Научная статья на тему 'К вопросу о занятости лиц пенсионного и предпенсионного возраста'

К вопросу о занятости лиц пенсионного и предпенсионного возраста Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
472
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЕНСИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПОВЫШЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА / СОКРАЩЕНИЕ ЛИЦ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тихомирова И.Ю.,

Актуальность выбранной темы исследования объясняется новеллами в отечественном законодательстве, связанными с повышением пенсионного возраста. Целью настоящей работы является исследование законодательных методов защиты лиц пенсионного и предпенсионного возраста от недобросовестного поведения работодателя, приводящего к увольнению или отказу в принятии на работу. Результат настоящего исследования: обобщение и исследование норм действующего законодательства на предмет эффективности соблюдения прав лиц предпенсионного возраста в трудовых отношениях. На основании указанного исследования был сделан вывод о том, что усугубление ответственности работодателя за нарушение прав лиц предпенсионного и пенсионного возраста приводит не к запланированному сокращению подобных случаев, а приводит к обратному эффекту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о занятости лиц пенсионного и предпенсионного возраста»

УДК 349.3

И.Ю. Тихомирова

студент 3 курса,

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»,

г. Симферополь, РФ E-mail: Hear8@rambler.ru Научный руководитель: А.О. Яценко канд. юр. наук, доцент,

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»,

г. Симферополь, РФ E-mail: Yatsenkoao@mail.ru

К ВОПРОСУ О ЗАНЯТОСТИ ЛИЦ ПЕНСИОННОГО И ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

Актуальность выбранной темы исследования объясняется новеллами в отечественном законодательстве, связанными с повышением пенсионного возраста. Целью настоящей работы является исследование законодательных методов защиты лиц пенсионного и предпенсионного возраста от недобросовестного поведения работодателя, приводящего к увольнению или отказу в принятии на работу. Результат настоящего исследования: обобщение и исследование норм действующего законодательства на предмет эффективности соблюдения прав лиц предпенсионного возраста в трудовых отношениях. На основании указанного исследования был сделан вывод о том, что усугубление ответственности работодателя за нарушение прав лиц предпенсионного и пенсионного возраста приводит не к запланированному сокращению подобных случаев, а приводит к обратному эффекту.

Ключевые слова:

Пенсионное законодательство, повышение пенсионного возраста, сокращение лиц пенсионного возраста,

ответственность работодателя.

Состояние занятости как всего населения государства в целом, так и отдельных категорий населения, в частности, является объектом повышенного внимания органов государственной власти и общественности.

Регулирование государством сферы занятости осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровнях. Одним из методов подобного регулирования является управление трудом лиц, имеющих определенные ограничения гендерного, физического, возрастного, образовательного, квалификационного характера.

В связи с необходимым увеличением привлечения на рынок труда таких категорий работников, как трудоспособные инвалиды, лица до восемнадцати лет, освобожденные из мест лишения свободы, и наличия определенных сложностей, которые сопутствуют трудоустройству указанных лиц, одним из способов решения проблемы привлечения дополнительных работников на рынок труда является увеличение пенсионного возраста.

Так, 03 октября 2018 года был принят федеральный закон №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», в соответствии с пунктом 4 статьи 4 которого предусмотрено увеличение пенсионного возраста с 60 до 65 лет для мужчин, а также с 55 до 60 лет для женщин. Указанный закон приобретает законную силу с 01 января 2019 года; однако, с целью смягчения данной пенсионной реформы, законодателем были предусмотрены

~ 138 ~

определенные нормы. Так, одним из методов смягчения роста пенсионного возраста является его постепенное повышение. В соответствии с п. 11 ст. 4 Федерального закона №Э50-ФЗ к возрасту на 31.12.2018 г., по достижении которого возникает право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению (что составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) ежегодно прибавляется 12 месяцев. Таким образом, достижение 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно, что является основанием для возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, предусмотрено с 2023 года для последующих лет [1, www].

Согласно правовых актов Организации Объединенных Наций и Международной организации труда к пожилым относятся лица, достигшие шестидесятилетнего возраста и старше. Указанные данные легли в основу пенсионного законодательства многих европейских стран, и, в совокупности с данными о средней продолжительности жизни и состоянии здоровья населения, выразились в установлении пенсионного возраста 65 лет для мужчин, и 60 лет для женщин. Данная мера позволяет гражданам, которые сохранили трудоспособность в пожилом возрасте, оставаться полноценными участниками трудового процесса до указанного возраста [4, с. 240].

Достижение гражданами предпенсионного и пенсионного возраста является наиболее распространенным фактором, влияющим на снижение конкурентоспособности указанной категории населения на отечественном рынке труда. Это связано с тем, что полномерное сохранение трудоспособности к моменту наступления пенсионного возраста является зачастую невозможным. Так, по данным отчета Министерства здравоохранения РФ по итогам 2017 года средняя продолжительность жизни в России составила 72,7 года. В то же время по данным Росстата по состоянию на 2017 год население России старше 65 лет составляет около 38 миллионов человек, в то время как категория работающих лиц составляет 27,3 миллиона человек [5, www].

В связи с понижением возможности конкурентоспособности среди остальных категорий работников в условиях экономического кризиса пенсионеры и лица предпенсионного возраста являются одной из наиболее уязвимых категорий работников, поскольку именно пожилых работников сокращают в первую очередь. Кроме того, трудоустройство таких работников является связанным с определенными ограничениями, которые указываются работодателем. Так, в объявлениях о наличии вакантных мест или о поиске работников зачастую указывается ограничение по возрасту, что связано с распространенным мнением среди работодателей о том, что работники пожилого возраста не способны к переквалификации, командировкам, а также не смогут уделять достаточно времени работе по состоянию здоровья.

С целью обеспечения лиц предпенсионного возраста рабочими местами Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) было подготовлено письмо №858-ПР «О проведении ежеквартального мониторинга сведений об организациях (работодателях) и численности работников организаций, не являющихся пенсионерами, а также ежемесячного мониторинга реализации мер по содействию занятости граждан предпенсионного возраста» от 25.07.2018 г., которое вступило в силу 01.10.2018 г. [2, www].

Согласно указанного письма сведения от работодателей о численности работников организаций, не являющихся пенсионерами, должны будут подаваться в Роструд ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным. Данные служб занятости о мерах по содействию занятости людей предпенсионного возраста будут предоставлять ежемесячно, также до 15 числа месяца, следующего за отчетным.

В середине сентября Роструд передал в службы занятости списки предприятий, которые находятся на всей территории России, где работают люди предпенсионного возраста, с целью дальнейшего осуществления мероприятий по соблюдению их прав. Всего в указанном списке предусмотерно 343 тысячи организаций. Указанное мероприятие было осуществлено также с целью вычисления группы риска, предложить работникам предпенсионного возраста в случае необходимости возможность

~ 139 ~

получить дополнительную квалификацию и найти новую работу.

Министерство труда и социальной политики РФ выступило с предложением об усилении ответственности работодателей за увольнение лиц, достигших предпенсионного возраста. Так, по мнению Минтруда, с целью сохранения места за работником, который достиг предпенсионного возраста, что составляет возраст за пять лет до пенсионного, необходимо ввести повышенную ответственность для работодателя, вплоть до уголовной [3, www]. В основе данного предложения лежат данные Росстата, в соответствии с которыми процент занятых в возрасте 45-49 лет составляет 90% среди мужчин, и 88% среди женщин; в возрасте 50-54 года процент занятых составляет 86% и 82% среди мужчин и женщин соответственно. По состоянию на 2017 год процент занятого населения в возрасте 55-59 лет составляет 76% для мужчин и 52% для женщин [6, www].

При увеличении ответственности работодателя за сокращение лиц предпенсионного возраста во избежание ответственности работодателю целесообразно осуществить сокращение лиц, не достигших предпенсионного возраста, заранее, в частности при достижении ими в среднем 55-50 лет для мужчин и женщин соответственно, что, в соответствии с данными Росстата, приведет к существенному сокращению кадров, в возрасте, при котором трудоспособность не ограничена.

Следовательно, усугубление ответственности работодателя при сокращении лиц предпенсионного возраста приведет к эффекту, обратному цели пенсионной реформы, - не увеличение кадров за счет трудовых ресурсов, а их сокращение.

Таким образом, занятость лиц пенсионного и предпенсионного возраста - проблема, которая возросла с принятием Федерального закона №350-ФЗ от 03.10.2018 г.. На данный момент она является предметом обсуждения органов исполнительной власти с целью принятия соответствующих мер, направленных не только на сохранение за лицами предпенсионного возраста рабочих мест, но и на принятие мер по обеспечению получения лицами предпенсионного возраста дополнительной квалификации и рабочих мест.

Список использованной литературы:

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий. Федеральный закон от 03.10.2018 г. №350-ФЗ. [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308156/. (дата обращения к ресурсу: 04.11.2018)

2. Письмо Роструда от 25.07.2018 N 858-ПР «О проведении ежеквартального мониторинга сведений об организациях (работодателях) и численности работников организаций, не являющихся пенсионерами, а также ежемесячного мониторинга реализации мер по содействию занятости граждан предпенсионного возраста». [Электронный ресурс]. https://nalogcodex.ru/Nalogovoe-zakonodatelstvo/Pismo-Rostruda-ot-25.07.2018-N-858-PR/ (дата обращения к ресурсу: 04.11.2018).

3. Ломская Т. Увольнение работников за два года до пенсии может стать преступлением / Ведомости, 25.07.2018 г. [Электронный ресурс]. https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/07/26/776563-uvolnenie-prestupleniem#_ (дата обращения к ресурсу: 05.11.2018).

4. Бадараев Д.Д. К проблеме трудоустройства лиц пенсионного и предпенсионного возраста / Вестник Бурятского Госуниверситета, №2010/5. Стр. 239-243.

5. Продолжительность жизни при рождении по регионам России. Данные за 2017 г. [Электронный ресурс]. http://www.statdata.ru/spg_reg_rf. (дата обращения к ресурсу: 05.11.2018).

6. Занятость и безработица лиц старшего поколения. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс].

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/generation/ (дата обращения к ресурсу: 04.11.2018).

© Тихомирова И.Ю., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.