К вопросу о выполнении полномочий сотрудниками органов внутренних дел в условиях проведения контртеррористических операций
М. П. КИРЕЕВ,
профессор кафедры управления органов внутренних дел в особых условиях центра командно-штабных учений, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ
(Академия управления МВД России) Е-mail: [email protected]
Д. Р. БАЛАЕВА,
старший преподаватель кафедры управления органов внутренних дел в особых условиях центра командно-штабных учений (Академия управления МВД России) Е-mail: [email protected]
On The Exercise of Powers by Members of the Internal Affairs Agencies in the Context of Counter-Terrorism Operations
M. P. KIREEV,
Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation Professor of the Department of Internal Affairs Administration i n Special Conditions of the Center for Command and Staff Exercises (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
D. R. BALAYEVA,
Senior Lecturer of the Department of Internal Affairs Management in Special Conditions
of the Center for Command and Staff Exercises (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
В статье рассматриваются особенности деятельности сотрудников органов внутренних дел при участии в контртеррористических операциях, режиме контртеррористических операций.
Терроризм; террористические проявления; преступность; контртеррористические операции; режим; оружие; законодательство; законность.
УДК 343.42:351.74
In the article discusses the features of the activities of employees of the internal affairs bodies when participating in counter-terrorism operations, the regime of counter-terrorism operations.
Terrorism; terrorism manifestations; crime; counter-terrorism operations; mode; weapons; legislation; legality.
Президент Российской Федерации В. В. Путин в марте 2019 г. на расширенном заседании коллегии Федеральной службы безопасности отметил, что одним из главных приоритетов остается борьба с терроризмом, поскольку сохраняются очаги насилия, нестабильности, что служит ба-
зой для активности террористических группировок на территории Российской Федерации [6].
Так, в 2018 г. в ходе контртеррористических операций (далее — КТО) и отдельных оперативно-боевых мероприятий нейтрализовано 65 боевиков, в том числе 10 руководителей бандгрупп; задер-
жано 36 бандглаварей, 236 бандитов и 589 пособников. Пресечена деятельность 37 террористических ячеек, планировавших организовать теракты на территории республик Дагестан, Ингушетия, Чеченской Республики, Ставропольского края и т. д. [5].
Уже в 2019 г. в России предотвращено 39 террористических актов и ликвидировано 49 террористических ячеек. Безгранична и география серии крупномасштабных контртеррористических операций в 2019 г., которые имели место в г. Саки республики Крым, республиках Дагестан, Кабардино-Балкария, Ингушетия, Татарстан, г. Саратов, г. Тюмень, Астраханской, Владимирской областях и других российских регионах [7].
Таким образом, террористические проявления, которые, как правило, сопровождаются пожарами, убийствами, взрывами и т. п., всегда нарушают нормальное функционирование государства и общества, негативно воздействуют на жизненно важные интересы личности — права и свободы, общества — его материальные и духовные ценности. Интересы личности, общества, государства являются приоритетными направлениями для защиты от преступности террористической направленности.
Одним из компонентов обеспечения безопасности российской цивилизации выступает апробированная практикой антитеррористической деятельности — КТО.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта, если его пресечение иными силами или способами невозможно [1].
Федеральный закон «О противодействии терроризму» раскрывает и понятие контртеррористической операции как комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта [1].
Контртеррористическая операция, как правило, всегда создает негативную оперативную обстановку. Ее проведение регулируется ст. 12—17 Федерального закона «О противодействии терроризму» [1]. Затем контртеррористическая операция трансформируется в особый правовой режим — режим КТО, который может быть введен, продлен или отменен.
В ст. 3 Федерального Закона № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», понятие «правовой режим контртеррористической операции» не регламентируется. В ст. 11 Закона № 35-ФЗ указыва-
ется, что «в целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства, в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения» [1].
Учитывая дискуссионность в современной юридической научной доктрине понятий «контртеррористическая операция», «правовой режим контртеррористической операции» [8, 9, 11, 12, 13], нами поддерживается позиция А. А. Беляева, касаемо дефиниций, по его мнению, контртеррористическая операция — это система специфических мер и действий оперативно-розыскного, разведывательного, предупредительного характера с применением боевой и специальной техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта и преступлений террористической направленности, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта, преступлений террористической направленности.
Правовой режим — это правовой институт, устанавливаемый государством специальный порядок регулирования, совокупность правовых мер, предназначенных для решения специфических задач, охраны общественных отношений, воздействия на поведение субъектов, обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя, функционирования публично-властных субъектов в особых обстоятельствах [10].
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.03.2006 № 35 «О противодействии терроризму» [1], для проведения контртеррористической операции создается группировка сил и средств, в которую могут включаться подразделения внутренних дел [1].
В Федеральном законе «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ (п. 17 ст. 12) полиции вменяется «участие в мероприятиях по противодействию терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан» [2].
Учитывая опасность и важность проводимых специальных мероприятий при проведении КТО, режима КТО, считаем целесообразным из ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 06.03.2006 № 35 «О противодействии терроризму» исключить слово «могут», закрепив участие подразделений внутренних дел как обязательное, что согласуется с законом «О полиции», где участие в КТО и режиме КТО — обязательно.
Как правило, проведение КТО всегда сопряжено с применением оружия. Анализ проводимых
в России КТО в 2019 г. позволил отметить, что во всех случаях боевики применяли оружие (г. Самара, 13 марта; Республика Дагестан — 22 июня; г. Кольчугино Владимирской обл. — 22 мая и др.). При проведении КТО сотрудниками полиции совместно с ФСБ изымается значительное число оружия, взрывных устройств, самодельные бомбы и т. д. (Ханты-Мансийский АО — 1 марта; г. Нальчик — 27 февраля; Республика Дагестан — 19 февраля и т. д.). В связи с этим принципиально важно обеспечить эффективность правового регулирования и контроля за оборотом оружия.
В настоящее время в России около 4,5 млн граждан имеют 6,7 млн единиц оружия. Кроме того, 10,5 тыс. юридических лиц, в которых работает более 216 тыс. сотрудников, имеют разрешение на хранение и использование оружия. То есть, имеющийся массив оружия, находящийся у российских граждан, в силу своих технических характеристик, представляет собой повышенную общественную угрозу.
Так, количество преступлений, совершенных за январь-декабрь 2019 г., связанных с незаконным оборотом оружия, составило 26 557 тыс. [14]. Крайне важно усилить контроль оборота оружия, которое находится в частном пользовании для предотвращения его теневого использования, крайне важно. Данная функция возложена на сотрудников полиции, в соответствии с п. 21, 22 ст. 12 Закона «О полиции». Кроме того, контроль за оборотом оружия осуществляют и созданные в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации», подразделения Федеральной службы войск национальной гвардии РФ [3].
В целях профилактики правонарушений и чтобы не допустить криминального оборота оружия, сотрудникам органов внутренних дел законодательно установлены ограничения и запреты. Они связаны с упорядочением системы подготовки и проверки знаний, правил, навыков безопасного обращения с оружием, необходимостью получения медицинских заключений на предмет отсутствия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ, с усилением санкций за нарушение административного и уголовного законодательства. Данные обстоятельства требуют адресной работы со всеми субъектами оборота оружия, более пристального внимания к соблюдению его владельцами установленных правил хранения и ношения оружия, а также минимизации предпосылок к возможному их использованию в преступных целях.
Сотрудники полиции, выполняя служебные задачи в режиме КТО, наделены полномочиями по ограничению населения прав и свобод. Счи-
таем, что данная мера не только вынужденная, но объективно обусловленная и выступает средством обеспечения безопасности людей. Сущность ограничений прав и свобод граждан в условиях правового режима КТО, по нашему мнению, заключается во временном приостановлении либо запрете ряда действий. Эти меры направлены на предупреждение нарушений общественного порядка, обеспечение нормальной жизнедеятельности населения.
Мы считаем, что меры ограничений, запретов следует применять во всех случаях введения режима КТО как обязательные для сохранения общественной безопасности, защиты жизненно важных объектов от посягательств различного рода (мародерства, грабежей, порчи имущества и др.).
Как правило, на период действия режима КТО осуществляется проверка у граждан документов, удостоверяющих их личность, ограничивается движение транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и т. д. Перечень мер и временных ограничений при введении режима КТО определен ст. 11 Федерального закона РФ «О противодействии терроризму» [1].
Анализ перечня мер и временных ограничений при введении на территории (объектах) режима КТО позволяет отметить, что объем работы, опасность установления потенциальных преступников, их пособников, требует увеличения не только численности сотрудников полиции, но и строгого соблюдения основополагающего принципа законности. Он определяется и как режим и как метод деятельности органов внутренних дел, закрепленный ст. 6 Закона «О полиции» [2], поэтому профессионально-квалифицированное следование принципу законности сотрудниками органов внутренних дел при участии в контртеррористической операции, проведении необходимых специальных мероприятий в условиях режима контртеррористической операции, способствует качественной и эффективной правоприменительной юридической практики.
С другой стороны, следование принципам законности в практической деятельности, особенно в правовом режиме КТО, свидетельствует об уровне правосознания и правовой культуры сотрудника органов внутренних дел, граждан. Наконец, выступает критерием оценки, доверия населения к деятельности сотрудника полиции.
Еще в 2012 г. Министр внутренних дел Российской Федерации генерал полиции Российской Федерации В. А. Колокольцев отметил, что «полиция должна заслужить доверие граждан» [4]. Нам представляется, что доверие граждан нужно зарабатывать постоянно честным выполнением своего долга перед людьми, ежедневной целесообразной и результативной службой обществу.
Список литературы:
1. Российская Федерация. Законы. О противодействии терроризму : Федеральный закон № 35-Ф3 от 6 марта 2006 г. : [принят Государственной думой 26 февраля 2006 года : одобрен Советом Федерации 1 марта 2006 года] // СПС «КонсультантПлюс». — Текст : электронный.
2. Российская Федерация. Законы. О полиции : Федеральный закон № З-ФЗ от 7 февраля 2011 г. : [принят Государственной думой 28 января 2011 года : одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года] // СПС «КонсультантПлюс». — Текст : электронный.
3. Российская Федерация. Законы. Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 // СПС «КонсультантПлюс». — Текст : электронный.
4. Владимир Колокольцев: «Полиция должна заслужить доверие граждан» // Министерство внутренних дел России: [Официальный сайт]. — URL: http: //www mvd.ru /news/ show_109865 (дата обращения: 27.11.2019).
5. Вступительное слово председателя НАК, Директора ФСБ России А. В. Бортникова на совместном заседании НАК и ФОШ. — Текст : электронный // Национальный антитеррористический комитет : [сайт]. — 2018. — 11 фев. — URL: http://nac.gov.ru/publikacii/vystupleniya-i-intervyu/vstupitelnoe-slovo-predsedatelya.html (дата обращения: 18.02.2020).
6. Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина на ежегодном расширенном заседании коллегии Федеральной службы безопасности. — Текст : электронный // Национальный антитеррористический комитет : [сайт]. — 2019. — 6 марта. — URL: http:// nac.gov.ru/publikacii/vystupleniya - i - intervyu / vystuplenie-prezidenta-rossiyskoy-federacii-0. html (дата обращения : 17.02.2020).
7. Случаи предотвращения терактов на территории России в 2019 году // РИА Новости : [сайт]. - 2019. - 29 дек. - URL: https://ria. ru/20191229/1562998771.html (дата обращения: 18.02.2020).
8. Алексеев, С. С. Собрание сочинений в 10-и т. Т. 6: Восхождение к праву. М.: Статут, 2010. — Текст : непосредственный.
9. Казинский, Н. Е. Основные понятия и термины по тактико-специальной подготовке в органах внутренних дел : учебное пособие (словарь) / под ред. Н. Е. Казинского, составители Н. Е. Казинский, А. Л. Вострокнутов, К. А. Прохоров, С. В. Середа, В. Н. Супрун, Г. В. Шевченко. - М. : МосУ МВД России. 2014. - Текст : непосредственный.
10. Киреев, М. П., Беляев, А. А. Контртеррористическая операция, ее правовой режим: теоретико-правовой аспект // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 3 (43). -Текст : непосредственный.
11. Матузов, Н. И. Правовые режимы: Вопросы теории и практики / Н. И. Матузов, А. В. Малько // Правоведение. 1996. № 1. -С. 6-29. - Текст : непосредственный.
12. Пушкин, А. Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации. -М.: Альпина Паблишер, 2012. - Текст : непосредственный.
13. Трошин, О. Б. Основы организации взаимодействия органов внутренних дел при проведении специальных операций // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 11. - Текст : непосредственный.
14. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь -декабрь 2019 года // Министерство внутренних дел России: [Официальный сайт]. -URL: http: //www mvd.ru /news/ show_109865 (дата обращения: 25.12.2019).