Научная статья на тему 'К вопросу о взаимосвязи социального партнёрства и развития детской одарённости в деятельности общественной организации'

К вопросу о взаимосвязи социального партнёрства и развития детской одарённости в деятельности общественной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ВЗАИМОСВЯЗЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Румянцева Екатерина Александровна

Социальное партнерство является одним из современных подходов к организации системы общественно – государственной поддержки одаренных детей и молодежи. Взаимосвязь социального партнерства и развития детской одаренности представлена в статье на основе модели развития детской одаренности в процессе социального партнерства общественной организации с образовательными учреждениями и родителями. Описан опыт реализации данной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Румянцева Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о взаимосвязи социального партнёрства и развития детской одарённости в деятельности общественной организации»

Румянцева Екатерина Александровна Заместитель председателя Общероссийской общественной организации

«Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодёжи России «Интеграция», г. Москва.

129090, г. Москва, ул. Щепки на, д. 22.

E-mail: katerinka5okt@mail.ru

К вопросу о взаимосвязи социального партнёрства и развития детской одарённости в деятельности общественной организации

В настоящее время развитие детской одарённости рассматривается не только как сфера профессиональной деятельности педагогов, психологов и других специалистов, но и как поле социального партнёрства общественных организаций и государственных структур в области образования. Вместе с тем, в решении задач общественно-государственной поддержки одарённых и талантливых детей в недостаточной мере задействованы организации со статусом общественных. Признанным лидером в данной области является общероссийская организация «Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодёжи России «Интеграция». НС «Интеграция», как социальный партнёр в вопросах развития детской одарённости, сотрудничает с государственными учреждениями всех регионов РФ. Вместе с тем, деятельность НС «Интеграция» и других подобных общественных организаций по развитию детской одарённости до начала данного исследования не была организована на основе социального партнёрства, позволяющего эффективно и качественно решать многие вопросы. Модель социального партнёрства общественной организации с образовательными учреждениями и родителями, способствующего развитию детской одарённости, была разработана автором и реализована под её руководством в Общероссийской общественной организации «Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодёжи России Интеграция» в 2003-2013 гг. Модель основана на Уставе

Общероссийской Общественной организации «Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция». Устав регламентирует деятельность «Интеграции» в рамках создаваемой системы содействия детям и молодежи России в творческом и научно-техническом развитии, способствующей решению проблем кадрового обновления в образовательной, научной, производственной и других сферах деятельности, сохранению и восполнению интеллектуального потенциала общества в целях дальнейшего инновационного преобразования экономики и обеспечения технологической безопасности государства. Модель рассматривалась как один из возможных подходов к реализации заявленной в Уставе цели: взаимодействия

общественной организации и государственных структур по созданию общественно-государственной системы содействия творческому и интеллектуальному развитию детей и молодёжи России. Стратегическая цель позволила выделить отдельные направления работы с одарёнными детьми. Модель основывается на понимании специфики деятельности общероссийской общественной организации и её реальных возможностей как социального партнёра в вопросах общественно-государственной поддержки одарённых детей. Социальное партнёрство, с учётом специфики НС «Интеграция» как общероссийской общественной организации, представлено на примере Соглашения «О совместной деятельности по содействию детям и молодёжи России в творческом и научно-техническом развитии» с Институтом содержания и методов обучения РАО от 12 сентября 2008 г. В соответствии с данным документом НС «Интеграция» добровольно возлагает на себя выполнение следующих функций: организация и проведение всероссийских организационно-массовых мероприятий по выявлению и поддержке талантливой молодёжи: Всероссийского конкурса достижений талантливой молодёжи «Национальное Достояние России»; Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «Юность, Наука, Культура»; Всероссийского

открытого конкурса научно-исследовательских и творческих работ молодёжи «Меня оценят в XXI веке»; Всероссийского молодёжного конкурса по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности и жизнедеятельности «ЮНЭКО»; Всероссийского конкурса творческих работ обучающихся 7-14 лет и детской конференции «Первые шаги в науке»; Всероссийского конкурса молодёжи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива»; Подготовка и проведение научно-методических семинаров, школ повышения квалификации для организаторов научной и творческой работы обучающихся и специалистов системы образования, в т.ч. Всероссийского педагогического форума «Образование, творчество, развитие»; Предусмотрено издание сборников научных трудов обучающихся победителей поименованных выше всероссийских конкурсных мероприятий, информационных, научнометодических и др. материалов. Создание информационного банка данных о талантливых исследователях, победителях и призёрах всероссийских конкурсных мероприятий и информирование заинтересованных лиц о них в целях содействия росту молодёжи; Взаимодействие с органами власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения в целях координации работы с обучающимися, молодыми учёными и специалистами, научными и педагогическими работниками; Участие по предложению ИСМО РАО в экспертизе предложений, проектов, программ, поступающих на рассмотрение, в сфере, определяемой настоящим соглашением; Поиск и привлечение бюджетных и внебюджетных источников в целях реализации совместных мероприятий, поименованных в настоящем оглашении; Подготовка предложений по созданию государственно-общественной системы содействия творческому и научно-техническому развитию обучающихся, привлечению инвестиционных ресурсов и внедрению экономических механизмов стимулирования этой сферы субъектами предпринимательства; Текущее и ежегодное информирование ИСМО РАО о результатах совместной деятельности для подготовки ежегодного доклада

Президенту РФ и Правительству РФ в части выявления и поддержки талантливых исследователей и их творческих достижений, а также представление любой другой информации по её запросу.

Актуальность модели обусловлена настоятельной необходимостью в создании общественно-государственной системы поддержки одаренных детей, соответствующего требованиям инновационного социальноориентированного развития Российской Федерации, что является целью Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. №61. Образование оказывает непосредственное влияние на развитие общества. При этом одаренные дети - это своего рода залог изменений в социальной, политической, культурной, научной, экономической жизни страны. Изменения влияют на систему образования в целом, на её структуру. Что касается работы с одаренными детьми, то изменяются технологии, методы и методики, требующие не только качественной подготовки педагогов, повышения педагогического образования родителей, но и учета индивидуальности каждого одаренного ребенка.

Социальное партнерство образовательных учреждений с общественными организациями не противоречит целям Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы и осуществляется во взаимодействии с государственными структурами. Сочетание профессиональной деятельности в общественных инициатив приводит к заметным результатам в достижении актуальных задач образовательного процесса (А.Ю. Гаврилов, И.П. Гладилина, Г.М. Королева). Но как показывает практика - общественная деятельность в образовательной сфере зачастую осуществляется стихийно, не вполне компетентно, без соответствующего научно-методического и организационно-педагогического обеспечения. Не все общественные организации готовы обеспечить компетентное решение образовательных проблем, и, в основном не имеют

научно обоснованных моделей, регламентирующих данную деятельность. Социальное партнерство с общественными организациями на сегодняшний день остается вопросом малоизученным, стихийно возникающим процессом с точечным и не всегда эффективным результатом. Социальное партнерство общественной организации с общеобразовательными учреждениями, родителями по вопросам развития детской одаренности предполагает согласование действий по принятию управленческих решений, участие в выполнении адресной поддержки одаренного ребенка и др. Понимание сущности такого социального партнерства требует согласования и определения о возможностях: общественной организации; образовательного учреждения в целом; педагогов непосредственно работающих с одаренными детьми; родителей одаренных детей и, самое главное, самих одаренных детей. Анализ опыта работы с одаренными детьми позволяет утверждать, что очень часто и сам ребенок, и его родители остаются вне поля деятельности, рассматривая только подготовку педагога. Поэтому в данной авторской модели одно из основных принципиальных отличий заключается в обязательном учете интересов одаренных детей и их родителей.

Модель разработана на основе программно-целевого метода, который

обеспечивает взаимосвязь целей и задач, комплексный характер и единые подходы к решению имеющихся проблем. При реализации Модели были предусмотрены различные формы внедрения данных направлений с учетом специфики НС «Интеграция» как Общероссийской общественной организации и специфики социального партнерства:

• Создавались временные профессорско-преподавательские,

творческие группы для быстрого реагирования на запросы педагогов и родителей, а также самих одаренных детей по развитию детской одаренности;

• Формировались временные творческие коллективы для

подведения итогов как самостоятельной, так и совместной с научными

руководителями и педагогами-наставниками творческой работы детей 7-14 лет;, оказания им организационной, методической и консультативной поддержки;

• Привлекались к работе с одаренными детьми научнопедагогические работники учреждений высшего профессионального образования, учёные и специалисты академических и научнопроизводственных фирм, корпораций, компаний.

Взаимосвязь социального партнерства и развития детской одаренности рассмотрим на примере гимназии №7 г. Чехова Московской области. Развитие системы социального партнерства в организации поддержки одаренных детей и учащихся, имеющих повышенную мотивацию к получению новых знаний в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении гимназии №7 г. Чехова Московской области (до 2012г. - муниципальном общеобразовательном учреждении) началось с 01.09.2003 года. Гимназия активно внедряла инновационные формы сотрудничества в развитии исследовательских компетенций, проектной деятельности, творческих способностей талантливых и одаренных детей, учащихся. Социальными партнерами гимназии стали учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования; учреждения дополнительного образования; учреждения культуры и спорта; предприятия и организации Чеховского района; общественные организации и детские объединения; организации занимающиеся поддержкой талантливой молодежи - среди которых, главным партнером гимназии стала Общероссийская общественная организация «Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция». Под социальным партнерством мы понимаем систему отношений общеобразовательного учреждения и различных субъектов (общественных, образовательных, производственных, культурных) территории, которая ориентирована на достижение общих интересов в деле

обучения и воспитания подрастающего поколения, исходя из социальных запросов данного региона и общих требований к образованию на современном этапе. Успехи и достижения гимназии были высоко оценены Министерством образования Московской области и Педагогической академией последипломного образования Московской области -организаторами Первого Московского областного конкурса «Лучшие школы Подмосковья», где учреждение получило Звание «Лидер» - (победитель) в номинации «Школа социального партнерства» (2004 год), затем Министерством образования Московской области и Министерством образования Российской Федерации - организаторами конкурса учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» - 2007, 2012 год. С 01.09.2008 года социальное партнерство с научными учреждениями и НС «Интеграцией» вышло на новый уровень, когда вначале научное ученическое общество было расширено и преобразовано в структурное подразделение гимназии - ЦДО МАН - Центр дополнительного образования по интеллектуальному развитию учащихся «Малая академия наук «Хрустальная сова» (Приказ директора гимназии № 67/7 от 30.08.2002 года), а затем с 01.02.2011 года в связи с открытием на базе гимназии Чеховского отделения НС «Интеграции» (договор №008 от 01.02.2011, пролонгация 10.10.2012 г.).

Цель работы ЦДО МАН - создание наиболее эффективных условий для интеграции основного и дополнительного образования учащихся, имеющих повышенную мотивацию к учению и для педагогов, работающих с ними.

Основные направления деятельности:

• расширение образовательного пространства,

• максимальный учет интеллектуальных потребностей и интересов школьников,

• создание условий для реализации познавательных интересов и творческих возможностей учащихся;

• работа по формированию современной интеллектуальной, исследовательской и информационной культуры учащихся и педагогов;

• проведение внеклассных мероприятий (олимпиад, конкурсов, турниров, недель науки, выставок научной литературы, встреч с учеными...);

• чтение курса лекций и практических занятий «Введение в науку»;

• участие в муниципальных, региональных, всероссийских, международных фестивалях, конкурсах, конференциях, Интернет-олимпиадах;

• помощь педагогам, занимающимся исследовательской деятельностью.

В структуру Малой академии наук гимназии входят: Руководитель, Президиум академии - научный ученический совет: председатель,

заместитель председателя, секретарь; Отделения академии: Введение в науку, Юный исследователь, Краеведение, Музейное дело, Гуманитарные науки и Социально-значимые проекты, Филология, Естественные науки, Математика и информатика, Культура и творчество, Физкультура и здоровый образ жизни. Широкая и разносторонняя работа гимназии в области поддержки одаренных детей, реализации программ их научного творчества, проектной и исследовательской деятельности, поддержки педагогов, занимающихся педагогическим проектированием занятий с детьми научной деятельностью (1870 участников мероприятий МАН «Хрустальная сова», более 5000 проектов и учебных исследований, 79 участников всероссийских заочных и очных конкурсов, фестивалей, форумов и конференций НС «Интеграции» с 2008 года) позволила в рамках обобщения и распространения опыта учреждения и системы социального партнерства гимназии и НС «Интеграции» открыть с 07.11.2011 года на базе учреждения

Муниципальную методическую площадку «Педагогическое проектирование в деятельности современного учителя» для учебных заведений Чеховского муниципального района, школ города Чехова, учреждений Южного Подмосковья (Приказ Начальника Управления образования Администрации Чеховского муниципального района №619 от 07.11.2011 года, Приказ директора гимназии №74/2 от 8.11.2011 года). За годы сотрудничества МБОУ гимназии №7 г. Чехова и НС «Интеграции» учащиеся гимназии в 100% случаев становились лауреатами Всероссийских заочных научных конкурсов, победителями и призерами очных финальных соревнований, обладателями высших наград мероприятий - 6 Серебряных и 4 золотых нагрудных знака «Национальное достояние России», 2 нагрудных знаков «Первые шаги в науке», 3 нагрудных знаков «Депутатский резерв», 4 нагрудных знаков «Юность. Наука. Культура», 6 нагрудных знаков «ЮНЭКО», 9 Дипломов Комитета по образованию Государственной Думы Федерального Собрания РФ, 2 Премий Президента РФ для поддержки талантливых детей. Все учащиеся, выпускники гимназии, прошедшие конкурсные мероприятия НС «Интеграции» поступили в высшие учебные заведения, 75% из них успешно обучаются на бюджетной основе, многие показывают высокие результаты в профессиональной деятельности как молодые специалисты. В работе с одаренными детьми и учащимися, занимающимися научным творчеством ежегодно участвуют 70% педагогов гимназии, всего за период с 2003 года -208 педагогов были руководителями научных работ учащихся, связанных с НС «Интеграцией», учителями сделано 240 публикаций по опыту деятельности данного направления в педагогической литературе, журналах и на образовательных порталах интернета, проведено 135 методических мероприятий. Для педагогов Подмосковья и России, заинтересованных в проектах НС «Интеграции» гимназией №7 организовано систематическое сетевое Интернет общение, материалы о сотрудничестве систематически публикуются на специальных страницах на сайтах гимназии: http://gymnasium7.ru/ (740 тыс. уникальных посетителей), в специально

созданной Министерством образования образовательной сети Дневник.Ру http://schools.dnevnik.ru/school.aspx?school=54707, на сайте Чеховского отделения НС «Интеграции», созданного для педагогов, занимающихся педагогическим проектированием в области исследовательской и проектной деятельности с детьми - «Педфорум» http://pedagogie.ru/ (35 тыс. уникальных посетителей). Большой временной период сотрудничества гимназии и НС «Интеграции», разнообразие направлений деятельности, позволили сделать вывод, о том, что использование социального партнерства в развитии научного творчества, поддержки одаренных детей и молодежи делает указанную выше деятельность более результативной, актуальной, интенсивной и востребованной со стороны учащихся, их родителей и педагогов.

На 1 января 2013 года НС «Интеграция» заключила договора и соглашения с социальными партнерами во всех регионах РФ, что позволяет утверждать лидерские позиции данной общественной организации в границах общественно-государственной системы развития детской одаренности.

Литература

1. Гладилина И.П., Гаврилов А.Ю. Современные образовательные услуги: сущность и инновационный потенциал. Монография. - М., ФИРО, 2012. - 104 с.

2. Гладилина И.П., Жиркова М.В., Михно О.С. Подготовка педагога к работе с одаренными детьми, подростками, молодёжью. Монография. Федеральный институт развития образования. М., 2009, 340 с.

3.Гладилина И.П. Сущность и инновационный потенциал развития детской одаренности // Материалы I Всероссийской научно-практической интернет - конференции «Профессиональная инициатива». - Чехов, ЦОиНК, 2012. - С.65-75.

4.Трусова Л.А. Современные аспекты Онлайн-консультирования молодых предпринимателей//Сборник научных статей «Современные

образовательные технологии в практике учителя». - М.: МГОУ, 2011. -С.76-80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.