Научная статья на тему 'Защитит ли права работников предпенсионного возраста введенная в УК РФ статья 144. 1'

Защитит ли права работников предпенсионного возраста введенная в УК РФ статья 144. 1 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1818
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Виктимология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА / РАБОТОДАТЕЛЬ / УВОЛЬНЕНИЕ И ПРИЕМ НА РАБОТУ / ЛИЦО ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА / СТАТЬЯ 144.1 УК РФ / LABOR ACTIVITY / PENSION REFORM / EMPLOYER / DISMISSAL AND EMPLOYMENT / PERSON OF PRE-RETIREMENT AGE / ARTICLE 144.1 OF THE CRIMINAL CODE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бойко О.А., Панов С.Л.

В целях защиты прав работников предпенсионного возраста уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 144.1, предусматривающей ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста, а равно необоснованное увольнение с работы такого лица по тем же мотивам. Авторами статьи изучены мотивы принятие решения о внесении изменений в УК РФ по данной проблеме; обсуждены вопросы взаимоотношения руководителей и возрастных работников после пенсионной реформы; с социальной и уголовно-правовой позиций проанализированы перспективы применения на практике указанной нормы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Protect the rights of workers near retirement age introduced into the criminal code article 144.1

For the purpose of protection of the rights of workers of pre-retirement age the criminal code of the Russian Federation is added with article 144.1 providing responsibility for unreasonable refusal in employment of the person for reasons of achievement of pre-retirement age, and also unreasonable dismissal from work of such person for the same reasons. The authors of the article studied the reasons for the decision to amend the criminal code on this issue; discussed the relationship between managers and age workers after the pension reform; from the social and criminal-legal positions the prospects of application of the specified norm in practice are analyzed.

Текст научной работы на тему «Защитит ли права работников предпенсионного возраста введенная в УК РФ статья 144. 1»

ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

УДК 34:343.9

Виктимология 4(18) / 2018, с. 20-25

Бойко О. А., Панов С. Л.

ЗАЩИТИТ ЛИ ПРАВА РАБОТНИКОВ ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА ВВЕДЕННАЯ В УК РФ СТАТЬЯ 144.1

В целях защиты прав работников предпенсионного возраста уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 144.1, предусматривающей ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста, а равно необоснованное увольнение с работы такого лица по тем же мотивам. Авторами статьи изучены мотивы принятие решения о внесении изменений в УК РФ по данной проблеме; обсуждены вопросы взаимоотношения руководителей и возрастных работников после пенсионной реформы; с социальной и уголовно-правовой позиций проанализированы перспективы применения на практике указанной нормы.

Ключевые слова: трудовая деятельность, пенсионная реформа, работодатель, увольнение и прием на работу, лицо предпенсионного возраста, статья 144.1 УК РФ.

В настоящее время при сложившейся в стране экономической ситуации, лицам предпенсионного возраста уволенным с работы довольно сложно найти новое место деятельности. Используя сложившуюся ситуацию, отдельные руководители (работодатели) нередко предъявляют к пожилым работникам необоснованные и незаконные требования под угрозой увольнения. Чаще всего такая ситуация проявляется не в государственных и муниципальных организациях, где к пожилым людям относятся более или менее лояльно, а в частном секторе, для владельцев которого на первом месте — прибыль, а на последнем — отношение к «судьбе» работников. По мнению отдельных работодателей, пожилые работники теряют мотивацию к труду, особенно когда долгое время трудятся на одном и том же месте, в силу возраста утрачивают некоторые профессиональные навыки, не успевают за происходящими на работе изменениями, не хотят обучаться и получать новые компетенции. Понятно, что

для руководителей в данном случае проще от таких работников избавиться. Поэтому нередко вокруг лиц предпенсионного возраста создается нетерпимая обстановка, которая «подталкивает» последних на «добровольное» увольнение.

С повышением в 2018 году пенсионного возраста проблема обеспечения (сохранения) «достойной» работой такой категории граждан, скорее всего, обострится. В связи с этим руководством страны предпринят ряд мер (создание для старшего поколения рабочих мест, внедрения системы переобучения и др.) по защите прав лиц предпенсионного возраста, в числе которых введение уголовной ответственности за нарушение возрастного равенства граждан при осуществлении трудовой деятельности.

Так, Федеральным законом № 352-ФЗ[8] Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 144.1, предусматривающей ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу лица по мотивам достижения им пред-

пенсионного возраста, а равно необоснованное увольнение с работы такого лица по тем же мотивам. К лицу, виновному в совершении указанного преступления законом предусмотрено назначение наказания в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательных работ на срок до трехсот шестидесяти часов. В соответствии с примечанием к ст. 144.1 УК РФ под предпенсионным возрастом понимается жизненный цикл продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством страны.

Общественная опасность преступления заключается в нарушении права свободно распоряжаться своими способностями к труду. Исходя из диспозиции статьи, запрещается прямое или косвенное ограничение прав граждан при заключении трудового договора в зависимости от возраста и социального положения, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Основной объект преступного посягательства — общественные отношения, возникающие по поводу реализации лицами предпенсионного возраста права на труд. Объективная сторона состава преступления выражается в необоснованном отказе в приеме на работу или необоснованном увольнении с работы лица предпенсионного возраста. Отказ в приеме на работу или увольнении с нее гражданина предпенсионного возраста является необоснованным в случае, если работодатель отказал (расторг) в заключение трудового соглашения лицу, который по своим деловым качествам, законно установленным требованиям и критериям соответствует предлагаемой деятельности, по причине количества лет работника. Преступление является оконченным в момент совершения действий, указанных в диспозиции статьи независимо от наступления каких-либо вредных последствий.

С субъективной стороны состав преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Уголовная ответственность за необоснованный отказ в

приеме на работу или необоснованное увольнение с работы лица предпенсионного возраста наступает только в том случае, если указанные деяния совершены по мотиву наличия у гражданина определенного возраста. Субъект преступления — физическое лицо: либо должностное лицо, пользующееся правом приема на работу (заключение трудового договора) или увольнения, либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

По мнению руководства страны, закрепление в законодательстве уголовной ответственности за увольнение (не принятия на работу) лиц предпенсионного возраста принесет позитивные изменения и позволит[5]:

— добиться «искоренения стереотипов и предвзятого отношения» к работникам пожилого возраста;

— снизить количество лиц, ожидающих своей пенсии в статусе безработных, что позволит уменьшить нагрузку на государственный бюджет и фонды, а также повысить количество фактически работающих лиц;

— сократить риск увеличения безработицы среди лиц пожилого возраста, который может возрасти в связи с пенсионной реформой;

— снизить количество фактов незаконных увольнений и отказов в приеме на работу по мотивам, не связанным с профессиональными качествами лиц пожилого и предпенсионного возрастов;

— «подтолкнуть» работодателей искать новые формы занятости для лиц пожилого и предпенсионного возрастов, обладающих достаточной профессиональной квалификацией и мотивированных на добросовестный труд;

— у лиц, непосредственно ответственных за процедуру увольнения граждан предпенсионного возраста, появится серьезный сдерживающий фактор, учитывая значение наличия судимости в дальнейшей жизни.

У работодателей с введением в УК России статьи 144.1 могут возникнуть определенные сложности, связанные со следующими моментами[3]:

— работодатели, боясь уголовной ответственности, будут вынуждены «держать» на работе лиц предпенсионного возраста, которые по объективным причинам (например, физическому состоя-

нию) не могут в полной мере справляться со своими обязанностями, а более молодым и достойным кандидатам на должность — в приеме отказывать. При этом будут «страдать» интересы организации (убытки, не обновление кадров, снижение конкурентоспособности компании), останутся без работы молодые перспективные специалисты;

— некоторые работодатели опасаются, что могут быть привлечены к уголовной ответственности даже тогда, когда увольнение или отказ в трудоустройстве были обоснованы не возрастом лица, а другими причинами, так как правоохранительные органы могут устроить им «показательную порку», чтобы другие компании охотнее брали на работу пожилых сотрудников;

— отдельные недобросовестные пожилые работники, зная о возможной ответственности руководителей за увольнение лиц предпенсионного возраста, начнут относиться к своим обязанностям более халатно, полагая, что работодатели, помня об уголовной ответственности, будут смотреть на это «сквозь пальцы». Особенно это касается компаний, ведущих свою деятельность с нарушением законодательства, которым не нужны дополнительные проверки и выявления иных более тяжких преступлений;

— наличие возможной уголовной ответственности за увольнение предпенси-онеров может стать серьезным оружием в руках рейдеров и недобросовестных конкурентов. В отношении работодателей, рискнувших отказать в трудоустройстве, могут быть возбуждены уголовные дела, а это значит, — многочисленные проверки бизнеса гарантированы.

Полагаем, что с целью избежания возможной уголовной ответственности за увольнение (отказ в приеме) лиц предпенсионного возрасти, работодатели предпримут необходимые меры, чтобы избежать возможного наказания.

Основания (случаи) для увольнения работника по инициативе работодателя изложены в статье 81 Трудового кодекса Российской Федерации[7]. В приказе работодателя об увольнении лица предпенсионного возраста официально не будет фигурировать тот факт, что расстались с работником именно из-за количества прожитых им лет. Это будет увольнение «по собственному желанию», «по сокра-

щению», а то и по какому-нибудь виновному (однократное грубое нарушение трудовых обязанностей, прогул и др.) основанию. Опасаясь возможной ответственности, руководители организаций станут увольнять работников за несколько лет до достижения ими предпенсионного возраста.

Проблема отечественных граждан старше 50 лет — это именно поиск новой работы, а не сохранение старой. Работодателям, не желающим принимать на работу пожилых граждан, станут тщательным образом обосновывать причину отказа в трудоустройстве, в том числе и лицам предпенсионного возраста. Так, например, законной причиной отказа в трудоустройстве будет отсутствие нужных деловых качеств, необходимых навыков, умений и т.д. Поскольку сегодня многие работодателей ищут сотрудников через предварительный отбор резюме, то это существенным образом может усложнить процесс поступления на работу соискателей из числа граждан предпенсионного возраста. Резюме людей предпенсионного возраста просто не будут допускать к рассмотрению, что исключает возможность требования соискателей предоставления (объяснения) им причин для отказа в приеме на работу[6].

В настоящее время работодатели неохотно берут на работу молодых лиц женского пола, опасаясь их скорого ухода в декрет. По аналогии они будут отказывать в трудоустройстве лицам старшего возраста, чтобы в будущем не испытывать проблем при их увольнении. На практике грамотный кадровик сделает все возможное, чтобы максимально усложнить процесс принятия лица предпенсионного возраста путем введения дополнительного тестирования, повышением требований к соискателям на должность и пр. Кроме того, работодатели могут аргументировать отказ таким образом, что претенденты в силу незнания законных оснований для отказа в приеме на работу будут искренне считать, что им отказали правомерно.

В действующем УК РФ прописан ряд норм, связанных с трудовой дискриминацией. Однако на практике эти нормы фактически «не работают». Так, ответственность за дискриминацию, совершённую лицом с использованием служебного положения, предусмотрена ста-

тьей 136 УК РФ «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина». За период 2016-2017 годы осужденных по этой статье нет. По статье 145 УК РФ «Необоснованном отказе в приеме на работу или необоснованном увольнении беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет» в 2016 году осужден 1 человек (к штрафу) и 2017 году — 2 человека (к штрафу и обязательным работам)[1]. Такая же «судьба» может ожидать и статью 144.1 УК РФ.

По мнению представителей бизне-са[2] никаких преимуществ у пожилого работника перед другими коллегами вследствие принятия закона № 352-Ф3 не появится, а введенная в уголовный кодекс норма будет формализованным требованием закона, применение которой будет носить единичные «показательные» случаи. В определенной степени — это пиар-ход с целью смягчить «народное негодование» из-за пенсионной реформы и успокоить пожилых граждан по поводу соблюдения их трудовых прав. Эффективным было бы установление налоговых и страховых льгот (например, снижение в 1,5-2 раза отчислений в Пенсионный фонд) для организаций и компаний, обеспечивающих работой возрастных россиян.

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработан законопроект[4], который призван обязать работодателей сообщать в службу занятости об увольнении каждого сотрудника предпенсионного возраста. Министерство предлагает обязать работодателей отчитываться перед территориальными государственными инспекциями по труду о причинах увольнения лиц предпенсионного возраста в случае увольнения по соглашению сторон или по инициативе работодателя. Также предлагается открывать в госинспекциях

«горячие линии», по которым граждане могли бы пожаловаться в случае нарушения их трудовых прав. Кроме того, предлагается дополнить Трудовой кодекс положением, обязывающим работодателей при наличии у работника необходимого профессионального стажа работы (к примеру, от 35 лет) в данной сфере переводить их по достижении предпенсионного возраста на административно-управленческие и иные наставнические позиции в целях передачи профессионального опыта, знаний, умений, навыков.

Вышесказанное позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Полагаем, что введение в УК РФ статьи 144.1 носит преимущественно превентивный характер, так как ни один из здравомыслящих работодателей не будет указывать мотивом увольнения предпенсионный возраст работника, чем способствовать возбуждению против себя уголовного дела. В этом смысле перспектива уголовной ответственности работодателя за подобный отказ предпенсионерам в приеме (увольнении) представляется крайне сомнительной.

2. На первых порах возможен наплыв в территориальные государственные инспекции по труду и правоохранительные органы обращений лиц предпенсионного возраста, считающих, что их трудовые права нарушаются и могут быть защищены именно таким путем, но в дальнейшем поток подобных заявлений существенно уменьшится.

3. Защита прав работников предпенсионного возраста лишь под угрозой применения мер уголовной ответственности не будет эффективной без широкого спектра социально-экономических мер, направленных на поддержание экономического интереса работодателей в сохранении трудовых отношений с данной категорией трудящихся граждан.

ПРИМЕЧАНИЕ:

1. Агентство правовой информации. Статистика. URL: http:// www. stat.апи-пресс.рф (дата обращения: 12.11.2018).

2. Антонов М. Пенсионер с приставкой «недо» // Открытая для всех и каждого. 2018. № 37. 17-24 сент.

3. Гицба А. Изменения пенсионного законодательства и новая «уголовная» статья. URL: http:// www.blog.ucmsgroup.ru/izmeneniya-pensionnogo-zakonodatelstva-i-novaya-ugolov (дата обращения: 17.11.2016).

4. Дидух Ю. Работодателей обязали отчитаться о сотрудниках предпенсионного возраста. URL: https: //www. ppt.ru/news/142423 (дата обращения: 15.11.2018).

5. Кузнецова Т. За нарушение трудовых прав лиц предпенсионного возраста может быть введена уголовная ответственность // Адвокатская газета. 2018. № 20.

6. Мошкович М.Г. Не понравилось резюме соискателя: можно ли не объяснять почему // Главная книга. 2018. № 19.

7. Статья 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ: в ред. Федерального закона от 11 октября 2018 года № 360-ФЗ // СЗ.РФ. 2002. № 1 (ч. 1), ст. 3.

8. Федеральный закон «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 3 октября 2018 года № 352-ФЗ // СЗ. 2018. № 41, ст. 6192.

REFERENCES:

1. Legal information Agency. Statistics. URL: http: / / www. stat.API-press.RF (date accessed: 12.11.2018).

2. Antonov M. Retired with the prefix "nedo" // Open for everyone. 2018. No. 37. 17-24 September.

3. Gitsba A. the Change in pension legislation and the new "criminal-Naya" article. URL: http:// www.blog.ucmsgroup.ru/izmeneniya-pensionnogo-zakonodatelstva-i-novaya-ugolov (date accessed: 27.11.2016)

4. Employers have been obliged to report on employees of pre-employment age. URL: https: //www. ppt.ru/news/142423 (date accessed: 25.11.2018).

5. Kuznetsova T. for violation of labor rights of persons of pre-retirement age can be introduced criminal liability / / Lawyer newspaper. 2018. No. 20.

6. Moshkovich M. G. did not like the resume of the applicant: is it possible not to explain why // the Main book. 2018. No. 19. P. 34.

7. Article 81 of the Labour code of the Russian Federation. Federal law No. 197-FZ of 30 December 2001: as amended by Federal law No. 360-FZ of 11 October 2018 // NW.RF. 2002. № 1 (part 1), article 3.

8. Federal law No. 352-FZ of 3 October 2018" on amendments to the criminal code of the Russian Federation". 2018. No. 41, article 6192.

О

БОЙКО Ольга Альбертовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры криминологии, психологии и педагогики, Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации», 644112, Омск, проспект Комарова 7. E-mail: mario011@mail.ru

ПАНОВ Сергей Леонидович, кандидат юридических наук, ветеран МВД России, Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации», 644112, Омск, проспект Комарова 7. E-mail: spanov1960@mail.ru

Boyko O. A., Panov S. L.

PROTECT THE RIGHTS OF WORKERS NEAR RETIREMENT AGE INTRODUCED INTO THE CRIMINAL CODE ARTICLE 144.1

For the purpose of protection of the rights of workers of pre-retirement age the criminal code of the Russian Federation is added with article 144.1 providing responsibility for unreasonable refusal in employment of the person for reasons of achievement of pre-retirement age, and also unreasonable dismissal from work of such person for the same reasons. The authors of the article studied the reasons for the decision to amend the criminal code on this issue; discussed the relationship between managers and age workers after the pension reform; from the social and criminal-legal positions the prospects of application of the specified norm in practice are analyzed.

Keywords: labor activity, pension reform, employer, dismissal and employment, person of pre-retirement age, article 144.1 of the criminal code.

BOYKO Olga, candidate of law, Associate Professor of criminology, psychology and pedagogy of Omsk Academy of the MIA of Russia, 644112, Omsk, prospect Komarova 7. E-mail: mario011@mail.ru

PANOV Sergei, candidate of law, а veteran of the MIA of Russia, 644112, Omsk, prospect Komarova 7. E-mail: spanov1960@mail.ru

Дата поступления: 12.11.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.