Вестник Сибирского юридического института МВД России -
УДК 351.746.2
Владимир Александрович ЧЕРКОВ,
заместитель начальника кафедры оперативно-розяскной деятельности Луганского государственного университета внутренних дел имени Э.А. Дидоренко, МВД Украины, кандидат юридических наук
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ И ВЗАИМНОМ ВЛИЯНИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ
ПРАВООТНОШЕНИЙ
TO THE ISSUE OF INTERRELATIONSHIP AND MUTUAL INFLUENCE OF OPERATIVE-DETECTIVE AND CRIMINAL-PROCEDURAL
LEGAL RELATIONSHIP
В статье рассматривается вопрос функционирования, взаимосвязи и взаимного влияния уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных правоотношений. Исследуются сущность и особенности возникновения, развития и прекращения таких правоотношений в процессе осуществления уголовного судопроизводства.
The article is devoted to the issue of functioning, interrelationship and mutual influence of criminal legal, criminal-procedural and operative-detective legal relationships. The author studies the essence, development and suspension of such legal relationships in the process of criminal proceeding.
Ключевые слова : оперативно-розыскная деятельность, уголовно-процессуальная деятельность, правоотношения, взаимосвязь.
Keywords: cpeativeK^ze^ive activity, crkmnal-p:EtHi:nal activity, legal relationship, dntoirelaticnship.
В
оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) применение норм уголовного закона происходит при оценке первичной информации (сигнала) о готовящемся или совершенном преступлении, то есть еще до принятия решения о заведении оперативно-розыскного дела.
При заведении оперативно-розыскного дела вся работа по нему, а именно проведение полного комплекса оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ), направлена на документирование преступной деятельности конкретного лица (группы) , на получение оперативной информации,
Зарубежный опыт
которая в установленном уголовно-процессуальным законом порядке может быть использована в качестве доказательства в уголовном деле.
Как правило, уголовно-процессуальные и оперативно-розыскные правоотношения прекращают существование после вступления в законную силу приговора суда, в котором решается вопрос о виновности либо невиновности лица. Истечение развития уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных отношений, приводящее к их прекращению в связи со вступлением в законную силу обвинительного приговора, создает юридический факт для реализации установленных уголовно-правовых отношений. Однако этот факт, в свою очередь, не исключает вновь возникновения как оперативно--розыскных, так и уголовно-процессуальных отношений и после вступления приговора суда в законную силу. Например, оперативно-розыскных - при уклонении осужденного от отбытия уголовного наказания и, соответственно , возникновения необходимости розыска данного лица (п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона Украины об ОРД); уголовно-процессуальных - в связи с пересмотром приговора суда в порядке апелляционного, кассационного либо исключительного производства.
Оперативно-розыскные отношения при реализации норм уголовного права могут прекратить существование после закрытия оперативно-розыскного дела, например со вступлением в законную силу приговора суда, постановления или определения суда (п. 2 ст. 9 Закона Украины об ОРД). В этом случае их прекращение совпадает с прекращением и уголовно-процессуальных отношений. Однако оперативно-розыскные отношения могут существовать и после прекращения уголовно-процессуальных отношений, например в случае выявления лицом факта проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий после прекращения производства по уголовному делу или вступления в законную силу приговора суда (после прекращения уголовно-процессуальных правоотношений).
Такое лицо имеет право не только обжаловать эти действия в административном, судебном порядке или обратиться с жалобой к прокурору, но и в установленном порядке получить от органов, на которые возложена функция осуществления ОРД, письменные объяснения по факту ограничения его конституционных прав и свобод (ч. 9 ст. 9 Закона Украины об ОРД) . Правам этого лица корреспондируют соответствующие обязанности органов, которые осуществляют ОРД, а также их должностных лиц.
Таким образом, оперативно-розыскные правоотношения по поводу реализации уголовно-правовых отношений возникают не только между государственными органами и их должностными лицами во время осуществления ОРД, но и между ними и лицами, в отношении которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия (объектами оперативно-розыскных дел или лицами, которые проверяются), между государственными органами, их должностными лицами и лицами, которые привлекаются к ОРД на негласной (конфиденциальной) основе. Большинство вопросов оперативно-розыскных отношений регулируются на ведомственном уровне приказами, указаниями, инструкциями, положениями и другими нормативными актами. При этом в последнее время наблюдается тенденция перехода правового регулирования ОРД от подзаконного уровня на уровень закона, в который вносятся изменения и дополнения, а также предлагаются его новые проекты с учетом развития теории и практики ОРД.
Совершение преступления не всегда вызывает возникновение как оперативно-розыскных , так и уголовно-процессуальных отношений, поскольку не обо всех преступлениях становится известно субъектам оперативно-розыскных и уголовно -процессуальных отношений - компетентным государственным органам и их должностным лицам.
Ошибочные сообщения (заявления) о преступлении обуславливают возникновение оперативно-розыскных и уголовно-
Вестник Сибирского юридического института МВД России -
процессуальных отношений при фактическом отсутствии уголовно-правовых отношений. Орган дознания (в том числе и оперативные сотрудники), следователь, прокурор или суд (судья) узнают о факте подготовки или совершения преступления, как правило, через материально зафиксированный или вербальный источники информации. Взаимосвязь между якобы существующим фактом преступления и основаниями для начала ОРД или уголовного процесса имеет субъективный характер, который не исключает отклонений между объективно существующими уголовно-правовыми отношениями и их отображением в соответствующих оперативно-розыскных и процессуальных актах правоохранительных органов.
Заведение оперативно-розыскного дела или возбуждение уголовного дела свидетельствуют лишь о возможности существования уголовно-правовых отношений. Свидетельство их наличия или отсутствия подлежит дальнейшей оперативно-розыскной проверке (разработке) или дальнейшему обоснованию в процессе доказывания в уголовном деле. Сам факт предположения о совершении преступления влияет на направление развития как оперативно-розыскных, так и уголовно -процессу альных отношений. Предыдущая уголовно-правовая оценка исследуемого обстоятельства на ранних этапах правового познания имеет организующее, устремляющее значение и руководит процессом оперативно-розыскного документирования и собирания доказательств. Поэтому начало оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности не только устанавливает или изменяет правоотношения, но и оказывает непосредственное влияние на направление и процесс их констатации. Особенностью уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных правоотношений является то, что они «запрограммированы» нормой уголовного закона. Оперативно-розыскная информация и фактические данные о преступлении, которое подготавливается или совершено, на начальном этапе функционирования оперативно-ро-
зыскных и уголовно-процессуальных отношений определяют их динамику и направление . При исследовании обстоятельств совершения преступления их оценивают в соответствии с нормами уголовного закона. Теоретическая конструкция взаимосвязи уголовно-правовых, оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных правоотношений нашла отображение в уголовно-процессуальном законодательстве. В ст.4 УПК Украины содержится императивная норма, которая обязывает суд, прокурора, следователя и орган дознания в пределах своей компетенции при наличии признаков преступления в каждом случае возбудить уголовное дело, а также осуществить все предусмотренные законом меры по установлению события преступления, выявлению и наказанию лиц, виновных в его совершении, что является одним из основополагающих принципов уголовного процесса. Кроме того, в ст. 1 Закона Украины об ОРД указано, что задачами ОРД являются поиск и фиксация фактических данных о противоправной деятельности отдельных лиц и групп, разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств в интересах уголовного судопроизводства.
Основаниями для проведения ОРД, закрепленными п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона Украины об ОРД, являются наличие достаточной информации, полученной в установленном законом порядке, требующей проверки с помощью оперативно-розыскных мероприятий и средств:
- о преступлениях, которые подготавливаются или совершены неустановленными лицами;
- о лицах, которые готовят или совершили преступление;
- о лицах, скрывающихся от органов расследования, суда или уклоняющихся от отбытия уголовного наказания;
- о лицах, безвестно отсутствующих;
- о разведывательно-подрывной деятельности спецслужб иностранных государств, организаций и отдельных лиц против Украины;
Зарубежный опыт
- о реальной угрозе жизни, здоровью, жилищу, имуществу работников суда и правоохранительных органов в связи с их служебной деятельностью, а также лиц, которые принимают участие в уголовном судопроизводстве, членов их семей и близких родственников с целью создания необходимых условий для надлежащего осуществления правосудия, сотрудников разведывательных органов Украины в связи со служебной деятельностью этих лиц, их близких родственников, а также лиц, которые конфиденциально сотрудничают или сотрудничали с разведывательными органами Украины, членов их семей с целью надлежащего осуществления разведывательной деятельности.
В связи с этим деятельность компетентных органов по установлению оснований для возбуждения уголовного дела регулируется уже нормами уголовно-процессуального права. Однако эту мысль разделяют не все авторы, считая, что уголовное судопроизводство (процессуальные отношения) начинается с момента принятия решения о возбуждении уголовного дела, а предыдущая деятельность не является процессуальной,1 при этом не учитывая, что отдельные следственные действия, такие как осмотр места происшествия, снятие информации с каналов связи, наложение ареста на корреспонденцию, могут быть проведены до возбуждения уголовного дела.
Оперативно-розыскные отношения имеют динамичный характер. Они развиваются поэтапно, изменяя свое содержание, тем самым приближаясь к объективно существующим материально-правовым отношениям. Накопление большого массива знаний об обстоятельствах совершения преступления находит отражение в оперативно -розыскньк решениях. Оперативно-розыскные правоотношения, выполняя служебную роль по отношению к нормам уголовного права, обеспечивают их применение (а в конечном счете и эффективность применения этих норм).
Если через нормы уголовно-процессуального права полностью реализуются уголовно-правовые отношения, то через оперативно-розыскные отношения такая реализация полностью осуществиться не может, поскольку ОРД хотя и обладает определенной самостоятельностью, но при реализации уголовно-правовых отношений она имеет вспомогательной характер по отношению к уголовному процессу.
Оперативно-розыскные и уголовно-процессуальные правоотношения также тесно связаны между собой.2 Это прежде всего проявляется в процессуальных и непроцессуальных формах взаимодействия органов следствия и дознания (в частности, подразделений, которые осуществляют ОРД)3 при использовании материалов ОРД в уголовном процессе, в осуществлении прокурорского надзора и судебного контроля за ОРД.4
Таким образом, на наш взгляд, несмотря на то что уголовный процесс и ОРД являются самостоятельными видами государственно-правовой деятельности, однако, исходя из общих задач противодействия преступности (ст. 2 УПК Украины и ст. 1 Закона Украины об ОРД), правоотношения, возникающие, развивающиеся и прекращающиеся в каждом из этих видов деятельности, могут существенным образом влиять одни на другие, служить основанием возникновения, дальнейшего развития и прекращения друг друга. Последние изменения и дополнения, внесенные в УПК Украины и законодательство об ОРД, значительно расширили границы взаимосвязи уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных правоотношений, вместе с этим они же поставили и многие вопросы, которые нуждаются в научной разработке и законодательном урегулировании.
1 Стремовский В.А. Актуальные проблемы организации предварительного следствия в СССР. Краснодар, 1978. С.9.
2 Демидов И. Оперативно-розыскная деятель-
ность и уголовный процесс // Законность. 1993.
N№8. С.33-3 6; Зажицкий В. И. Связь оперативно-
-ИЗ-
Вестник CИбиpcкoгo юpи;дичecкoгo инcтитyтa МВД Poccии -
poзыcкнoй дeятeльнocти и yгoлoвнoгo пpoцecca II Гocyдapcтвo и npabo. 1995. N№6. C.57-67.
3 Пoгopeцький M.A. Meжi дopyчeнь ctí^OTO opгaнy д;iзнaння npo пpoвeдeння oпepaтивнo-poз-шyкoвиx зaxoдiв Il Пpaвo Укpaïни. 2000. NN 9. C. 47-49; Ero же. Пpoблeми взaaмoд;iï opгaн;iв д^жиняя i дocyдoвoгo cл i^CT^a II В ;юник Oдecькo-гo жституту внyтp:шнлx cпpaв. 2002. N№2. C.85-92.
4 Пoгopeцький M. A. Пpoкypopcький дагляд зa oпepaтивнo-poзшyкoвoю д1яльн;ютю II В;юник Ун;iвepcитeтy внyтp;iшн;ix cпpaв. 2000. N№10. C.117-12 5; Eгo же. Cyдoвий кoнтpoль iпpoкypopcький нaгляд зa викopиcтaнням пpoтoкoл;iв oпepaтивнo-poзшyкoвиx зaxoд;iв як дoкaз;iв y кpим;нaльнoмy npo-^ci II В;юник Bepxoвнoгo Cyдy Укpaïни. 2003. N№2. C.32-38.