Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ И ЭКОНОМИКОЙ'

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ И ЭКОНОМИКОЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика / государство / взаимодействие / economy / state / interaction

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Л. А. Мукова

Вопрос о взаимодействии государства и экономики постоянно актуален для общей теории государства. Он возникает каждый раз при кардинальных изменениях типа государственной организации в новых экономических условиях. Решение проблем взаимоотношений между государством и экономикой происходит на двух уровнях: общетеоретическом и прикладном. Изучение взаимоотношений государства и экономики на общетеоретическом уровне предполагает разъяснение и формулирование общих закономерностей их развития, взаимодействия, независимо от их типов, определение приоритетов в социальном развитии общества. В научной юридической литературе на теоретическом уровне соотношение между государством и экономикой рассматривается с различных позиций: или экономика определяет развитие государства и политики, или государство определяет направления экономического развития, или находятся в паритетном состоянии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF INTERACTION BETWEEN THE STATE AND THE ECONOMY

The issue of interaction between the state and the economy is constantly relevant for the general theory of the state. It arises every time there are fundamental changes in the type of state organization in new economic conditions. Solving problems of the relationship between the state and the economy occurs at two levels: general theoretical and applied. The study of the relationship between the state and the economy at a general theoretical level involves the clarification and formulation of general patterns of their development, interaction, regardless of their types, the determination of priorities in the social development of society. In scientific legal literature, at a theoretical level, the relationship between the state and the economy is considered from various positions: or economics determines the development of the state and politics, or the state determines the directions of economic development or are in a parity state.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ И ЭКОНОМИКОЙ»

УДК 342.22:330 ББК 67.404.014 + 65

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ И ЭКОНОМИКОЙ

Л. А. Мукова

«Меняйте Ваши мнения, сохраняйте Ваши принципы: меняйте листья, сохраняйте корни».

Виктор Мари Гюго

Вопрос о взаимодействии государства и экономики постоянно актуален для общей теории государства. Он возникает каждый раз при кардинальных изменениях типа государственной организации в новых экономических условиях. Решение проблем взаимоотношений между государством и экономикой происходит на двух уровнях: общетеоретическом и прикладном. Изучение взаимоотношений государства и экономики на общетеоретическом уровне предполагает разъяснение и формулирование общих закономерностей их развития, взаимодействия, независимо от их типов, определение приоритетов в социальном развитии общества. В научной юридической литературе на теоретическом уровне соотношение между государством и экономикой рассматривается с различных позиций: или экономика определяет развитие государства и политики, или государство определяет направления экономического развития, или находятся в паритетном состоянии. Ключевые слова: экономика, государство, взаимодействие.

ON THE ISSUE OF INTERACTION BETWEEN THE STATE AND THE ECONOMY

L. A. Mukova

"Change your opinions, keep yours principles: change the leaves, save the roots".

Victor Marie Hugo

The issue of interaction between the state and the economy is constantly relevant for the general theory of the state. It arises every time there are fundamental changes in the type of state organization in new economic conditions. Solving problems of the relationship between the state and the economy occurs at two levels: general theoretical and applied. The study of the relationship between the state and the economy at a general theoretical level involves the clarification and formulation of general patterns of their development, interaction, regardless of their types, the determination of priorities in the social development of society. In scientific legal literature, at a theoretical level, the relationship between the state and the economy is considered from various positions: or economics determines the development of the state and politics, or the state determines the directions of economic development or are in a parity state. Keywords: economy, state, interaction.

Doi: https://doi.org/10.14258/ralj(2024)1.2

Связь между экономикой и государством не может рассматриваться упрощенно. По этому поводу Энгельс заранее предупреждает последователей марксизма от упрощенного понимания соотношения экономического базиса и политической, государственно-правовой надстройки,

10

Российско-Азиатский правовой журнал

подчеркивая, что государство и право лишь в конечном итоге определяются экономикой, что существует множество других факторов, влияющих на историческое развитие, что сама история человечества развивается в результате столкновений и взаимодействий разных воль. Каждый стремится к определенной цели [1, с. 417]. Позже профессор И. В. Михайловский написал, что когда «экономический материализм» подчеркивает важность экономического начала в истории, в государстве и праве, он говорит правду. Но не прав, когда он отрицает самостоятельность других факторов. Вся духовная жизнь человечества нуждается в материальной основе и без этой основы она невозможна. Вывод — экономический параметр в жизни человечества очень важен [2, с. 108].

В данном контексте считаю правильной критику абсолютизации экономического фактора в жизни общества, но невозможно и отрицать тот факт, что в конечном итоге экономическое развитие определяет основные тенденции и направления политического, идеологического и нравственного его развития. В юридической доктрине традиционно рассматривают и анализируют прямолинейно направления взаимодействия государства на экономические процессы в стране, опираясь на марксистское учение. А именно, К. Маркс указывает на три способа воздействия государства на экономику: воздействие в том же направлении, в котором развивается экономика; воздействие в противоположном направлении; в определенных случаях — или тормозит экономику, или, наоборот, подталкивает ее к развитию. Представляется, что понимание вышеназванных способов взаимодействия государства и экономики надо начинать, исходя из аксиомы, что любое взаимодействие (в том числе воздействие) возможно лишь между относительно самостоятельными явлениями. В этой связи:

— первое направление указывает на прямую зависимость государства от экономики, а не относительную самостоятельность субъекта власти и экономических субъектов;

— второе не отражает никакого взаимодействия между государством и экономикой, так как каждый идет своим путем, на котором почти нет точек соприкосновения (взаимодействия) между участниками процесса; признание данной модели взаимодействия между государством и экономикой означает отказ от признания экономических факторов, обусловивших возникновение государства и права, что не соответствует реальному положению;

— и только третье направление отражает некую самостоятельность явлений и предполагает наличие взаимосвязи между ними: ограничивать экономику, когда это целесообразно для всего общества, или содействовать (если надо, субсидировать) экономическое развитие страны и социума.

Таким образом, из трех направлений с меньшей вероятностью ошибки можно принять третье, при котором государство, с одной стороны, является ограничителем экономики, когда ее развитие не соответствует принципам справедливости и законности, а с другой — союзник экономики в ее развитии с целью достижения общественных интересов (носителем которых является государство), а также гарант частных интересов, когда они не противоречат общественным интересам. Создание такой модели отношений — сложный процесс, ядром которого является правосознание не только всех членов общества, но и государственных структур. Это скорее идеал, к которому нам следует стремиться: отношения «равных с равными» между партнерами. Такое взаимодействие создает условия для формирования благоприятной экономической, социальной и культурной среды для жизни.

В прикладном аспекте отношения государства и экономики строятся на анализе и синтезе и использовании опыта, отечественного и зарубежного, с целью оптимизации процессов. Отправными точками в решении прикладных задач являются:

1. Государство и экономика — явления, затрагивающие не только сферы политической и материальной сущности общества, но и другие идеологические, культурные и т. п. области связей с общественностью; это означает, что при анализе взаимодействия экономики и государства необходимо учитывать состояние и тенденции всех общественных отношений, которые так или иначе с ними связаны.

2. На каждом конкретном этапе развития взаимодействия государства и экономики целесообразно определять пределы этих процессов, а именно — в какой степени государство должно влиять на экономику, и наоборот. Экономисты формулируют аналогичные тезисы, но они однобоки и в большинстве случаев защищают идею доминирования экономики над государством. Юристы, вмешиваясь по политическим мотивам, стремятся расширить сферы своего влияния. Наблюдается не сотрудничество (взаимодействие), а противопоставление, которое наносит вред как развитию общества,

так и государству и экономике, т. е. приводит к всеобщим дисбалансам и кризисам. Это одна из причин бесконечных дискуссий между юристами и экономистами о доле участия государства в экономике, и наоборот. Итог определяется верховенством экономики. Момент найти оптимальное решение для обеих сторон упущен.

3. С позиций прагматизма некоторые ученые полагают, что изучение взаимоотношений экономики и государства должно базироваться на изучении степени развития рыночных структур в государстве. По этому критерию предлагаются различные классификации: страны, в экономических системах которых полностью отсутствуют традиционные рыночные элементы или их доля незначительна; страны с зарождающимися рыночными отношениями и институтами; и страны с высокоразвитой рыночной структурой экономики [3, с. 139].

Особенности первой группы стран: преобладание государственной собственности по сравнению с другими формами собственности (конституциями закреплен режим исключительной государственной собственности на такие объекты, как земля, недра, воды, леса и др., орудия и средства производства); отношениям между государством и экономикой недостает гибкости и эффективности; чрезмерная государственная централизация экономических институтов; чрезмерное планирование экономики; преобладание в экономических отношениях режима власти и подчинения. Существенные особенности второй группы отношений экономики и государства: сокращение использования властных отношений; отмена государственной монополии; сокращение использования административных методов; отказ от планирования экономики; усиление роли налогов и т. д. Отношения в третьей группе стран характеризуются: доминированием частной собственности; минимизацией государственного вмешательства в экономические структуры; объединением административных средств с финансовыми и другими либеральными средствами; концентрацией налогов в ведомстве государства и т. д.

С учетом вышесказанного классификацию, предложенную профессором М. Марченко для исследования взаимоотношений государства и экономики по критерию наличия элементов рынка, не следует отвергать, однако она не всегда оправданна и оптимальна, поскольку практически невозможна в силу объективных обстоятельств и специфики конкретной страны и экономики, предполагающей невозможность абсолютизации принятия стандартных элементов рыночной структуры.

Из рассмотренных выше направлений взаимоотношений экономики и государства эффективными считаю следующие:

— определение общих потребностей как для государства, так и для экономики;

— определение социальной политики с точки зрения экономических возможностей и государственных средств для защиты интересов общества и экономики;

— минимизация условий возникновения конфликта интересов участников экономических отношений с государственными институтами;

— совместное обеспечение современных условий для развития производства, внедрения высоких технологий (в том числе экологических) и квалифицированной трудовой занятости населения;

— эффективное развитие инвестиционных процессов, создание стабильности государства и общества;

— и в целом — оптимальные условия жизни людей, эффективный государственный контроль над экономикой и контроль экономических агентов за деятельностью государства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание второе. М. : Политиздат, 1959. 653 с.

2. Михайловский И. В. Очерки философии права. Томск : В. М. Посохин, 1914. Т. 1. 632 с.

3. Марченко М. Н. Теория государства и права : учебник для вузов. М. : «Зерцало», 2009. 800 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.