Научная статья на тему 'К вопросу о взаимодействии работодателей и учебных заведений при подготовке кадров для туризма и сервиса'

К вопросу о взаимодействии работодателей и учебных заведений при подготовке кадров для туризма и сервиса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
548
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПАРТНЕРСТВО / ВУЗ / РАБОТОДАТЕЛЬ / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ривчун Т. Е.

Показана объективная необходимость и особая значимость организации партнерских взаимоотношений между вузами и предприятиями-работодателями в целях подготовки квалифицированных кадров для туризма и сервиса. Рассматриваются основные модели такого взаимодействия и их отличительные черты: модель студенческой учебно-научной лаборатории, организационный студенческий учебно-проектный центр, модель распределенной базовой кафедры, партнерские отношения одного или нескольких вузов с динамично развивающимися предприятиями региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Employer and Educational Institution Relations in the Training for Tourism and Service Industry

The author emphasizes the need for organizing partnerships between universities and businesses to prepare qualified personnel for tourism and service industry. In addition, the article discusses the basic models for such partnerships: student teaching and scientific labs, student training centers, departmental model, partnerships between colleges (universities) and successful businesses in the region.

Текст научной работы на тему «К вопросу о взаимодействии работодателей и учебных заведений при подготовке кадров для туризма и сервиса»

УДК 338.46:37

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ И УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ТУРИЗМА И СЕРВИСА

Т,Е. Ривчун, кандидат экономических наук, доцент, проректор,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The author emphasizes the need for organizing partnerships between universities and businesses to prepare qualified personnel for tourism and sen’ice industry. In addition, the article discusses the basic models for such partnerships: student teaching and scientific labs, student training centers, departmental model, partnerships between colleges (universities) and successful businesses in the region.

Показана объективная необходимость и особая значимость организации партнерских взаимоотношений между вузами и предприятиями-работодателями в целях подготовки квалифицированных кадров для туризма и сервиса. Рассматриваются основные модели такого взаимодействия и их отличительные черты: модель студенческой учебно-научной лаборатории, организационный студенческий учебно-проектный центр, модель распределенной базовой кафедры, партнерские отношения одного или нескольких вузов с динамично развивающимися предприятиями региона.

Ключевые слова: профессиональное образование, партнерство, вуз, работодатель, модель.

В условиях перехода российского общества от индустриального к постиндустриальному информационному, ускорения темпов глобализации и научно-технологического прогресса, возрастания требований к социальной и профессиональной Мобильности Человека профессиональное образование является важнейшим ресурсом социально-экономического и политического развития страны.

Необходимость совершенствования механизмов управления высшими учебными заведениями, кроме общей задачи повышения их эффективности и качества выпускаемых специалистов, обусловлена ирядомдругихпричин:

1) процессами децентрализации и регионализации;

2) растущими академическими свободами учебных заведений в части формирования содержания образовательных программ;

3) ростом доли платных образовательных услуг в сфере профессионального образования и дополнительного профессионального образования;

4) в ситуации демографического спада и прогнозируемого снижения численности студентов вузов, а также растущей конкуренции вузов в «борьбе» за абитуриентов вузы должны эффективно демонстрировать свою реальную ценность для потенциальных потребителей на рынке труда, что требует наличия соответствующей стратегии развития и механизмов ее реализации. Особую значимость это утверждение приобретает в отношении учебных заведений, готовящих кадры для туризма и сервиса.

Рост академических свобод в части содержания образовательных программ профессионального образования требует .эффективных механизмов использования свобод, предоставляемых новыми образовательными стандартами высшего профессионального образования, которые бы обеспечивали рост привлекательности высшего профессионального образования для потенциальных потребителей и повышение его значимости для решения задач регионального социального и экономического развития. Неотъемлемой частью стратегии ву-

зов должна стать профориентационная работа и деятельность в области развития карьеры, управление которой должно основываться на эффективных и современных формах. Моделях и механизмах.

Прогнозируемое в условиях негативных демографических тенденций снижение спроса на услуги высшего профессионального образования требует формирования и реализации учебными заведениями программ дополнительного профессионального образования для удовлетворения образовательных потребностей всех категорий граждан. Это, в свою очередь, выдвигает на первый план задачу превращения учебных заведений высшего профессионального образования в активные субъекты обучения в течение всей жизни, социального и экономического развития, а также требует от них осознания своей новой роли, формирования необходимых институциональных механизмов и соответствующего обучения профессионально-педагогического персонала.

Центральным условием и фактором решения вышеуказанных актуальных задач является развитие взаимодействия системы среднего профессионального образования с субъектами рынка труда, Для обеспечения указанного условия необходимо совершенствовать механизмы управления учебными заведениями профессионального образования и, прежде всего, управленческую деятельность руководителей учебных заведений за счет расширения их функций и включения в них задач взаимодействия с внешней средой и привлечения к этой деятельности всех профессионально-педагогических кадров учебных заведений. Каждое учебное заведение должно иметь четкую и обоснованную стратегию и планы ее реализации.

Работодатели как потребители результатов деятельности высших учебных заведений также предъявляют требования, соответствие которым воспринимается работодателем как показатель эффективности высшего образования. Работодатель, заинтересованный в получении качественного продукта эффективной деятельности вуза, хоЧет видеть в выпускнике, кроме хорошей базовой и профессиональной теоретической подготовки, такие качества, как навыки решения практических задач и владение новыми технологиями конкретной отраслевой направленности, знание специфики, характеристик и традиций отрасли, а также высокую способность к самообучению и поиску необ-

ходимой информации. Работодателя интересует не абстрактный специалист, а специалист, ориентированный на отрасль и ее проблемы.

Таким образом, назрела объективная необходимость организации тесного взаимодействия между системой высшего профессионального образования и работодателями в форме партнерских взаимоотношений. Указанное партнерство несет в себе положительный эффект для обеих сторон. Изучение российского и иностранного опыта показывает, что партнерские отношения вуза с работодателями могут реализовываться по нескольким моделям.

1. Рассмотрим модель студенческой учебнонаучной лаборатории. Главная цель создания лаборатории — адресная подготовка специалистов для предприятия на основе использования в учебном процессе согласованных учебных программ с учетом перспектив развития отрасли и предприятия. Основной задачей студенческой учебно-научной лаборатории должно стать формирование групп из студентов факультета для решения поставленных предприятием задач, а также для участия в научной работе.

Функциями высшего учебного заведения в данной лаборатории являются:

• формирование предложений по научно-теоретическому и методологическому наполнению образовательных стандартов и учебных планов образовательных программ;

• формирование на основе предложений вуза и предприятия образовательных стандартов и вариативной части учебных планов;

• формирование групп студентов для работы в лаборатории;

• постановка научных задач для проведения изысканий в лаборатории;

• ведение и контроль образовательной деятельности по профилю лаборатории;

• научное руководство научно-практическими и выпускными квалификационными работами студентов;

• методическое обеспечение деятельности лаборатории.

К функциям работодателя, на наш взгляд, целесообразно отнести:

• выработку предложений по формированию образовательных стандартов в части практико-ориентированных компетенций и навыков, а также практическому наполнению образовательной программы в ее вариативной части;

• участие в разработке и чтении курсов лекций и проведении практических работ специалистов-практиков предприятия;

• постановку практических задач для проведения изысканий в лаборатории;

практическое руководство научно-практическими и выпускными квалификационными работами студентов;

• участие специалистов предприятия в за-седаниях комиссий по защите выпускных квалификационных работ;

• оснащение учебно-научной Лаборатории по профилю предприятия для обеспечения учебного процесса.

Структурная схема функционирования студенческой учебно-научной лаборатории приведена на рис. 1.

2. Организационный студенческий учебнопроектный центр, на наш взгляд, должен быть построен по принципу «открытых» структур. Основная задача центра — решение студентами проектных задач работодателя с целью целевой подготовки кадров. Он состоит из центра управления, технического центра и так называемых проектных центров, формируемых под конкретные проекты на кафедрах. При центре может действовать координационный орган — экспертный совет, состоящий из представителей вуза и работодателей.

Основная функция центра управления — содействие заключению договоров с предприятиями — заказчиками «целевых» выпускников. Указанный центр обеспечивает привлечение кафедр к внедрению новых образовательных технологий, документооборот внутри и вне вуза, нормативно-правовое и методическое сопровождение деятельности проектных групп, стыковку и согласование стандартных учебных планов с целевой составляющей подготовки, включая саму работу студентов в рамках проекта. Технический центр должен взять на себя функции ресурсного и материально-технического обеспечения деятельности проектных групп, создания и функционирования центров коллективного пользования для студентов, входящих в проектные группы.

Основной задачей координационного центра — экспертного совета, по нашему мнению, должна стать координация работы всех Подразделений центра с точки зрения выполнения поставленных работодателями практических задач подготовки специалистов по целевому направлению. Структурная схема функционирования организационного студенческого учебно-проектного центра приведена на рис. 2. Данная модель предполагает подготовку студентов по целому ряду направлений с разработкой специальных образовательных

Рис. 1. Структурная схема функционирования студенческой учебно-научной лаборатории

Группа управления Техническая группа Проектные группы

Функции: Функции:

• содействие заключению договоров • ресурсное и

с предприятиями сферы услуг; материально-техническое

• привлечение кафедр к внедрению обеспечение деятельности

новых образовательных СУПЦ;

технологий; • создания и

• нормативно-правовое и функционирования

методическое сопровождение центров коллективного

деятельности СУПЦ; пользования для

• согласование учебных планов с студентов, входящих в

целевой составляющей подготовки. проектные группы.

Координационный центр

Рис. 2. Структура студенческого учебно-проектного центра

программ, интегрированных в общие учебные планы, реализацией которых занимаются межкафедральные коллективы преподавателей и специалисты предприятия. При этом на базовую кафедру возлагается селекция и индивидуальная работа со студентами в рамках специальных образовательных программ. Как правило, при таком подходе формируются «виртуальные» группы из студентов различных специальностей. В рамках указанных групп ве-

дется программа целевой подготовки. Это требует согласования учебных программ и планов разных специальностей на уровне блока «региональной компоненты» в государственном образовательном стандарте. Наиболее удобной данная модель может быть для целевой отраслевой подготовки специалистов различного профиля, образующих единую «команду» для предприятия — заказчика целевой подготовки кадров.

В указанном случае на базовой кафедре осуществляется адресная подготовка специалистов по согласованным и дополнительным учебным программам для предприятия, являющегося стратегическим партнером университета. Все виды учебной работы базовая кафедра проводит в учебно-лабораторных помещениях университета и в помещениях, выделенных предприятием.

3. Партнерские отношения одного или нескольких вузов с динамично развивающимися предприятиями региона. Указанная модель позволяет решить задачу создания единого интегрированного регионального Центра перспективных научных исследований и подготовки высококвалифицированных кадров, ориентированного на одну или несколько из ведущих отраслей экономики региона. В ряде регионов России, в т.ч. в Санкт-Петербурге, уже накоплен определенный опыт аналогичного взаимодействия. Основными задачами указанного Центра ведущие предприятия и технические вузы этого региона считают:

проведение совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по заказам промышленных предприятий;

• привлечение вузовских ученых к модернизации и созданию новой продукции и технологий, их внедрению и коммерциализации;

• адресную подготовку специалистов для предприятий профильной отрасли;

• переподготовку и повышение квалификации сотрудников предприятий по совместно разработанным учебным программам;

• проведение технологических и преддипломных практик студентов и дипломного проектирования;

• разработку долгосрочных программ подготовки специалистов для предприятий профильной отрасли экономики региона;

проведение совместных научно-технических мероприятий по приоритетным направлениям развития техники и технологий.

Таким образом, любая из приведенных моделей способствует практическому наполнению образовательных программ именно теми навыками и умениями, которые востребованы работодателем, а также позволяет создать условия для гарантированного трудоустройства выпускников высших учебных заведений. Кроме того, такого рода взаимодействие между вузами и предприятиями взаимно обогащает деятельность партнеров, так как приносит научно-инновационное начало в производство и новизну практических технологий в образование. Этот факт, на наш взгляд, с полным правом можно отнести к факторам повышения эффективности системы профессионального образования, что в условиях стремительных рыночных преобразований жизненно необходимо.

Литература

1. Степаненкова Т.В., Мерзлова С.П. Выявление потребностей рынка труда и требований работодателей к качеству подготовки специалистов в сфере сервиса и туризма// Экономические науки. 2008. № 1 (3).

2. Моделирование профессиональной траектории выпускников на основе интеграции высшего классического

образования /Отчет по НИР/ Федулин А.А., Платонова Н.А., Погребова Е.С., Кривошеева Т.М. и др. М.: РГУТиС, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.