Научная статья на тему 'Система избирательных комиссий при проведении муниципальных выборов'

Система избирательных комиссий при проведении муниципальных выборов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
838
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бастрикова Ирина Викторовна

Рассматривается система избирательных комиссий, участвующих в организации и проведении муниципальных выборов в Свердловской области. Акцент делается на статусе территориальных избирательных комиссий, являющихся, по мнению автора, координирующим центром при проведении выборов органов местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система избирательных комиссий при проведении муниципальных выборов»

российское право

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

СИСТЕМА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ

ИРИНА ВИКТОРОВНА БАСТРИКОВА

Член Избирательной комиссии Свердловской области

с правом решающего голоса, заведующий организационно-аналитическим отделом аппарата Избирательной комиссии Свердловской области,

e-mail: pressik@ikso.org

Рассматривается система избирательных комиссий, участвующих в организации и проведении муниципальных выборов в Свердловской области. Акцент делается на статусе территориальных избирательных комиссий, являющихся, по мнению автора, координирующим центром при проведении выборов органов местного самоуправления.

This article discusses the system of election commissions that participate in organizing and holding municipal elections in the Sverdlovsk region. The emphasis is on the status of the territorial election commissions which, according to the author's opinion, are the coordinating center in local self-government elections.

Ключевые слова: муниципальные выборы, избирательная комиссия, избирательный округ

Key words: municipal elections, electoral commission, election district

При проведении выборов в Российской Федерации действует система избирательных комиссий, структура которой определяется уровнем и видом выборов.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Избирательного кодекса Свердловской области организацию подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований осуществляют:

1) Избирательная комиссия Свердловской области;

2) избирательные комиссии муниципальных образований;

3) территориальные избирательные комиссии в муниципальном образовании, на территории которого образуются несколько территориальных избирательных комиссий;

4) окружные избирательные комиссии;

5) участковые избирательные комиссии.

В Свердловской области действуют две избирательные комиссии муниципальных образований - Избирательная комиссия муниципального образования «город Екатеринбург» и Избирательная комиссия города Нижний Тагил. Данные избирательные комиссии являются муниципальными органами и не входят в структуру органов местного самоуправления. Уставами муници-

пальных образований этим комиссиям придан статус юридического лица.

В остальных муниципалитетах широко применяется практика возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную комиссию, действующую в границах муниципального образования. В области таких комиссий 70.

Если в составе муниципального района несколько городских, сельских поселений, то на районную территориальную избирательную комиссию возлагаются полномочия избирательной комиссии муниципального района, а также избирательных комиссий сельских, городских поселений, включенных в состав района. На территории области пять муниципальных районов, в которые входит 21 поселение, соответственно пять территориальных комиссий исполняют полномочия избирательных комиссий 26 муниципалитетов. Кроме того, еще одна территориальная избирательная комиссия (Алапаевская районная) исполняет полномочия избирательных комиссий сразу двух муниципальных образований (Алапа-евского и Махневского).

Полномочия избирательных комиссий муниципальных образований возложены на территориальные комиссии постановлениями Избирательной комиссии Свердловской области по

согласованию с представительными органами местного самоуправления. Решение о возложении полномочий принимается одновременно с формированием состава территориальной избирательной комиссии на очередной срок полномочий. На наш взгляд, практика возложения полномочий избирательных комиссий муниципальных образований на территориальные избирательные комиссии вполне оправданна.

Территориальные избирательные комиссии играют существенную роль в подготовке и проведении муниципальных выборов. Они были образованы во всех муниципальных образованиях в 2002 г. решениями областной избирательной комиссии на основе Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Всего их насчитывалось 80. В Екатеринбурге и Нижнем Тагиле территориальные избирательные комиссии создавались в границах административных районов (семь - в Екатеринбурге и три - в Нижнем Тагиле). Из 80 территориальных избирательных комиссий 69 имеют статус юридического лица (изначально таковых было 38, через год - 48, а к концу 2004 г. - 58).

В тот период также создавались избирательные комиссии муниципальных образований: Екатеринбурга, Нижнего Тагила и еще четырех муниципалитетов, причем на две из них были возложены полномочия территориальных избирательных комиссий. Но последующая практика привела к формированию территориальных избирательных комиссий с возложением на них полномочий избирательных комиссий муниципальных образований.

Особая роль территориальных комиссий обусловлена их полномочиями и задачами. Среди последних - подготовка и проведение выборов всех уровней в Российской Федерации, осуществление контроля за соблюдением избирательных прав граждан, правовое обучение избирателей, профессиональная подготовка членов избирательных комиссий и других участников избирательного процесса. Анализ деятельности территориальных комиссий, работающих на профессиональной основе, позволяет сделать вывод, что именно они служат координирующими центрами подготовки и проведения выборов на территории городов и районов. Не являются исключениями и территориальные избирательные комиссии, действующие в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле, где помимо территориальных комиссий функционируют также избирательные комиссии муниципальных образований. Отметим, что данные избирательные комиссии

включили в систему избирательных комиссий во время проведения муниципальных выборов области сравнительно недавно. В июне 2008 г. в Избирательный кодекс Свердловской области внесли соответствующие изменения. Такая новация регионального законодательства произошла вследствие определенных причин. В частности, при проведении выборов Главы Екатеринбурга 2 марта 2008 г. районные территориальные избирательные комиссии не обладали полномочиями приема от участковых избирательных комиссий протоколов об итогах голосования в силу того, что не входили в систему избирательных комиссий при проведении муниципальных выборов. Поэтому Избирательная комиссия Свердловской области была не вправе возложить отдельные полномочия по проведению выборов Главы Екатеринбурга на районные территориальные комиссии, даже имея обращение Избирательной комиссии муниципального образования «город Екатеринбург» по этому вопросу.

Выборы депутатов Екатеринбургской городской Думы пятого созыва 1 марта 2009 г. проводились с участием районных территориальных избирательных комиссий, к тому времени уже обладавших необходимыми полномочиями.

Несмотря на законодательное регулирование полномочий избирательных комиссий каждого уровня при проведении муниципальных выборов в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле, возникает необходимость уточнения порядка осуществления данными избирательными комиссиями своих полномочий, их взаимодействия с муниципальными избиркомами.

20 июня 2013 г. Избирательная комиссия Свердловской области приняла постановление «О полномочиях избирательных комиссий по подготовке и проведению 8 сентября 2013 года выборов Главы Екатеринбурга - Председателя Екатеринбургской городской Думы и депутатов Екатеринбургской городской Думы». Данное постановление, например, закрепило за муниципальной избирательной комиссией полномочия по обучению членов окружных избирательных комиссий и рассмотрению жалоб на их решения. Вопросы же обучения участковых комиссий и рассмотрения жалоб на их решения, действия (бездействие) отнесены им к компетенции районных территориальных комиссий. Установлено, что территориальные избирательные комиссии принимают от участковых комиссий протоколы об итогах голосования на избирательных участках на выборах Главы Екатеринбурга - Председателя Екатеринбургской городской Думы и депутатов Екатеринбургской городской Думы по единому (общемуниципальному) избиратель-

российское право

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

ному округу. На их основании составляются протокол и сводная таблица избирательной комиссии об итогах голосования на соответствующей территории, которые передают в избирательную комиссию муниципального образования «город Екатеринбург». Протоколы участковых избирательных комиссий об итогах голосования на избирательных участках на выборах депутатов Екатеринбургской городской Думы по одномандатным избирательным округам принимаются окружными избирательными комиссиями, которые на их основании подготавливают протокол и сводную таблицу окружной комиссии о результатах выборов депутата по соответствующему округу и направляют их в муниципальную комиссию. В постановлении уточнен порядок взаимодействия избирательных комиссий и по ряду других вопросов подготовки и проведения муниципальных выборов. Аналогичное постановление было принято при проведении выборов Главы Нижнего Тагила 14 октября 2012 г.

С нашей точки зрения, включение районных территориальных избирательных комиссий Екатеринбурга и Нижнего Тагила в систему избирательных комиссий при проведении муниципальных выборов себя оправдывает. Такая система позволяет возлагать ряд полномочий по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления в данных муниципалитетах на территориальные избирательные комиссии, являющиеся государственными органами Свердловской области и имеющие достаточный опыт подготовки и проведения избирательных кампаний.

Следующее звено в системе избирательных комиссий при проведении муниципальных выборов - окружные избирательные комиссии. В Свердловской области сложилась практика формирования окружных избирательных комиссий для проведения основных выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по мажоритарной системе. Всего в муниципалитетах области для проведения последнего цикла указанных выборов сформировано 476 окружных избирательных комиссий, включающих 3257 человек.

Данные комиссии осуществляют на территории избирательного округа контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации; проводят мероприятия, связанные с выдвижением и регистрацией кандидатов в депутаты по избирательному округу, регистрацией их доверенных лиц; следят за ходом предвыборной агитации; оказывают правовую и организационно-техническую помощь участковым избирательным комиссиям; осуществляют иные полномочия в соответствии с законом.

Такая объективная необходимость формирования окружных избирательных комиссий объясняется и большой удаленностью населенных пунктов, входящих в состав муниципальных образований, от административных центров, их значительной площадью.

Кроме того, существует практика возложения полномочий окружной избирательной комиссии по многомандатному избирательному округу на территориальную избирательную комиссию (выборы депутатов дум городского округа Ста-роуткинск - десятимандатный округ, муниципального образования «поселок Уральский» -одиннадцатимандатный округ, Унже-Павинского сельского поселения - восьмимандатный округ).

При проведении дополнительных (повторных) выборов полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию. Например, так произошло при проведении дополнительных (повторных) выборов 14 сентября 2014 г., когда пять из шести территориальных избиркомов приняли решение о возложении на себя полномочий окружных избирательных комиссий и только одна сформировала окружную избирательную комиссию. Данная необходимость была вызвана удаленностью места нахождения территориальной комиссии от поселения, в котором проводились повторные выборы одного депутата, что создавало неудобства для избирателей, кандидатов и других участников кампании. Принимая во внимание, что на территориальную комиссию в рассматриваемом случае возложены также полномочия избирательной комиссии муниципального образования, можно утверждать, что она пребывает в трех статусах. При оформлении документов территориальная комиссия обязательно указывает на осуществление полномочий муниципальной или окружной комиссии.

При проведении дополнительных выборов депутатов думы муниципального образования по нескольким одномандатным избирательным округам территориальная избирательная комиссия муниципального образования, как правило, возлагает на себя полномочия нескольких окружных комиссий. Так было 14 сентября 2014 г. на дополнительных выборах депутатов Сысертского городского округа по Октябрьскому одномандатному избирательному округу № 6 и Патрушевскому одномандатному избирательному округу № 7.

Существование одной избирательной комиссии в нескольких статусах не влияет на качество подготовки и проведения избирательной кампании, на использование Государственной автоматизированной системы «Выборы» (далее - ГАС

«Выборы»). Полномочия окружных избирательных комиссий по применению ГАС «Выборы» реализуются с использованием комплексов средств автоматизации (далее - КСА) территориальных избирательных комиссий независимо от факта возложения полномочий окружных избирательных комиссий на территориальные.

На выборах депутатов представительных органов местного самоуправления при возложении полномочий окружных избирательных комиссий на территориальную схема применения ГАС «Выборы» не меняется. В любом случае КСА территориальных комиссий выступает в роли нескольких КСА окружных избирательных комиссий, где выполняется полный цикл работ окружных избирательных комиссий, а при установлении результатов выборов в ГАС «Выборы» вносятся данные итоговых протоколов участковых избирательных комиссий и формируются протоколы и сводные таблицы окружных избирательных комиссий.

Учитывая характерное для настоящего времени большое количество избирательных объединений и кандидатов, принимающих участие в выборах по мажоритарной системе, полагаем, что в дальнейшем возложение полномочий нескольких окружных избирательных комиссий на организующую выборы территориальную избирательную комиссию может снизить эффективность реализации полномочий не только окружных, но и территориальной комиссии.

Самые многочисленные в системе избирательных комиссий при проведении муниципальных выборов на территории Свердловской области - участковые избирательные комиссии. На пятилетний срок полномочий в области сформировано 2485 участковых избирательных комиссий, включающих 24 936 человек (более 16 тыс. - в резерве). Кроме того, в местах временного пребывания избирателей может быть образовано до 57 избирательных участков и созданы их участковые избирательные комиссии.

Заметим, что сформированные на пятилетний срок участковые комиссии приобрели статус комиссий, действующих на постоянной основе. На наш взгляд, данный статус не является залогом стабильности состава. Это подтверждает и избирательная кампания 2013 г., когда территориальные комиссии столкнулись с необходимостью внесения значительных изменений в составы участковых избирательных комиссий. Из 29 территориальных избирательных комиссий, участвующих в подготовке и проведении муниципальных выборов 8 сентября 2013 г., две поселковые не произвели замену в своих составах. Остальные территориальные комиссии заменили

407 членов участковых избирательных комиссий (почти 3,5 % от общей численности основных составов), из них 233 человека - в Екатеринбурге.

Члены участковых избирательных комиссий на основании личных письменных заявлений о сложении полномочий в большинстве случаев были освобождены от их исполнения. Среди причин они указывали следующие: нахождение в подчинении у кандидата; близкие родственные, супружеские связи с ним; приобретение статуса кандидата; смена места жительства; работа в штабе кандидата; состояние здоровья.

Несмотря на сложившиеся обстоятельства, территориальные комиссии справились с проблемой комплектования участковых избирательных комиссий: в резерве оказалось достаточно обученных кадров.

Возложение полномочий нескольких окружных избирательных комиссий на организующую выборы территориальную избирательную комиссию может снизить эффективность реализации полномочий не только окружных, но и территориальной комиссии

По нашему мнению, одна из проблем участковых избирательных комиссий при проведении муниципальных выборов - своевременное выявление родства или непосредственного подчинения членов этих комиссий кандидатам. При формировании комиссии на пятилетний срок избежать данной проблемы сложно. Поэтому после начала выдвижения кандидатов, списков кандидатов членов участковых комиссий необходимо знакомить со сведениями о кандидатах, вести дополнительную разъяснительную работу о соблюдении статуса члена комиссии, изучать данный вопрос на семинарах и практических занятиях.

Учитывая сказанное, можно сделать вывод, что система избирательных комиссий при проведении муниципальных выборов в Свердловской области имеет такие особенности, как:

возложение полномочий избирательных комиссий муниципальных образований на территориальные избирательные комиссии, за исключением двух муниципалитетов;

включение в данную систему территориальных избирательных комиссий в муниципальном образовании, на территории которого образуются несколько территориальных избирательных комиссий;

формирование составов всех окружных избирательных комиссий по выборам представительных органов муниципальных образований.

российское право

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

Таким образом, в систему избирательных комиссий при проведении муниципальных выборов на территории Свердловской области входят:

1) Избирательная комиссия Свердловской области;

2) Избирательная комиссия муниципального образования «город Екатеринбург», Избирательная комиссия города Нижний Тагил,

3) 70 территориальных избирательных комиссий, на которые возложены полномочия избиркомов 92 муниципальных образований;

4) семь районных территориальных избирательных комиссий Екатеринбурга, три район-

ных территориальных избирательных комиссии Нижнего Тагила;

5) 476 окружных избирательных комиссий по выборам представительных органов;

6) 2485 участковых избирательных комиссий.

Опыт работы избирательных комиссий, анализ их деятельности по итогам избирательных кампаний показали, что существующая система избирательных комиссий при проведении выборов в органы местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области, очевидно, будет применяться и в дальнейшем.

Драпкин Л. Я. Криминалистические и оперативно-розыскные аспекты раскрытия и расследования преступлений: Учебное пособие. - Екатеринбург: Издательский дом Уральского государственного юридического университета, 2014.-196 с.

Рассматриваются тактика проведения следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, особенности выдвижения и проверки следственных версий. Подробно описаны трудности и проблемы, возникающие в процессе расследования, и даны рекомендации по их эффективному преодолению. Теоретические положения проиллюстрированы анализом уголовных дел, которые расследовал автор пособия.

Магистрантам, преподавателям юридических вузов и факультетов, а также всем интересующимся вопросами раскрытия и расследования преступлений

Л. Я. ДРАПКИН

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ АСПЕКТЫ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.