Научная статья на тему 'К вопросу о выборах в органы местного самоуправления'

К вопросу о выборах в органы местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
608
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
муниципальное право / местное самоуправление / муниципальные образования / выборы / голосование / проблема участия в выборах / municipal law / local self-government / municipalities / elections / voting / the problem of participation in elections.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — А И. Донскова

В данной статье будут рассмотрены проблема и актуальность такой темы как выборы в органы местного самоуправления. Также будут рассмотрены такие категории, как деление старины на муниципальные единицы, организация выборов, подготовка и проведение выборов. Приведены статистические данные Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по проценту участия граждан в местных выборах. В качестве вывода рассмотрено решение об оптимизации выборов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — А И. Донскова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF ELECTIONS TO LOCAL SELF-GOVERNING BODIES

This article will discuss the problem and relevance of such topics as elections to local governments. Categories such as the division of antiquity into municipal units, the organization of elections, the preparation and conduct of elections will also be considered. Statistical data of the Central Election Commission of the Russian Federation on the percentage of participation of citizens in local elections are presented. As a conclusion, the decision on optimizing the elections is considered.

Текст научной работы на тему «К вопросу о выборах в органы местного самоуправления»

К ВОПРОСУ О ВЫБОРАХ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ А.И. Донскова, студент

Научный руководитель: Э.А. Шарипова, канд. филос. наук, доцент Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11875

Аннотация. В данной статье будут рассмотрены проблема и актуальность такой темы как выборы в органы местного самоуправления. Также будут рассмотрены такие категории, как деление старины на муниципальные единицы, организация выборов, подготовка и проведение выборов. Приведены статистические данные Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по проценту участия граждан в местных выборах. В качестве вывода рассмотрено решение об оптимизации выборов.

Ключевые слова: муниципальное право, местное самоуправление, муниципальные образования, выборы, голосование, проблема участия в выборах.

Органы местного самоуправления, их должностные лица являются субъектами конституционно-правовых отношений [ 1, с. 101]. Органы местного самоуправления являются первичным уровнем взаимодействия граждан и органов государственной власти [2, с. 23]. Поэтому в современный период остро стоит вопрос выборов в органы местного самоуправления. Участие в выборах является на данный момент наиболее актуальным вопросом. С каждым годом все меньше граждан принимают участие в выборах и это негативный показатель для правового государства. Многие просто не приходят на голосование. Это также, несомненно, связано с низкой правовой культурой граждан, многие не понимают для чего им нужно право участия в выборах, чем это может помочь государству. Согласно статье 21 Всеобщей декларации прав человека «каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей». Данная статья наделяет каждого человека правом волеизъявления посредством выборов. Каждый гражданин вправе отдать голос тому кандидата, который достоин по его мнению.

Перед тем как раскрывать проблему участия граждан в выборах в местное самоуправление, необходимо рассмотреть их организацию и как проходит данное уча-

стие. Следует разобрать процесс организации и проведения выборов.

Местное самоуправление - одна из основ конституционного строя, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Также, согласно Конституции Российской Федерации оно представляет собой форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в законодательно установленных пределах самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Из данного понятия можно выделить особенности местного самоуправления как формы народовластия, которое является особым уровнем публичной власти в государстве. Они состоят в том, что Конституция Российской Федерации в целях обеспечения самоуправления не включила в него в систему государственной власти: органы местного самоуправления не являются структурным подразделением государственного аппарата, они не входят в систему органов государственной власти. Данная особенность провозглашена в статье 12 Конституции Российской Федерации.

Следующая особенность заключается в обеспечении населением права на самостоятельное решение вопросов местного значения. Данное право осуществляется гражданами, как через формы прямого во-

леизъявления, так и через выборные и другие органы местного самоуправления. Местные выборы обеспечивают легитимацию власти в обществе, то есть суверенная воля народа, выраженная путем участия граждан в выборах, определяет легитимность властных полномочий всех органов публичной власти в государстве [3]. Легитимность предполагает согласие народа с властью, его добровольное признание за ней права принимать обязательные решения. Так прослеживается взаимосвязь легитимности и участия граждан в голосовании на выборах. И чем ниже уровень легитимности, тем чаще государство будет опираться на силовое принуждение. Этот факт еще больше подчеркивает важность участия граждан в выборах.

В Федеральном законе об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003 года предусматривает организационно-

территориальную структуру местного самоуправления. В законе выделяются: принципы территориальной организации местного самоуправления, структуры и компетенции органов местного самоуправления, правовые формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, порядок и принципы органов местного самоуправления отдельными полномочиями [3].

Следует рассмотреть организационно-правовую структуру местного самоуправления, из каких составляющих она состоит. Муниципальные выборы проводятся в муниципальных образованиях, особенности которых отражаются на организации выборов. Согласно пункту 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на других территориях. Указанный выше Федеральный закон устанавливает единообразную организацию местного самоуправления: муниципальный район, городской округ, городское поселение, сельское поселение и внутригородского муниципального образования города федерального значения. Возможность создания иных муниципальных образований Федеральный за-

кон не предусматривает, а значит это окончательный их перечень. Ниже рассмотрим каждую муниципальную единицу.

Наиболее мелкие муниципальные единицы - городские и сельские поселения входят в состав территории другого муниципального образования - муниципального района. Сельское поселение может представлять собой как единичный сельский населенный пункт, так и их объединение. Объединение сельских поселений имеет административный центр - населенный пункт, в котором находится представительный орган сельского поселения. Однако такой орган не формируется, если количество жителей, наделенных избирательным правом менее 100 человек.

Следующее вид муниципального образования - городской округ представляет собой городское поселение, которое не входит в состав муниципального района. Муниципальные районы создаются на границах административных районов, наиболее крупных административно-территориальных единиц субъектов РФ [3]. И последний вид - город федерального значения - внутригородская территория. На данный момент в Российской Федерации существует 3 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург, Севастополь. На данные территории приходится 0,03% страны. Это довольно малая часть от всей территории.

Во всех перечисленных муниципальных образованиях осуществляется местное самоуправление, проводятся выборы. Однако стоит перейти к проблеме участия в выборах. Просто нельзя игнорировать то, что многие люди отказываются от исполнения своего гражданского долга. Такая гражданская пассивность тормозит развитие страны. По данным ЦИК РФ о предварительных результатах выборов 17 ноября 2019 года (наиболее актуальные) в четырех субъектах Российской Федерации проводились: два голосования на выборах глав муниципального образования и пять голосований на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований. В выборах приняло участие: Республика Крым - 28,1% от общего числа

зарегистрированных избирателей, Республика Хакасия - 31,14% и Красноярский край - приняло участие в выборах 49,49%. На выборах 2 июня 2019 года депутатов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан процент участия в выборах составил 33,49% [4]. Проанализировав приведенные данные, виден достаточно негативный результат. Только в одном из приведенных субъектов процент участия в выборах приблизился к 50%.

Для выявления корня проблемы рассмотрим, как назначаются и сам процесс проведения выборов в местное самоуправление. Выборы органов местного самоуправления конкретного муниципального образования назначает его представительный орган местного самоуправления. Решение о назначении выборов должно быть принято в срок не позднее, чем за 65 дней. Голосование на выборах должно быть проведено не позднее чем через 80 дней и не раньше 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Данное решение подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации. Голосование может быть назначено только на воскресенье, то есть непраздничный, нерабочий день. Перед голосованием проводится агитация каждого представителя, за которого должны проголосовать граждане. Это могут быть короткие видеоролики, плакаты, буклеты, лозунги с позициями, которые представляет каждый из кандидатов.

Урегулирован и сам процесс проведения голосования в разных формах. В день голосования избиратели голосуют в помещении участковых комиссий. Если изби-

Библиографический список

1. Шарипова Э.А. К вопросу о системе субъектов конституционно-правовых отношений / Идель-Уральские правовые чтения Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. - Уфа: БашГУ, 2015. - С. 101-106.

2. Аминов И.Р. Актуальные проблемы и перспективы развития самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан / Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2017. - № 3 (77). - С. 22-26.

3. Фадеев В.И., Рауткина Н.И., Миронов Н.М. Муниципальных выборы в Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: Норма, 2006. - 368 с.

4. Информация о предварительных результатах выборов в субъектах Российской Федераций. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cikrf.ru/news/cec/44894/ (Дата обращения: 20.11.2019 г.).

ратель не может прийти по определенным причинам, он вправе проголосовать не приходя на участок, например, дома. Также соблюдены условия для тех, кто будет отсутствовать в день проведения выборов по месту жительства (находясь, например, в командировке или в отпуске) - это окружные, территориальные, участковые комиссии, а также по почте. О времени и месте проведения голосования территориальные, участковые комиссии обязаны уведомить избирателей не позднее, чем за 20 часов до дня голосования через СМИ и другими способами, а при проведении досрочного или повторного голосования за 5 дней [5].

Несомненно, данные условия не оптимизированы под современного гражданина. Одной из причин низкой численности избирателей, приходящих на выборы. Не предусмотрено, что каждый человек может голосовать при помощи сети Интернет. Данный способ голосования наиболее оптимизирован, и каждый гражданин сможет отдать свой голос за одного из кандидатов в течение дня. Это не потребует затратить много времени и предоставит возможность осуществить голосование в любом месте. Также, это позволит сразу же отслеживать статистику проголосовавших, упростит подсчет голосов и упростит деятельность избирательной комиссии. Также будут отслеживаться кто именно принимал участие в голосовании и паспортные данные каждого проголосовавшего. Проводимая оптимизация позволит выборам стать проще и каждый сможет проявить свою гражданскую позицию.

5. Кокотов А.Н., Соломаткин А.С. «Муниципальное право России». - М., 2007. - 295 с.

TO THE QUESTION OF ELECTIONS TO LOCAL SELF-GOVERNING BODIES A.I. Donskova, Student

Supervisor: E.A. Sharipova, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor Bashkir State University (Russia, Ufa)

Abstract. This article will discuss the problem and relevance of such topics as elections to local governments. Categories such as the division of antiquity into municipal units, the organization of elections, the preparation and conduct of elections will also be considered. Statistical data of the Central Election Commission of the Russian Federation on the percentage of participation of citizens in local elections are presented. As a conclusion, the decision on optimizing the elections is considered.

Keywords: municipal law, local self-government, municipalities, elections, voting, the problem of participation in elections.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.