Научная статья на тему 'К вопросу о взаимосвязи маркетинговой политики фармацевтического производителя и политики управления его оборотным капиталом'

К вопросу о взаимосвязи маркетинговой политики фармацевтического производителя и политики управления его оборотным капиталом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВАЯ ПОЛИТИКА / MARKETING POLICY / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ / PHARMACEUTICAL PRODUCER / ПРОДУКТОВЫЙ ПОРТФЕЛЬ / PRODUCT PORTFOLIO / СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ / WORKING CAPITAL MANAGEMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поверинов Артем Игоревич, Кунев Сергей Викторович

В статье на основе сопоставления оценки динамики элементов оборотного капитала российского фармацевтического производителя ПАО «Биохимик» (г. Саранск) и особенностей формирования его продуктового портфеля и сделаны выводы о взаимосвязи маркетинговой политики и политики управления оборотным капиталом предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Поверинов Артем Игоревич, Кунев Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE INTERRELATION OF THE MARKETING POLICY OF THE PHARMACEUTICAL MANUFACTURER AND POLICY OF MANAGEMENT OF ITS CURRENT CAPITAL

In the article, based on a comparison of the assessment of the dynamics of the working capital elements of the Russian pharmaceutical joint-stock corporation «Biokhimik» (Saransk) and the specifics of the formation of its product portfolio, conclusions were drawn about the relationship between marketing policy and the company's working capital management policy.

Текст научной работы на тему «К вопросу о взаимосвязи маркетинговой политики фармацевтического производителя и политики управления его оборотным капиталом»

УДК 336.663

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ МАРКЕТИНГОВОЙ ПОЛИТИКИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ И ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ЕГО ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ

Поверинов Артем Игоревич,

ассистент кафедры актуарной и финансовой математики, Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары,

e-mail: [email protected] Кунев Сергей Викторович, к.э.н., доцент кафедры метрологии, стандартизации и сертификации, Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева,

г. Саранск, e-mail: [email protected]

TO THE QUESTION OF THE INTERRELATION OF THE MARKETING POLICY OF THE PHARMACEUTICAL MANUFACTURER AND POLICY OF MANAGEMENT OF ITS CURRENT CAPITAL

Artem Poverinov

Assistant of the Department of Actuarial and Financial Mathematics of The Ulianov Chuvash State University, Cheboksary,

Sergey Kunev

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Metrology, Standardization and Certification of National Research Ogarev Mordovia State

University, Saransk,

АННОТАЦИЯ

В статье на основе сопоставления оценки динамики элементов оборотного капитала российского фармацевтического производителя ПАО «Биохимик» (г. Саранск) и особенностей формирования его продуктового портфеля и сделаны выводы о взаимосвязи маркетинговой политики и политики управления оборотным капиталом предприятия.

ABSTRACT

In the article, based on a comparison of the assessment of the dynamics of the working capital elements of the Russian pharmaceutical joint-stock corporation «Bio-khimik» (Saransk) and the specifics of the formation of its product portfolio, conclusions were drawn about the relationship between marketing policy and the company's working capital management policy.

Ключевые слова: маркетинговая политика, фармацевтический производитель, продуктовый портфель, стратегия управления оборотным капиталом.

Keywords: marketing policy, pharmaceutical producer, product portfolio, working capital management strategy.

В современном мире происходящие социальные и экономические процессы (рост заболеваемости населения, возникновение новых пандемий, активная национальная регуляторная политика большинства стран) детерминировали рост объемов мирового фармацевтического рынка, возникновение новых рыночных ниш и усложнение его структуры вцелом. Адаптация фармацевтических производителей к данным изменениям осуществлялась в том числе изменением маркетинговой политики [3, с. 55]. Так, изменение стандартов терапии заболеваний требовало изменения продуктовых портфелей компаний [2]. В России низкая платежеспособность населения, а также длительная провальная политика государства в области льготного лекарственного обеспечения предопределила в качестве целевых ориентиров маркетинговой политики значительной части отечественных производителей лекарств сохранение в корпоративных продуктовых портфелях традиционных (хорошо узнаваемых потребителями) фармпродуктов, находящихся в низкой ценовой категории, что в свою очередь способствовало формированию определенных особенностей в управлении их оборотным капиталом [1].

В современной теории и практике менеджмента под управлением оборотным капиталом традиционно понимается выбор основных стратегических решений относительно заданных уровней для каждой категории оборотных средств и способа их финансирования [5].

Стратегия и тактика управления производственным оборотным капиталом призваны обеспечивать компромисс между риском потери ликвидности и эффективностью работы, что в свою очередь требует решения задач обеспечения платежеспособности (способности оплачивать счета, выполнять обязательства, предотвращения угрозы банкротства) и обеспечения приемлемого объема, структуры и рентабельности активов.

Для этого оборотный капитал как совокупность мобильных активов предприятия, возобновляемых для обеспечения его текущей деятельности, и вложения в которые как минимум однократно оборачиваются в течение одного производственного цикла, принято делить на системную (постоянную) и варьирующую (переменную) части.

Традиционно выделяют три варианта политики управления оборотными средствами [5]: осторожная, характеризуемая относительно высоким уровнем денежных средств, запасов и ликвидных ценных бумаг, повышением дебиторской задолженности (активное использование маркетинговых стратегий по стимулированию сбыта); ограничительная, характеризуемая минимумом использования денежных средств, товарных запасов и задолженности; умеренная, являющаяся компромиссом между осторожной и ограничительной политиками.

Рассмотрим политику управления оборотным капиталом на примере фармацевтического производственного предприятия ПАО «Биохимик» (г. Саранск). Проанализируем структуру его оборотного капитала в 2013-2016 гг. (таблица 1). В исследуемом периоде совокупная стоимость оборотных средств увеличилась на 612812 тыс. руб. (58,62 %). При этом наибольший прирост в абсолютном измерении имела дебиторская задолженность (475224 тыс. руб.), в относительном - сумма НДС по приобретенным материальным ценностям (в 2,9 раза).

Увеличение суммы запасов составило 139230 тыс. руб. (39,47 %). При этом сумма наиболее ликвидных активов снизилась на 91,77 %, что указывает на отсутствие абсолютной ликвидности завода.

Рассматривая структуру оборотного капитала, необходимо отметить тенденцию усиления доминирования дебиторской задолженности (69,95 % в 2016 г.) (таблица 2), что указывает на наличие сбытовых проблем (ошибки в политике кредитования покупателей).

Таблица 1 - Динамика элементов оборотного капитала ПАО «Биохимик» в 2013-2016 гг., тыс. руб.

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. Изменение 2016 г. к 2013 г.

Абсолютн. Темп прироста, %

Запасы 352774 367906 383279 492004 139230 39,47

НДС по приобретенным ценностям 1502 4377 2856 4359 2857 190,21

Дебиторская задолженность 684783 487928 812095 1160007 475224 69,40

Денежные средства и денежные эквиваленты 4933 1179 385 406 -4527 -91,77

Прочие оборотные активы 1489 1809 1926 1 517 28 1,88

Совокупная стоимость оборотного капитала 1045481 863199 1200541 1658293 612812 58,62

Совокупная стоимость краткосрочных пассивов 687312 917778 1207108 1283583 596271 86,75

в т. ч. краткосрочные заимствования 250983 269457 391588 342526 91543 36,47

кредиторская задолженность 289306 639951 940 842 915943 626637 рост в 3,17 раза

Значения удельного веса МПЗ в исследуемом периоде имели колебательный характер при наличии вцелом нисходящей тенденции.

Таблица 2 - Динамика структуры оборотного капитала ПАО «Биохимик» в 2013-2016 гг., тыс. руб.

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. Изменение 2016 г. к 2013 г.

Относит. Темп прироста, %

Запасы 33,74 42,62 31,93 29,67 -4,07 -12,06

НДС по приобретенным ценностям 0,14 0,51 0,24 0,26 0,12 85,71

Дебиторская задолженность 65,50 56,53 67,64 69,95 4,45 6,79

Денежные средства и денежные эквиваленты 0,47 0,14 0,03 0,02 -0,45 -95,74

Прочие оборотные активы 0,14 0,21 0,16 0,09 -0,05 -35,71

Совокупная стоимость оборотного капитала 100,00 100,00 100,00 100,00 - -

Наименьший удельный вес, а также наихудшую тенденцию имели денежные средства (снижение на 95,74 %).

Можно сделать вывод о том, что вследствие высокой степени неопределенности поступления финансовых потоков, компания в исследуемом периоде стремилась реализовывать умеренную политику управления оборотным капиталом.

Таким образом, производственно-маркетинговая деятельность ПАО «Биохимик» оказывает значительное влияние на политику управления оборотным капиталом.

Взаимосвязь обусловлена следующим обстоятельством. Проведенный анализ продуктового портфеля фармпроизводителя позволил сделать вывод, что он на 75 % состоит из устаревших продуктов, производимых еще во времена СССР. Они являются симилатами, т. е. товарами, не имеющими с точки зрения позиционирования приложения маркетинговых усилий [4]. Следствием этого является их участие в жесткой ценовой конкуренции, что приводит к резкому падению рентабельности продаж. 23 % производимой номенклатуры лекарственных препаратов - это более новые продукты. Однако доходность их не многим выше вследствие того, что аналогичные продукты уже производятся многими фармкомпаниями.

Последующий маркетинг низкомаржинальных фармпродуктов ведет к росту порога безубыточности. Для достижения нормы прибыли предприятие вынуждено наращивать объемы производственно-сбытовой деятельности, что вызывает необходимость авансировать значительные средства в производственные запасы (в первую очередь, фармацевтические субстанции). Под покупку производственных оборотных фондов предприятие вынуждено осуществлять краткосрочные кредитные заимствования. Их величина в 2013-2016 гг. выросла на 36,47 %. Вместе с тем в 3,17 раза выросла сумма кредиторской задолженности.

Таким образом, предприятие использует последнюю возможность для уменьшения привлекаемых кредитных ресурсов и направляет также на приоб-

ретение МПЗ. Такая политика может привести к репутационным потерям в будущем.

Список литературы:

1 Евстратов А. В. Как чувствует себя фармрынок: тренды и прогнозы / А.В. Евстратов, А.Е. Гончарова // Новая аптека. - 2018. - № 2. - С. 22-26.

2 Евстратов А. В. Какие преимущества дает фармпредприятию анализ информации / А.В. Евстратов, М.В. Кулакова // Новая аптека. - 2018. - № 1. -С. 52-54.

3 Кунев С. В. Внутриорганизационные источники конкурентоспособности фармацевтических производителей: теоретико-методический аспект : монография / С. В. Кунев, В. М. Володин. - Саранск : Изд-во мордов. ун-та, 2016. -104 с.

4 Кунев С. В. Конкурентоспособность российских фармацевтических производителей: проблема ограничения развития продуктового портфеля и тенденции ее решения [Электронный ресурс] / С. В. Кунев, Л. В. Кунева // Мир науки и образования. - 2017. - № 1. - Режим доступа: http://www.mgirm.ru/World of science and education/1(9) 2017/Kunev,%20Kune va.pdf

5 Кичигина Е. Г. Методические основы эффективного управления оборотным капиталом организации / Е. Г. Кичигина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 8-3. С. 541-544.

References:

1 Evstratov A. V. How does the pharma market feel: trends and forecasts / A.V. Yevstratov, A. E. Goncharova // New pharmacy. - 2018. - № 2. - P. 22-26.

2 What advantages does the analysis of information give to the pharmaceutical enterprise / A. V. Evstratov, M. V. Kulakov // New pharmacy. - 2018. - No. 1. - P. 52-54.

3 Kunev S. V. Intraorganizational sources of competitiveness of pharmaceutical manufacturers: theoretical and methodological aspect: monograph / S. V. Kunev, V. M. Volodin. - Saransk: Publishing house of Ogarev Mordovia State University, 2016. - 104 p.

4 Kunev S. V. Competitiveness of Russian pharmaceutical manufacturers: the problem of limiting the development of the product portfolio and the trends in its solution [Electronic resource] / S. V. Kunev, L. V. Kuneva // The world of science and education. - 2017. - № 1. - Access mode: http: //www.mgirm.ru/World_of_science_and_education/1 (9)_2017/Kunev,%20Kune va.pdf

Mnp HayKH h o6pa3oeaHHH. 2018. № 1(13)

5 Kichigina E. G. Methodological foundations of effective management of working capital of the organization / E. G. Kichigina // International Journal of Applied and Fundamental Research. - 2015. - № 8-3. Pp. 541-544.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.