Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ЗАГРЯЗНЕНИИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КАНЦЕРОГЕННЫМИ УГЛЕВОДОРОДАМИ ПРИ СГОРАНИИ АВИАЦИОННОГО ТОПЛИВА'

К ВОПРОСУ О ЗАГРЯЗНЕНИИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КАНЦЕРОГЕННЫМИ УГЛЕВОДОРОДАМИ ПРИ СГОРАНИИ АВИАЦИОННОГО ТОПЛИВА Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
29
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экологическим биотехнологиям , автор научной работы — Г А. Смирнов, А Я. Хесина, А Хорват, М Кертес

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ЗАГРЯЗНЕНИИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КАНЦЕРОГЕННЫМИ УГЛЕВОДОРОДАМИ ПРИ СГОРАНИИ АВИАЦИОННОГО ТОПЛИВА»

дает надпороговый эффект, в концентрации 0,26 мг/м3 — подпороговый.

6. В качестве предельно допустимой в воздухе рабочей зоны рекомендуется концентрация малорана (гидроаэрозоля) 0,2 мг/м3.

Литература. Алексеева О. Г., Паткевич А. И., Черноусое А. Д. — В кн.: Клиническая патология химической этиологии. Киев, 1972, с. 111 — 114. Зеличенко А. И. — В кн.: Вопросы современной аллергологии. М., 1969, с. 79—82.

Меньшиков В. В.— В кн.: Аспекты окружающей среды. М.„ 1974, с. 148.

Милованов В. К. Биология воспроизведения и искусственное осеменение животных. М., 1962, с. 274.

Райка Э. — В кн.: Аллергия и аллергические заболевания. Будапешт, 1966, с. 11 — 18.

Саноцкий И. В., Авхименко М. М., Фоменко Е. Н. — В кн.: Методы определения токсичности и опасности химических веществ. М., 1970, с. 245—264.

Поступила 12.08.80

УДК 614.72:829.73

Г. А. Смирнов, А. Я. Хесина, А. Хорват, М. Кертес

К ВОПРОСУ О ЗАГРЯЗНЕНИИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КАНЦЕРОГЕННЫМИ УГЛЕВОДОРОДАМИ ПРИ СГОРАНИИ АВИАЦИОННОГО ТОПЛИВА

Всесоюзный онкологический научный центр АМН СССР, Москва,

институт гигиены, ВНР, Будапешт

Государственный

В связи с изучением различных возможных источников загрязнения окружающей среды канцерогенными полициклическими ароматическими углеводородами (ПАУ) нами в ходе совместных исследований изучено влияние на степень загрязнения воздуха и почвы выбросов ПАУ авиационными двигателями. Ранее на примере одного из московских аэродромов (Г. А. Смирнов) установлено достоверное повышение концентраций бенз(а)пирена (БП)—индикатора канцерогенных ПАУ — в почве и растительности аэродрома, наиболее выраженное в районе взлетной полосы. Это согласовалось со значительным выбросом БП двигателями самолетов, особенно при взлете и посадке (Л. М. Шабад и Г. А. Смирнов).

В нашу задачу входило выяснение общности этих закономерностей, в частности для значительно меньшего аэропорта («Ферихедь», ВНР).

Результаты измерения концентрации БП в слое почвы 0—10 см в зоне взлетно-посадочной полосы представлены на рнсунке. Измерения проводили с интервалом 2 года (1977 и 1979), параллельно во Всесоюзном онкологическом научном центре АМН СССР и Государственном институте гигиены ВНР, расхождение результатов не превышало 15 %. Из рисунка видно, что вдоль взлетной полосы в почве содержались повышенные концентрации БП,

46,2 3/,о 264.0 З'ЭООм 341.7

5*500м

- is.3 го.? 41.7

35,/ 70.2 1S3.2 7141 Вэлетно посадочная полоса \76J 364.6 83£ П,2 490

1979 '977 40Д 66.1

680

1OS0 44,4 55,6 З'ЗООм

900м

36J3

43.2 621.0

6JS

_ 81J6 89JS во,4 103,4 в23 129,1 BJ

Распределение БП в почве в зоне аэродрома «Ферихедь»

(в мкг/кг).

особенно высокие в зоне взлета и посадки, где они был» значительно выше, чем установленные в СССР (20 мкг/кг). Концентрация БП вне города при отсутствии локальных источников загрязнения ПАУ в ВНР повсеместно не превышало 10 мкг/кг, что соответствует таковой в СССР. За пределами аэродрома в зоне взлета и посадки концентрации также превышали ПДК для БП.

Загрязнение почвы может играть индикаторную роль, отражая наличие источника, так как в почве происходит накопление ПАУ. Однако сопоставление концентраций, измеренных в 1977 и 1979 гг., показало, что параллельно с накоплением идет процесс деградации, что подтверждает полученные ранее результаты (А. Я. Хесина и соавт.) о микробной деградации МАУ в загрязненной почве. В результате этих встречных процессов все же в зоне действия источника выброса ПАУ имеются более высокие концентрации ПАУ, в частности БП.

Наряду с загрязнением почвы изучено загрязнение воздуха как в аэропорту «Ферихедь», так и в ряде аэропортов в различных городов СССР. В связи с быстрым рассеянием канцерогенов в воздушной среде не наблюдается выраженного накопления ПАУ, особенно в летний период при хорошем проветривании. Однако в начале и конце взлетно-посадочной полосы отмечается превышение ПДК для БП в воздухе (0,1 мкг/100 м3). В крупных городах, особенно зимой, концентрации его в воздухе могут превышать ПДК в несколько десятков раз.

Результаты проведенных исследований подтверждают роль авиации как источника загрязнения окружающей среды. Интенсивность этого источника относительно мала по сравнению с выбросами ряда промышленных предприятий, отопительных систем или автомобильного транспорта в городе в местах напряженного движения. Однако необходим контроль загрязнений, который целесообразно проводить путем периодических измерений концентрации БП как индикатора канцерогенных ПАУ в зоне наиболее выраженного загрязнения — в начале и конце взлетной полосы.

ЛИТЕРАТУРА. Шабад Л. М„ Смирнов Г. А. — Гиг. и

сан., 1969, № 2, с. 98—99. Смирнов Г. А. — Вопр. онкол., 1970, № 5, с. 83—86. Хесина А. #., Щербак Н. П., Шабад Л. М. и др.— Бюлл. экспер. биол., 1969, № 10, с. 70—72.

Поступила 10.11.80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.