Научная статья на тему 'Модели взаимодействия высших учебных заведений и работодателей как основа подготовки востребованных специалистов'

Модели взаимодействия высших учебных заведений и работодателей как основа подготовки востребованных специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
852
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПАРТНЕРСТВО / ВУЗ / РАБОТОДАТЕЛЬ / МОДЕЛЬ / VOCATIONAL EDUCATION / PARTNERSHIP / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / EMPLOYER / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ривчун Т. Е.

Показана объективная необходимость организации партнерских взаимоотношений между вузами и предприятиями-работодателями. Также в статье рассматриваются основные модели такого взаимодействия и их отличительные черты: модель студенческой учебно-научной лаборатории, организационный студенческий учебно-проектный центр, модель распределенной базовой кафедры, партнерские отношения одного или нескольких вузов с динамично развивающимися предприятиями региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Partnership Models for Higher Education Institutions and Employers: Training of Successful Professionals

The author explains the models for structuring partnerships between universities and employers (businesses). The article discusses the basic models and their distinctive features, such as student educational and research laboratory, student educational and project center, extended department, a partnership of one or more campuses with the vibrant regional businesses.

Текст научной работы на тему «Модели взаимодействия высших учебных заведений и работодателей как основа подготовки востребованных специалистов»

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА

УДК 338.46:37

модели взаимодействия высших

учебных заведений и работодателей как основа

подготовки востребованных специалистов

Т. Е. Ривчун, проректор, доцент, redkollegiamgus@mail.ru

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The author explains the models for structuring partnerships between universities and employers (businesses). The article discusses the basic models and their distinctive features, such as student educational and research laboratory, student educational and project center, extended department, a partnership of one or more campuses with the vibrant regional businesses.

Показана объективная необходимость организации партнерских взаимоотношений между вузами и предприятиями-работодателями. Также в статье рассматриваются основные модели такого взаимодействия и их отличительные черты: модель студенческой учебно-научной лаборатории, организационный студенческий учебно-проектный центр, модель распределенной базовой кафедры, партнерские отношения одного или нескольких вузов с динамично развивающимися предприятиями региона.

Key words: vocational education, partnership, higher education institution, employer, model. Ключевые слова: профессиональное образование, партнерство, вуз, работодатель, модель.

В условиях перехода российского общества от индустриального к постиндустриальному информационному, ускорения темпов глобализации и научно-технологического прогресса, возрастания требований к социальной и профессиональной мобильности человека в постоянно изменяющихся условиях профессиональное образование является важнейшим ресурсом социально-экономического и политического развития страны.

Необходимость совершенствования механизмов управления высшими учебными заведениями обусловлена общей задачей повышения их эффективности и качества выпускаемых специалистов, а также рядом других причин:

• процессами децентрализации и регионализации;

• растущими академическими свободами учебных заведений в части формирования содержания образовательных программ;

•ростом платных образовательных услуг в сфере профессионального образования и дополнительного профессионального образования;

• в ситуации демографического спада и прогнозируемого снижения численности студентов, а также растущей конкуренции вузов в «борьбе» за абитуриентов высшие учебные заведения должны эффективно демонстрировать свою реальную ценность для потенциальных потребителей на рынке труда, что требует наличия соответствующей стратегии развития и механизмов ее реализации.

В ситуации децентрализации и регионализации управления и расширения академических свобод вузов необходимо, с одной стороны, содействовать этим процессам путем внедрения эффективных моделей управления учебными заведениями, с другой — подкреплять этот процесс механизмами, обеспечивающими целостность российского образовательного пространства и способствующи-

ми эффективной реализации государственной политики в области профессионального образования. Эти управленческие механизмы должны обеспечивать взаимодействие федеральных и региональных властей в области профессионального образования в рамках управленческой вертикали в интересах обеспечения единого качества профессионального образования на всей территории страны. Эти механизмы должны обеспечивать повышение роли государства в управлении рынком и качеством образовательных услуг.

Рост академических свобод в части содержания образовательных программ профессионального образования требует эффективных механизмов использования свобод, предоставляемых новыми образовательными стандартами высшего профессионального образования, которые бы обеспечивали рост привлекательности высшего профессионального образования для потенциальных потребителей, а также его значимости для решения задач регионального социального и экономического развития. Неотъемлемой частью стратегии вузов должна стать профориентационная работа и деятельность в области развития карьеры, управление которой должно основываться на эффективных и современных формах, моделях и механизмах.

Прогнозируемое в условиях негативных демографических тенденций снижение спроса на услуги высшего профессионального образования требует формирования и реализации учебными заведениями программ дополнительного профессионального образования для удовлетворения образовательных потребностей всех категорий граждан. Это в свою очередь выдвигает на первый план задачу превращения учебных заведений высшего профессионального образования в активных субъектов обучения в течение всей жизни, социального и экономического развития, а также требует от них осознания своей новой роли, формирования необходимых институциональных механизмов и соответствующего обучения профессионально-педагогического персонала.

Центральным условием и фактором решения вышеуказанных актуальных задач является развитие взаимодействия системы среднего профессионального образования с субъектами рынка труда. Для обеспечения указанного условия необходимо совершенствовать механизмы управления учебными заведениями профессионального образования и прежде всего управленческую деятельность руководителей учебных заведений за счет расширения их функций и включения в них задач взаимодействия с внешней средой и привлече-

ния к этой деятельности всех профессиональнопедагогических кадров учебных заведений. Для этих целей каждое учебное заведение должно иметь четкую и обоснованную стратегию и планы ее реализации.

Со стороны работодателей как потребителей результатов деятельности высших учебных заведений в виде специалиста с высшим образованием определенного профиля также существуют свои требования, соответствие которым воспринимается работодателем как показатель эффективности высшего образования. Заинтересованный в получении качественного продукта эффективной деятельности высшего учебного заведения работодатель хочет видеть в выпускнике, кроме хорошей базовой и профессиональной теоретической подготовки, такие качества, как навыки решения практических задач и владение новыми технологиями конкретной отраслевой направленности, знание специфики, характеристик и традиций отрасли, а также высокую способность к самообучению и поиску необходимой информации. Работодателя интересует не абстрактный специалист, а специалист, ориентированный на отрасль и ее проблемы.

Таким образом, назрела объективная необходимость организации тесного взаимодействия между системой высшего профессионального образования и работодателями в форме партнерских взаимоотношений. Такого рода партнерство, несомненно, несет в себе положительный эффект для обеих сторон. Изучение российского и иностранного опыта показывает, что партнерские отношения вуза с работодателями могут реализовываться по нескольким траекториям или моделям.

1. Модель студенческой учебно-научной лаборатории.

Главная цель создания лаборатории — адресная подготовка специалистов для предприятия на основе использования в учебном процессе согласованных учебных программ с учетом перспектив развития отрасли и предприятия.

Основной задачей студенческой учебнонаучной лаборатории должно являться формирование групп из студентов факультета для решения поставленных предприятием задач, а также для участия в научной работе.

Функциями высшего учебного заведения в данной лаборатории являются:

•формирование предложений по научнотеоретическому и методологическому наполнению образовательных стандартов и учебных планов образовательных программ;

58

научный журнал СЕРВИС PLUS 2009 I № 3

•формирование на основе предложений вуза и предприятия образовательных стандартов и вариативной части учебных планов;

•формирование групп студентов для работы в лаборатории;

•постановка научных задач для проведения изысканий в лаборатории;

•ведение и контроль образовательной деятельности по профилю лаборатории;

•научное руководство научно-практическими и выпускными квалификационными работами студентов;

• методическое обеспечение деятельности лаборатории.

К функциям работодателя, на наш взгляд, целесообразно отнести:

• выработку предложений по формированию образовательных стандартов в части практикоориентированных компетенций и навыков, а также практическому наполнению образовательной программы в ее вариативной части;

•участие в разработке и чтении курсов лекций и проведении практических работ специалистов-практиков предприятия;

• постановку практических задач для проведения изысканий в лаборатории;

• практическое руководство научно-практи-

ческими и выпускными квалификационными работами студентов;

• участие специалистов предприятия в заседаниях комиссий по защите выпускных квалификационных работ;

• оснащение учебно-научной лаборатории по профилю предприятия для обеспечения учебного процесса.

Структурная схема функционирования студенческой учебно-научной лаборатории приведена на рис. 1.

2. Организационный студенческий учебнопроектный центр, на наш взгляд, должен быть построен по принципу открытых структур. Основная задача центра — решение студентами проектных задач работодателя с целью целевой подготовки кадров. Он состоит из центра управления, технического центра и т. н. проектных центров, формируемых под конкретные проекты на кафедрах.

При центре может действовать координационный орган — экспертный совет, состоящий из представителей вуза и работодателей.

Основная функция центра управления — содействие заключению договоров с предприятиями — заказчиками «целевых» выпускников. Центр также обеспечивает привлечение кафедр к внедрению новых образовательных технологий, до-

Рис. 1. Структурная схема функционирования студенческой учебно-научной лаборатории

кументационное обеспечение вуза, нормативноправовое и методическое сопровождение деятельности проектных групп, стыковку и согласование стандартных учебных планов с целевой составляющей подготовки, включая саму работу студентов в рамках проекта.

Технический центр должен взять на себя функции ресурсного и материально-технического обеспечения деятельности проектных групп, создания и функционирования центров коллективного пользования для студентов, входящих в проектные группы.

Основной задачей координационного центра — экспертного совета, по нашему мнению, должна стать координация работы всех подразделений центра с точки зрения выполнения поставленных работодателями практических задач подготовки специалистов по целевому направлению. Структурная схема функционирования организационного студенческого учебно-проектного центра приведена на рис. 2 (с. 61).

Рассматриваемая модель предполагает подготовку студентов по целому ряду направлений с разработкой специальных образовательных программ, интегрированных в общие учебные планы, реализацией которых занимаются межкафедральные коллективы преподавателей и специалисты предприятия. При этом на базовую кафедру возлагается селекция и индивидуальная работа со студентами в рамках специальных образовательных программ. Как правило, при таком подходе формируются «виртуальные» группы из студентов различных специальностей. В рамках таких групп ведется программа целевой подготовки. Это требует согласования учебных программ и планов разных специальностей на уровне блока «региональной компоненты» в государственном образовательном стандарте. Модель может быть удобной для целевой отраслевой подготовки специалистов различного профиля, образующих единую команду для предприятия — заказчика целевой подготовки кадров.

На базовой кафедре в данном случае осуществляется адресная подготовка специалистов по согласованным и дополнительным учебным программам для предприятия, являющегося стратегическим партнером университета. Все виды учебной работы базовая кафедра проводит в учебно-лабораторных помещениях университета и в помещениях, выделенных предприятием.

3. Модель распределенной базовой кафедры.

4. Партнерские отношения одного или нескольких вузов с динамично развивающимися предприятиями региона. Эта модель позволяет решить задачу создания единого интегрированного регионального Центра перспективных научных исследований и подготовки высококвалифицированных кадров, ориентированного на одну или несколько из ведущих отраслей экономики региона. В ряде регионов России уже накоплен определенный опыт аналогичного взаимодействия, в т. ч. в Санкт-Петербурге. Основными задачами такого Центра ведущие предприятия и технические вузы этого региона считают:

• проведение совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по заказам промышленных предприятий;

• привлечение вузовских ученых к модернизации и созданию новой продукции и технологий, их внедрению и коммерциализации;

• адресную подготовку специалистов для предприятий профильной отрасли;

• переподготовку и повышение квалификации сотрудников предприятий по совместно разработанным учебным программам;

• проведение технологических и преддипломных практик студентов и дипломного проектирования;

• разработку долгосрочных программ подготовки специалистов для предприятий профильной отрасли экономики региона;

• проведение совместных научно-технических мероприятий по приоритетным направлениям развития техники и технологий.

Таким образом, любая из приведенных моделей способствует не только практическому наполнению образовательных программ именно теми навыками и умениями, которые востребованы работодателем, но и созданию условий для гарантированного трудоустройства выпускников высших учебных заведений. Кроме того, такого рода взаимодействие между вузами и предприятиями взаимно обогащает деятельность партнеров, потому что приносит научно-инновационное начало в производство и новизну практических технологий в образование. Этот факт, на наш взгляд, с полным правом можно отнести к факторам повышения эффективности системы профессионального образования, что в условиях стремительных рыночных преобразований жизненно необходимо.

60

научный журнал СЕРВИС PLUS 2009 / № 3

Рис. 2. Структура студенческого учебно-проектного центра

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.