Научная статья на тему 'ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ АЭРОДРОМА, РАСПОЛОЖЕННОГО В ЧЕРТЕ ГОРОДА, НА УРОВЕНЬ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ БЕНЗ(А)ПИРЕНОМ'

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ АЭРОДРОМА, РАСПОЛОЖЕННОГО В ЧЕРТЕ ГОРОДА, НА УРОВЕНЬ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ БЕНЗ(А)ПИРЕНОМ Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — А К. Аудере, З Я. Линдберг, Г А. Смирное, Л М. Шабад

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ АЭРОДРОМА, РАСПОЛОЖЕННОГО В ЧЕРТЕ ГОРОДА, НА УРОВЕНЬ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ БЕНЗ(А)ПИРЕНОМ»

Таблица 2 Эффективность очисуки воды от БП в отстойниках

Таблица 3

Эффективность очистки воды от БП на фильтрах

Водопровод

Определено БП (в мкг/л) Эффектив-

ность

до очистки после очистки (в %)

о а

Задержано БП 3:- (в мкг/л)

№ 1 0,0004—0,0020 0,0001—0,0016 20—75

№ 2 0,0004—0,0022 0,0003—0,0005 16- 82

№ 3 0,0004—0,0010 0,0002—0,0004 20— 52

№ 5 0,0003—0,0008 0,0002—0,0005 21—50

№ 1 0-0,0005 0—45

.V» 2 0—0,0002 0—44

№ 4 0,0001—0,0003 35—36

№ 5 0—0,0004 0—50

в течение Р/г лет. Наибольшие концентрации БП обнаружены в поступающей воде в период таяния снега. В летние месяцы выявлены наименьшие концентрации, что, по-видимому, объясняется интенсификацией процессов самоочищения водоема. На водопроводе № 1 в 3 пробах установлено увеличение концентрации БП после очистки в 2—3 раза, что, по всей вероятности, связано с попаданием смазочных масел в очищенную воду при ремонте насосов; других причин найти не удалось.

Почти все пробы отбирались нами по этапам очистки, чтобы выявить, сколько БП оседает в отстойниках на первом этапе вместе с крупной взвесью и сколько задерживается на фильтрах. Результаты изучения задержки БП в отстойниках представлены в табл. 2.

Данные табл. 2 показывают, что уже в отстойниках задерживается от 16 до 82% БП.

Результаты изучения эффективности очистки воды, прошедшей фильтры, представлены в табл. 3.

Из табл. 3 видно, что на фильтрах задерживается от 0 до 50% БП. Очевидно,'сорбированный мелкими частицами БП может осесть на фильтрах, а то же вещество, растворенное в воде, проходит через фильтры. Хлорирование мало влияет на уменьшение концентрации БП; о том же свидетельствуют литературные данные (Н. Н. Трахтман и М. Д. Манита).

Таким образом, изучение работы очистных сооружений водопроводных станций по задержанию БП показало, что эффективность очистки колеблется в широких пределах — от 20 до 92%. Полная очистка воды от БП не достигается, водопроводная вода может содержать это вещество в концентрации, достигающей 0,002 мкг/л.

В связи с бурным ростом промышленности можно ожидать дальнейшего увеличения содержания БП и других ПАУ во внешней среде, поэтому необходим постоянный контроль за концентрацией канцерогенных веществ в водоемах, являющихся источниками централизованного водоснабжения.

Поскольку очистные водопроводные сооружения не освобождают воду от БП полностью, санитарные мероприятия должны быть направлены на охрану водоемов от загрязнения их углеводородами бластомогенного действия.

ЛИТЕРАТУРА. Трахтман Н. Н., Манита М. Д. Гиг. и сан., 1966, № 3, с. 21.

А. К. Аудере, 3. Я- Линдберг, Г. А. Смирнов, Л. М. Шабад

Рижский медицинский институт. Институт экспериментальной и клинической онкологии АМН СССР, Москва

В последнее время установлено, что значительную роль в загрязнении атмосферного воздуха канцерогенными веществами играют выхлопные газы авиатранспорта. Л. М. Шабад и Г. А. Смирнов показали, что в саже поршневых и газотурбинных авиационных двигателей бенз(а)пирен (БП) обнаружен в количестве от 250 до 350 мкг/кг. Этими авторами также установлено, что газотурбинные двигатели современных самолетов за 1 мин. работы на номинальном режиме способны выделить в атмосферный воздух от 2 до 4 мг БП. При обследовании взлетно-посадочной полосы (ВПП) одного из московских аэропортов Г. А. Смирнов определил содержание БП в пробах почвы от 1,3 до 68 мкг/кг. Повышенное содер-

Поступила 26/1 1973 г.

УДК в 14.7:665.44-02:656.71

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ АЭРОДРОМА, РАСПОЛОЖЕННОГО В ЧЕРТЕ ГОРОДА, НА УРОВЕНЬ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ БЕНЗ(А) ПИРЕ НОМ

" Зона впп

- ШШММНШ

2 Р ШЖГ:'

2000 Го О >50 >50 '>50 '50 Расстояние (6 м)

2000 >50 >50 >50 >50 >50

Расстояние (в л*)

Рис. 1. Распределение содержания БП в снеговых пробах в районе ВПП аэродрома.

Рис. 2. Распределение содержания БП в пробах почвы в районе ВПП аэродрома.

жание БП по сравнению с контрольной точкой найдено также в пробах снега и растительности.

То, что выхлопные газы авиационных двигателей загрязняют внешнюю среду БП, подтвердили и результаты исследования проб почвы, снега и растительности в зоне рижского аэропорта. Пробы снега отобраны в феврале 1972 г. согласно Методическим указаниям по отбору проб из объектов внешней среды и их подготовке к анализу на канцерогенные поликлинические ароматические углеводороды (М., 1972). Сущность метода заключается в отборе проб снега с определенной площади, весовом определении общей запыленности снегового покрова и определении в пыли канцерогенных веществ. Анализы проб снега на содержание БП проведены в Институте экспериментальной и клинической онкологии АМН СССР. Идентификацию БП, содержащегося в экстрактах, проводили спектрально-флюоресцентным методом.

На территории аэродрома отобрали снег, скопившийся в течение 40 дней между оттепелями. Пробы брали с площади 0,02 м- по нескольким направлениям — перпендикулярно ВПП и параллельно ей. Всего отобрано 30 проб. Контрольная точка выбрана вдали от промышленных объектов и транспортных магистралей. При взятии проб выбирали по возможности места с равномерным слоем снега, где не отмечалось сдувания или образования сугробов. При исследовании проб снега содержание БП в пробах колебалось от 0,19 до 2,16 мкг/м-/сутки (рис. 1).

. Анализ полученных результатов позволил выявить ряд закономерностей распределения БП в снеговом покрове района ВПП аэродрома. Максимальное загрязнение БП наблюдается на территории ВПП и превышает содержание его в контрольной точке в 4—13 раз. По направлению, пересекающему ВПП, содержание БП по мере удаления от нее снижается. В жилом районе, прилегающем к аэродрому, содержание БП в снеговых пробах в 8 раз больше, чем в контрольной точке.

Загрязнение почвы БП изучено в районе аэродрома и прилегающего к нему района. Пробы почвы отбирали в тех же точках, где брали пробы снега. Отобрано 30 проб почвы с глубины до 10 см согласно упомянутым выше методическим указаниям. Содержание БП в пробах почвы варьировало от 6,3 до 41,8 мкг/кг. Как видно из рис. 2, закономерности распределения содержания БП в точках отбора, наблюдавшиеся при анализе снеговых проб, выявлялись и в отношении проб почвы. Наибольшие концентрации БП (41,8 мкг/кг) обнаружены^вблизи ВПП. По мере удаления от ВПП по направлениям, идущим параллельно или пересекающим ее, концентрация БП уменьшается. В пробах почвы, взятой в этом районе, обнаружено БП в 8—9 раз больше, чем в контрольном районе.

Пробы растительности отбирали по тем же направлениям, что и пробы почвы и снегового покрова. В районе аэродрома отобрана 21 проба растительности; содержание БП в них колебалось от 2,1 до 20,7 мкг/кг. В пробах растительности не отмечали тех явных закономерностей, которые выявились при анализе проб почвы и снегового покрова. Это можно объяснить неоднородностью самой растительности. Однако концентрация БП в пробах, отобранных в непосредственной близости от ВПП, все же больше (4,2—9,7 мкг/кг), чем в пробах, отобранных в точках, отдаленных от нее, и в контрольной точке (1,2 мкг/кг).

Итак, при сравнении результатов исследования БП в районе Рижского аэропорта с данными, полученными на одном из аэропортов Москвы, установлены общие закономерности. Содержание БП в пробах почвы, взятых в Риге, меньше, чем в Москве. Это объясняется менее интенсивным движением самолетов в Риге. Концентрация БП в пробах почвы в десятки раз больше, чем в пробах снега. Это обстоятельство, по-видимому, связано с тем, что БП стоек во внешней среде и загрязненность почвы отражает суммарную загрязненность'района за более длительный период, чем загрязнение снега.

1. Авиационные двигатели служат источниками загрязнения внешней среды и в первую очередь территории аэропорта канцерогенными углеводородами.

Выводы

2. Несмотря на то что БП в природе разрушается под действием различных факторов, все же отмечается тенденция к накоплению его в почве в районах, где имеются источники выделения этого вещества.

ЛИТЕРАТУРА. Смирнов Г. А. Гиг. и'сан., 1970, № 8, с. 126. — Ш а -б а д Л. М., Смирнов Г. А. Гиг. и сан., 1969, №12, с. 98.

Поступила 2/11 1973 г.

УДК 613.5:691.175

О. К. Антонюк

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОЛИВИНИЛХЛОРИДНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ЖИЛИЩНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Всесоюзный научно-исследовательский институт гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс Министерства здравоохранения СССР, Киев

Нами была дана гигиеническая оценка 16 образцам полимерных материалов на основе поливинилхлоридной смолы. Изучаемые образцы материалов в зависимости от вида пластификатора, входящего в их рецептуру, распределили на 4 группы: 1-ю группу составили материалы, пластифицированные дибутилфталатом (ДБФ) и ди-2-этилгексилфталатом (ДОФ), 2-ю — пластифицированные ДБФ, 3-ю — пластифицированные ДОФ и 4-ю группу — пластифицированные дикаприлфталатом (ДКФ) и смесью ДКФ и ДОФ.

Санитарно-химические исследования в моделируемых условиях проводили при «насыщенности», соответствующей натурным условиям их эксплуатации (0,33; 0,4 и 1,43 м2/м3), температуре 20 и 40° и однократном воздухообмене в динамике через 1, 3, 6 и 9 месяцев после изготовления поливинилхлоридных материалов. Исходя из рецептуры последних, пробы отбираемого воздуха анализировали на присутствие фталатов, бронирующихся веществ и хлористого водорода.

Таблица 1

Состав летучих соединений, мигрирующих из различных образцов материалов в моделируемых условиях, в динамике

Материал

Вид пластификатора и его содержание (в %)

v т

s x я

* = ¡i О X о

С-о о О Ч г

Концентрация (в мг/м*)

фталаты

20°

40°

бронирующиеся вещества

20°

40°

1-я группа

Безосновный поливинилхло-ридный линолеум . . . . Поливинилхлоридный линолеум на основе .....

Поливинилхлоридные плит-

ДБФ и ДОФ

14—17 14—17 11 — 12

1,0»

0,1» 0,2 0,27

1.371

0,331 0,8 0,44

9,0

2,0

6,0

Не обнаружено

13,0

20,0 13,0 17,0

Поливинилхлоридные плитки ...........

6,3—6,3

Следы 0,351 | 1,5»

Следы 0,02 I 0,035

Не обнаружено

2-я группа Поливинилхлоридные пане-

Полнвинилхлоридные плитки • ..........

Поливинилхлоридная пленка для погонажных изделий ..........

ДБФ

15 Весовых частей

14 18

1

6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

3

Не обнаружено

Не обнаружено

0.311 0,161

2,И 0,85'

4,0 0,6

27,0

26,0 11,2

Не обнаружено

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.