Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ'

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
193
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МИГРАЦИЯ / АППАРАТ ГОСУДАРСТВА / МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трифонова К. В., Тутинас Е. В.

Авторы отмечают, что актуальность исследования вопросов взаимодействия правоохранительных органов в сфере миграции обусловлена проблемами и противоречиями, которые возникают в их практической деятельности в связи с особенностями правового регулирования деятельности различных правоохранительных органов. Необходимость модернизации миграционного законодательства, в том, числе совершенствования взаимодействия всех органов государства, предопределяют задачи исследования, которые заключаются в анализе правовой основы, форм, методов, принципов и основных направлений взаимодействия правоохранительных органов в сфере миграции. Проанализировав категориальный аппарат, авторы приходят к выводу, что в юридической науке единообразное понимание данного правового явления отсутствует. Авторами в статье проводится анализ ряда нормативных актов, благодаря которому выделены различные формы, виды и уровни взаимодействия правоохранительных органов в сфере миграции. В заключении авторы предлагают закрепить на законодательном уровне дефиницию «взаимодействие правоохранительных органов в сфере миграции».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Трифонова К. В., Тутинас Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF INTERACTION OF LAW ENFORCEMENT AUTHORITIES IN THE FIELD OF MIGRATION

The authors note that the relevance of the study of the issues of interaction of law enforcement agencies in the field of migration is due to the problems and contradictions that arise in their practical activities in connection with the specifics of the legal regulation of the activities of various law enforcement agencies. The need for modernization of migration legislation, including the improvement of the interaction of all state bodies, predetermines the objectives of the study, which are to analyze the legal basis, forms, methods, principles and main directions of interaction of law enforcement agencies in the field of migration. Having analyzed the categorical apparatus, the authors come to the conclusion that in the legal science there is no uniform understanding of this legal phenomenon. The authors in the article analyze a number of normative acts, thanks to which different forms, types and levels of interaction of law enforcement agencies in the field of migration are highlighted. In conclusion, the authors propose to fix at the legislative level the definition “interaction of law enforcement agencies in the field of migration”.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ»

Научная статья С.49-55

УДК 342.5

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ

Кристинэ Васаковна Трифонова1, Евгения Вячеславовна Тутинас2

1Российский государственный университет правосудия, Крымский филиал, Симферополь, Россия kri-kazaryan@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-0699-4547

2Российский государственный университет правосудия, Ростовский филиал, Ростов-на-Дону, Россия uristika@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-8811-3215

Аннотация. Авторы отмечают, что актуальность исследования вопросов взаимодействия правоохранительных органов в сфере миграции обусловлена проблемами и противоречиями, которые возникают в их практической деятельности в связи с особенностями правового регулирования деятельности различных правоохранительных органов. Необходимость модернизации миграционного законодательства, в том, числе совершенствования взаимодействия всех органов государства, предопределяют задачи исследования, которые заключаются в анализе правовой основы, форм, методов, принципов и основных направлений взаимодействия правоохранительных органов в сфере миграции. Проанализировав категориальный аппарат, авторы приходят к выводу, что в юридической науке единообразное понимание данного правового явления отсутствует.

Авторами в статье проводится анализ ряда нормативных актов, благодаря которому выделены различные формы, виды и уровни взаимодействия правоохранительных органов в сфере миграции.

В заключении авторы предлагают закрепить на законодательном уровне дефиницию «взаимодействие правоохранительных органов в сфере миграции».

Ключевые слова: взаимодействие, миграция, аппарат государства, механизм государства, федеральные органы исполнительной власти, правоохранительные органы, правоохранительная деятельность

Для цитирования: Трифонова К. В., Тутинас Е. В. К вопросу о взаимодействии правоохранительных органов в сфере миграции // Правопорядок: история, теория, практика. 2022. № 2 (33). С. 49-55.

Research article

ON THE QUESTION OF INTERACTION OF LAW ENFORCEMENT AUTHORITIES IN THE FIELD OF MIGRATION

Kristine V. Trifonova1, Yevgenia V. Tutinas2

1Russian State University of Justice, Crimean branch, Simferopol, Russia kri-kazaryan@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-0699-4547 2Russian State University of Justice, Rostov branch, Rostov-on-Don, Russia uristika@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-8811-3215

Abstract. The authors note that the relevance of the study of the issues of interaction of law enforcement agencies in the field of migration is due to the problems and contradictions that arise in their practical activities in connection with the specifics of the legal regulation of the activities of various law enforcement agencies. The need for modernization of migration legislation, including the improvement of the interaction of all state bodies, predetermines the objectives of the study, which are to analyze the

© К. В. Трифонова, Е. В. Тутинас

legal basis, forms, methods, principles and main directions of interaction of law enforcement agencies in the field of migration. Having analyzed the categorical apparatus, the authors come to the conclusion that in the legal science there is no uniform understanding of this legal phenomenon.

The authors in the article analyze a number of normative acts, thanks to which different forms, types and levels of interaction of law enforcement agencies in the field of migration are highlighted.

In conclusion, the authors propose to fix at the legislative level the definition "interaction of law enforcement agencies in the field of migration".

Keywords: interaction, migration, state apparatus, state mechanism, federal executive authorities, law enforcement agencies, law enforcement activities

For citation: Trifonova KV, Tutinas YeV. On the Question of Interaction of Law Enforcement Authorities in the Field of Migration. Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika [Legal and Order: History, Theory, Practice]. 2022;(2):49-55. (In Russ.)

Введение

В настоящее время основные пути развития института взаимодействия правоохранительных органов в сфере миграции свидетельствуют об увеличении значения правоохранительных органов как центров противодействия нелегальной миграции, которые реализуют координирующие функции. Необходимо согласиться с рядом авторов, которые утверждают в настоящее время и утверждали ранее, что «управление миграцией приобретает сегодня самостоятельный характер, а противодействие нелегальной миграции становится одним из актуальнейших и важнейших направлений государственной деятельности» [1].

Описание проводимого исследования

При исследовании правового явления «взаимодействия правоохранительных органов в сфере миграции» прежде всего необходимо провести этимологический анализ термина «взаимодействие» в связи с тем, что в настоящее время отсутствует единое, согласованное мнение по данному вопросу.

Словарь С. И. Ожегова понятие «взаимодействие» представляет в виде следующих вариантов толкований: «1. Взаимная связь явлений. В. спроса и предложения. 2. Взаимная поддержка. В. войск (согласованные действия войск при выполнении боевой задачи)»1.

При обращении к толковому словарю Д. Н. Ушакова видим также множество определений данного термина: взаимодействия, ср. (книжн.). «Взаимная связь; взаимная обусловленность. Взаимодействие общественных явлений»2.

1 Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка : ок. 57 000 слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. 12-е изд. Москва : Русский язык, 1988.

2 Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. Москва : ДОМ. XXI век, 2008.

Большой энциклопедический словарь под дефиницией «взаимодействие» понимает «философскую категорию, отражающую процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие рассматривается как универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы»3.

Большой юридический словарь под определением взаимодействие понимает «участие в общей работе, деятельности, сотрудничество, совместное осуществление операций, сделок»4.

В теории управления «под взаимодействием понимают целостную внутреннюю дифференцированную систему саморазвивающуюся систему» [2, с. 195]. Такое понимание «управление предполагает взаимное изменение управляющих и управляемых, убеждает в необходимости изменения взаимодействующих субъектов и самого процесса взаимодействия как мены состояния» [2, с. 75].

В трудах Е. Ф. Яськова исследуется социальная составляющая института взаимодействия, под которой понимается «совместное участие сотрудников подразделений и организаций в процессе трудовой деятельности, возникающее на основе разделения функций, полномочий и взаимных обязательств» [3, с. 14]. И здесь же с точки зрения социального управления Е. Ф.Яськов указывает, что «в зависимости от положения участников в иерархии системы управления взаимодействие бывает: вертикальным (участники

3 Большой энциклопедический словарь : [в 2 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. Москва : Советская энциклопедия, 1991.

4 Большой юридический словарь / В. А. Белов [и др.] ; под ред. А.Я. Сухарева, В. Е. Крутских. 2. изд, перераб. и доп. Москва : ИНФРА-М, 2002.

разных ступеней иерархии), горизонтальным (участники одной ступени иерархии) и смешанным» [3, с. 14].

Для понимания и определения правовой составляющей сущности и содержания правового явления взаимодействия проанализируем имеющиеся различные научные точки зрения в юридической сфере. Следует отметить, что «понятие «взаимодействие» до настоящего времени нормативно не закреплено, но, как правило, используется законодателем»1.

Обратимся к исследованиям Л. Д. Воеводина, который указывает, что «эффективного результата в любой социальной, экономической и политической сфере жизни, реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина можно достичь только в результате взаимодействия между всеми правоохранительными органами» [4, с. 57].

Представляет интерес точка зрения В. В. Лазарева и И. П. Левченко, «взаимодействие может предполагать принятие конкретным органом властного решения по поводу конкретного жизненного случая, имеющего юридическое значение и предусмотренного нормой права» [5, с. 109]. Исходя из позиции авторов именно решение имеет своей целью распоряжения, которое имеет обязательный характер и подкреплен принудительной силой государства.

Один из авторов делает акцент на том, что «взаимодействие или организация взаимодействия — это не механическая, а целостная совокупность, обладающая только присущим отдельным элементам качеством, необходимым для достижения общей цели» [6, с. 7]. В. Б.Чимбирь в этой связи справедливо утверждает, что «взаимодействие» является общенаучной категорией. Оно выступает в качестве основания для изучения всех процессов и явлений, поскольку присутствует на всех уровнях жизнедеятельности общества» [7, с. 7]. В то же время С. Л. Кисленко определяет «взаимодействие как систематический процесс передачи информации с целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера, т. е. оказать на него стартовое воздействие» [8, с. 11].

На наш взгляд, обозначенная точка зрения акцентирует внимание лишь на начальном этапе процесса взаимодействия, при этом не уделяется внимание длящемуся, постоянному характеру самого процесса.

1 О военных судах Российской Федерации : Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3170.

Д. А. Авдонин под взаимодействием понимает «универсальную систему взаимосвязи явлений и процессов между взаимодействующими субъектами, которые характеризуются их непрерывным воздействием и взаимовлиянием друг на друга» [9, с. 21]. С точки зрения П. А. Сорокина, «взаимодействие предполагает наличие двух или более субъектов и актов, через которые они передают взаимные действия, т. е. взаимодействовать между собой должны два или более субъекта путем совершения определенных действий по отношению друг к другу. Если взаимные действия осуществляются длительное время, то данные отношения стабилизируются и организовываются» [10, с. 31], и вместо кратковременных и стихийных действий появляется устойчивая деятельность.

Соглашаясь с мнением вышеназванных ученых, можно предположить, что взаимодействие — это совокупность действий или постоянная деятельность между субъектами, осуществляемая в различных формах.

Э. Гидденс объясняет это тем, что «в своей практике любой субъект должен учитывать не только собственные интересы, но и интересы других субъектов и потребности окружающего мира»[11, с. 9].

Однако сложная и универсальная система рассматриваемых этим ученым взаимосвязей позволяет их участникам применять средства, запрещенные законом, что может привести к отрицательным результатам и последствиям.

И. А. Космина понимает под взаимодействием «систему организационно-правовых средств, с помощью которых осуществляются и регулируются взаимоотношения между субъектами права в целях их упорядочивания и достижения эффективного результата» [12, с. 179].

Таким образом, можно выявить множество подходов к определению понятия «взаимодействие» в современной юридической теории.

На наш взгляд, наиболее оптимальным является определение, данное Ю.А. Ляля-киным, который считает, что «можно определить сущность взаимодействия, которое в широком смысле заключается в урегулированной нормами права деятельности двух и более субъектов, имеющих между собой правовые отношения, наделенные собственными полномочиями по осуществлению совместных действий и связанные между собой общими задачами и целью» [13, с. 83].

Исходя из анализа научной и специальной литературы, на наш взгляд, возможно дать

следующее определение: взаимодействие — это основанная на законах и подзаконных нормативных актах, согласованная по целям, месту и времени деятельность различных субъектов (исполнителей) по совместному решению поставленных перед ними задач.

Обсуждение результатов

В ходе проведённого анализа научной литературы, посвящённой правовому регулированию миграционных процессов в России, установлено, что вопросам взаимодействия субъектов миграционной политики (государственных органов, которые реализуют компетенцию в миграционной сфере), практически не уделяется ни какого внимание (ни в законодательстве, ни в научной литературе). Кроме того, отсутствует и самопонимание термина, который характеризует взаимодействие в данной сфере. Одним из таких немногих определений является предлагаемое О. Т. Суюнчалиевой, которая определяет взаимодействие в сфере миграции «как совместную деятельность федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, наделенных властными полномочиями и осуществляющие специальные функции по реализации миграционной политики, правоприменительную функцию и функции по оказанию государственных услуг в сфере миграции» [14, с. 28]. Отметим, что взаимодействие определено через категорию «совместной деятельности», которая, среди прочего, может означать в буквальном понимании совместное осуществление сотрудниками различных ведомств одних и тех же полномочий. Однако, такая форма взаимодействия (совместной деятельности), далеко не основная, в большей степени взаимодействие в данной сфере проявляется в координации, в согласовании действий, в совместном участии в формировании миграционной политики и т. п.

Кроме того, результат проведённого анализа действующего законодательства, показывает, что правовой основой взаимодействия выступает Конституция РФ, а также целый ряд Указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ1.

Анализ федерального законодательства показал, что конкретного определения, которое раскрывало бы юридическую природу процесса взаимодействия правоохранительных

1 Указы Президента России от 1 марта 2011 г. № 248 и от 15 января 2013 г. № 30, постановления Правительства РФ от 13 ноября 2012 г. № 1162, от 13 июля 2012 г. № 711, от 26 июля 2013г. № 629, приказ МВД России от 17 октября 2013 г. № 85 // СПС Консультант Плюс.

органов в миграционной сфере ни в одном нормативном акте нет.

Сложность в анализе процессов взаимодействия между субъектами миграционной политики заключается в их сравнительно большом количестве, а, следовательно, совокупность возможных «вариантов» взаимосвязи между последними (взаимодействий) «бесконечное множество».

Необходимо также выделить и методы взаимодействия. Такие методы условно можно разделить на информационные (взаимный обмен и инициативное предоставление информации), методы консультирования (методическая работа, разъяснение специфики процессов и практики реализации соответствующих полномочий), функциональные (разработка и принятие нормативов, регламентов и прочих документов).

В ранее действующем совместном приказе ФМС и МВД России № 338/97 и № 338/587, а также приказе № 8722/996/562/350, подписанные МИД, МВД, ФСБ и ФМС России, нормативно закреплялись следующие формы взаимодействия правоохранительных органов, среди которых: «организационная (планирование и организация работы); законопроектная (подготовка проектов федеральных законов); аналитическая (анализ миграционной обстановки, изучение количественных показателей и качественного состава прибывающих мигрантов, подготовка рекомендаций по оптимизации служебной деятельности); информационная (обмен данными, использование единых справочных ресурсов, направление запросов для проведения проверок); координационная (участие в деятельности правительственных комиссий, в рабочих группах и конференциях); контролирующая (осуществление контроля выполнения мероприятий); обеспечивающая (реализация планируемых оперативно-профилактических и розыскных мероприятий, в том числе и в рамках государственной системы профилактики преступлений)»2.

2 Об утверждении Положения о порядке информационного взаимодействия Министерства иностранных дел Российской Федерации с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной миграционной службой с целью выявления наличия обстоятельств, которые могут повлечь временное ограничение права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации и отказ в выдаче паспорта, дипломатического паспорта и служебного паспорта, являющихся основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации :

Обращая внимания на вопрос взаимодействия между ГУВМ МВД России и другими правоохранительными органами, необходимо отметить различные уровни взаимодействия: как центральный аппарат, так и аппарат на уровне регионов. В частности, отмечается, что взаимодействие на уровне региональных (территориальных) подразделений, как МВД, так и других правоохранительных органов осуществляется по следующим направлениям: «планирование, организация и осуществление совместных оперативно-профилактических и проверочных мероприятий, направленных на реализацию предоставленных государством полномочий; обмен информацией о результатах надзорной деятельности по исполнению миграционного законодательства»1.

Также можно добавить такие направления как обучение, повышение квалификации, приглашение специалистов из числа участников взаимодействия для оказания методической, консультационной и иной помощи в сфере миграционной безопасности; проведение координационных совещаний; проведение межведомственных совещаний руководителей.

При более детальном анализе каждого из вышеназванных направлений, акцентируем внимание на том, что самым существенным выступает проведение оперативных, розыскных, проверочных и предупредительных мероприятий, которые прежде всего нацелены на обнаружения миграционных правонарушений, реализацию функции миграционного контроля, решение вопросов по применению выдворения, депортации, пресечению нелегальной миграции. Правовым основанием подобного рода межведомственного взаимодействия выступают подзаконные акты (постановления и поручения Президента Российской Федерации и Правительства, приказы МВД РФ, приказы ФСБ РФ, приказы ФТС и т. д.).

Например, ежегодное совместное (МВД России, ФСБ России, Росфинмониторинга) проведение оперативно-профилактических мероприятий в сфере миграции, в том числе оперативно-профилактическое мероприятие «Нелегал» по противодействию незаконной

приказ МИД, МВД, ФСБ и ФМС России от 17 ноября 2008 г. № 8722/996/562/350 (ред. от 23 января 2013 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. № 4 ; Судебные и нормативные акты РФ : [сайт]. URL: https://sudact.ru/law/prikaz-mid-rf-n-8722-mvd-rf/ (дата обращения: 27.03.2022).

1 Основы миграционной политики : учеб.-ме-тод. пособие / под общ. ред. И. Н. Барцица, В. К. Егорова, К. О. Ромодановского, М. Л. Тюркина. Москва, 2010. С. 80-84.

миграции граждан третьих стран основано на поручении Президента РФ.

Еще одним примером может служить следующее. В 2021 году, с учетом Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, итогов Четвертого раунда взаимных оценок ФАТФ2 планируется сосредоточить усилия на осуществлении мониторинга финансовых операций в целях сохранения бюджетных денежных средств, выделенных в рамках национальных проектов и государственного оборонного заказа, подготовки и проведению в г. Екатеринбурге Летней Универсиады в 2023 г., на мероприятиях по обеспечению прозрачности деятельности финансовых институтов (в т. ч. дальнейшего привлечения представителей сектора УНФПП3 к сотрудничеству с Росфинмониторингом), выявлении и минимизации региональных рисков ОД/ФТ/ФРОМУ4, пресечении коррупционных преступлений, проведении проверочных мероприятий с целью выявления каналов нелегальной миграции, финансирования лиц и организаций, оказывающих поддержку либо непосредственно участвующих в деятельности террористических и экстремистских организаций, формирования положительной правоприменительной практики в судах округа при рассмотрении уголовных дел по антиотмывочным составам5.

Одним из значимых направлений взаимодействия правоохранительных органов выступает информационная составляющая при осуществлении миграционной деятельности. В отдельных ведомственных актах встречается понятие «информационное взаимодействие» без детального раскрытия составляющих.

Однако, проанализировав ряд подзаконных актов, возможно сгруппировать главнейшие задачи информационного взаимодействия правоохранительных органов в сфере миграции, которые заключаются в: «осуществлении сводно-аналитических и учебно-методических функций; организации информационного обмена и учета сведений,

2 ФАТФ — группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег.

3 УНФПП — установленные нефинансовые предприятия и профессии.

4 ОД/ФТ/ФРОМУ —отмывание доходов / финансирование терроризма / финансирование распространения оружия массового уничтожения.

5 Итоговое совещание по результатам работы МРУ Росфинмониторинга по УФО в 2020 году // Федеральная служба по финансовому мониторингу : [сайт]. URL: https://www.fedsfm.ru/yfo/news/4922 (дата обращения: 27.03.2022).

полученных в ходе оперативных мероприятий; использовании возможностей информационных систем данных; обеспечении информационной безопасности; своевременном прогнозировании возможных информационных угроз; обеспечении взаимодействия с общественностью и средствами массовой информации; подготовке аналитических материалов по итогам реализации миграционной политики; разработке и использовании информационных технологий»1.

В качестве примера можно привести активную работу по налаживанию взаимодействия между МВД и ФСБ России. Наибольший практический эффект по обмену информацией достигнут при проведении эксперимента в г. Уфа Республики Башкортостан, в котором была реализована задача по автоматизированию формирования миграционной карты и передачи сведений в ЦБД УИГ2 из пункта пропуска через государственную границу подразделениями пограничного контроля. Аналогичный эксперимент проводится на базе московского международного аэровокзала «Внуково» и в случае положительного результата, этот опыт будет реализован на всей территории России.

В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы указано, что «информационное взаимодействие между органами государственной власти определяет как информационно-аналитическое обеспечение реализации государственной миграционной

1 Об утверждении Положения о порядке информационного взаимодействия Министерства иностранных дел РФ с Министерством внутренних дел РФ и Федеральной службой безопасности РФ с целью проверки наличия оснований, которые могут повлечь временное ограничение права гражданина РФ на выезд из Российской Федерации и отказ в оформлении (выдаче) основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации : приказ МИД России, МВД России и ФСБ России от 15 марта 2018 г. № 3663/135/110 ; Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел РФ, его территориальными органами государственной функции по контролю за соблюдением гражданами РФ, нанимателями (собственниками) жилых помещений, должностными лицами и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ : приказ МВД России от 24 апреля 2018 г. № 249.

2 ЦБД УИГ — центральная база данных по учету иностранных граждан.

политики», суть которого заключается в предоставлении уполномоченными органами «государственных услуг в сфере миграции, в том числе с использованием информационных технологий»3.

Если рассматривать формы взаимодействия правоохранительных органов в миграционной сфере то, помимо внутригосударственное межведомственного взаимодействия можно выделить и международное, которое играет важную роль.

Особой формой международного взаимодействия является межведомственное сотрудничество между уполномоченными органами зарубежных государств в сфере обеспечения миграционной безопасности осуществляется как с широким спектром участников взаимодействия (в рамках Интерпола), так и без такового — в зависимости от целей и задач, требующих своего конкретного разрешения4.

Еще одной формой взаимодействия правоохранительных органов в сфере миграции можно назвать непосредственное взаимодействие, когда различные правоохранительные органы совместными усилиями решают поставленные задачи, так и опосредованное, в случае создания специальной организационной формы, которая учреждается взаимодействующими правоохранительными органами, и в ее состав входят их представители.

Заключение

Таким образом, можно констатировать следующее: в настоящее время возникла необходимость в точной нормативной формулировке ряда терминов в миграционной сфере. От четкости понятий зависит правомерность принимаемых полномочными органами решений. В связи с чем целесообразным будет согласиться с предложением ряда авторов о нормативном закреплении на законодательном уровне дефиниции «взаимодействие правоохранительных органов в сфере миграции», под которым подразумевается совместная деятельность правоохранительных органов (наделенных властными полномочиями и осуществляющих специальные функции по реализации государственной политики в миграционной сфере), а также

3 О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы : Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622 // СПС «Консультант Плюс».

4 О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом : Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 3-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 155.

правоприменительная деятельность с целью обеспечения миграционной безопасности [14, с. 28].

Исходя из анализа нормативных актов также можно выявить формы взаимодействия правоохранительных органов: межгосударственное и внутригосударственное,

непосредственное или опосредованное, внутрисистемное, которое в свою очередь также имеет свои уровни взаимодействия и межсистемное, организационное; законопро-ектное(законодательное); аналитическое; информационная; координационное; контролирующее; научное.

Список источников

1. Кузнецова К. А., Ткаченко Н. Н. Правовые и организационные основы деятельности органов внутренних дел по противодействию незаконной миграции // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2021. № 4 (94). С. 138-143.

2. Мокрецова Л. А. Управление разработкой и реализацией студенческих международных телекоммуникационных проектов: теория и практика : монография. Москва : Компания Спутник+, 2011. 195 с.

3. Яськов Е. Ф. Теория и практика социального управления : словарь справочник. Москва : Академия управления МВД России, 1997. 270 с.

4. Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России : учебное пособие. Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1997. 298 с.

5. Лазарев В. В., Левченко И. П. Правоприменительная деятельность органов внутренних дел : Москва: Акад. МВД СССР, 1989. 83 с.

6. Жильский Н. Н. Правовые и организационные основы взаимодействия органов внутренних дел с внутренними войсками в охране общественного порядка : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Санкт-Петербург, 1995. 17 с.

7. Чимбирь В. Б. Педагогическое взаимодействие в управлении персоналом организации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Пятигорск, 2005. 18 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Кисленко С. Л. Криминалистическая теория и практика взаимодействия участников уголовного судопроизводства // Уголовное судопроизводство. 2007. № 3. С. 30-33.

9. Авдонин Д. А. Взаимодействие подразделений дознания и административных расследований в борьбе с преступлениями, отнесенными к компетенции таможенных органов : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2007. 27 с.

10. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. Москва, 1992. 542 с.

11. ГидденсЭ. Устроение общества: очерк теории структуризации. Москва, 2003. 525 с.

12. Космина И. А. Теоретико-правовые аспекты взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 80. С. 178-181.

13. Лялякин Ю. А. К вопросу о сущности и содержании взаимодействия подразделений МВД России в сфере реализации государственной миграционной политики и обеспечения миграционной безопасности // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 3 (39). С. 80-85.

14. Суюнчалиева О. Т. Конституционно-правовые основы деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в сфере миграции : дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2015. 259 с.

15. Лянной В. А. Правовые и организационные основы деятельности правоохранительных органов государств-членов Европейского Союза по противодействию нелегальной миграции : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2011. 26 с.

16. Трифонов С. Г. К вопросу об уточнении содержания термина «миграция». // Сборник научных трудов XXI Международной научной конференции «Муромцевские чтения. Неопределённости права в доктрине, законодательстве и юридической практике». Москва, 2021. С. 341-348.

Дата поступления статьи / Received: 01.04.2022 / 24.04.2022. Дата рецензирования статьи / Revised: 08.04.2022 / 28.04.2022. Дата принятия статьи к публикации / Accepted: 10.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.