицо в той или иной сфере деятельности.

Третий признак - специфика возникновения, формирования деловой репутации юридического лица. Так, одни авторы полагают, что деловая репутация возникает с момента регистрации юридического лица [25]. Другие считают, что она создается с течением времени [26]. Третьи говорят о невозможности определения конкретного момента возникновения деловой репутации, формирования мнения о ней [17].

Отметим еще один, в данном случае, четвертый признак, особенность деловой репутации: ей может быть дана стоимостная оценка. Согласно пункту 1 статьи 1042 ГК РФ [2], все то, что товарищ вносит в общее дело, в том числе деловая репутация, которая признается вкладом товарища. Денежную оценку стоимости вносимых вкладов товарищи осуществляют по соглашению (пункт 2 этой же статьи). Приказом Министерства Финансов РФ от 27 декабря 2007 г. № 153н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)» возможно определить приблизительную стоимость деловой репутации (нематериального актива) с помощью расчетов бухгалтерского учета и выразить ее в денежном эквиваленте [5].

Согласно нормам ГК РФ, выделяются два вида благ: материальные и нематериальные. Нематериальные блага неразрывно связанные с личностью, непередаваемы и неотчуждаемы [14]. В связи с этим выявляется правовая коллизия: деловая репутация юридических лиц, хотя и относится к числу нематериальных и неотчуждаемых благ, может передаваться и отчуждаться. [15]. Например, по договору коммерческой концессии, в соответствии с пунктом 2 статьи 1027 ГК РФ. Это свойство деловой репутации юридических лиц противоречит положениям пункта 1 ст.150 ГК РФ, устанавливающей, что нематериальные блага неотчуждаемы и непередаваемы.

Каким образом можно разрешить выявленную правовую коллизию? Интересно мнение О.В. Карайчевой, которая считает, что у деловой репутации экономико-правовая природа: «Она [т.е. деловая репутация юридических лиц - мой комментарий О.Л.] содержит в себе качества нематериальных благ (нематериальна, индивидуализирует лицо, имеет особенное основание возникновения), но не обладает нематериальным содержанием» [11]. В связи с этим, по мнению О.В. Карайчевой, даже несмотря на возможность денежной оценки и передачи деловой репутации, она не может приравниваться к числу нематериальных благ [11].

Жданов А.В. пишет, что юридическому лицу принадлежат два блага, которые связанны между собой и обозначены в законодательстве одним термином - деловая репутация. Первое благо - нематериальное, оно неотчуждаемое и неоцениваемое. Второе - материальное, а именно производная от общественной оценки экономическая надбавка, которая обладает экономической природой и является денежным выражением ожидания оценки со стороны общества. А.В. Жданов

приходит к подобному выводу на основании того, что организация может быть оценена обществом, то есть ей действительно принадлежит такое нематериальное благо, как деловая репутация. Но возможность передачи и оценки деловой репутации противоречит самой правовой природе нематериальных благ. [27]

Таким образом, подводя итоги статьи, отметим основные выводы. Де-юре существует противоречие между природой деловой репутации юридического лица и ее нормативно закрепленного в ГК РФ определения (в части запрета на отчуждение и передачу). Как показало исследование, де-факто происходит передача права на использование деловой репутации, а сама репутация остается неотчуждаемой. В связи с этим рекомендуется дополнить ГК РФ статьей 150.1, в которой отдельно закрепить понятие деловой репутации, отделить её от общего перечня нематериальных благ и отразить следующие признаки:

■ преобладание экономического начала;

■ деловая репутация является средством индивидуализации юридического лица;

■ момент возникновения, формирования деловой репутации юридического лица;

■ деловой репутации может быть дана стоимостная оценка.

Библиографический список:

1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием от 12 дек. 1993 г.: (с учетом поправок от 21 июля 2014 г. № 11 - ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон Рос. Федерации от 30 нояб. 1994 г. № 51 - ФЗ: (ред. от 28 марта 2017 г.) // Собр. законодательства РФ - 1994. - № 32. - Ст. 3301. Ст. 410.

3. О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской федерации: федер. закон Рос. Федерации от 2 июля 2013 г. № 142 - ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 27. - Ст. 3434.

4. Об инвестиционном товариществе: федер. закон Рос. Федерации от 28 нояб. 2011 г. № 335 - ФЗ: (ред. от 21 июля 2014 г.) // Собр. Законодательства Рос Федерации. - 2011. - № 49 (ч.1). - Ст.7013.

5. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007) [Электронный ресурс]: приказ Министерства финансов Рос. Федерации от 27 дек. 2007 г. № 153н: (ред. от 06 апр. 2015 г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2015. -Доступ из локальной сети Науч. б - ки Том. гос. ун - та. (дата обращения: 29.10.2016).

6. Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик утверждены Постановлением Верховного Совета СССР 31 мая 1991г. № 2212 - 1 // Ведомости СНД и ВС СССР. - 1991. - № 26. - Ст. 734.

7. О средствах массовой информации: закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (ред. от 01.03.2020) // "Российская газета", N 32, 08.02.1992.

8. Анисимов А. Л. Честь, достоинство, деловая репутация под защитой закона / А. Л. Анисимов - М.: НОРМА, 2004. - 224 с.

9. Аюпов О. Ш. Понятие «деловая репутация юридического лица» // Правовые проблемы укрепления российской государственности. - 2010. - № 45. - С. 100 - 101.

10. Даль В. И. Толковый словарь русского языка: современная версия / В. И. Даль. - М.: Эскимо, 2005. -735 с.

11. Карайчева О. В. Деловая репутация как объект гражданских прав [Электронный ресурс]: дис. ... канд. юрид. наук / О. В. Карайчева. - Краснодар, 2014. - 211 с. - Электрон. версия печат. публ. - Доступ из «Электронная библиотека: Диссертации».

12. Карайчева О. В. Повышение эффективности применения гражданско - правовых способов защиты деловой репутации // Актуальные проблемы развития гражданского права и процесса на современном этапе. - 2015. - С. 495 - 501.

13. Рожкова М. А. Судебная практика по делам о защите деловой репутации юридических лиц и предпринимателей.

14. Ульянова О. А. Неимущественные способы защиты деловой репутации юридических лиц // Международный научно - исследовательский журнал. - 2015. - № 10 -1(41)-С.102- 106

15. Рожкова М. А. Судебная практика по делам о защите деловой репутации юридических лиц и предпринимателей.

16. Каменева З. В. Деловая репутация как объект гражданского права // Адвокат. - 2014. - № 5. - С. 19 - 22. 83. Каменева З. В. Содержание субъективного права человека на честь и достоинство // Адвокат. - 2014. - № 4. - С. 21 - 24.

17. Килинкаров В. В. Право на деловую репутацию субъектов предпринимательской деятельности [Электронный ресурс]: дис. ... канд. юрид. наук / В. В. Килинкаров. - С.-Петерб., 2011. - 204 с. -Эл.Вер.печ.публ. Доступ «Электронная библиотека: Диссертации».

18. Малько А. В. Субъективное право и законный интерес // Правоведение. - 1998. - № 4. - С. 58 - 70.

19. Морозова Л. А. Теория государства и права учебник. / Л. А. Морозова. - М.: НОРМА, 2016 - 463 с.

20. Фроловский Н. Г. Защита деловой репутации юридического лица // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2012. - № 4. - С. 48 - 52.

21. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: ИТИ Технологии, 2003. - 939 с.

22. Шулепова Т.И. Защита деловой репутации [Электронный ресурс]: Арбитражный суд Свердловской области, рубрика: Арбитражно-судебная практика, URL: https://ekaterinburg.arbitr.ru/node/14364.

23. Тюленев И.В. Защита чести, достоинства и деловой репутации по российскому и международному законодательству [Электронный ресурс]: дис. ... канд. юрид. наук / И.В. Тюленев. М., 2010. С. 31 - 32. Электрон. версия печат. публ. Доступ из «Электронная библиотека: Диссертации», Гражданское право: учебник в 3 т. / Е. Н. Абрамова [и др.]; под ред. А. П. Сергеева. М.: РГ-Пресс, 2011. Т. 1. С. 419.

24. Постановление ФАС Московского округа от 3 мая 2005 г. № КГ-А40/1052-05; ФАС ЗападноСибирского округа от 27 декабря 2012 г. по делу № А67-6614/2011;

25. Пешкова О. А. Защита деловой репутации и других нематериальных благ юридических лиц. С. 25; Смолина Л.В. Защита деловой репутации организации. С. 17.

26. Малеина М.Н. Защита чести, достоинства, деловой репутации предпринимателя. С. 18.

27. Жданов А. В. Деловая репутация юридического лица и ее правовая природа // Российское правоведение: трибуна молодого ученого. - 2012. - Вып. 12. - С. 97 - 99.

28. Постановление ФАС Уральского округа от 1 июня 2012 г. № Ф09-3415/12 по делу № А47-4922/2011 (СПС «КонсультантПлюс»).

29. Сергеев, А.П. «Право на защиту репутации» / А. П. Сергеев. - Л.: Ленингр. орг. о-ва «Знание» РСФСР, 1989. - 31, [1] с.; 22 см. Защита чести и достоинства граждан СССР

ЕРМАКОВА А.А.

Магистрант юридического института Севастопольского Государственного Университета

Научный руководитель: А.С. Скаридов

Д.ю.н., профессор

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ

Аннотация: Статья посвящена изучению законодательства и правоприменительной практики в отношении уголовной ответственности за нарушение законодательства о континентальном шельфе. Автор обращает внимание на низкую эффективность деятельности по привлечению к ответственности за нарушение законодательства в этой области, анализирует ее причины и предлагает направления совершенствования уголовно-правовой охраны природы.

Ключевые слова: уголовная ответственность, континентальный шельф, экологическая безопасность, загрязнение среды, нанесение вреда окружающей среде.

CRIMINAL RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION ABOUT CONTINENTAL SHELF

Abstract: The article is devoted to the study of legislation and law enforcement practice regarding criminal liability for violation of the legislation on the continental shelf. The author draws attention to the low effectiveness of liability for violation of the law in this area, analyzes its causes and suggests directions for improving the criminal legal nature protection.

Keywords: criminal liability, continental shelf, environmental safety, environmental pollution, environmental damage.

Активная добыча природных ресурсов континентального шельфа России привела к появлению у общества потребности более тщательно охранять обозначенный объект как важнейший элемент экологической системы государства и защищать его от противоправного посягательства, что послужило причиной формирования новых дополнительных норм права. Эти факторы побудили автора рассмотреть действующее законодательство Российской Федерации об охране указанного объекта, чтобы выявить текущие правовые проблемы и предложить пути их решения.

Определение континентального шельфа содержится в Федеральном законе от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», который составляет основу российского законодательства в этом вопросе. Согласно статье 1 данного закона, континентальный шельф - это подводная область, включающая в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ и тянущаяся на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка [1].

В соответствии с положениями вышеуказанного Федерального закона, Россия обладает суверенными правами на разведку континентального шельфа, разработку его минеральных и водных биологических ресурсов; обладает исключительным правом сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.