Проблемные вопросы планирования действий органов государственной власти при подготовке и проведении контртеррористической операции
Ю. Ю. ОВЦЫНОВ,
слушатель факультета подготовки руководителей (начальников) территориальных
органов МВД России (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]
Problematic Issues of Planning Actions of State Authorities in Preparation and Conduct of Counter-Terrorism Operation
Yu. Yu. OVTSYNOV
Listener of the Faculty Training Chiefs (Heads) of Territorial Divisions Bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Management Academy of the Ministry of Interior of Russia)
УДК 343.42:351.74
В статье идет речь о проблемах повышения эффективности планирования действий органов внутренних дел в ходе подготовки и проведения контртеррористической операции. Рассматриваются пути повышения правового обеспечения оперативно-служебных задач, решаемых на современном этапе.
Контртеррористическая операция; правовое обеспечение противодействия терроризму; планирование; органы внутренних дел.
The article deals with the problems of improving the efficiency of planning actions of internal Affairs agencies during the preparation and conduct of counterterrorist operations. The ways of improving the legal support of operational and service tasks being solved at the present stage are considered.
Counter-terrorist operation; legal support for countering terrorism; planning; internal affairs bodies.
Противодействию преступлениям террористической направленности уделяется особое внимание со стороны правоохранительных органов всего мира. В нашей стране это направление также под пристальным вниманием, вопросы террористической защищенности обсуждаются на самом высоком уровне [5, 6, 7].
Из официально размещенных Национальным антитеррористическим комитетом данных [5] видно, что в результате проведенных мероприятий в последние годы удалось значительно снизить число совершенных таких преступлений. Однако обстановка по-прежнему остается напряженной. Только в 2019 г. в ходе контртеррористических операций и оперативно-боевых мероприятий было
нейтрализовано 32 боевика, задержан 41 бандгла-варь, 241 бандит и 606 пособников. Правоохранительными органами была пресечена деятельность 78 так называемых «спящих ячеек» международных террористических организаций, члены которых вынашивали планы совершения преступлений террористической направленности и иных преступных посягательств.
Правоохранительными органами ликвидировано 83 нелегальных мастерских по производству и переделке оружия, пресечена деятельность 8 преступных групп, занимавшихся поставками оружия и боеприпасов из зон вооруженных конфликтов. Росфинмониторингом осуществлены блокировки финансовых активов более 2 тыс. лиц, находящих-
ся под подозрением в причастности к террористической деятельности.
На заседании коллегии Федеральной службы безопасности, проводимом 6 марта 2019 г., Президент Российской Федерации В. Путин отметил снижение в последние годы числа преступлений террористической направленности. Однако, при этом, остается высоким число предотвращенных терактов — порядка 20 в год. Такой уровень сохраняется на протяжении последних трех лет. Данные цифры говорят о том, что у террористов имеется потенциал для подготовки терактов. Наряду с этим, как показывает сложившаяся обстановка, за совершением преступлений террористической направленности стоят как организованные группировки, так и «фанатики-одиночки», прошедшие своеобразную идеологическую обработку. В. Путин также отметил, что в сложившихся реалиях необходимо применять новые формы и методы противодействия таким угрозам, активизировать работу по выявлению вербовщиков и сообщников террористов, перекрывать каналы поставок оружия и денежных средств, всячески пресекать пропагандистскую деятельность в указанной сфере, необходимо развивать взаимодействие, координировать усилия [6].
Активное осуществление пропагандистской и вербовочной деятельность международных террористических организаций, которые основываются на искажении традиционных религиозных суждений, принимает в настоящее время новые организационные формы и для ее ведения используются современные высокотехнологичные средства. Главари международных террористических организаций продолжают деятельность по формированию на территории Российской Федерации законспирированных («спящих») ячеек и планируют в дальнейшем с их помощью претворять в жизнь свои преступные замыслы. В связи с этим, объектами вербовочных устремлений рассматриваемых организаций зачастую становятся иностранные граждане, прибывшие в нашу страну по каналам трудовой миграции из разных стран.
Наибольшее количество проявлений террористического характера по-прежнему фиксируется в Северо-Кавказском федеральном округе. Наряду с этим террористические организации предпринимают попытки распространения своей активности и на другие регионы страны, тем самым расширяя географию таких проявлений, которые в последнее время фиксируются во многих частях Российской Федерации.
Анализ деятельности федеральных органов государственной власти и муниципального управления по противодействию терроризму свидетельствует о наличии неиспользованных резервов в ее организации.
На заседаниях Национального антитеррористического комитета директор ФСБ России А. В. Бортников неоднократно обращал внимание на повышение готовности сил и средств оперативных штабов в субъектах Российской Федерации к незамедлительному реагированию на террористические угрозы [5]. Также ставились задачи по выработке и реализации комплекса мер, направленных на совершенствование организации и координации деятельности всех субъектов противодействия терроризму, что в свою очередь позволит повысить эффективность противодействия террористическим угрозам, в том числе пресечения преступлений террористического характера.
О необходимости совершенствования взаимодействия всех субъектов противодействия терроризму, внедрения новых оперативно-розыскных и технических средств борьбы с преступлениями террористической направленности, учитывая их трансграничный характер, неоднократно говорил также Президент Российской Федерации В. Путин
[7].
Как правило, мероприятия по пресечению преступлений террористической направленности осуществляются посредством проведения контртеррористической операции (далее — КТО). Вопросы организации проведения КТО, введения правового режима КТО, а также порядок привлечения сил и средств органов государственной власти и муниципального управления к участию в проведении КТО и минимизации последствий террористических актов, в соответствии с законодательством Российской Федерации возложены на органы государственной безопасности [1].
Современная КТО характеризуется следующими чертами:
— выполнение оперативно-боевых мероприятий осуществляется в различных боевых условиях и при высоком темпе [3];
— происходящие события характеризуются высокой динамичностью и скоротечностью, быстрыми и резкими изменениями оперативной обстановки;
— существует возможность перехода от одних средств поражения к другим в зависимости от конкретных обстоятельств.
Особую значимость при проведении КТО приобретают вопросы организации взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления. Эффективность проведения КТО зависит от тщательной проработки планируемых действий органов государственной власти и муниципального управления.
Взаимодействие на всех этапах должно осуществляться путем четкого определения роли каждой участвующей стороны, в том числе с определением порядка действий каждого ее сотрудника [4]. Порядок взаимодействия должен
быть прописан в совместных нормативных правовых актах, где необходимо определить лицо, которое в свою очередь будет нести персональную ответственность за проведение конкретных совместных мероприятий.
К числу наиболее острых проблем организации планирования действий органов государственной власти и муниципального управления в ходе проведения КТО можно обозначить несовершенство законодательства, регламентирующего порядок обмена оперативной информацией между ведомствами (например, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации не является субъектом оперативно-розыскной деятельности), нет закрепления в нормативных правовых актах форм и порядка применения личного состава в ходе решения задач противодействия терроризму, имеются факты не своевременности оценки оперативной обстановки и быстрого принятия решения на применение силовых подразделений, на низком качестве остается планирование специальных мероприятий по решению совместных задач [2].
Новые требования к планированию действий субъектов противодействия терроризму, диктуемые применением террористами новых видов оружия, способов и механизмов совершения преступлений террористической направленности, вызывают необходимость научной разработки новых форм и методов координации деятельности органов государственной власти и муниципального управления по планированию действий при проведении КТО.
Таким образом, можно констатировать тот факт, что вопросы правового обеспечения планирования действий органов государственной власти и муниципального управления в ходе КТО раскрыты в многочисленных приказах и инструкциях, однако данная нормативная правовая база не является совершенной и требует дополнительной проработки. В настоящее время назрела необходимость научного анализа действующего законодательства РФ, выявления актуальных проблем взаимодействия субъектов противодействия терроризму, а также определения перспективных направлений совершенствования деятельности в указанной сфере.
Список литературы:
1. Российская Федерация. Законы. О противодействии терроризму: Федеральный закон № 35-Ф3 от 6 марта 2006 г. [принят Государственной думой 26 февраля 2006 года : одобрен Советом Федерации 1 марта 2006 года] // СЗ РФ. 2006. № 11. — Текст : непосредственный.
2. Бецков, А. В., Слепцов, Р. Н. Организация взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации при участии в проведении контртеррористической операции // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 3. — Текст : непосредственный.
3. Наджафов, В. Ш., Щукин, В. М. Организационные и тактические приемы и способы, используемые при проведении контртеррористической операции // Труды Академии управления МВД России. 2011. № 4. — Текст : непосредственный.
4. Рачев, Д. Н. Основные направления взаимодействия МВД России с федеральными органами исполнительной власти при подготовке и проведении контртеррористической операции (на примере ГУ МВД России по Московской области) // Труды Академии управления МВД России. 2019. № 1. — Текст : непосредственный.
5. В Москве прошло заседание Национального антитеррористического комитета и Федерального оперативного штаба. — Текст : электронный // Национальный антитеррористический комитет : официальный сайт. — 2019. — URL: http//nac.gov.ru/nak-prinimaet-resheniya/ v-moskve-proshlo-zasedanie-nacionalnogo-14. html (дата обращения: 10.12.2019).
6. Заседание коллегии Федеральной службы безопасности: выступление Президента РФ. — Текст : электронный // Президент России: официальный сайт. — 2019. — URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/59978 (дата обращения: 10.12.2019).
7. Выступление В. В. Путина на вечере, посвященном Дню работника органов безопасности РФ. — Текст : электронный // Национальный антитеррористический комитет : официальный сайт. — 2019. — URL: http://nac.gov.ru/publikacii/ vystupleniya-i-intervyu/vystuplenie-vv-putina-na-vechere.html (дата обращения: 16.05.2019).